План – конспект урока истории в 6 классе по теме «Возникновение и расцвет средневековых городов»
План – конспект урока истории в 6 классе по теме «Возникновение и расцвет средневековых городов»
План – конспект урока истории в 6 классе
учителя истории МБОУ
многопрофильной гимназии № 4
«Ступени» города Пензы
Задворной Т.Н.
Предмет: история
Возраст учащихся: 6 класс
Тема урока: «Возникновение и расцвет средневековых городов»
Тип урока: урок получения новых знаний
Цель урока: способствовать формированию общего представления о средневековом городе
Задачи:
Образовательные:
Выяснить, почему и как успехи в хозяйстве привели к отделению ремесла от сельского хозяйства и возникновению городов;
Выяснить, где и почему возникали средневековые города;
Раскрыть причины и последствия борьбы городов с сеньорами;
Показать картину жизни и быта горожан
Развивающие:
Развитие внимания и памяти через просмотр презентации
Развитие мышления через проблемные ситуации
Развитие речи через включение в процесс обсуждения
Развитие познавательной активности учащихся
Продолжить формирование основных умений:
работать с текстом учебника, картой
установление причинно-следственных связей в историческом процессе
аргументировано высказывать собственную точку зрения
работать в парах
Воспитательные:
1.Воспитывать интерес к истории
2. Чувство взаимного уважения, сотрудничества, толерантности
Используемые образовательные технологии:
-информационно-коммуникативная;
- парного обучения;
-здоровьесберегающая;
-проблемного обучения;
Методы:
-словесные;
-картографический;
-частично-поисковый;
-наглядные
Оборудование: карта «Европа в 8 – 11 в.», «Европа в 14 - 15 в.», настенная картина «Средневековый город», слайдовая презентация к уроку
УМК:
1. Учебник: Ведюшкин В.А. История средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений
2.Рабочая тетрадь: Ведюшкин В.А., Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь к учебнику «История средних веков»
3.Атлас «История средних веков»
Содержание учебного материала урока:
В ходе урока учащиеся изучают новый материал, работая в парах по заданиям, полученным на уроке. На предыдущих уроках ребята изучили жизнь и быт основных сословий средневековой Европы (крестьянство, феодалы), познакомились с основными типами поселений в раннее средневековье, следующий этап изучения – средневековый город. Данный урок предполагает получение знаний по теме, и определение зависимости успехов в хозяйстве с возникновением и ростом городов; также причин борьбы городов с сеньорами и формирование облика средневекового города.
План урока:
1.Причины возникновения и роста средневековых городов
2.Где возникали средневековые города
3.Борьба городов с сеньорами
4.Средневековый город
Основные термины и понятия: античные города, средневековый город, коммуна, сеньор, ратуша, городской совет, мэр, бургомистр
Межпредметные и межкурсовые связи:
История древнего мира.
Этап урока
Цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время
реализации
1. Организа-ционный
Начало урока – один из важнейших его моментов. Организационный момент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности; к быстрому включению детей в работу
Приветствие учеников
Здороваются
1 мин.
2.Актуализация знаний
Активизация познавательной деятельности учащихся
2.1Учитель
Не секрет, что сейчас одни люди живут в городах, другие – в сельской местности. Чем же отличается город от деревни?
2.2 Всегда ли существовали города? Были ли города в древности?
2.3 Что случилось с городами Западной Римской империи во время завоевания германцев?
Где уцелели города?
Учитель:
В раннее средневековье на Западе почти все население
жило в деревнях, городов было мало и представляли чаще всего они резиденции королей, крупных феодалов, епископов, пограничные крепости
2.1.Отвечают на вопрос
2.2 Отвечают на вопросы
2.3 Ответы на вопросы
3 мин.
3.Определение темы, цели, задач урока
1.Подвести к пониманию темы урока
2. Продолжить формирование основных умений: работать картой;
устанавливать причинно-следственные связи в историческом процессе;
-аргументировано высказывать собственную точку зрения
3.1. Предлагает рассмотреть карты и сравнить их
3.2. Заслушивает ответы учащихся
3.3 Задание: определите тему урока
3.4 презентация
1слайд – название темы
2 слайд – цели и задачи урока
3 слайд – план урока
3.5 К 14 веку территория Европы покрылась сетью городов; возрождаются древние города, возникают новые.
Проблемное задание: чем же объясняется рост городов во второй период средневековья?
3.1 Рассматривают карты и сравнивают их
(работают в парах)
3.2 и 3.3Предлагают свои варианты
3.4Записывают в тетрадь тему, план урока
2 мин.
1 мин.
2 мин.
4. Объяснение нового материала
Через выполнение проблемного задания подвести к пониманию причин возникновения и роста средневековых городов
Выяснить, где и почему возникали средневековые города;
Активизация познавательной деятельности учащихся Развитие мышления через проблемные ситуации
Развитие речи через включение в процесс обсуждения
4.1 Предлагает:
- вспомнить успехи в сельском хозяйстве и ремесле.
Заслушивает ответы учащихся.
Обращается к слайду 6 презентации
4.2Раздает карточки и просит
составить логическую цепочку « Как успехи в хозяйстве связаны с возникновением и ростом средневековых городов?»
4.3 Задание:
сравнить с слайдом 7 презентации.
4.4Предлагает записать в тетрадь логическую цепочку. Учитель кратко объясняет каждое звено цепочки
4.5Предлагает вернуться к проблемному заданию: чем же объясняется рост городов во второй период средневековья?
Делает вывод
4.6 Игровой момент
Учитель просит выбрать место, где может возникнуть средневековый город
Заслушивает ответы учащихся
Работа со слайдом 9
4.1 Работают в парах
Отвечают
4.2 Работая в парах, составляют логическую цепочку
4.4 Работают в тетради
4.5 Отвечают
4.6 Работа в парах, предлагают свои ответы
Работа в тетради
2 мин.
2 мин.
3 мин.
2 мин.
2 мин.
3 мин.
Продолжить формирование основных умений:
работать с картой;
-аргументировано высказывать собственную точку зрения
4.7. Задание: работая с картой, найдите
и запишите в таблицу свои примеры;
4.8.Сделайте вывод: где же возникали средневековые города
4.8 Работа с презентацией
4.7. Работа с картой и тетрадью
4.8 Ответы учащихся
3 мин.
5. Момент отдыха
( так как плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу более 60 %.Наступает
утомление учащихся и снижается их учебная активность
Физкультминутка.
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу
Просит учащихся 1 ряда,
затем 2 и 3 пройтись (прогуляться) по кабинету так, как – будто они идут по средневековому городу
3 мин.
6.Объяснение нового материала
(пункт 3 плана)
Раскрыть причины и последствия борьбы городов с сеньорами;
Активизация познавательной деятельности учащихся Развитие мышления через проблемные ситуации
Развитие речи через включение в процесс обсуждения
6.1Задание: объясните средневековое правило «Нет земли без господина»
6.2 Раздает карточки. Задание: определите причины борьбы городов с сеньорами (2 вариант –задания на слайде презентации)
6.3 Слайд «Борьба городов с сеньорами и ее результаты»
6.1Работа в парах. Ответы
6.2 Работают с заданиями, дают ответы о причинах городов с сеньорами
6.3 Работа в тетради
1 мин.
2 мин.
3 мин.
7.Объяснение нового материала
(пункт 4 плана)
Сформировать представление об облике средневековых городов
Активизация познавательной деятельности учащихся Развитие мышления через проблемные ситуации
Развитие речи через включение в процесс обсуждения
7.1Просит вспомнить, как ребята несколько минут назад «гуляли» по средневековому городу.
7.2Задание: слушая рассказ учителя, выяснить, какие были совершены ошибки во время «прогулки»?
7.3«Проводит экскурсию», используя настенную картину «Средневековый город»
Выполнение задания 7.2
Ответы учащихся
3 мин.
2 мин.
8.Закрепление усвоенного материала
Проверить уровень усвоения нового материала
8.1 Предлагает проверить уровень усвоения нового материала с помощью
Варианты работы:
1. деформированный текст или
2.тест
8.2 Предлагает самостоятельно проверить правильность выполнения задания
8.1 Самостоятельная работа
8.2 Проверяют ответы самостоятельно, работая в парах, с помощью выведенного на экран слайда
1 мин.
1 мин.
9. Подведе-ние итогов урока, рефлексия
Рефлексия помогает ребенку осознать пройденный путь, выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.
9.1 Подводит итог урока, предлагает провести рефлексию с помощью продолжения фраз (слайд выведен на экран)
Мне больше всего запомнилось…
После этого урока мне захотелось узнать о…
Сегодня я смог (смогла)…
Сегодня на уроке мне понравилось…
9.2 Учитель выборочно работает с учениками
9.1 Проводят рефлексию, продолжая фразу.
Ученики работают в парах
2 мин.
10. Домашнее задание
Главное назначение домашнего задания:
- воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;
- овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
-формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;
10.1Проговаривает домашнее задание (слайд)
П. 14, ТПО, доп. лит-ра (для желающих)
Слайд: Общие рекомендации к самоподготовке ( у учащихся – памятки)
10.2Благодарит учеников за урок, прощается с ними.
Записывают домашнее задание в дневники
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План – конспект урока истории в 6 классе по теме «Возникновение и расцвет средневековых городов»»
План – конспект урока истории в 6 классе
учителя истории МБОУ
многопрофильной гимназии № 4
«Ступени» города Пензы
Задворной Т.Н.
Предмет: история
Возраст учащихся: 6 класс
Тема урока: «Возникновение и расцвет средневековых городов»
Тип урока: урок получения новых знаний
Цель урока: способствовать формированию общего представления о средневековом городе
Задачи:
Образовательные:
Выяснить, почему и как успехи в хозяйстве привели к отделению ремесла от сельского хозяйства и возникновению городов;
Выяснить, где и почему возникали средневековые города;
Раскрыть причины и последствия борьбы городов с сеньорами;
Показать картину жизни и быта горожан
Развивающие:
Развитие внимания и памяти через просмотр презентации
Развитие мышления через проблемные ситуации
Развитие речи через включение в процесс обсуждения
Развитие познавательной активности учащихся
Продолжить формирование основных умений:
работать с текстом учебника, картой
установление причинно-следственных связей в историческом процессе
аргументировано высказывать собственную точку зрения
работать в парах
Воспитательные:
1.Воспитывать интерес к истории 2. Чувство взаимного уважения, сотрудничества, толерантности
Используемые образовательные технологии:
-информационно-коммуникативная;
- парного обучения;
-здоровьесберегающая;
-проблемного обучения;
Методы:
-словесные;
-картографический;
-частично-поисковый;
-наглядные
Оборудование: карта «Европа в 8 – 11 в.», «Европа в 14 - 15 в.», настенная картина «Средневековый город», слайдовая презентация к уроку
УМК:
1. Учебник: Ведюшкин В.А. История средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений
2.Рабочая тетрадь: Ведюшкин В.А., Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь к учебнику «История средних веков»
3.Атлас «История средних веков»
Содержание учебного материала урока:
В ходе урока учащиеся изучают новый материал, работая в парах по заданиям, полученным на уроке. На предыдущих уроках ребята изучили жизнь и быт основных сословий средневековой Европы (крестьянство, феодалы), познакомились с основными типами поселений в раннее средневековье, следующий этап изучения – средневековый город. Данный урок предполагает получение знаний по теме, и определение зависимости успехов в хозяйстве с возникновением и ростом городов; также причин борьбы городов с сеньорами и формирование облика средневекового города.
План урока:
1.Причины возникновения и роста средневековых городов
2.Где возникали средневековые города
3.Борьба городов с сеньорами
4.Средневековый город
Основные термины и понятия: античные города, средневековый город, коммуна, сеньор, ратуша, городской совет, мэр, бургомистр
Межпредметные и межкурсовые связи:
История древнего мира.
Этап урока
Цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время
реализации
1. Организа-ционный
Начало урока – один из важнейших его моментов. Организационный момент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности; к быстрому включению детей в работу
Приветствие учеников
Здороваются
1 мин.
2.Актуализация знаний
Активизация познавательной деятельности учащихся
2.1Учитель
Не секрет, что сейчас одни люди живут в городах, другие – в сельской местности. Чем же отличается город от деревни?
2.2 Всегда ли существовали города? Были ли города в древности?
2.3 Что случилось с городами Западной Римской империи во время завоевания германцев?
Где уцелели города?
Учитель:
В раннее средневековье на Западе почти все население
жило в деревнях, городов было мало и представляли чаще всего они резиденции королей, крупных феодалов, епископов, пограничные крепости
2.1.Отвечают на вопрос
2.2 Отвечают на вопросы
2.3 Ответы на вопросы
3 мин.
3.Определение темы, цели, задач урока
1.Подвести к пониманию темы урока
2.Продолжить формирование основных умений: работать картой;
устанавливать причинно-следственные связи в историческом процессе;
-аргументировано высказывать собственную точку зрения
3.1. Предлагает рассмотреть карты и сравнить их
3.2. Заслушивает ответы учащихся
3.3 Задание: определите тему урока
3.4 презентация
1слайд – название темы
2 слайд – цели и задачи урока
3 слайд – план урока
3.5 К 14 веку территория Европы покрылась сетью городов; возрождаются древние города, возникают новые.
Проблемное задание: чем же объясняется рост городов во второй период средневековья?
3.1 Рассматривают карты и сравнивают их
(работают в парах)
3.2 и 3.3Предлагают свои варианты
3.4Записывают в тетрадь тему, план урока
2 мин.
1 мин.
2 мин.
4. Объяснение нового материала
Через выполнение проблемного задания подвести к пониманию причин возникновения и роста средневековых городов
Выяснить, где и почему возникали средневековые города;
Активизация познавательной деятельности учащихся Развитие мышления через проблемные ситуации
Развитие речи через включение в процесс обсуждения
4.1 Предлагает:
- вспомнить успехи в сельском хозяйстве и ремесле.
Заслушивает ответы учащихся.
Обращается к слайду 6 презентации
4.2Раздает карточки и просит
составить логическую цепочку « Как успехи в хозяйстве связаны с возникновением и ростом средневековых городов?»
4.3 Задание:
сравнить с слайдом 7 презентации.
4.4Предлагает записать в тетрадь логическую цепочку. Учитель кратко объясняет каждое звено цепочки
4.5Предлагает вернуться к проблемному заданию: чем же объясняется рост городов во второй период средневековья?
Делает вывод
4.6 Игровой момент
Учитель просит выбрать место, где может возникнуть средневековый город
Заслушивает ответы учащихся
Работа со слайдом 9
4.1 Работают в парах
Отвечают
4.2 Работая в парах, составляют логическую цепочку
4.4 Работают в тетради
4.5 Отвечают
4.6 Работа в парах, предлагают свои ответы
Работа в тетради
2 мин.
2 мин.
3 мин.
2 мин.
2 мин.
3 мин.
Продолжить формирование основных умений:
работать с картой;
-аргументировано высказывать собственную точку зрения
4.7. Задание: работая с картой, найдите
и запишите в таблицу свои примеры;
4.8.Сделайте вывод: где же возникали средневековые города
4.8 Работа с презентацией
4.7. Работа с картой и тетрадью
4.8 Ответы учащихся
3 мин.
5. Момент отдыха
( так как плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу более 60 % .Наступает
утомление учащихся и снижается их учебная активность
Физкультминутка.
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу
Просит учащихся 1 ряда,
затем 2 и 3 пройтись (прогуляться) по кабинету так, как – будто они идут по средневековому городу
3 мин.
6.Объяснение нового материала
(пункт 3 плана)
Раскрыть причины и последствия борьбы городов с сеньорами;
Активизация познавательной деятельности учащихся Развитие мышления через проблемные ситуации
Развитие речи через включение в процесс обсуждения
6.1Задание: объясните средневековое правило «Нет земли без господина»
6.2 Раздает карточки. Задание: определите причины борьбы городов с сеньорами (2 вариант –задания на слайде презентации)
6.3 Слайд «Борьба городов с сеньорами и ее результаты»
6.1Работа в парах. Ответы
6.2 Работают с заданиями, дают ответы о причинах городов с сеньорами
6.3 Работа в тетради
1 мин.
2 мин.
3 мин.
7.Объяснение нового материала
(пункт 4 плана)
Сформировать представление об облике средневековых городов
Активизация познавательной деятельности учащихся Развитие мышления через проблемные ситуации
Развитие речи через включение в процесс обсуждения
7.1Просит вспомнить, как ребята несколько минут назад «гуляли» по средневековому городу.
7.2Задание: слушая рассказ учителя, выяснить, какие были совершены ошибки во время «прогулки»?
7.3«Проводит экскурсию», используя настенную картину «Средневековый город»
Выполнение задания 7.2
Ответы учащихся
3 мин.
2 мин.
8.Закрепление усвоенного материала
Проверить уровень усвоения нового материала
8.1 Предлагает проверить уровень усвоения нового материала с помощью
Варианты работы:
1. деформированный текст или
2.тест
8.2 Предлагает самостоятельно проверить правильность выполнения задания
8.1 Самостоятельная работа
8.2 Проверяют ответы самостоятельно, работая в парах, с помощью выведенного на экран слайда
1 мин.
1 мин.
9. Подведе-ние итогов урока, рефлексия
Рефлексия помогает ребенку осознать пройденный путь, выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.
9.1 Подводит итог урока, предлагает провести рефлексию с помощью продолжения фраз (слайд выведен на экран)
Мне больше всего запомнилось…
После этого урока мне захотелось узнать о…
Сегодня я смог (смогла)…
Сегодня на уроке мне понравилось…
9.2 Учитель выборочно работает с учениками
9.1 Проводят рефлексию, продолжая фразу.
Ученики работают в парах
2 мин.
10. Домашнее задание
Главное назначение домашнего задания:
- воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;
- овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
-формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;
10.1Проговаривает домашнее задание (слайд)
П. 14, ТПО, доп. лит-ра (для желающих)
Слайд: Общие рекомендации к самоподготовке ( у учащихся – памятки)
10.2Благодарит учеников за урок, прощается с ними.
Записывают домашнее задание в дневники
1 мин.
Приложение:
Задания 6.2:
Сеньором города Страсбурга в Германии был епископ. Его люди судили горожан, назначали цеховых старшин, собирали налоги и пошлины, ведали чеканкой монеты, получали деньги за пользование городскими весами и мерами. Горожане ежегодно отбывали в пользу епископа пятидневную барщину, ремесленники были обязаны поставлять ему определенное количество товара, купцы выполняли в поездках его поручения.
Чем власть сеньора мешала развитию ремесла и торговли?
(из сборника заданий по истории средних веков)
Жители города Лана уже давно мечтали освободиться от власти епископов, во владениях которых вырос их город. Когда-то епископы поддерживали горожан: уж очень выгодно им было получать деньги. Город исправно платил за право существовать на епископской земле. Но алчность сеньоров Лана не знала границ, они увеличивали поборы и не давали горожанам самим управлять городом. Каких только не появлялось пошлин: провозные, проходные, въездные и выездные, мостовые и подорожные…
Почему жители Лана старались избавиться от власти сеньоров – епископов?
(из «Книги для чтения по истории средних веков». Составитель Н.И. Запорожец
Памятка для учащихся: «Общие рекомендации к самоподготовке»:
выполнять домашнюю работу нужно начинать в точно установленное время;
прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места;
приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнешь;
старайся все затруднения разрешить самостоятельно;
о задании узнай в дневнике или по закладкам в учебнике;
забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику;
начинай самоподготовку в определенном порядке, например: русский язык, математика, чтение.
Письменные задания:
внимательно прочитай задание;
повтори по учебнику, выучи определения, правила, связанные с выполнением данной работы;
после выполнения письменного задания внимательно проверь написанное;
ошибки исправляй аккуратно, в соответствии с рекомендациями учителя.
Устные задания:
посмотри, что задано, подумай, с чего начинать выполнять задание;