Учебный текст и картографический материал. Презентация.
Учебный текст и картографический материал. Презентация.
Приведены варианты работы с учебником, учебным текстом и картографическим материалом в СПО на дисциплинах профессионального цикла. Даны конкретные примеры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учебный текст и картографический материал. Презентация.»
Тема. Учебный текст и картографические материалы
Преподаватель
Рыжова О.В.
г. Калуга, 2015 г.
Работа с учебником
С текстом, как правило, работа на занятиях проводится по учебникам.
Учебник — это средство обучения комплексного характера.
В нем на специальностях землеустройство и земельно-имущественные отношения слово сочетается со следующими материалами:
картографическими материалами;
статистическими материалами;
со схемами;
рисунками;
фотографиями;
т. д..
Работа с учебником
Учебник служит не только целям приобретения новых знаний и закрепления их, но и формирования у обучающихся умения самостоятельно работать с книгой .
Он не только расширяет и углубляет знания по специальным дисциплинам, но и развивает мышление и речь обучающихся, обогащает ее, воспитывает интерес к предметам, любовь к книге.
Работа с учебником
В учебнике имеется два структурных блока :
учебный текст;
внетекстовые компоненты.
Каждый из них состоит из нескольких элементов, выполняющих определенную функцию.
Все эти элементы составляют единое целое и в учебнике органически дополняют друг друга.
Учебный текст
Основу учебника составляет учебный текст - логически связанное систематическое изложение программного учебного материала, подлежащего усвоению.
Имманентный подход подразумевает отношение к тексту как к автономной реальности, нацеленность на выявление его внутренней структуры.
«Репрезентативная» (более частная).
Репрезентативный — рассмотрение текста как особой формы представления знаний о внешней тексту действительности.
Учебный текст
Учебный текст:
Основной.
Основной текст включает теорию, объяснение и методологию.
Пояснительный.
Традиционными для географических дисциплин текста являются описание и характеристика объектов и явлений. Описание, словарь терминов и понятий, примечания — пояснительный текст.
Дополнительный.
Пояснения содержатся в дополнительном тексте.
Текст учебника дает наиболее полную информацию по предмету. Изложение учебного материала сопровождается большим количеством связок типа поэтому, таким образом, значит, если, следовательно .
По ходу текста встречаются вопросы и задания типа объясните, почему; подумайте, почему; скажите, как влияет.
Работа с картографическим материалом
Карта — второй язык , экономное выражение географического текста, один из главных источников географической информации, объект изучения в колледже, наглядное пособие по специальным дисциплинам.
Задача преподавателя — научить учащихся пользоваться этим источником, активно его использовать.
С помощью карты при изучении специальных дисциплин можно:
обозревать земную поверхность в целом;
обозревать любую территорию;
обозревать регион;
выявлять связи и зависимости между объектами;
определять местоположение объектов;
соотношение объектов с другими;
форму, величину объектов;
устанавливать закономерности;
динамику и развитие явлений;
давать характеристику любых объектов и территорий.
Работа с картографическим материалом
Основные цели и задачи изучения карты :
понимать;
читать;
знать карту.
Обучающиеся должны усвоить, что карта — условное, обобщенное, уменьшенное, искаженное изображение поверхности Земли на плоскости, условная модель земной поверхности, объектов на ней.
Работа с картографическим материалом
Понимать карту :
знать, что такое карта;
как изображаются объекты (условные знаки, легенда);
как происходит уменьшение при изображении,
что такое масштаб;
чем отличается изображение земной поверхности на плоскости от изображения на глобусе;
что такое градусная сетка;
что такое географические координаты;
какие бывают карты в зависимости от масштаба, охвата территории, содержания.
Научить понимать карту — дать обучающимся систему картографических знаний, чтобы учащиеся сознательно пользовались картой.
Понимание карты необходимо для ее чтения.
Работа с картографическим материалом
Читать карту — это уметь определять направления расстояния и географические координаты по карте, давать характеристику объектов, явлений, регионов, стран по карте.
Простое (элементарное) чтение карты.
При простом чтении считывается информация, непосредственно изображенная на карте.
-
-
Сложное чтение карты.
Сложное чтение — выявление связей, зависимостей между объектами и явлениями, часть из которых непосредственно не изображена на карте; развернутое описание природных районов и отдельных стран, сравнительная характеристика географических объектов и территорий.
-
-
Работа с картографическим материалом
Знать карту — знать расположение объектов на карте, уметь быстро их находить и правильно показывать, уметь представлять взаиморасположение объектов на карте по памяти. Знание карты должно проверяться на каждом уроке, только тогда ученики усвоят карту.
Золотое правило: преподавателю не следует сообщать то, что учащиеся могут вычитать узнать из карты по его заданиям.
Примеры заданий
Предмет. Основы дистанционного зондирования и фотограмметрия.
Тема. Фотоплан, фотокарта, ортофотоплан.
Задание.
Проанализировать представленные изображения и на основании анализа и опорных конспектов составить и заполнить таблицу. Вывод.
Примеры заданий
Предмет. Основы дистанционного зондирования и фотограмметрия.
Тема. Фотоплан, фотокарта, ортофотоплан.
Задание.
Таблица №1
Материал/Параметры
Определение
Фотоплан
№изображение
Фотокарта
Ортофотоплан
Применение
Примеры заданий
Предмет. Основы дистанционного зондирования и фотограмметрия.
Тема. Фотоплан, фотокарта, ортофотоплан.
2. Ответить на следующие вопросы:
Возможно ли дешифрирование изображений № 1, №2, № 3, № 4, по 5 (пяти) прямым основным признакам?
Возможно ли дешифрирование изображений № 1, №2, № 3, № 4, по характерным дешифровочным признакам основных объектов топографического дешифрирования?
Вывод.
3. Выбрать для дешифрирования любые 2 (два) изображения. Продешифрировать их по 5 (пяти) прямым основным признакам. Вывод.
Основу учебника составляет учебный текст. Текст учебника дает наиболее полную информацию по предмету.
Одним из важнейших внетекстовых компонентов учебника является картографический материал. Карта — второй язык , экономное выражение географического текста.
На основе картографического материала можно разрабатывать дифференцированные задания. Такое обучение позволяет эффективно решать вопросы качественного обучения. Осуществляется оно путем изменения содержания, регулирования трудности и длительности выполнения отдельных заданий, применения.
Работа обучающегося с картой — неотъемлемая часть каждого занятия.