kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика проведения урока по географии на тему: "Географическое положение России" 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Географическое положение России»

Стекленёва С.Ю.

Учитель географии

Комбинированный урок — тип урока, характеризующийся сочетанием (комбинацией) различных целей и видов учебной работы при его проведении. Данный урок характеризуется постановкой и достижением следующих дидактических целей:

  • Изучение нового материала;
  • Формирование знаний и умений;
  • Закрепление знаний и умений;
  • Проверка знаний и умений учащихся.

Их многочисленными комбинациями определяются разновидности комбинированных уроков. Традиционной является следующая структура комбинированного урока:

1. Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач;

2. Проверка домашнего задания;

3. Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу;

4. Изложение нового материала;

5. Первичное закрепление изученного материала;

6. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания./1/

При анализе методических рекомендаций был использован учебник по географии И. И. Бариновой для 8-х классов. /2/.

Автором были поставлены следующие цели: раскрыть особенности географического положения России, показать значение географического положения России для развития природы, научить определять крайние точки, показывать территорию России с пограничными государствами, показать влияние географического положения на расселение населения и развития экономики, хозяйства и жизни населения, закрепить умение фиксировать особенности географического положения различными картографическими способами.

Так как тип урока - комбинированный, представлены все компоненты комбинированного урока: проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление изученного материала, постановка домашнего задания.

В ходе урока использовались следующие методы обучения: по источнику знания – словесный (диалог), наглядный (использование учебных карт), по характеру деятельности школьников – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Деятельность преподавателя: в начале урока преподавателем была четко поставлена цель и задачи урока. Перед учителем встает главная задача – мотивировать учащихся на изучение новой темы. Это ему удается с применением игровых приемов (учащиеся заполняют таблицу на доске). Используя ранее выработанный девиз «Знать, уметь, действовать», учитель тем самым мотивирует учащихся к изучению нового материала. При изучении нового материала учитель предлагает записывать в тетрадь план характеристики физико-географического положения страны, а так же крайние точки России, показывая их на настенной карте.

Совместно с учителем школьники определяют географическое положение России, а так же с его помощью схематично изображают контур России и записывают соседние государства по месту их расположения на карте. Далее учитель предлагает определить крайние точки России и нанести их на карту-схему. Немало внимания  уделяется информации о том, какое влияние оказывают моря на природные условия России. Показ на карте пограничных стран сопровождается рассказом о протяженности границ России.

При изучении новой темы учитель пользуется чередованием устной и письменной работы. На уроке объясняется связь развития экономики и жизни населения России с географическим положением. При объяснении домашнего задания учащимся предлагается нанести на контурную карту границу России, подписать название государств-соседей, отметить и подписать крайние точки России.

Деятельность учащихся. В начале урока школьники настраиваются на работу в ходе игры при проверке домашнего задания. При объяснении новой темы ребята отвечают на наводящие вопросы и выделяют особенности географического положения России, записывая их в тетрадь. На протяжении урока учащиеся отвечают на вопросы учителя, объясняют зависимость природных условий от географического положения, записывают в тетради план характеристики физико-географического положения и крайние точки России, схематично изображают контур России и записывают соседние государства по месту из расположения на карте. Для закрепления изученного материала, учащиеся выполняют практическую работу «Особенности географического положения России», которая выполняется на контурной карте. Перед тем, как преступить к выполнению задания, школьники выслушивают объяснения о правилах оформления контурных карт. Приступив к работе, учащиеся обозначают границы России, пограничные государства, крайние точки, моря, омывающие берега России,  а так же определяют протяженность сухопутных границ, протяженность с севера на юг и с запада на восток.

Далее, совместно с учителем, делают следующие выводы о том, что северное положение России и ее большая протяженность требуют от населения больших усилий для обеспечения нормального существования

При различном чередовании методов обучения были достигнуты поставленные цели и выполнены задачи./3/.

При разработке комбинированного урока учителя используют различные приемы для более полного и подробного объяснения темы. Чаще всего для изложения нового материала применяются тезисы, а для его закрепления – схемы, таблицы, работа с картами и контурными картами.

При проведении темы «Географическое положение России» нужно комбинировать деятельность учащихся, постоянно пользоваться атласами и контурными картами, тем самым развивая у учащихся пространственную ориентацию и зрительную память. Для закрепления материала по новой теме рекомендуется применять репродуктивные и частично-поисковые методы обучения, например, заполнение таблиц, схем и т.д.

Немало важной частью в процессе обучения является работа с учебником. Так при изучении темы «Сухопутные и морские границы России» школьникам предлагается заполнить самостоятельно таблицу, пользуясь текстом учебника (табл. 1.1).

