kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План – конспект урока истории в 6 классе по теме «Возникновение и расцвет средневековых городов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План – конспект урока истории в 6 классе

                                                                                  учителя истории    МБОУ

                                                                                              многопрофильной гимназии № 4

                                                                                  «Ступени» города Пензы

                                                              Задворной Т.Н.

Предмет: история

Возраст учащихся: 6 класс

Тема урока: «Возникновение и расцвет средневековых городов»

Тип урока: урок получения новых знаний

Цель урока: способствовать формированию общего представления о средневековом городе

Задачи:

Образовательные:

Выяснить, почему и как успехи в хозяйстве привели к отделению ремесла от сельского хозяйства и возникновению городов;

Выяснить, где и почему возникали средневековые города;

Раскрыть причины и последствия борьбы  городов с сеньорами;

Показать картину жизни и быта горожан

Развивающие:

Развитие внимания и памяти через просмотр презентации

Развитие мышления через проблемные ситуации

Развитие речи через включение в процесс обсуждения

Развитие познавательной активности учащихся

Продолжить формирование основных умений:

работать с текстом учебника, картой

установление причинно-следственных связей в историческом процессе

аргументировано высказывать собственную точку зрения

 работать в парах

Воспитательные:

1.Воспитывать  интерес к истории
2. Чувство взаимного уважения, сотрудничества, толерантности

Используемые образовательные технологии:

-информационно-коммуникативная;

- парного обучения;

-здоровьесберегающая;

-проблемного обучения;

Методы:

-словесные;

-картографический;

-частично-поисковый;

-наглядные

Оборудование: карта «Европа в 8 – 11 в.»,  «Европа в  14 - 15 в.», настенная картина «Средневековый город», слайдовая презентация к уроку

УМК:

1. Учебник: Ведюшкин В.А. История средних веков: учебник  для 6 класса общеобразовательных учреждений

 2.Рабочая тетрадь: Ведюшкин В.А., Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь к учебнику «История средних веков»

3.Атлас «История средних веков»

Содержание учебного материала урока:

 В ходе урока учащиеся изучают новый материал, работая в парах по заданиям, полученным на уроке. На предыдущих уроках ребята изучили жизнь и быт основных сословий средневековой Европы (крестьянство, феодалы), познакомились с основными типами поселений в раннее средневековье, следующий этап изучения – средневековый город. Данный урок предполагает получение знаний по теме, и определение зависимости успехов в хозяйстве с возникновением и ростом городов; также причин борьбы городов с сеньорами и формирование облика средневекового города.

 План урока:

1.Причины возникновения и роста средневековых городов

2.Где возникали средневековые города

3.Борьба городов с сеньорами

4.Средневековый город

Основные термины и понятия: античные города, средневековый город, коммуна, сеньор, ратуша, городской совет, мэр, бургомистр

Межпредметные и межкурсовые связи:

История древнего мира.

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

 реализации

1. Организа-ционный

Начало урока – один из важнейших его моментов. Организационный момент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности; к быстрому включению детей в работу

Приветствие учеников

Здороваются

1 мин.

2.Актуализация знаний

Активизация познавательной деятельности учащихся

2.1Учитель

Не секрет, что сейчас одни люди живут в городах, другие – в сельской местности. Чем же отличается город от деревни?

2.2 Всегда ли существовали города? Были ли города в древности?

2.3 Что случилось с городами Западной Римской империи во время завоевания германцев?

Где уцелели города?

Учитель:

В раннее средневековье на Западе почти все население

жило в деревнях, городов было мало и представляли чаще всего они резиденции королей, крупных феодалов, епископов, пограничные крепости

2.1.Отвечают на вопрос

2.2 Отвечают на вопросы

2.3 Ответы на вопросы

3 мин.

3.Определение темы, цели, задач урока

1.Подвести к пониманию темы урока

2. Продолжить формирование основных умений: работать картой;

устанавливать  причинно-следственные связи в историческом процессе;

-аргументировано высказывать собственную точку зрения

3.1. Предлагает рассмотреть карты и сравнить их

3.2. Заслушивает ответы учащихся

3.3 Задание: определите тему урока

3.4 презентация

1слайд – название темы

2 слайд – цели и задачи урока

3 слайд – план урока

3.5 К 14 веку территория Европы покрылась сетью городов; возрождаются древние города, возникают новые.

Проблемное задание: чем же объясняется рост городов во второй период средневековья?

3.1 Рассматривают карты и сравнивают их

(работают в парах)

3.2 и 3.3Предлагают свои варианты

3.4Записывают в тетрадь тему, план урока

2 мин.

1 мин.

2 мин.

4. Объяснение нового материала

Через выполнение проблемного задания подвести к пониманию причин возникновения и роста средневековых городов

Выяснить, где и почему возникали средневековые города;

Активизация познавательной деятельности учащихся Развитие мышления через проблемные ситуации

Развитие речи через включение в процесс обсуждения

4.1 Предлагает:

- вспомнить успехи в сельском хозяйстве и ремесле.

Заслушивает ответы учащихся.

Обращается к слайду 6 презентации

4.2Раздает карточки и просит

составить логическую цепочку « Как успехи в хозяйстве связаны с возникновением и ростом средневековых городов?»

4.3 Задание:

сравнить  с слайдом  7 презентации.

4.4Предлагает записать в тетрадь логическую цепочку. Учитель кратко объясняет каждое звено цепочки

4.5Предлагает вернуться к проблемному заданию: чем же объясняется рост городов во второй период средневековья?

Делает вывод

4.6 Игровой момент

Учитель просит выбрать место, где может возникнуть средневековый город

Заслушивает ответы учащихся

Работа со  слайдом 9

4.1 Работают в парах

Отвечают

4.2 Работая  в парах, составляют логическую цепочку

4.4 Работают в тетради

4.5 Отвечают

4.6 Работа в парах, предлагают свои ответы

 Работа в тетради

2 мин.

2 мин.

3 мин.

2 мин.

2 мин.

3 мин.

Продолжить формирование основных умений:

работать с картой;

-аргументировано высказывать собственную точку зрения

4.7. Задание: работая с картой, найдите

и запишите в таблицу свои примеры;

4.8.Сделайте вывод: где же возникали средневековые города

4.8 Работа с презентацией

4.7. Работа с картой и тетрадью

4.8 Ответы учащихся

3 мин.

5. Момент отдыха

( так как плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу более 60 %.Наступает

утомление учащихся и снижается их учебная активность

Физкультминутка.

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу

Просит учащихся 1 ряда,

 затем 2 и 3 пройтись (прогуляться) по кабинету так, как – будто они идут по средневековому городу

3 мин.

6.Объяснение нового материала

(пункт 3 плана)

Раскрыть причины и последствия борьбы  городов с сеньорами;

Активизация познавательной деятельности учащихся Развитие мышления через проблемные ситуации

Развитие речи через включение в процесс обсуждения

6.1Задание: объясните средневековое правило «Нет земли без господина»

6.2 Раздает карточки. Задание: определите причины борьбы городов с сеньорами (2 вариант –задания на слайде презентации)

6.3 Слайд «Борьба городов с сеньорами и ее результаты»

6.1Работа в парах. Ответы

6.2 Работают с заданиями, дают ответы о причинах городов с сеньорами

6.3 Работа в тетради

1 мин.

2 мин.

3 мин.

7.Объяснение нового материала

(пункт 4 плана)

Сформировать представление об облике средневековых городов

Активизация познавательной деятельности учащихся Развитие мышления через проблемные ситуации

Развитие речи через включение в процесс обсуждения

7.1Просит вспомнить, как ребята несколько минут назад «гуляли» по средневековому городу.

7.2Задание: слушая рассказ учителя, выяснить, какие были совершены ошибки во время «прогулки»?

7.3«Проводит экскурсию», используя настенную картину «Средневековый город»

Выполнение задания 7.2

Ответы учащихся

3 мин.

2 мин.

8.Закрепление усвоенного материала

Проверить уровень усвоения нового материала

8.1 Предлагает проверить уровень усвоения нового материала с помощью

Варианты работы:

1. деформированный текст или

2.тест

8.2 Предлагает  самостоятельно проверить правильность выполнения задания

8.1 Самостоятельная работа

8.2 Проверяют ответы самостоятельно, работая в парах, с помощью выведенного на экран слайда

1 мин.

1 мин.

9. Подведе-ние итогов урока, рефлексия

Рефлексия помогает ребенку осознать пройденный путь, выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

9.1 Подводит итог урока, предлагает провести рефлексию с помощью продолжения фраз (слайд выведен на экран)

Мне больше всего запомнилось…

После этого урока мне захотелось узнать о…

Сегодня я смог (смогла)…

Сегодня на уроке мне понравилось…

9.2 Учитель выборочно работает с учениками

9.1 Проводят рефлексию, продолжая фразу.

Ученики работают в парах

2 мин.

10. Домашнее задание

Главное назначение домашнего задания:    

- воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;

- овладение навыками учебного труда, выраженное в различных  способах учебной работы;

-формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;  

10.1Проговаривает домашнее задание (слайд)

П.   14,  ТПО, доп. лит-ра (для желающих)

Слайд: Общие рекомендации к самоподготовке ( у учащихся – памятки)

10.2Благодарит учеников за урок, прощается с ними.

Записывают домашнее задание в дневники

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План – конспект урока истории в 6 классе по теме «Возникновение и расцвет средневековых городов»»

План – конспект урока истории в 6 классе

учителя истории МБОУ

многопрофильной гимназии № 4

«Ступени» города Пензы

Задворной Т.Н.


Предмет: история

Возраст учащихся: 6 класс

Тема урока: «Возникновение и расцвет средневековых городов»

Тип урока: урок получения новых знаний

Цель урока: способствовать формированию общего представления о средневековом городе

Задачи:

Образовательные:

Выяснить, почему и как успехи в хозяйстве привели к отделению ремесла от сельского хозяйства и возникновению городов;

Выяснить, где и почему возникали средневековые города;

Раскрыть причины и последствия борьбы городов с сеньорами;

Показать картину жизни и быта горожан


Развивающие:

Развитие внимания и памяти через просмотр презентации

Развитие мышления через проблемные ситуации

Развитие речи через включение в процесс обсуждения

Развитие познавательной активности учащихся

Продолжить формирование основных умений:

работать с текстом учебника, картой

установление причинно-следственных связей в историческом процессе

аргументировано высказывать собственную точку зрения

работать в парах

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к истории
2. Чувство взаимного уважения, сотрудничества, толерантности


Используемые образовательные технологии:

-информационно-коммуникативная;

- парного обучения;

-здоровьесберегающая;

-проблемного обучения;


Методы:

-словесные;

-картографический;

-частично-поисковый;

-наглядные


Оборудование: карта «Европа в 8 – 11 в.», «Европа в 14 - 15 в.», настенная картина «Средневековый город», слайдовая презентация к уроку


УМК:

1. Учебник: Ведюшкин В.А. История средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений

2.Рабочая тетрадь: Ведюшкин В.А., Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь к учебнику «История средних веков»

3.Атлас «История средних веков»


Содержание учебного материала урока:

В ходе урока учащиеся изучают новый материал, работая в парах по заданиям, полученным на уроке. На предыдущих уроках ребята изучили жизнь и быт основных сословий средневековой Европы (крестьянство, феодалы), познакомились с основными типами поселений в раннее средневековье, следующий этап изучения – средневековый город. Данный урок предполагает получение знаний по теме, и определение зависимости успехов в хозяйстве с возникновением и ростом городов; также причин борьбы городов с сеньорами и формирование облика средневекового города.


План урока:

1.Причины возникновения и роста средневековых городов

2.Где возникали средневековые города

3.Борьба городов с сеньорами

4.Средневековый город


Основные термины и понятия: античные города, средневековый город, коммуна, сеньор, ратуша, городской совет, мэр, бургомистр



Межпредметные и межкурсовые связи:

История древнего мира.


Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

реализации

1. Организа-ционный

Начало урока – один из важнейших его моментов. Организационный момент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности; к быстрому включению детей в работу

Приветствие учеников

Здороваются

1 мин.

2.Актуализация знаний


Активизация познавательной деятельности учащихся

2.1Учитель

Не секрет, что сейчас одни люди живут в городах, другие – в сельской местности. Чем же отличается город от деревни?

2.2 Всегда ли существовали города? Были ли города в древности?

