Учебно-методическое пособие содержит сжатое схематичное изложение учебного материала в форме структурированного конспекта. В пособии представлен системный подход к проектированию интерактивных учебных ресурсов, совместимых с технологией модульного обучения. Основное назначение пособия – систематизация знаний и умений слушателей курсов профессиональной подготовки и повышения квалификации работников образования. Схемы, приведенные в пособии, играют роль опорных конспектов, которые могут помочь участникам учебного процесса в освоении основных понятий и алгоритмов практических действий. Структура интерактивного обучающего модуля представлена в виде карты знаний (блок-схемы) в начале пособия. Далее по всем объектам этой блок-схемы в пособии дана краткая информация в виде текстов и дополнительных графических изображений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Структурированный интерактивный учебный материал (меню – слайд)
ТВ
Интерактивный пакет тренировочных вопросов открытого типа
МТ (ПТ)
Тт
Интерактивный тренировочный тест закрытого типа с объектами мультимедиа
КР
Блок формирования умений
Тренировочный компьютерный кроссворд
ЗД
М
Пакет типовых тренировочных задач расчетного типа с алгоритмами решения
УП
Тренировочные упражнения для формирования базовых умений
Блок обработки учебной информации
ЛБ
Лабораторная работа – исследование натурной или информационной модели
СЛ
Интерактивный фрейм – глоссарий для самостоятельной работы с понятиями
КВ
Электронный бланк для формулирования контрольных вопросов
ПТ
Электронный бланк для подготовки тестовых заданий закрытого типа
ПЧ
Электронный бланк для подготовки тестовых заданий типа «Поле чудес»
ИМ. Структура интерактивного обучающего модуля (стр. 01)
СМ
Структура
модуля
МУД
Матрица
учебных
действий
МТК
st
max
min
МСА_н
АУД
СЛ
интерактивный глоссарий
МСА_гр
МСА_у
АУД – алгоритм учебных действий (семейство интерактивных вариативных пошаговых инструкций, подготовленных преподавателем или учащимися, в которые встроены нормативы выполнения учебных операций и ячейки для ввода данных самомониторинга образовательного процесса)
МСА_у – матрица системного анализа (электронная таблица для автоматизации функций системного анализа учебного процесса на основе данных самрмрниторинга из таблиц АУД и МТК. Матрица системного анализа структурирует всю статистическую информацию, полученную от учащихся в учебном цикле)
МСА_н – матрицы системного анализа – шаблоны, построенные на основе нормативов, подготовленных преподавателем в электронных таблицах АУД
МСА_гр – матрица системного анализа учебного процесса для группы учащихся
ИМ. Структура интерактивного обучающего модуля (стр. 01)
МУД ( MS Excel )
МУД ( MS PowerPoint )
Пример оптимизации МУД
и привязки этой формы
к структуре модуля
( MS PowerPoint )
МУД – матрица учебных действий и управления ресурсами может быть подготовлена на основе одного из двух вариантов шаблонов:
шаблон в формате MS Excel ( с прокруткой таблицы)
шаблон в формате MS PowerPoint (все элементы матрицы размещены на одном слайде)
Все ячейки матриц связаны гиперссылками с учебными ресурсами или шаблонами, формами для создания учебных материалов. В составе обучающего модуля можно разместить до 33 фрагментов учебной информации (модульных единиц).
ИМ. Структура интерактивного обучающего модуля (стр. 01)
Первый слайд интерактивного глоссария – это алфавит. Каждая буква является гиперссылкой для перехода к слайду с информацией о словах, терминах, понятиях, которые начинаются с этой буквы.
Информационные слайды организованы следующим образом: При подведении курсора мыши к названию учебного элемента на экране появляется всплывающая подсказка с текстом дефиниции этого понятия. Щелчок по названию вызывает необходимый учебный ресурс из файловой структуры. На слайде предусмотрены текстовые поля для самостоятельной работы учащихся с понятиями, которых нет в глоссарии (это канал обратной связи). Учащиеся имеют возможность дополнить слайд новыми словами в режиме демонстрации учебной презентации. Преподаватель учтет эту информацию и доработает на этой основе интерактивный глоссарий.
ИМ. Структура интерактивного обучающего модуля (стр. 01)
Структура модуля (универсальный интерфейс в формате PowerPoint)
Универсальный интерфейс – Структура модуля (СМ) является интерактивным аналогом структурированного конспекта (СК). Этот элемент управления ресурсами обеспечивает возможность получения краткой учебной информации по двум каналам (когнитивная графика и текст) для каждого фрагмента – модульной единицы
Для каждой модульной единицы, представленной когнитивным графическим слайдом предусмотрена панель инструментов с кнопками, обеспечивающими возможность вызвать необходимые учебные ресурсы из файловой структуры инструментальной среды. Функции кнопок на панелях инструментов должны быть согласованы с матрицей учебных действий (МУД)
ИМ. Структура интерактивного обучающего модуля (стр. 01)
№
Маршрутная технологическая карта
Вызов
ресурсов
Учебные действия
Код
1
Выполните учебные действия в соответствии с АУД_01
2
Выполните учебные действия в соответствии с АУД_02
МТК – Интерактивная маршрутная технологическая карта организована на основе программы MS Excel и реализована в виде электронной таблицы. Таблица защищена паролем, доступ к данным этой матрицы имеет только преподаватель. В левую часть таблицы преподаватель вводит образовательный маршрут для изучения учебного материала на уровне модуля и необходимые команды для организации контроля знаний и умений после учебного цикла. Для организации и регламентации самостоятельных учебных действий учащихся на уровне модульных единиц в учебной среде предусмотрены пошаговые инструкции – интерактивные алгоритмы учебных действий (АУД). Поэтому в МТК достаточно предусмотреть необходимые ссылки на соответствующие АУДы.
ИМ. Структура интерактивного обучающего модуля (стр. 01)
ЗУР
№
Алгоритм учебных действий
Учебные действия
Код
1
1
1
0
ИМТ
2
ЦОРы
Прочитайте фрагмент учебного материала. Выделите список непонятых слов, терминов, понятий.
1
Нормативы
0
2
и
3
время
Получите дополнительную информацию из интерактивного слайда
дата
и
хронометраж
Получите справочную информацию из встроенного терминологического словаря.
4
баллы
2
и
Добавьте в глоссарий слова и термины, которые вы не поняли и проясните их с помощью толковых словарей
5
начало
Подготовьте краткие ответы на контрольные вопросы в электронном бланке. Оцените свои ответы
м
ч
м
т
конец
ч
0,00
Отчет
0
м
время
баллы
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Ячейки белого цвета – это поля таблицы для ввода данных самомониторинга по результатам выполнения нормированных учебных действий в составе модульной единицы. Остальные ячейки защищены паролем и доступны только преподавателю.
ИМ. Структура интерактивного обучающего модуля (стр. 01)
№
ЗУН
0
Структура модуля
Старт
0
0
Цели
Модульные
единицы
0
Учебное время
обучение
0
0
И
0
М
контроль
Т
0
Ки
0
РЕЙТИНГ
Кт
обучение
0
И
0
0
М
Т
0
контроль
ИМТ
Ки
0
К
0
Кт
Результат
Интерактивная индивидуальная матрица системного анализа учебного процесса – это электронная таблица, которая связана формулами с другими электронными таблицами – алгоритмами учебных действий, подготовленных для каждой модульной единицы.
Матрица системного анализа автоматически обрабатывает статистические данные из других таблиц в составе модуля (АУД), систематизирует эту информацию и представляет учащимся и преподавателю в структурированном виде, наиболее удобном для принятия решений по коррекции учебного процесса. На основе матрицы системного анализа могут быть построены различные графики, диаграммы средствами визуализации цифровых данных, встроенных в программу MS Excel . Вся таблица должна быть защищена кроме интерактивных ячеек (поля «старт», «цели» и «результат»). Информацию в эти ячейки для каждого фрагмента учебной информации в составе модуля вносит учащийся в начале обучения (поля «старт» и «цели») и в конце обучения (поле «результат»)
ИМ. Структура интерактивного обучающего модуля (стр. 01)
Информационный блок (банк информации) – это структурированный массив учебных ресурсов в различных кодах, предназначенный для формирования знаний у учащихся в режиме активного самообразования и самоуправления учебной деятельностью.
ИС, ВК, СШ, МС – это интерактивные информационные ресурсы в составе обучающего модуля (учебного курса). Данные учебные модели привязаны к когнитивным опорным информационным картам (СК), разработанным на этапе предпроектирования.
ИС – интерактивный слайд (карта знаний) является базовой информационной моделью – фундаментом, на котором строятся все остальные образовательные ресурсы в составе обучающего модуля для организации самостоятельных учебных действий учащихся .
Интерактивный слайд обеспечивает возможность извлечения информации из когнитивного образа с помощью мыши (наведение курсора мыши на любой информационный текстовый или графический объект вызывает всплывающую подсказку (функции встроенного глоссария), щелчок по выбранному объекту позволяет его выделить (графическое акцентирование или оживление средствами анимации), при этом на текстовом поле с прокруткой появляется краткая учебная информация, комментирующая выделенный объект. Дальше информационный процесс может быть организован по различным сценариям. Щелчок по выделенному объекту может вызвать опорный слайд или включить дополнительные учебные ресурсы из файловой структуры обучающего модуля для погружения в учебный процесс.
ВК
ИС
СШ
МС
И
ИМ. Структура интерактивного обучающего модуля (стр. 01)
ИМ. Структура интерактивного обучающего модуля (стр. 01)
Демонстрационный видеоклип (видеолекция)
Видеоинформация в учебном проекте – это использование видеоклипов, образовательных и демонстрационных фильмов, видеороликов. Это очень мощный канал учебного воздействия. Эффект от восприятия видео – информации значительно увеличивается, если обеспечен интерактивный процесс общения с компьютерными средствами обучения. Пассивное восприятие видеофильмов менее эффективно. При этом надо иметь в виду, что избыточное количество учебной видеоинформации может привести к перегрузке нервной системы учащихся и эффект будет отрицательным. Необходим системный подход к организации учебного процесса с использованием видео и технологий мультимедиа. Это означает, что в учебном цикле должны быть предусмотрены интерактивные образовательные ресурсы различного типа, обеспечивающие полный спектр учебных действий для формирования у учащихся системы знаний. Видеоматериалы дополняют этот пакет ресурсов в тех учебных ситуациях, в которых их использование оправдано и необходимо. Демонстрационные видеоролики, клипы и видеолекции должны быть небольшими по размеру и обеспечивать длительность восприятия не более нескольких минут для каждого фрагмента учебной информации.
Очень эффективны интерактивные видеолекции при изучении компьютерных технологий. Такие учебные материалы работают следующим образом. На экране компьютера представлена среда и интерфейс изучаемой программы в режиме эмулятора, при этом видеодемонстрация сопровождается дикторским текстом. В нужные моменты интерфейс изменяется в соответствии с учебным материалом и на элементы среды накладываются графические акценты с анимацией. Интерактивность проявляется в том, что после объяснения учебного материала учащемуся предлагается выполнить практические действия в среде эмулятора. Видеофильм при этом автоматически переходит в режим паузы до тех пор, пока практическое действие не будет выполнено правильно.
ИМ. Структура интерактивного обучающего модуля (стр. 01)
Учебная презентация в формате слайд-шоу – это мултимедийный образовательный ресурс, представляющий собой последовательность информационных слайдов. В простейшем случае эти слайды переключаются с помощью левой кнопки мыши. В составе инструментальной среды педагогического назначения предлагаются несколько интерактивных шаблонов, которые дают возможность кроме прокрутки и последовательного перемещения по слайдам использовать режим произвольного выбора любой страницы учебного материала. При этом в шаблоны встроены интерактивные элементы индикации номера слайда и необходимые всплывающие подсказки. К учебным презентациям типа слайд-шоу можно отнести также группу интерактивных обучающих эмуляторов, совмещающих функции наглядного демонстрационного ресурса и тренажера. Такие учебные материалы очень удобны и эффективны для самостоятельного изучения компьютерных технологий.
ИМ. Структура интерактивного обучающего модуля (стр. 01)
Предлагается о чень интересный интерактивный шаблон, обеспечивающий возможность совмещения функций меню и структурированного учебного материала. На фрейме предусмотрено три зоны:
панель навигации из текстовых заголовков – названий фрагментов учебного материала
поле для размещения когнитивного графического кода, тезисов, иллюстративных материалов
текстовое поле с прокруткой для краткого учебного текста, комментирующего опорный материал
ИМ. Структура интерактивного обучающего модуля (стр. 01)
Блок усвоения понятий – это совокупность тренировочных тестовых заданий открытого и закрытого типа. Сюда также можно отнести различные фреймы и бланки для обработки учебной информации
Блок усвоения понятий .- это пакет учебных и инструментальных ресурсов в составе модульной единицы (привязка к когнитивным опорным схемам – интерактивным слайдам – картам знаний). В инструментальной среде педагогического назначения, подготовленной с помощью программ MS Office , предусмотрены все необходимые формы, шаблоны, бланки, фреймы и пр. для проектирования образовательных ресурсов, обеспечивающих самостоятельные учебные действия учащихся, направленные на усвоение понятий и обработку учебной информации.
МТ
ТВ
ПТ
Ти
КР
Существует очень много инструментальных средств для проектирования тестовых заданий открытого и закрытого типа, предназначенных для усвоения понятий в режиме тренировочных учебных действий. В инструментальной среде педагогического назначения, подготовленной с помощью пакета программ MS Office , предлагаются учебные модели в формате PowerPoint ( ТВ, МТ, ПТ). Преимущество этих моделей в том, что ресурсы, подготовленные в с помощью предлагаемых шаблонов – это открытые учебные материалы, обеспечивающие возможности модификации содержания, изменения интерфейса, включения в образовательную среду объектов мультимедиа. Для проектирования интерактивных тренировочных кроссвордов (КР) можно использовать условно-бесплатную демоверсию программы CROSSVORD с встроенным толковым словарем на 20 000 слов.
ИМ. Структура интерактивного обучающего модуля (стр. 01)
Пакет тренировочных вопросов открытого типа (ТВ) обеспечивает тренировочные учебные действия учащихся на уровне модульной единицы. Учебная модель дает возможность свободного выбора задания из группы, восприятия выбранного вопроса (с объектами мультимедиа) и ввода краткого текстового ответа в специальном поле. Для самодиагностики и измерения качества выполненного задания предусмотрена кнопка «Правильный ответ»
ИМ. Структура интерактивного обучающего модуля (стр. 01)
Неправильный
ответ
Правильный
ответ
Неправильный
ответ
Правильный
ответ
Продолжение
тренировочного
теста
Предлагается семейство матричных тренировочных адаптивных тестов в формате PowerPoint ( МТ3, МТ4, МТ5). Принцип адаптивности проявляется в том, что при правильном ответе учащемуся предлагается следующий вопрос более сложный, чем предыдущий. Если ответ неправильный, следующий вопрос менее сложный. Возможна вставка объектов мультимедиа в интерфейс теста. Можно предусматривать кнопки помощи для вызова учебных ресурсов. Подготовка адаптивного теста сводится к наполнению одного из шаблонов..
Данный вариант тренировочного теста – ПТ обеспечивает возможность изменения количества вопросов в тесте в процессе его подготовки ( в шаблоне предусмотрено 10 тестовых заданий). В режиме самостоятельной работы при неправильном ответе на экране появляется соответствующее сообщение и происходит возврат на этот же вопрос. Если ответ правильный – переход на следующий по порядку вопрос. Возможна вставка объектов мультимедиа.
ИМ. Структура интерактивного обучающего модуля (стр. 01)
ИМ. Структура интерактивного обучающего модуля (стр. 01)
Блок формирования умений – это пакет алгоритмов и пошаговых инструкций для организации тренировочных упражнений и решения типовых задач расчетного типа.. ЗД, УП, ЛБ – эти ресурсы (печатные или интерактивные) определяются содержанием модульных единиц. Как правило, это такие модульные единицы, которые несут процедурную учебную информацию (алгоритмы выполнения практических действий для формирования элементарных базовых умений). В состав блока формирования умений могут входить инструментальные компьютерные средства – компьютерные тренажеры, конструкторы, интерактивные учебные модели и пр.
Тт
ЗД
ЛБ
УП
Блок формирования умений очень трудно формализовать и представить в виде набора универсальных форм, шаблонов, фреймов, электронных бланков и пр. Учебные модели, входящие в состав этого блока, полностью определяются конкретной процедурной информацией в составе обучающего модуля. Можно выделить несколько типов образовательных ресурсов (ЗД, УП, ЛБ). Организация этих материалов зависит от содержания предметной области и полностью определяется преподавателем или разработчиком модуля. Если используются инструментальные средства – компьютерные тренажеры, конструкторы, интерактивные учебные модели (натурные или информационные) для исследования, то алгоритмы учебной деятельности определяются возможностями инструментального обеспечения и содержанием учебного процесса..
Блок формирования умений обеспечивает возможность организации самостоятельных учебных действий учащихся через учебную среду и инструментальные средства в индивидуальном темпе в режиме самоуправления и самообучения.
ИМ. Структура интерактивного обучающего модуля (стр. 01)
По многим учебным темам из школьных курсов (математика, физика, химия, информатика, экономика и пр.) необходимо уметь решать задачи. Для формирования этих навыков у учащихся в учебной среде обучающего модуля должны быть предусмотрены соответствующие учебные модели и ресурсы. Предлагается фрейм – один из вариантов тренировочной модели. В этом бланке можно в режиме тренировки или контроля оформить решение задач из любой предметной области. Фрейм удобно выполнить в виде электронного бланка в формате программы MS Word/
ИМ. Структура интерактивного обучающего модуля (стр. 01)
Упражнение– это выполнение элементарных практических действий с целью формирования базовых умений на уровне осознанной компетентности . Для организации таких тренировочных действий предварительно должны быть подготовлены учебные модели с записью алгоритмов выполнения упражнений. Упражнения могут быть выполнены с помощью компьютерных тренажеров или на основе использования технических средств и инструментов. Упражнения можно подготовить на печатных бланках. Выбор средств для выполнения упражнений определяется предметной областью. Возможны различные варианты инструментальной поддержки и обеспечения данного вида учебной деятельности: специальные бланки, фреймы на печатной основе с записью алгоритмов выполнения упражнений, компьютерные интерактивные программы-тренажеры, лабораторное оборудование, материалы и инструменты с операционными технологическими картами и пр.
Упражнение – это выполнение учебного задания по образцу по готовому алгоритму, подготовленному преподавателем. Предлагаются несколько вариантов электронных бланков для организации упражнений:
фрейм, в котором предусмотрено две зоны: место для описания алгоритма учебных действий и рабочее поле для выполнения задания
специальный фрейм в виде технологической цепочки из пустых ячеек, предназначенных для записи результатов выполнения элементарных шагов в цикле выполнения упражнения
Учебные ресурсы в виде фреймов являются инструментальными средствами для организации самостоятельной работы учащихся и формирования умений решения типовых задач и выполнения упражнений. Работа с фреймами – это учебная деятельность на воспроизведение алгоритмов в режиме тренировки. Фрейм – задание является бланком, в котором предусмотрены необходимые ячейки для ввода текстовой и числовой информации в процессе выполнения упражнения. Структура фрейма должна максимально соответствовать технологическому циклу выполнения самостоятельной работы.
Можно построить интересные учебные модели организации тренировочных и контрольных действий на основе реализации синтеза каких – либо систем из простых объектов, как из деталей детского конструктора. Так можно собирать различные схемы (структурные, принципиальные, блок – схемы, графы), сложные химические формулы, графические векторные изображения, кроссворды, технические системы и пр. Можно на этой основе разработать много развивающих комбинаторных графических игр и тренировочных учебных заданий. Кроме рабочего поля для выполнения учебных действий необходимо дополнительно подготовить наборы объектов – аппликаций.
ИМ. Структура интерактивного обучающего модуля (стр. 01)
Лабораторная работа – это комплекс учебных действий на основе применения технических средств с целью формирования базовых умений (процедурных знаний) в процессе исследования какой – либо информационной или натурной модели с учебной целью. Для организации лабораторных работ необходимы учебно-методические материалы, включающие в себя детальное описание алгоритмов учебных действий.
Лабораторные работы построены на выполнении комплексных алгоритмов и являются более сложными тренировочными заданиями, чем упражнения. После выполнения лабораторной работы учащиеся должны подготовить отчет. Если есть возможность, то следует эту работу выполнить в среде MS Word . Предлагается следующая типовая форма отчета:
Название лабораторной работыФамилия Имя Отчество учащегосяГруппаЦель работыИнструментарий (оборудование и ПО)Алгоритм учебных действий (технологическая карта)Результаты выполнения лабораторной работыВыводы
Название лабораторной работы
Фамилия Имя Отчество учащегося
Группа
Цель работы
Инструментарий (оборудование и ПО)
Алгоритм учебных действий (технологическая карта)
Результаты выполнения лабораторной работы
Выводы
ИМ. Структура интерактивного обучающего модуля (стр. 01)
Блок обработки информации, встроенный в учебную среду, предназначен для развития у учащихся навыков обработки учебной информации (работа с понятиями, конспектирование, когнитивная визуализация, выделение ключевых данных, формулирование контрольных вопросов и подготовка тестовых заданий по результатам восприятия образовательных ресурсов в составе модульной единицы. Для выполнения этих учебных операций в инструментальной среде предусмотрены специальные средства.
Фреймы, бланки, формы, шаблоны, конструкторы в составе модульной единицы для обработки учебной информации
СЛ – интерактивный фрейм - глоссарий
КВ–конструктор контрольных вопросов открытого типа
ПТ – конструктор тестовых заданий закрытого типа
ПЧ – шаблон для подготовки тестовых заданий типа «Поле чудес»
КР – конструктор кроссвордов
ОК_ДК_УЭ_СЛ – шаблон для подготовки когнитивных информационных карт
СЛ – интерактивный фрейм - глоссарийКВ–конструктор контрольных вопросов открытого типаПТ – конструктор тестовых заданий закрытого типаПЧ – шаблон для подготовки тестовых заданий типа «Поле чудес»КР – конструктор кроссвордовОК_ДК_УЭ_СЛ – шаблон для подготовки когнитивных информационных карт
Для обработки информации в режиме углубленного погружения в учебный материал в инструментальной среде предусмотрено множество интерактивных форм, шаблонов, фреймов, инструментальных программ, на основе которых можно проектировать образовательные ресурсы для наполнения учебной среды. Эта инструментальная среда предназначена в первую очередь для преподавателя и разработчиков электронных ресурсов. Все инструментальные средства в составе модуля можно использовать в учебном процессе, предлагая учащимся на их основе творческие задания. Это метод проектов.
СЛ
КВ
ПТ
ПЧ
М
ИМ. Структура интерактивного обучающего модуля (стр. 01)
Терминологический словарь - бланк
Добавьте в бланк глоссария слова, термины, учебные понятия, которые вы не поняли в процессе чтения учебных материалов и не нашли в глоссарии. По возможности проясните с помощью толковых словарей и справочников некоторые (а может и все) непонятые слова.
Термин (слово)
Дефиниция (значение слова)
При подведении курсора мыши к названию учебного элемента на экране появляется всплывающая подсказка с текстом дефиниции этого понятия. Щелчок по названию вызывает необходимый учебный ресурс из файловой структуры. На слайде предусмотрены текстовые поля для самостоятельной работы учащихся с понятиями, которых нет в глоссарии (это канал обратной связи).
ИМ. Структура интерактивного обучающего модуля (стр. 01)
Контрольные вопросы
Ответы (эссе)
1 уровень: Мобильность знания (кто . . . , что . . ., когда . . . , где . . ., в чем суть . . ., какова главная идея . . . , назовите ключевые слова . . ., дайте определение . . ., запишите формулу . . ., опишите свойства . . ., перескажи . . ., найди по справочнику . . .)
2 уровень: Гибкость метода (как . . ., почему. . ., зачем . . ., из чего состоит . . ., как соотносится . . ., какая разница между . . ., сконструируйте . . ., приведите пример . . ., решите разными способами . . ., составьте опорный конспект . . .
3 уровень: Критичность мышления (найдите ошибку . . ., в чем причина . . ., каковы критерии . . ., в чем преимущества (недостатки) . . ., постройте прогноз, приведите аргументы за (против) . . .)
На слайде предусмотрены текстовые поля для ввода с клавиатуры текстов контрольных вопросов и кратких ответов в форме эссе в режиме демонстрации презентации.
ИМ. Структура интерактивного обучающего модуля (стр. 01)
Для компьютерного оформления тестовых вопросов на печатной основе предлагается конструктор тестов, который позволяет быстро сформировать формы (бланки) для ввода различных вариантов заданий.
A
B
C
D
A
C
B
D
A
B
C
D
Конструктор тестов
на печатной основе
Предлагаются базовые варианты компоновки полей с ответами:
4 коротких ответа в одну строчку
4 ответа в две строки
4 длинных ответа в четыре строки
Другое количество ответов ( 2 – 8 )
+
-
ИМ. Структура интерактивного обучающего модуля (стр. 01)
Тестовые вопросы типа «Поле чудес» используются в тренировочном режиме для усвоения понятий. Задание заключается в том, что текстовый ответ на вопрос вводится в пустые ячейки по буквам (количество ячеек в строке ввода определятся длиной слова). Для подготовки тестовых заданий типа «Поле чудес» можно использовать специальный бланк в формате приложения MS Word .
№
Вопросы
На интерактивном слайде - конструкторе тестовых заданий типа «Поле чудес» с левой стороны предусмотрены текстовые поля для ввода с клавиатуры вопросов, дефиниций слов и понятий, предложений с пропущенным словом. Справа на слайде размещен избыточный набор ячеек для ввода ответов на вопросы по буквам (как в кроссворде). Количество ячеек для ввода изменяется учащимся в соответствии с заданием.
ИМ. Структура интерактивного обучающего модуля (стр. 01)
Блок контроля знаний и умений
Блок контроля знаний, встроенный в обучающий модуль, может включать в себя интерактивные тестовые задания закрытого и открытого типа. Для подготовки интерактивных контрольных тестовых заданий в инструментальной среде педагогического назначения предусмотрены электронные бланки, шаблоны, фреймы, конструкторы и генераторы тестов и кроссвордов. Для организации текущего и итогового контрольного тестирования знаний необходимо выполнить несколько условий:
Время на выполнение контрольных тестовых заданий должно быть ограниченоНеобходимо исключить возможность получения помощи из различных источников информацииУчащемуся должен быть предоставлен индивидуальный вариант контрольного тестового задания
Время на выполнение контрольных тестовых заданий должно быть ограничено
Необходимо исключить возможность получения помощи из различных источников информации
Учащемуся должен быть предоставлен индивидуальный вариант контрольного тестового задания
БЛОК КОНТРОЛЯ
ПТ - Игра «Как стать миллионером»
ПТ - Контрольный тест
Ки
КР - Контрольный кроссворд
КВ - Контрольные вопросы
ПЗ - ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Кт
ТЗ - ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Для контроля умений в блоке контроля должны быть предусмотрены контрольные задания. Контрольное практическое задание - это комплексная задача, требующая самостоятельных действий в типичных ситуациях на основе усвоенных элементарных алгоритмов и процедур после окончания цикла тренировки в процессе последовательного выполнения упражнений и лабораторных работ. Контрольное творческое задание – это задание на разработку учебного проекта. Инструментальная среда педагогического назначения, подготовленная на основе пакета прикладных программ MS Office , имеет все необходимые встроенные компоненты и ресурсы для организации учебной проектной деятельности.
ИМ. Структура интерактивного обучающего модуля (стр. 01)
Интерактивный контрольный тест закрытого типа
СМ
СМ1
СМ2
СМ3
СМ4
Для разработки компьютерных контрольных тестов предлагаются следующие программы: два варианта игровых тестовых оболочек «Как стать миллионером», конструктор тестов « TestSystem v 2.0», тестовая оболочка с возможностью встраивания графических объектов MIRAX Test , система тестирования 2.3, простой конструктор контрольных тестов «Экзаменатор», конструктор тестов «Как стать отличником». Инструментальных программ для разработки интерактивных тестов существует очень много. В инструментальной среде предлагаются наиболее простые условно-бесплатные конструкторы тестов, требующие минимального обучения. При этом желательно, чтобы не требовалась установка тестовой программы на компьютер. Почти все перечисленные инструментальные средства удовлетворяют этим требованиям.
ИМ. Структура интерактивного обучающего модуля (стр. 01)
Контрольный компьютерный кроссворд
Для подготовки компьютерных кроссвордов предлагается набор следующих программ: эмулятор устаревших типов компьютера DOSBox 0.63, в который встроен генератор контрольных кроссвордов (аналогичных программ под Windows с такими же возможностями пока не найдено), программа «Классический кроссворд», конструктор кроссвордов DECALION , генератор WEB -кроссвордов, конструктор кроссвордов « Crossword Wizard 2.1», конструктор кроссвордов « CrossWorld ».
ИМ. Структура интерактивного обучающего модуля (стр. 01)
Интерактивный пакет контрольных вопросов открытого типа
В блоке контроля знаний пакет контрольных вопросов открытого типа дает возможность эффективно проверить уровень компетентности учащихся. Контрольные вопросы дают возможность организовать проверку знаний и умений учащихся на разных уровнях усвоения. Уровень усвоения определяется тем, как сформулированы контрольные вопросы. Для каждого уровня усвоения (мобильность знания, гибкость метода, критичность мышления) предусмотрены различные примеры речевых конструкций и формулировок.
ИМ. Структура интерактивного обучающего модуля (стр. 01)
Контрольное практическое задание
Контрольное практическое задание - это комплексная задача, требующая самостоятельных действий в типичных ситуациях на основе усвоенных элементарных алгоритмов и процедур после окончания цикла тренировки в процессе последовательного выполнения упражнений и лабораторных работ.
Подготовленное практическое задание может быть подготовлено в виде фрейма, включающего в себя следующие компоненты:
графическое изображение выполненного задания (или скриншот), используемое в качестве образца текстовое описание задания с указанием необходимых требований и критериев оценки качества контрольной работы рабочее поле для выполнения задания текстовое поле для записи алгоритмов и процедур, на основе которых была решена прикладная задача (заполняет учащийся)
графическое изображение выполненного задания (или скриншот), используемое в качестве образца
текстовое описание задания с указанием необходимых требований и критериев оценки качества контрольной работы
рабочее поле для выполнения задания
текстовое поле для записи алгоритмов и процедур, на основе которых была решена прикладная задача (заполняет учащийся)
Контрольные задания должны быть подготовлены преподавателем таким образом, чтобы они были связаны с жизнью и практическими ситуациями, моделирующими различные виды деятельности. Еще одно важное требование – практические задания могут быть выполнены только при условии достижения определенного уровня знаний и умений у учащегося. В качестве образца в составе задания используется фотография (скриншот) объекта, полученного в результате выполнения практического задания. Результат выполнения практического задания проверяется преподавателем (тьютором) на соответствие образцу.
В зависимости от предметной области и содержания учебного курса могут быть подготовлены различные контрольные практические задания (выполнение задания на программирование в курсе «Информатика и ИКТ», изготовление материальных объектов в курсе «Технология», подготовка документов в среде приложения из пакета MS Office и пр.)
ИМ. Структура интерактивного обучающего модуля (стр. 01)
Контрольное творческое задание
Контрольное творческое задание – это задание на разработку учебного проекта. Такие задания могут быть предложены только тем учащимся, которые готовы к творческой деятельности. Инструментальная среда педагогического назначения, подготовленная на основе пакета прикладных программ MS Office , имеет все необходимые встроенные компоненты и ресурсы для организации проектной деятельности и привлечения к этому виду учебных работ учащихся на добровольной основе. Это возможность реализации метода проектов в учебном процессе.
Элементы и фрагменты проектной деятельности учащихся в цикле изучения модуля встроены в блок обработки информации (М). В составе этого блока предусмотрены печатные и интерактивные формы, бланки, шаблоны, фреймы для обработки информации и создания простейших ресурсов в учебном режиме.
Инструментальная среда педагогического назначения полностью обеспечена всеми видами инструментальных средств для проектирования цифровых образовательных ресурсов в составе обучающего модуля. На основе этих инструментов у преподавателя есть возможность сформировать большое количество разнообразных творческих индивидуальных задач. Выполнение учебных проектов силами учащихся решает сразу две задачи:
в процессе учебной проектной деятельности происходит интенсивное развитие творческих способностей учащихся и формирование у них навыков самообразования,, исследования информационных источников, управления самостоятельными учебными действиями
в результате разработки учебных проектов силами учащихся преподаватель имеет возможность расширять базу знаний, дополнять учебную среду по своему предмету новыми интерактивными ресурсами