Сухопутная граница

Страны-соседи

Длина, км

Северо-западная


 

Западная


 

Южная


 

Итого:

Таблица 1.1 - Сухопутные границы (составлено автором)

Если заранее спланировать ход урока, можно несомненно достичь поставленной цели. Учитель должен учесть возрастные особенности учащихся и их способность интересоваться различными вопросами.

При объяснении нового материала важно увлечь ребят в тему. Для этого можно применить презентацию с иллюстрациями и другими эффектами. Так же можно предложить учащимся подготовить сообщения на темы «Российский сектор Арктики» и «Сравнение географического положения России с положением других государств». В первом сообщении нужно освятить географическое положение, деление на сектора, площадь и природные ресурсы Арктики. Во втором - при сравнении географического положения России с положением других государств можно воспользоваться учебником по географии за 8 класс Э. М. Раковской /4/ на странице 15.

Для подготовки сообщения можно использовать электронные ресурсы /5/, при желании школьника сделать презентацию.

Данные рекомендации помогут учителю правильно спланировать урок, и достичь определенной цели.

Список литературы

  1. Типология уроков [Электронный ресурс]: URL: http://www.atet.su/IMUZ/tipy_urokov.htm. (Дата обращения:21.10.2014).
  2. Баринова И.И. География России. Природа. Учеб.для 8 кл.общеобразоват.учреждений. М.:Дрофа, 2010, - 285 с.
  3. Малиновская С. А. География. 8 класс / Поурочные планы по учебнику Раковской Э.М. Волгоград, 2004, - 112 с.
  4. Раковская Э. М. География: природа России. Учеб.для 8 кл.общеобразоват.учреждений. М.: Просвещение, 1997, - 304 с.
  5. Арктика – википедия [Электронный ресурс]: Арктика. Природные ресурсы: URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0. (Дата обращения:21.10.2014).

Просмотр содержимого документа
«Методика проведения урока по географии на тему: "Географическое положение России" 8 класс»

Комбинированного урока «Географическое положение России»

Стекленёва С.Ю.

Учитель географии



Комбинированный урок — тип урока, характеризующийся сочетанием (комбинацией) различных целей и видов учебной работы при его проведении. Данный урок характеризуется постановкой и достижением следующих дидактических целей:

  • Изучение нового материала;

  • Формирование знаний и умений;

  • Закрепление знаний и умений;

  • Проверка знаний и умений учащихся.

Их многочисленными комбинациями определяются разновидности комбинированных уроков. Традиционной является следующая структура комбинированного урока:

1. Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач;

2. Проверка домашнего задания;

3. Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу;

4. Изложение нового материала;

5. Первичное закрепление изученного материала;

6. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания./1/

При анализе методических рекомендаций был использован учебник по географии И. И. Бариновой для 8-х классов. /2/.

Автором были поставлены следующие цели: раскрыть особенности географического положения России, показать значение географического положения России для развития природы, научить определять крайние точки, показывать территорию России с пограничными государствами, показать влияние географического положения на расселение населения и развития экономики, хозяйства и жизни населения, закрепить умение фиксировать особенности географического положения различными картографическими способами.

Так как тип урока - комбинированный, представлены все компоненты комбинированного урока: проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление изученного материала, постановка домашнего задания.

В ходе урока использовались следующие методы обучения: по источнику знания – словесный (диалог), наглядный (использование учебных карт), по характеру деятельности школьников – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Деятельность преподавателя: в начале урока преподавателем была четко поставлена цель и задачи урока. Перед учителем встает главная задача – мотивировать учащихся на изучение новой темы. Это ему удается с применением игровых приемов (учащиеся заполняют таблицу на доске). Используя ранее выработанный девиз «Знать, уметь, действовать», учитель тем самым мотивирует учащихся к изучению нового материала. При изучении нового материала учитель предлагает записывать в тетрадь план характеристики физико-географического положения страны, а так же крайние точки России, показывая их на настенной карте.

Совместно с учителем школьники определяют географическое положение России, а так же с его помощью схематично изображают контур России и записывают соседние государства по месту их расположения на карте. Далее учитель предлагает определить крайние точки России и нанести их на карту-схему. Немало внимания уделяется информации о том, какое влияние оказывают моря на природные условия России. Показ на карте пограничных стран сопровождается рассказом о протяженности границ России.

При изучении новой темы учитель пользуется чередованием устной и письменной работы. На уроке объясняется связь развития экономики и жизни населения России с географическим положением. При объяснении домашнего задания учащимся предлагается нанести на контурную карту границу России, подписать название государств-соседей, отметить и подписать крайние точки России.

