kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему: «Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории»

Государственная образовательная политика сегодня акцентирует внимание на самостоятельности ребёнка и развитии его индивидуальности. Следовательно, приоритетными направлениями в организации образовательного процесса являются дифференциация обучения и самостоятельная познавательная деятельность учащихся.

Подготовить обучающихся к жизни в динамичном мире – значит вооружить их не только необходимыми знаниями, но и способами овладения ими. Однако умение учиться не возникает само собой, как следствие дополнительных педагогических требований; оно должно стать результатом серьёзной работы не только учителя, но и самих учащихся. Одной из важнейших задач учителя является формирование интеллектуальной, информационной, исследовательской культур и культуры самоорганизации, что позволит школьнику учиться всю жизнь. Для решения этой задачи нужно изменить процесс обучения таким образом, чтобы ученики были вовлечены в творческую, учебно-познавательную деятельность. Необходимость развития основ логического мышления и творческих способностей обусловлена временем. Простое усвоение учеником системы знаний уже недостаточно, возникает необходимость в формировании у молодого поколения потребности в самостоятельной творческой деятельности, в развитии своих интеллектуальных способностей.

Содержание курсов обществоведческих дисциплин, с одной стороны, дают богатые возможности для развития таких интеллектуальных способностей (многообразие общественно-политических, социально-экономических явлений, существование различных подходов к изучению

одного и того же исторического события и пр.). С другой стороны, остро нуждаются в том, чтобы школьники, их изучающие, обладали достаточно сформированными и развитыми умениями и навыками мыслительной деятельности. Мало знать исторические факты, важно уметь анализировать их, рассматривать одну и ту же проблему с разных точек зрения; выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся. Очень важно грамотно работать с информацией. Педагогическая практика показала, что существует ряд проблем, без решения которых невозможно обеспечить продуктивное развитие интеллектуальных способностей ребенка. Во-первых, наблюдения, проведенные среди школьников, показали, что многие учащиеся не обладают культурой чтения, т.е. не умеют читать вдумчиво, не понимают прочитанное, не выделяют главное, не размышляют над полученной информацией. Школьные учебники истории либо написаны слишком «научно», без достаточного учета возрастных особенностей обучающихся (Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М., «История нового времени» ч.I-II. 7-8 класс), либо перегружены фактическим материалом (Сахаров А.Н., Буганов В.И., Зырянов П.Н., «История России с древнейших времен до конца XIX века» 10-11 класс). На чтение домашнего параграфа у многих учащихся уходит до 30-40 мин. И как следствие – снижение интереса к истории как к предмету. Во-вторых, затруднение вызывает работа с документами и анализ таблиц. Как правило, учащиеся просто озвучивают статистические данные, приводимые в таблицах, не анализируя их, не выделяя причинно-следственные связи.

В-третьих, в большинстве случаев учащиеся, особенно в 5-6 классах, не всегда могут ответить на поставленный вопрос. Обычно не вызывает затруднения вопрос, который звучит так же, как раздел параграфа. Но если вопрос перефразировать, сделать его проблемным, сразу же возникают затруднения. Например, в курсе История Древнего мира, 5 класс, в параграфе «Древний Египет» пункт 1- «Природа древнего Египта», пункт 2- «Занятия древних египтян». Если поставить перед учащимися эти вопросы так, как они звучат в учебнике, проблем не возникнет. Учащиеся перескажут текст учебника. Но если вопрос изменить, сделать его проблемным, например: Как природа Древнего Египта влияла на занятия египтян? Как вы считаете, какое влияние оказали природные условия на занятия древних египтян? у ребенка возникают затруднения.

Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие творческих и интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов развивающего обучения. К способам активизации учебной деятельности относятся диалоги, обмен знаниями, умениями, суждениями на основе имеющихся баз данных. Формирование интеллекта начинается с образных представлений об истории на эмоционально - нравственном уровне. На следующем этапе необходимо привести знания в простейшую хронологически-пространственную систему. Далее формируется аналитическое мышление, т.е. умения выявлять причинно-следственные связи. Развивающее обучение стимулирует такие процессы, как восприятие, внимание, мышление, память. Поэтому развивать интеллект можно, развивая эти познавательные процессы. Успех учебной деятельности зависит от внимания, однако у учащихся среднего звена оно является произвольным, и поэтому даже интересный материал воспринимается не больше 7-8 минут. Чтобы поддержать и развить внимание, на уроках истории используются специальные тренинги. Например, игра "Исторический портрет". В ней принимают участие 2 команды. Первая - составляет портрет исторического лица, используя известные факты, но в то же, время стараясь запутать соперников. Другая команда должна узнать загаданное лицо. В процессе обучения происходит стимуляция творческого мышления. Такую методику часто применяю на уроках истории России 8 классов при изучении царей и императоров.

На уроках истории учащиеся попадают в ситуацию, когда нужно самостоятельно сравнивать различные события, находить в них сходства и различия. Эти ситуации возможны в ходе исследовательской работы. Исследовательскую работу на уроках истории можно проводить, изучая исторические документы. Например, в теме "Первые законы на Руси" ребятам было предложено проанализировать "Русскую правду" и сделать вывод - значении этого документа. Всё это шло в сравнение «Салической правдой». В процессе исследования учащиеся должны пройти следующие мыслительные операции: усвоить содержание предложенного текста; самостоятельно выделить главные и существенные факты; применить их в новой ситуации. Чтобы применить на практике изученный текст, ребятам было предложено обыграть ситуацию из жизни различных категорий населения того периода времени с применением полученных знаний, сравнить два сборника законов, выявить различия.

Малые дидактические игры помогают учащимся усвоить большой хронологический, картографический, историко-культурный материал. Они направлены на усвоение характеристик исторических деятелей (формирование у учащихся логического мышления), исторических событий, памятников искусства, быта людей. Например, викторины:

- “Знаешь ли ты этого исторического деятеля?”,

- “Откуда этот отрывок?” (на знание историко-художественной литературы),

- “ О каком событии идёт речь?”,

- “Знаешь ли ты эти мифы?” и т. д.

Учащиеся успешно отличают правду от вымысла (предлагаются задания найти и исправить ошибки в тексте, в картинах и зарисовках.) Особой популярностью пользуются у ребят игры, основанные на хронологическом материале: “Четвёртый лишний”, “Россыпь”,

“Квартет”, “Рассыпанное предложение”. В среднем звене ребят захватывают интеллектуальные игры типа: “Счастливый случай”, “Что? Где? Когда?”, “Колесо истории”, “Своя игра”. Организуя игры на уроке можно прийти к выводу, что без учителя, без его поддержки, многие интересные начинания могут оказаться трудными и неосуществимыми для учеников.

Ролевая игра, которая готовится в течение 2-3 недель, как правило, с учащимися старших классов, формирует умения анализировать исторические события, факты, причины, результаты и значения рассматриваемых событий, строить рассказ на основе нескольких источников знаний, а также давать оценку историческим событиям, деятелям, положению классов. (“Турнир ораторов”, “Конкурс Мюнхгаузенов”, “Клуб путешественников”, “Путешествие в картинные галереи”.)

В содержании игры должен присутствовать конфликт мнений, точек зрения, то есть ролевая игра должна быть проблемной по своему содержанию. (Например, урок – суд – это наша современная оценка исторических личностей, событий, явлений, без неё невозможно изучение истории, извлечение из неё уроков. – “Суд над Пугачёвым”.

В ходе проблемного обучения используется метод, который называется "мозговой штурм". Сущность его состоит в быстром поиске ответов на вопросы к тексту. Для "штурма" предлагаются вопросы, не требующие традиционного решения. Одним из основных свойств личности является память. Для развития памяти на уроках используются соответствующие игровые тренинги. Например, игра "Города". Ведущий называет город. Ученики должны вспомнить географическое положение, достопримечательности, факты истории. Следующая игра - "Запомни текст". Прослушав текст (исторический), ученики должны как можно больше информации зафиксировать в тетради. Такой метод часто используется на уроках истории в 6 классах, так как города ранее знакомые мы повторяем в новом времени.

На уроках часто используются познавательные упражнения, побуждающие ребенка фантазировать. Например, изучая тему "Развитие образования в Древней Греции", ребята узнали, что греческие школьники при письме пользовались специальным приспособлением - "стилем". Это слово им знакомо по мобильным телефонам. Учащимся предложено составить рассказ: "Из жизни "стиля", как будто этот предмет является одушевленным.

Существуют методы, которые параллельно развивают и творческие, и интеллектуальные способности. Один из таких методов получил название "Проект". Изучая тему "Культура России XIX века", ученики нашли сведения из дополнительных источников и создали свои презентации. Потом эти сведения они перепроверили, посетив Третьяковскую галерею.

Все перечисленные методы и формы работы на уроках истории направлены на стимуляцию творческой активности и развитие интеллекта учащихся, коммуникативных и творческих способностей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: «Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания» »

Юдина Т.В.


Тема: «Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории»

Государственная образовательная политика сегодня акцентирует внимание на самостоятельности ребёнка и развитии его индивидуальности. Следовательно, приоритетными направлениями в организации образовательного процесса являются дифференциация обучения и самостоятельная познавательная деятельность учащихся.

Подготовить обучающихся к жизни в динамичном мире – значит вооружить их не только необходимыми знаниями, но и способами овладения ими. Однако умение учиться не возникает само собой, как следствие дополнительных педагогических требований; оно должно стать результатом серьёзной работы не только учителя, но и самих учащихся. Одной из важнейших задач учителя является формирование интеллектуальной, информационной, исследовательской культур и культуры самоорганизации, что позволит школьнику учиться всю жизнь. Для решения этой задачи нужно изменить процесс обучения таким образом, чтобы ученики были вовлечены в творческую, учебно-познавательную деятельность. Необходимость развития основ логического мышления и творческих способностей обусловлена временем. Простое усвоение учеником системы знаний уже недостаточно, возникает необходимость в формировании у молодого поколения потребности в самостоятельной творческой деятельности, в развитии своих интеллектуальных способностей.

Содержание курсов обществоведческих дисциплин, с одной стороны, дают богатые возможности для развития таких интеллектуальных способностей (многообразие общественно-политических, социально-экономических явлений, существование различных подходов к изучению

одного и того же исторического события и пр.). С другой стороны, остро нуждаются в том, чтобы школьники, их изучающие, обладали достаточно сформированными и развитыми умениями и навыками мыслительной деятельности. Мало знать исторические факты, важно уметь анализировать их, рассматривать одну и ту же проблему с разных точек зрения; выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся. Очень важно грамотно работать с информацией. Педагогическая практика показала, что существует ряд проблем, без решения которых невозможно обеспечить продуктивное развитие интеллектуальных способностей ребенка. Во-первых, наблюдения, проведенные среди школьников, показали, что многие учащиеся не обладают культурой чтения, т.е. не умеют читать вдумчиво, не понимают прочитанное, не выделяют главное, не размышляют над полученной информацией. Школьные учебники истории либо написаны слишком «научно», без достаточного учета возрастных особенностей обучающихся (Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М., «История нового времени» ч.I-II. 7-8 класс), либо перегружены фактическим материалом (Сахаров А.Н., Буганов В.И., Зырянов П.Н., «История России с древнейших времен до конца XIX века» 10-11 класс). На чтение домашнего параграфа у многих учащихся уходит до 30-40 мин. И как следствие – снижение интереса к истории как к предмету. Во-вторых, затруднение вызывает работа с документами и анализ таблиц. Как правило, учащиеся просто озвучивают статистические данные, приводимые в таблицах, не анализируя их, не выделяя причинно-следственные связи.

В-третьих, в большинстве случаев учащиеся, особенно в 5-6 классах, не всегда могут ответить на поставленный вопрос. Обычно не вызывает затруднения вопрос, который звучит так же, как раздел параграфа. Но если вопрос перефразировать, сделать его проблемным, сразу же возникают затруднения. Например, в курсе История Древнего мира, 5 класс, в параграфе «Древний Египет» пункт 1- «Природа древнего Египта», пункт 2- «Занятия древних египтян». Если поставить перед учащимися эти вопросы так, как они звучат в учебнике, проблем не возникнет. Учащиеся перескажут текст учебника. Но если вопрос изменить, сделать его проблемным, например: Как природа Древнего Египта влияла на занятия египтян? Как вы считаете, какое влияние оказали природные условия на занятия древних египтян? у ребенка возникают затруднения.

Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие творческих и интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов развивающего обучения. К способам активизации учебной деятельности относятся диалоги, обмен знаниями, умениями, суждениями на основе имеющихся баз данных. Формирование интеллекта начинается с образных представлений об истории на эмоционально - нравственном уровне. На следующем этапе необходимо привести знания в простейшую хронологически-пространственную систему. Далее формируется аналитическое мышление, т.е. умения выявлять причинно-следственные связи. Развивающее обучение стимулирует такие процессы, как восприятие, внимание, мышление, память. Поэтому развивать интеллект можно, развивая эти познавательные процессы. Успех учебной деятельности зависит от внимания, однако у учащихся среднего звена оно является произвольным, и поэтому даже интересный материал воспринимается не больше 7-8 минут. Чтобы поддержать и развить внимание, на уроках истории используются специальные тренинги. Например, игра "Исторический портрет". В ней принимают участие 2 команды. Первая - составляет портрет исторического лица, используя известные факты, но в то же, время стараясь запутать соперников. Другая команда должна узнать загаданное лицо. В процессе обучения происходит стимуляция творческого мышления. Такую методику часто применяю на уроках истории России 8 классов при изучении царей и императоров.

На уроках истории учащиеся попадают в ситуацию, когда нужно самостоятельно сравнивать различные события, находить в них сходства и различия. Эти ситуации возможны в ходе исследовательской работы. Исследовательскую работу на уроках истории можно проводить, изучая исторические документы. Например, в теме "Первые законы на Руси" ребятам было предложено проанализировать "Русскую правду" и сделать вывод - значении этого документа. Всё это шло в сравнение «Салической правдой». В процессе исследования учащиеся должны пройти следующие мыслительные операции: усвоить содержание предложенного текста; самостоятельно выделить главные и существенные факты; применить их в новой ситуации. Чтобы применить на практике изученный текст, ребятам было предложено обыграть ситуацию из жизни различных категорий населения того периода времени с применением полученных знаний, сравнить два сборника законов, выявить различия.

Малые дидактические игры помогают учащимся усвоить большой хронологический, картографический, историко-культурный материал. Они направлены на усвоение характеристик исторических деятелей (формирование у учащихся логического мышления), исторических событий, памятников искусства, быта людей. Например, викторины:

- “Знаешь ли ты этого исторического деятеля?”,

- “Откуда этот отрывок?” (на знание историко-художественной литературы),

- “ О каком событии идёт речь?”,

- “Знаешь ли ты эти мифы?” и т. д.

Учащиеся успешно отличают правду от вымысла (предлагаются задания найти и исправить ошибки в тексте, в картинах и зарисовках.) Особой популярностью пользуются у ребят игры, основанные на хронологическом материале: “Четвёртый лишний”, “Россыпь”,

“Квартет”, “Рассыпанное предложение”. В среднем звене ребят захватывают интеллектуальные игры типа: “Счастливый случай”, “Что? Где? Когда?”, “Колесо истории”, “Своя игра”. Организуя игры на уроке можно прийти к выводу, что без учителя, без его поддержки, многие интересные начинания могут оказаться трудными и неосуществимыми для учеников.

Ролевая игра, которая готовится в течение 2-3 недель, как правило, с учащимися старших классов, формирует умения анализировать исторические события, факты, причины, результаты и значения рассматриваемых событий, строить рассказ на основе нескольких источников знаний, а также давать оценку историческим событиям, деятелям, положению классов. (“Турнир ораторов”, “Конкурс Мюнхгаузенов”, “Клуб путешественников”, “Путешествие в картинные галереи”.)

В содержании игры должен присутствовать конфликт мнений, точек зрения, то есть ролевая игра должна быть проблемной по своему содержанию. (Например, урок – суд – это наша современная оценка исторических личностей, событий, явлений, без неё невозможно изучение истории, извлечение из неё уроков. – “Суд над Пугачёвым”.

В ходе проблемного обучения используется метод, который называется "мозговой штурм". Сущность его состоит в быстром поиске ответов на вопросы к тексту. Для "штурма" предлагаются вопросы, не требующие традиционного решения. Одним из основных свойств личности является память. Для развития памяти на уроках используются соответствующие игровые тренинги. Например, игра "Города". Ведущий называет город. Ученики должны вспомнить географическое положение, достопримечательности, факты истории. Следующая игра - "Запомни текст". Прослушав текст (исторический), ученики должны как можно больше информации зафиксировать в тетради. Такой метод часто используется на уроках истории в 6 классах, так как города ранее знакомые мы повторяем в новом времени.

На уроках часто используются познавательные упражнения, побуждающие ребенка фантазировать. Например, изучая тему "Развитие образования в Древней Греции", ребята узнали, что греческие школьники при письме пользовались специальным приспособлением - "стилем". Это слово им знакомо по мобильным телефонам. Учащимся предложено составить рассказ: "Из жизни "стиля", как будто этот предмет является одушевленным.

Существуют методы, которые параллельно развивают и творческие, и интеллектуальные способности. Один из таких методов получил название "Проект". Изучая тему "Культура России XIX века", ученики нашли сведения из дополнительных источников и создали свои презентации. Потом эти сведения они перепроверили, посетив Третьяковскую галерею.

Все перечисленные методы и формы работы на уроках истории направлены на стимуляцию творческой активности и развитие интеллекта учащихся, коммуникативных и творческих способностей.

1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Юдина Таисия Вячеславовна

Дата: 08.01.2015

Номер свидетельства: 151828

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программ по истории 5 - 9 классы"
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramm-po-istorii-5-9-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "323984"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1462282252"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Инновационные технологии на уроках эстетического цикла "
    ["seo_title"] => string(65) "innovatsionnyie-tiekhnologhii-na-urokakh-estietichieskogho-tsikla"
    ["file_id"] => string(6) "140390"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417950127"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства