Методика проведения урока по географии на тему: "Географическое положение России" 8 класс
Методика проведения урока по географии на тему: "Географическое положение России" 8 класс
«Географическое положение России»
Стекленёва С.Ю.
Учитель географии
Комбинированный урок — тип урока, характеризующийся сочетанием (комбинацией) различных целей и видов учебной работы при его проведении. Данный урок характеризуется постановкой и достижением следующих дидактических целей:
Изучение нового материала;
Формирование знаний и умений;
Закрепление знаний и умений;
Проверка знаний и умений учащихся.
Их многочисленными комбинациями определяются разновидности комбинированных уроков. Традиционной является следующая структура комбинированного урока:
1. Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач;
2. Проверка домашнего задания;
3. Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу;
4. Изложение нового материала;
5. Первичное закрепление изученного материала;
6. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания./1/
При анализе методических рекомендаций был использован учебник по географии И. И. Бариновой для 8-х классов. /2/.
Автором были поставлены следующие цели: раскрыть особенности географического положения России, показать значение географического положения России для развития природы, научить определять крайние точки, показывать территорию России с пограничными государствами, показать влияние географического положения на расселение населения и развития экономики, хозяйства и жизни населения, закрепить умение фиксировать особенности географического положения различными картографическими способами.
Так как тип урока - комбинированный, представлены все компоненты комбинированного урока: проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление изученного материала, постановка домашнего задания.
В ходе урока использовались следующие методы обучения: по источнику знания – словесный (диалог), наглядный (использование учебных карт), по характеру деятельности школьников – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Деятельность преподавателя: в начале урока преподавателем была четко поставлена цель и задачи урока. Перед учителем встает главная задача – мотивировать учащихся на изучение новой темы. Это ему удается с применением игровых приемов (учащиеся заполняют таблицу на доске). Используя ранее выработанный девиз «Знать, уметь, действовать», учитель тем самым мотивирует учащихся к изучению нового материала. При изучении нового материала учитель предлагает записывать в тетрадь план характеристики физико-географического положения страны, а так же крайние точки России, показывая их на настенной карте.
Совместно с учителем школьники определяют географическое положение России, а так же с его помощью схематично изображают контур России и записывают соседние государства по месту их расположения на карте. Далее учитель предлагает определить крайние точки России и нанести их на карту-схему. Немало внимания уделяется информации о том, какое влияние оказывают моря на природные условия России. Показ на карте пограничных стран сопровождается рассказом о протяженности границ России.
При изучении новой темы учитель пользуется чередованием устной и письменной работы. На уроке объясняется связь развития экономики и жизни населения России с географическим положением. При объяснении домашнего задания учащимся предлагается нанести на контурную карту границу России, подписать название государств-соседей, отметить и подписать крайние точки России.
Деятельность учащихся. В начале урока школьники настраиваются на работу в ходе игры при проверке домашнего задания. При объяснении новой темы ребята отвечают на наводящие вопросы и выделяют особенности географического положения России, записывая их в тетрадь. На протяжении урока учащиеся отвечают на вопросы учителя, объясняют зависимость природных условий от географического положения, записывают в тетради план характеристики физико-географического положения и крайние точки России, схематично изображают контур России и записывают соседние государства по месту из расположения на карте. Для закрепления изученного материала, учащиеся выполняют практическую работу «Особенности географического положения России», которая выполняется на контурной карте. Перед тем, как преступить к выполнению задания, школьники выслушивают объяснения о правилах оформления контурных карт. Приступив к работе, учащиеся обозначают границы России, пограничные государства, крайние точки, моря, омывающие берега России, а так же определяют протяженность сухопутных границ, протяженность с севера на юг и с запада на восток.
Далее, совместно с учителем, делают следующие выводы о том, что северное положение России и ее большая протяженность требуют от населения больших усилий для обеспечения нормального существования
При различном чередовании методов обучения были достигнуты поставленные цели и выполнены задачи./3/.
При разработке комбинированного урока учителя используют различные приемы для более полного и подробного объяснения темы. Чаще всего для изложения нового материала применяются тезисы, а для его закрепления – схемы, таблицы, работа с картами и контурными картами.
При проведении темы «Географическое положение России» нужно комбинировать деятельность учащихся, постоянно пользоваться атласами и контурными картами, тем самым развивая у учащихся пространственную ориентацию и зрительную память. Для закрепления материала по новой теме рекомендуется применять репродуктивные и частично-поисковые методы обучения, например, заполнение таблиц, схем и т.д.
Немало важной частью в процессе обучения является работа с учебником. Так при изучении темы «Сухопутные и морские границы России» школьникам предлагается заполнить самостоятельно таблицу, пользуясь текстом учебника (табл. 1.1).
Сухопутная граница
Страны-соседи
Длина, км
Северо-западная
Западная
Южная
Итого:
Таблица 1.1 - Сухопутные границы (составлено автором)
Если заранее спланировать ход урока, можно несомненно достичь поставленной цели. Учитель должен учесть возрастные особенности учащихся и их способность интересоваться различными вопросами.
При объяснении нового материала важно увлечь ребят в тему. Для этого можно применить презентацию с иллюстрациями и другими эффектами. Так же можно предложить учащимся подготовить сообщения на темы «Российский сектор Арктики» и «Сравнение географического положения России с положением других государств». В первом сообщении нужно освятить географическое положение, деление на сектора, площадь и природные ресурсы Арктики. Во втором - при сравнении географического положения России с положением других государств можно воспользоваться учебником по географии за 8 класс Э. М. Раковской /4/ на странице 15.
Для подготовки сообщения можно использовать электронные ресурсы /5/, при желании школьника сделать презентацию.
Данные рекомендации помогут учителю правильно спланировать урок, и достичь определенной цели.
Просмотр содержимого документа
«Методика проведения урока по географии на тему: "Географическое положение России" 8 класс»
Комбинированного урока «Географическое положение России»
Стекленёва С.Ю.
Учитель географии
Комбинированный урок— тип урока, характеризующийся сочетанием (комбинацией) различных целей и видов учебной работы при его проведении. Данный урок характеризуется постановкой и достижением следующих дидактических целей:
Изучение нового материала;
Формирование знаний и умений;
Закрепление знаний и умений;
Проверка знаний и умений учащихся.
Их многочисленными комбинациями определяются разновидности комбинированных уроков. Традиционной является следующая структура комбинированного урока:
1. Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач;
2. Проверка домашнего задания;
3. Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу;
4. Изложение нового материала;
5. Первичное закрепление изученного материала;
6. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания./1/
При анализе методических рекомендаций был использован учебник по географии И. И. Бариновой для 8-х классов. /2/.
Автором были поставлены следующие цели: раскрыть особенности географического положения России, показать значение географического положения России для развития природы, научить определять крайние точки, показывать территорию России с пограничными государствами, показать влияние географического положения на расселение населения и развития экономики, хозяйства и жизни населения, закрепить умение фиксировать особенности географического положения различными картографическими способами.
Так как тип урока - комбинированный, представлены все компоненты комбинированного урока: проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление изученного материала, постановка домашнего задания.
В ходе урока использовались следующие методы обучения: по источнику знания – словесный (диалог), наглядный (использование учебных карт), по характеру деятельности школьников – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Деятельность преподавателя: в начале урока преподавателем была четко поставлена цель и задачи урока. Перед учителем встает главная задача – мотивировать учащихся на изучение новой темы. Это ему удается с применением игровых приемов (учащиеся заполняют таблицу на доске). Используя ранее выработанный девиз «Знать, уметь, действовать», учитель тем самым мотивирует учащихся к изучению нового материала. При изучении нового материала учитель предлагает записывать в тетрадь план характеристики физико-географического положения страны, а так же крайние точки России, показывая их на настенной карте.
Совместно с учителем школьники определяют географическое положение России, а так же с его помощью схематично изображают контур России и записывают соседние государства по месту их расположения на карте. Далее учитель предлагает определить крайние точки России и нанести их на карту-схему. Немало внимания уделяется информации о том, какое влияние оказывают моря на природные условия России. Показ на карте пограничных стран сопровождается рассказом о протяженности границ России.
При изучении новой темы учитель пользуется чередованием устной и письменной работы. На уроке объясняется связь развития экономики и жизни населения России с географическим положением. При объяснении домашнего задания учащимся предлагается нанести на контурную карту границу России, подписать название государств-соседей, отметить и подписать крайние точки России.
Деятельность учащихся. В начале урока школьники настраиваются на работу в ходе игры при проверке домашнего задания. При объяснении новой темы ребята отвечают на наводящие вопросы и выделяют особенности географического положения России, записывая их в тетрадь. На протяжении урока учащиеся отвечают на вопросы учителя, объясняют зависимость природных условий от географического положения, записывают в тетради план характеристики физико-географического положения и крайние точки России, схематично изображают контур России и записывают соседние государства по месту из расположения на карте. Для закрепления изученного материала, учащиеся выполняют практическую работу «Особенности географического положения России», которая выполняется на контурной карте. Перед тем, как преступить к выполнению задания, школьники выслушивают объяснения о правилах оформления контурных карт. Приступив к работе, учащиеся обозначают границы России, пограничные государства, крайние точки, моря, омывающие берега России, а так же определяют протяженность сухопутных границ, протяженность с севера на юг и с запада на восток.
Далее, совместно с учителем, делают следующие выводы о том, что северное положение России и ее большая протяженность требуют от населения больших усилий для обеспечения нормального существования
При различном чередовании методов обучения были достигнуты поставленные цели и выполнены задачи./3/.
При разработке комбинированного урока учителя используют различные приемы для более полного и подробного объяснения темы. Чаще всего для изложения нового материала применяются тезисы, а для его закрепления – схемы, таблицы, работа с картами и контурными картами.
При проведении темы «Географическое положение России» нужно комбинировать деятельность учащихся, постоянно пользоваться атласами и контурными картами, тем самым развивая у учащихся пространственную ориентацию и зрительную память. Для закрепления материала по новой теме рекомендуется применять репродуктивные и частично-поисковые методы обучения, например, заполнение таблиц, схем и т.д.
Немало важной частью в процессе обучения является работа с учебником. Так при изучении темы «Сухопутные и морские границы России» школьникам предлагается заполнить самостоятельно таблицу, пользуясь текстом учебника (табл. 1.1).
Сухопутная граница
Страны-соседи
Длина, км
Северо-западная
Западная
Южная
Итого:
Таблица 1.1 - Сухопутные границы (составлено автором)
Если заранее спланировать ход урока, можно несомненно достичь поставленной цели. Учитель должен учесть возрастные особенности учащихся и их способность интересоваться различными вопросами.
При объяснении нового материала важно увлечь ребят в тему. Для этого можно применить презентацию с иллюстрациями и другими эффектами. Так же можно предложить учащимся подготовить сообщения на темы «Российский сектор Арктики» и «Сравнение географического положения России с положением других государств». В первом сообщении нужно освятить географическое положение, деление на сектора, площадь и природные ресурсы Арктики. Во втором - при сравнении географического положения России с положением других государств можно воспользоваться учебником по географии за 8 класс Э. М. Раковской /4/ на странице 15.
Для подготовки сообщения можно использовать электронные ресурсы /5/, при желании школьника сделать презентацию.
Данные рекомендации помогут учителю правильно спланировать урок, и достичь определенной цели.