Деятельность учащихся. В начале урока школьники настраиваются на работу в ходе игры при проверке домашнего задания. При объяснении новой темы ребята отвечают на наводящие вопросы и выделяют особенности географического положения России, записывая их в тетрадь. На протяжении урока учащиеся отвечают на вопросы учителя, объясняют зависимость природных условий от географического положения, записывают в тетради план характеристики физико-географического положения и крайние точки России, схематично изображают контур России и записывают соседние государства по месту из расположения на карте. Для закрепления изученного материала, учащиеся выполняют практическую работу «Особенности географического положения России», которая выполняется на контурной карте. Перед тем, как преступить к выполнению задания, школьники выслушивают объяснения о правилах оформления контурных карт. Приступив к работе, учащиеся обозначают границы России, пограничные государства, крайние точки, моря, омывающие берега России, а так же определяют протяженность сухопутных границ, протяженность с севера на юг и с запада на восток.

Далее, совместно с учителем, делают следующие выводы о том, что северное положение России и ее большая протяженность требуют от населения больших усилий для обеспечения нормального существования

При различном чередовании методов обучения были достигнуты поставленные цели и выполнены задачи./3/.

При разработке комбинированного урока учителя используют различные приемы для более полного и подробного объяснения темы. Чаще всего для изложения нового материала применяются тезисы, а для его закрепления – схемы, таблицы, работа с картами и контурными картами.

При проведении темы «Географическое положение России» нужно комбинировать деятельность учащихся, постоянно пользоваться атласами и контурными картами, тем самым развивая у учащихся пространственную ориентацию и зрительную память. Для закрепления материала по новой теме рекомендуется применять репродуктивные и частично-поисковые методы обучения, например, заполнение таблиц, схем и т.д.

Немало важной частью в процессе обучения является работа с учебником. Так при изучении темы «Сухопутные и морские границы России» школьникам предлагается заполнить самостоятельно таблицу, пользуясь текстом учебника (табл. 1.1).


Сухопутная граница

Страны-соседи

Длина, км

Северо-западная



Западная



Южная



Итого:


Таблица 1.1 - Сухопутные границы (составлено автором)


Если заранее спланировать ход урока, можно несомненно достичь поставленной цели. Учитель должен учесть возрастные особенности учащихся и их способность интересоваться различными вопросами.

При объяснении нового материала важно увлечь ребят в тему. Для этого можно применить презентацию с иллюстрациями и другими эффектами. Так же можно предложить учащимся подготовить сообщения на темы «Российский сектор Арктики» и «Сравнение географического положения России с положением других государств». В первом сообщении нужно освятить географическое положение, деление на сектора, площадь и природные ресурсы Арктики. Во втором - при сравнении географического положения России с положением других государств можно воспользоваться учебником по географии за 8 класс Э. М. Раковской /4/ на странице 15.

Для подготовки сообщения можно использовать электронные ресурсы /5/, при желании школьника сделать презентацию.

Данные рекомендации помогут учителю правильно спланировать урок, и достичь определенной цели.

Список литературы

  1. Типология уроков [Электронный ресурс]: URL: http://www.atet.su/IMUZ/tipy_urokov.htm. (Дата обращения:21.10.2014).

  2. Баринова И.И. География России. Природа. Учеб.для 8 кл.общеобразоват.учреждений. М.:Дрофа, 2010, - 285 с.

  3. Малиновская С. А.. География. 8 класс / Поурочные планы по учебнику Раковской Э.М.. Волгоград, 2004, - 112 с.

  4. Раковская Э. М.. География: природа России. Учеб.для 8 кл.общеобразоват.учреждений. М.: Просвещение, 1997, - 304 с.

  5. Арктика – википедия [Электронный ресурс]: Арктика. Природные ресурсы: URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0. (Дата обращения:21.10.2014).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Стекленёва Светлана Юрьевна

Дата: 09.02.2016

Номер свидетельства: 290718

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Разнообразие форм проведения уроков обобщения в географии. "
    ["seo_title"] => string(69) "raznoobraziie-form-proviedieniia-urokov-obobshchieniia-v-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "137367"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417343324"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Краеведческий подход в преподавании географии "
    ["seo_title"] => string(54) "kraieviedchieskii-podkhod-v-priepodavanii-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "165561"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422814761"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "ИНТЕГРАЦИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ "
    ["seo_title"] => string(31) "intiegratsiia-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "101590"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402422855"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Рабочая программа предпрофильного курса "Англоязычный мир: удивительная Австралия" "
    ["seo_title"] => string(90) "rabochaia-proghramma-priedprofil-nogho-kursa-anghloiazychnyi-mir-udivitiel-naia-avstraliia"
    ["file_id"] => string(6) "114246"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411390632"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства