Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-энциклопедия.
Цель: изучить географическое положение и историю открытия и исследования Южной Америки, сравнить черты сходства и различия в географическом положении Южной Америки и Африки.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с особенностями географического положения, открытия и исследования Южной Америки и сравнить черты сходства и различия в географическом положении Южной Америки и Африки.
Развивающие: умения выделять главное и отражать информацию в форме краткого текста и картографической модели;
умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности;
умение осуществлять самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
развитие способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.
Воспитательная: пробуждение познавательного интереса к предмету
Мультимедийные ресурсы: мультимедиа издание по географии для общеобразовательных учебных заведений «География 6-10 классы. Библиотека электронных наглядных пособий, презентация «Урок- энциклопедия».
Учебно-методическое обеспечение.
карта атласа, дополнительная литература об исследователях Южной Америки, листы ватмана с силуэтом материка, цветные карандаши, инструкционные карточки, схема, лист самоконтроля, презентация.
Результат урока: знать особенности географического положения и истории исследования Южной Америки; уметь отражать информацию в виде краткого текста и картографической модели.
Методы: беседа, рассказ, самостоятельная работа, работа в парах, в группах.
Этапы урока
-
Психологический настрой.
-
Актуализация знаний.
-
Изучение новой темы:
-
Определение ГП Южной Америки, сравнение черты сходства и различия в географическом положении Южной Америки и Африки. (индивидуальная и парная работы)
- < >
История открытия и исследования Южной Америки. (работа в группе)
-
-
Рефлексия. Игра «Собираем материк». Тестирование.
-
Итог урока.
-
Домашнее задание.
Содержание урока
Друзья мои! Я очень рада!
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю; в классе каждый гений,
Но без труда талант не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок.
Здравствуйте! Меня зовут Курбанова Шахсенем Исмаиловна! Я приехала к вам из а.Сабан-Антуста, где работаю в школе учителем географии.
Сегодня мы с вами окунемся в очень загадочный мир, изучив который вы не только пополните багаж знаний, но и надеюсь, получите положительный заряд эмоций.
Наверное, каждый из нас рождён мечтателем и путешественником. Читая книги, просматривая фильмы, мы стремимся ступить ногой на неизвестный, но манящий тайнами берег. Мир дальних стран зовёт за собой. Позвольте объявить о цели нашей встречи.
1. Актуализация знаний
Урок начинается с чтения стихотворения об Америке. (видеофрагмент слайд 1)
Окруженная шумом и шепотом,
Облаченная в зеленую растительность ты,
О тебе, далекая Америка,
говорят все природные тайны твои.
Ты являешься частью Гондваны,
Континентом являешься ты,
Ты богатствами нас удивляешь
и веселым карнавалом любви.
Учитель:
Неслучайно наш урок начался именно с этих строк и видеофрагмента. Как вы, думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? – Правильно! О Южной Америке.
Объявление темы урока (слайд ):
Географическое положение и история исследования Южной Америки.
Объявление целей и задач урока (слайд ):
Итак, ребята, сегодня на уроке мы должны познакомиться с этим удивительным материком, особенностями его географического положения, определить черты сходства и различия в географическом положении Южной Америки и Африки, узнать, как происходило открытие и исследование Южной Америки.
Обратите внимание на цветные листочки, которые лежат на ваших столах. Это схема, которая должна быть заполнена к концу урока, и листы самоконтроля с критериями оценки, которые вы сдадите после звонка.
Сегодня у нас необычный урок. Урок-энциклопедия.
И поэтому наш класс превращается в редакцию по изданию проекта мини-энциклопедии «Южная Америка».
Кто знает, что такое энциклопедия?
1.Энциклопедия – научное или научно-популярное справочное издание, содержащие систематизированный свод знаний. Материал в энциклопедии расположен в алфавитном порядке или по систематическому принципу (по отраслям знаний). (Советский энциклопедический словарь)
2. Научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря.
3. Приведенное в систему обозрение различных отраслей какой-либо науки.
(Словарь СН. Ожегова)
Скажите, на каких уроках вы обращаетесь за помощью к энциклопедии? (ответы учащихся.)
Учитель показывает примеры детских и школьных энциклопедий, особое внимание уделяет их оформлению, названию рубрик.
В течение урока составим мини-энциклопедию о географическом положении и истории открытия Южной Америки, состоящую из 4 страниц.
Итак, приступаем к составлению первой страницы энциклопедии.
На этой странице мы отразим особенности географического положения Южной Америки и сравним с географическим положением Африки. Индивидуально каждый на контур материка нанесите крайние точки, береговую линию, климатические пояса, протяженность материка с севера на юг, в паре сравните черты сходства и различия в географическом положении Южной Америки и Африки. (задание на слайде )
Задание №1 определите географическое положение Южной Америки и сравните с географическим положением Африки.
Карточка - инструкция №1:
Цель: определить географическое положение Южной Америки, отразить ее особенности на картосхеме и сравнить с географическим положением Африки. Вывод запишите в схему.
1. Вспомните план характеристики географического положения материка.
2.Используйте текст учебника с. 27, источники географической информации.
3. определите направление деятельности и план действий.
Проверка первой страницы мини-энциклопедии. (слайд ). Оцените свой ответ и зафиксируйте на листе самоконтроля.
- первая страница энциклопедии готова.
Физминутка.
При проведении физкультминутки предложила следить за движущимися объектами, чтобы снять напряжения глаз.
Теперь приступаем к составлению последующих страниц.
Что вы знаете об истории открытия Южной Америки из разных областей знаний? Сегодня мы расширим и углубим знания об исследователях материка.
Следующие страницы нашей энциклопедии будут посвящены этой проблеме. Для этого нам нужно поделиться на 3 группы. Тихонько пересели по группам. В каждой группе нам нужно выбрать энциклопедиста, который будет защищать проект.
Каждая группа получит пакет. В этом пакете дополнительная литература, портрет исследователя, карта исследования. Вам нужно составить проект страницы: разместить заголовок, место для текста, рубрики «Это интересно», «Только цифры».
Первая группа готовит вторую страницу мини- энциклопедии «Христофор Колумб»
Вторая группа готовит третью страницу мини- энциклопедии «Америго Веспуччи»
Третья группа готовит четвертую страницу мини- энциклопедии
« Александр Гумбольдт».
Есть вопросы? Если нет, то приступили к работе. Всем удачи!(задание на слайде)
Задание №2: составьте биографию путешественников Южной Америки.
Карточка-инструкция №2.
Цель: Выяснить вклад путешественников в изучении материка; кратко и логично отразить их в тексте; красочно и аккуратно оформить страницу.
1. Составить проект страницы: разместить заголовок, место для текста, рубрики «Это интересно», «Только цифры».
2.Используйте текст учебника с. 28 - 30, дополнительную литературу, источники географической информации.
3. Распределить обязанности внутри группы.
4. Продумать отчет и представление страницы.
(Под музыку выполняют проект).
III. Защита проекта
– Итак, время истекло. Слово предоставляется энциклопедистам.
– Выступает энциклопедисты трех групп.
Рефлексия. Давайте закрепим изученный материал. На этом этапе мы с вами поиграем. Ребята, вы любите собирать пазлы. У вас на столах в конвертах географические пазлы и растерявшиеся географические объекты. Ваша задача собрать на картон материк и расставить растерявшиеся географические объекты на свои места.
А теперь - тестирование. Условие: за короткое время, который отсчитывают часы, вы должны выбрать вариант ответа и зафиксировать у себя на листе контроля.
Подведение итогов.
Ребята, что вам особенно понравилось на уроке?
Что нового вы узнали?
Понравилась ли вам форма урока?
Было ли вам интересно?
«Счастье - когда тебе интересно жить. Интересно жить - когда ты узнаешь что-то интересное, когда тебе хорошо с другими, когда ты готов многое делать для других».
Мне, ребята, было интересно с вами сегодня работать, и я ощущаю именно минуты счастья. Можете ли вы эти слова отнести к себе?
Спасибо ребята, я думаю, наш урок удался. Мы с вами сочинили необычный урок.
Домашнее задание:
Инструкция к домашнему заданию. Дома составьте еще одну страницу мини-энциклопедии «Для любознательных». Из предложенного списка вы выберите себе домашнее задание: составить тематическую викторину, кроссворд или более серьезные задания - тесты, географический диктант. Запишите выбранный вами вариант.