2.3 Что случилось с городами Западной Римской империи во время завоевания германцев?

Где уцелели города?

Учитель:

В раннее средневековье на Западе почти все население

жило в деревнях, городов было мало и представляли чаще всего они резиденции королей, крупных феодалов, епископов, пограничные крепости

2.1.Отвечают на вопрос







2.2 Отвечают на вопросы



2.3 Ответы на вопросы

3 мин.

3.Определение темы, цели, задач урока

1.Подвести к пониманию темы урока

2. Продолжить формирование основных умений: работать картой;

устанавливать причинно-следственные связи в историческом процессе;

-аргументировано высказывать собственную точку зрения


3.1. Предлагает рассмотреть карты и сравнить их

3.2. Заслушивает ответы учащихся

3.3 Задание: определите тему урока

3.4 презентация

1слайд – название темы

2 слайд – цели и задачи урока

3 слайд – план урока

3.5 К 14 веку территория Европы покрылась сетью городов; возрождаются древние города, возникают новые.

Проблемное задание: чем же объясняется рост городов во второй период средневековья?


3.1 Рассматривают карты и сравнивают их

(работают в парах)


3.2 и 3.3Предлагают свои варианты

3.4Записывают в тетрадь тему, план урока












2 мин.




1 мин.


2 мин.

4. Объяснение нового материала

Через выполнение проблемного задания подвести к пониманию причин возникновения и роста средневековых городов













































Выяснить, где и почему возникали средневековые города;


Активизация познавательной деятельности учащихся Развитие мышления через проблемные ситуации

Развитие речи через включение в процесс обсуждения


4.1 Предлагает:

- вспомнить успехи в сельском хозяйстве и ремесле.

Заслушивает ответы учащихся.

Обращается к слайду 6 презентации



4.2Раздает карточки и просит

составить логическую цепочку « Как успехи в хозяйстве связаны с возникновением и ростом средневековых городов?»

4.3 Задание:

сравнить с слайдом 7 презентации.

4.4Предлагает записать в тетрадь логическую цепочку. Учитель кратко объясняет каждое звено цепочки

4.5Предлагает вернуться к проблемному заданию: чем же объясняется рост городов во второй период средневековья?

Делает вывод



4.6 Игровой момент

Учитель просит выбрать место, где может возникнуть средневековый город

Заслушивает ответы учащихся

Работа со слайдом 9


4.1 Работают в парах

Отвечают




















4.2 Работая в парах, составляют логическую цепочку

















4.4 Работают в тетради



4.5 Отвечают







4.6 Работа в парах, предлагают свои ответы


Работа в тетради

2 мин.





















2 мин.


















3 мин.




2 мин.






2 мин.



3 мин.



















Продолжить формирование основных умений:

работать с картой;

-аргументировано высказывать собственную точку зрения


4.7. Задание: работая с картой, найдите

и запишите в таблицу свои примеры;

4.8.Сделайте вывод: где же возникали средневековые города





4.8 Работа с презентацией

4.7. Работа с картой и тетрадью

4.8 Ответы учащихся

3 мин.

5. Момент отдыха

( так как плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу более 60 % .Наступает

утомление учащихся и снижается их учебная активность

Физкультминутка.

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу


Просит учащихся 1 ряда,

затем 2 и 3 пройтись (прогуляться) по кабинету так, как – будто они идут по средневековому городу


3 мин.

6.Объяснение нового материала

(пункт 3 плана)

Раскрыть причины и последствия борьбы городов с сеньорами;


Активизация познавательной деятельности учащихся Развитие мышления через проблемные ситуации

Развитие речи через включение в процесс обсуждения


6.1Задание: объясните средневековое правило «Нет земли без господина»

6.2 Раздает карточки. Задание: определите причины борьбы городов с сеньорами (2 вариант –задания на слайде презентации)

6.3 Слайд «Борьба городов с сеньорами и ее результаты»

6.1Работа в парах. Ответы

6.2 Работают с заданиями, дают ответы о причинах городов с сеньорами



6.3 Работа в тетради

1 мин.


2 мин.




3 мин.

7.Объяснение нового материала

(пункт 4 плана)

Сформировать представление об облике средневековых городов

Активизация познавательной деятельности учащихся Развитие мышления через проблемные ситуации

Развитие речи через включение в процесс обсуждения



7.1Просит вспомнить, как ребята несколько минут назад «гуляли» по средневековому городу.

7.2Задание: слушая рассказ учителя, выяснить, какие были совершены ошибки во время «прогулки»?

7.3«Проводит экскурсию», используя настенную картину «Средневековый город»

Выполнение задания 7.2










Ответы учащихся








3 мин.


2 мин.

8.Закрепление усвоенного материала

Проверить уровень усвоения нового материала

8.1 Предлагает проверить уровень усвоения нового материала с помощью

Варианты работы:

1. деформированный текст или

2.тест

8.2 Предлагает самостоятельно проверить правильность выполнения задания

8.1 Самостоятельная работа
















8.2 Проверяют ответы самостоятельно, работая в парах, с помощью выведенного на экран слайда

1 мин.
















1 мин.

9. Подведе-ние итогов урока, рефлексия

Рефлексия помогает ребенку осознать пройденный путь, выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

9.1 Подводит итог урока, предлагает провести рефлексию с помощью продолжения фраз (слайд выведен на экран)

Мне больше всего запомнилось…

После этого урока мне захотелось узнать о…

Сегодня я смог (смогла)…

Сегодня на уроке мне понравилось…

9.2 Учитель выборочно работает с учениками

9.1 Проводят рефлексию, продолжая фразу.

Ученики работают в парах

2 мин.

10. Домашнее задание

Главное назначение домашнего задания:    

- воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;

- овладение навыками учебного труда, выраженное в различных  способах учебной работы;

-формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;  


10.1Проговаривает домашнее задание (слайд)

П. 14, ТПО, доп. лит-ра (для желающих)

Слайд: Общие рекомендации к самоподготовке ( у учащихся – памятки)


10.2Благодарит учеников за урок, прощается с ними.


Записывают домашнее задание в дневники

1 мин.


























Приложение:

Задания 6.2:


  1. Сеньором города Страсбурга в Германии был епископ. Его люди судили горожан, назначали цеховых старшин, собирали налоги и пошлины, ведали чеканкой монеты, получали деньги за пользование городскими весами и мерами. Горожане ежегодно отбывали в пользу епископа пятидневную барщину, ремесленники были обязаны поставлять ему определенное количество товара, купцы выполняли в поездках его поручения.


Чем власть сеньора мешала развитию ремесла и торговли?

(из сборника заданий по истории средних веков)


  1. Жители города Лана уже давно мечтали освободиться от власти епископов, во владениях которых вырос их город. Когда-то епископы поддерживали горожан: уж очень выгодно им было получать деньги. Город исправно платил за право существовать на епископской земле. Но алчность сеньоров Лана не знала границ, они увеличивали поборы и не давали горожанам самим управлять городом. Каких только не появлялось пошлин: провозные, проходные, въездные и выездные, мостовые и подорожные…


Почему жители Лана старались избавиться от власти сеньоров – епископов?

(из «Книги для чтения по истории средних веков». Составитель Н.И. Запорожец


















Памятка для учащихся: «Общие рекомендации к самоподготовке»: 


выполнять домашнюю работу нужно начинать в точно установленное время;

прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места;

приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнешь;

старайся все затруднения разрешить самостоятельно;

о задании узнай в дневнике или по закладкам в учебнике;

забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику;

начинай самоподготовку в определенном порядке, например: русский язык, математика, чтение.


Письменные задания:

внимательно прочитай задание;

повтори по учебнику, выучи определения, правила, связанные с выполнением данной работы;

после выполнения письменного задания внимательно проверь написанное;

ошибки исправляй аккуратно, в соответствии с рекомендациями учителя.


Устные задания:

посмотри, что задано, подумай, с чего начинать выполнять задание;

прочитай задание по учебнику;

выдели основные части, главные мысли текста;

прочитай задание вторично,

составь план прочитанного;

расскажи по плану;

повтори рассказ;

следи за интонацией, темпом речи;

не спеши, говори ясно, четко


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Задворная Татьяна Николаевна

Дата: 07.11.2015

Номер свидетельства: 249370


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства