kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Работа с детьми "группы риска"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация " Работа с детьми "группы риска" - расскрывает одну из насущных проблем в воспитании и обучении детей. Презентацию можно использовать пр организации семинаров, круглых столов, родительских собраний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Работа с детьми "группы риска"»

Работа с детьми «группы риска»

Работа с детьми «группы риска»

Вот он сидит перед нами, взгляните  Сжался пружиной, отчаялся он.  С миром оборваны тонкие нити  Словно стена без дверей и окон.  Вот они, главные истины эти:  Поздно заметили...  Поздно учли..  Нет!!! Не рождаются трудными дети!  Просто им вовремя не помогли.  С.Давидович

Вот он сидит перед нами, взгляните Сжался пружиной, отчаялся он. С миром оборваны тонкие нити Словно стена без дверей и окон. Вот они, главные истины эти: Поздно заметили... Поздно учли.. Нет!!! Не рождаются трудными дети! Просто им вовремя не помогли. С.Давидович

Дети социальнодемографическая группа населения в возрасте до 18 лет, имеющая специфические потребности и интересы, социальнопсихологические особенности.  Детей можно разделить на 2 группы: Малолетние (до 14 лет) Несовершеннолетние (от 14 до 18 лет) Работа с детьми и его семьей должна проводиться на основе знания следующих нормативных документов: Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. Конституция РФ от 12 декабря 1994 г. Закон РФ «Об образовании» Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223ФЗ ( От 21.07.2007г) Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124ФЗ (от 30.06.2007 г.) Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. Конституция РФ от 12 декабря 1994 г. Закон РФ «Об образовании» Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223ФЗ ( От 21.07.2007г) Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124ФЗ (от 30.06.2007 г.)

Дети социальнодемографическая группа населения в возрасте до 18 лет, имеющая специфические потребности и интересы, социальнопсихологические особенности.

Детей можно разделить на 2 группы:

  • Малолетние (до 14 лет)
  • Несовершеннолетние (от 14 до 18 лет)

Работа с детьми и его семьей должна проводиться на основе

знания следующих нормативных документов:

  • Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. Конституция РФ от 12 декабря 1994 г. Закон РФ «Об образовании» Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223ФЗ ( От 21.07.2007г) Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124ФЗ (от 30.06.2007 г.)
  • Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
  • Конституция РФ от 12 декабря 1994 г.
  • Закон РФ «Об образовании»
  • Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223ФЗ ( От 21.07.2007г)
  • Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124ФЗ (от 30.06.2007 г.)

Дети «группы риска» - дети с различными формами психологической и социальной дезадаптации, выражающиеся в поведении, неадекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы

Дети «группы риска»

- дети с различными формами психологической и социальной дезадаптации, выражающиеся в поведении, неадекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы

Риски, которым подвержен любой несовершеннолетний

Риски, которым подвержен любой несовершеннолетний

  • Плохое здоровье
  • Проблемы в семье
  • Социальная незащищенность
  • Неблагоприятное влияние «улицы»
  • Неясность будущего
Факторы, приводящие детей в «группу риска»

Факторы, приводящие детей в «группу риска»

  • Дисгармоничная семья;
  • Асоциальное поведение родителей
  • Жестокое обращение с детьми
  • Продолжительные заболевания и тяжелые травмы;
  • Неблагополучная ситуация в отношении подростка со сверстниками;
К группам риска учащихся можно отнести следующие :  Медицинская:

К группам риска учащихся можно отнести следующие :

Медицинская:

  • Имеют хронические заболевания внутренних органов,
  • проблемы с органами слуха, зрения, речи,
  • часто и длительно болеют,
  • перенесли сложные медицинские операции,
  • перенесли стрессы
  • леворукие дети (левша)
Социально -экономическая :

Социально -экономическая :

  • живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивноеотношение к ребенку),
  • живут в малообеспеченной семье,
  • в семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые),
  • проблемы адаптации при смене местожительства, школы, класса,
  • самовольный уход из дома.
Учебно-педагогическая :

Учебно-педагогическая :

  • одаренные дети
  • педагогически запущеные дети
  • имеют стойкую неуспеваемость,
  • пропуски занятий без уважительных причин,
  • пропускают отдельные предметы без уважительных причин.
Поведенческая:

Поведенческая:

  • нарушение поведения,
  • трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями,
  • повышенная тревожность,
  • употребление наркотических веществ,
  • табакокурение,
  • токсикомания,
  • гиперактивность.

Классификация проблем школьников, находящихся в зоне или группе риска .

Слабообучаемые

(дети с проблемами в обучении и развитии)

Дети с ОВЗ

Дети из проблемных и неблагополучных семей

Педагогически запущенные дети

Зона риска

Зона риска

Группа риска

Зона риска

Группа риска

Группа риска

Зона риска

Группа риска

- Семьи с детьми - инвалидами;

- Семьи с родителями инвалидами;

- Неполные семьи;

- Многодетные семьи;

- Малообеспеченные семьи;

- Семьи беженцев;

- Семьи участников боевых действий;

- Педагогически несостоятельные, практикующие насилие семьи.

Неблагополучная семья

Обучаю-щиеся,

не усвоившие программу начальной школы

- Дети – инвалиды;

- С хроническими заболеваниями;

-Психосоматиче-ски ослабленные (часто болеющие);

- Ситуативно (временно) болеющие или получившие травмы.

Наличие постоянной угрозы для жизни и здоровья ребенка.

Слабо

обучаемые, но «сохранные»;

- Хронически неуспевающие по всем или отдельным учебным дисциплинам;

С несформированной мотивацией к учебной деятельности .

Девиантные, агрессивные, асоциальные формы поведения.

Дети и подростки с делинквентным поведением, с явными признаками аддиктивного поведения.

- С низким уровнем культуры (обученности, воспитанности

Слабообучаемые дети  (с проблемами в обучении и развитии) ЗОНА РИСКА :  Слабообучаемые, но с сохранным интеллектом Хронически неуспевающие по всем или отдельным учебным дисциплинам Дети с несформированной мотивацией к учебной деятельности ГРУППА РИСКА :

Слабообучаемые дети (с проблемами в обучении и развитии)

ЗОНА РИСКА :

  • Слабообучаемые, но с сохранным интеллектом
  • Хронически неуспевающие по всем или отдельным учебным дисциплинам
  • Дети с несформированной мотивацией к учебной деятельности

ГРУППА РИСКА :

  • Дети, не усвоившие программу начальной школы
Причины  школьной неуспеваемости

Причины школьной неуспеваемости

  • Отсутствие позитивного контакта с педагогом
  • Отсутствие учебно-познавательной мотивации
  • Несовершенство методов преподавания
  • Несформированность мыслительных процессов, задержка психического развития
Дети с ограниченными возможностями здоровья ( дети со слабым здоровьем, психофизически ослабленные, дети-инвалиды) ЗОНА РИСКА : Дети – инвалиды  С хроническими заболеваниями Психосоматически ослабленные Ситуативно (временно) болеющие или получившие травмы ГРУППА РИСКА :

Дети с ограниченными возможностями здоровья

( дети со слабым здоровьем,

психофизически ослабленные, дети-инвалиды)

ЗОНА РИСКА :

  • Дети – инвалиды
  • С хроническими заболеваниями
  • Психосоматически ослабленные
  • Ситуативно (временно) болеющие или получившие травмы

ГРУППА РИСКА :

  • Наличие постоянной угрозы для жизни и здоровья ребенка
Факторы  для детей с ограниченными  возможностями здоровья На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Отмеченная тенденция зависит от таких факторов, как

Факторы для детей с ограниченными возможностями здоровья

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Отмеченная тенденция зависит от таких факторов, как

  • состояние окружающей среды,
  • экономическое положение в обществе,
  • наследственность и здоровье родителей,
  • условия жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении
Дети из проблемных  и неблагополучных семей ЗОНА РИСКА : Семьи с детьми – инвалидами Семьи с родителями-инвалидами Неполные семьи Многодетные семьи Малообеспеченные семьи Семьи беженцев Семьи участников военных действий  ГРУППА РИСКА :

Дети из проблемных

и неблагополучных семей

ЗОНА РИСКА :

  • Семьи с детьми – инвалидами
  • Семьи с родителями-инвалидами
  • Неполные семьи
  • Многодетные семьи
  • Малообеспеченные семьи
  • Семьи беженцев
  • Семьи участников военных действий

ГРУППА РИСКА :

  • Неблагополучная семья (с нарушением функции семейного воспитания)
Причины нарушения функций  семейного воспитания

Причины нарушения функций семейного воспитания

  • Уклонение родителей от своих обязанностей, нежелание ответственно исполнять свой родительский долг
  • Деструктивное поведение родителей
  • Грубые искажения детско-родительских отношений
Педагогически  запущенные дети  ЗОНА РИСКА : С низким уровнем культуры, обученности, воспитанности Девиантные, агрессивные, асоциальные формы поведения ГРУППА РИСКА :  Дети с явными признаками аддиктивного поведения, неуправляемые дети

Педагогически

запущенные дети

ЗОНА РИСКА :

  • С низким уровнем культуры, обученности, воспитанности
  • Девиантные, агрессивные, асоциальные формы поведения

ГРУППА РИСКА :

Дети с явными признаками аддиктивного поведения, неуправляемые дети

Основные причины  педагогической запущенности детей

Основные причины педагогической запущенности детей

  • отсутствие четких социально-экономических перспектив развития, низкий прожиточный минимум в семье
  • попустительское отношение родителей к воспитанию детей
  • жестокое отношение к детям (насилие) или пренебрежение их нуждами в семье и школе
  • психогенный фактор (наличие психопатологической симптоматики, поведенческих расстройств)
  • индивидуальные психосоматические особенности, затрудняющие социальную адаптацию подростков
С чего начинается работа с детьми « группы риска» 1.Выявление детей группы риска на основании опросов классных  учителей, учителей-предметников, родителей. Составление  карточек на каждого из них с учетом: фамилии, имени, года рождения, класса, состава семьи, эмоциональных отношений в ней, семейных проблем. 2.Изучение детей группы риска . Предполагает исследовательскую  деятельность классного учителя ,психолога., социального педагога.  Изучаются нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива, выявляются ошибки в постановке задач, выборе методов и  форм воспитания. Определяются причины «трудновоспитуемости»,  воспитательные возможности среды и способы перевоспитания,  Устанавливаются характер педагогической запущенности, отношение к  учебной деятельности, отставания, проявление волевых качеств.  Определяются коллективные проявления, отношения к окружающим, к  себе, к своей семье, к группировкам микрорайона.

С чего начинается работа с детьми « группы риска»

  • 1.Выявление детей группы риска на основании опросов классных

учителей, учителей-предметников, родителей. Составление

карточек на каждого из них с учетом: фамилии, имени, года рождения, класса, состава семьи, эмоциональных отношений в ней, семейных проблем.

  • 2.Изучение детей группы риска . Предполагает исследовательскую

деятельность классного учителя ,психолога., социального педагога.

Изучаются нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива, выявляются ошибки в постановке задач, выборе методов и

форм воспитания. Определяются причины «трудновоспитуемости»,

воспитательные возможности среды и способы перевоспитания,

Устанавливаются характер педагогической запущенности, отношение к

учебной деятельности, отставания, проявление волевых качеств.

Определяются коллективные проявления, отношения к окружающим, к

себе, к своей семье, к группировкам микрорайона.

Основные направления работы с детьми группы риска.   Диагностика Количественная и качественная психологическая диагностика проблем школьного детства (в форме тестов, бесед, опросов, наблюдения)  Углубленная психолого-педагогическая диагностика степени риска ребенка  Анкетирование родителей с целью изучения морально-психологического фона семьи как фактора, воздействующего на личность ребенка.

Основные направления работы

с детьми группы риска.

Диагностика

Количественная и качественная психологическая диагностика проблем школьного детства (в форме тестов, бесед, опросов, наблюдения) Углубленная психолого-педагогическая диагностика степени риска ребенка

Анкетирование родителей с целью изучения морально-психологического фона семьи как фактора, воздействующего на личность ребенка.

Диагностические методы

Диагностические методы

  • Наблюдение – метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем
  • Беседа – в социальной диагностике – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации
  • Опрос – устный и письменный (анкетирование)
  • Анкетирование – метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых
  • Тестирование – специализированный метод диагностического обследования, с помощью которого можно получать количественную и качественную характеристику изучаемого явления
      Консультирование детей, родителей, педагогов Индивидуальное и групповое психологическое консультирование для педагогов, родителей, учащихся конкретной группы риска   Лектории для родителей по вопросам психологического просвещения и практики семейного воспитания    Семинары для педагогов по проблемам детей группы конкретного риска  Индивидуальное консультирование родителей по вопросам организации жизни и обеспечения здоровья, по проблемам воспитания        

      Консультирование детей, родителей, педагогов

      Индивидуальное и групповое

      психологическое консультирование для педагогов, родителей, учащихся конкретной группы риска Лектории для родителей по вопросам психологического просвещения и практики семейного воспитания

       

      Семинары для педагогов по проблемам детей группы конкретного риска Индивидуальное консультирование родителей по вопросам организации жизни и обеспечения здоровья, по проблемам воспитания

       

       

       

       

      Индивидуальная работа Реализация индивидуальных психолого-педагогических программ работы с ребенком конкретной группы риска ПМП консилиум  Тренинги для детей определенных групп риска Тренинги для родителей, направленные на коррекцию детско-родительских взаимоотношений  Тренинги взаимодействия родителей с детьми Индивидуальное сопровождение несовершеннолетних, стоящих на внутришкольном учете, на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних

      Индивидуальная работа

      Реализация индивидуальных психолого-педагогических программ работы с ребенком конкретной группы риска

      ПМП консилиум Тренинги для детей определенных групп риска

      Тренинги для родителей, направленные на коррекцию детско-родительских взаимоотношений Тренинги взаимодействия родителей с детьми

      Индивидуальное сопровождение несовершеннолетних, стоящих на внутришкольном учете, на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних

      Профилактика Разработка и реализация психопрофилактических программ, направленных па повышение самооценки школьников, профилактику социального неблагополучия, снижение школьной тревожности и неуспешности. Пропаганда здорового образа жизни в образовательном учреждении (Дни здоровья, турпоходы, летние лагеря, Зарницы)  Разработка и реализация социально-педагогических целевых комплексных программ, направленных на профилактику аддиктивных форм поведения, правонарушений, беспризорности и безнадзорности  Плановые беседы, лекции, семинары, видеопрезентации, классные часы по ведению здорового образа жизни, профилактики заболеваний, организации личной гигиены и охраны здоровья

      Профилактика

      Разработка и реализация психопрофилактических программ, направленных па повышение самооценки школьников, профилактику социального неблагополучия, снижение школьной тревожности и неуспешности.

      Пропаганда здорового образа жизни в образовательном учреждении (Дни здоровья, турпоходы, летние лагеря, Зарницы) Разработка и реализация социально-педагогических целевых комплексных программ, направленных на профилактику аддиктивных форм поведения, правонарушений, беспризорности и безнадзорности

      Плановые беседы, лекции, семинары, видеопрезентации, классные часы по ведению здорового образа жизни, профилактики заболеваний, организации личной гигиены и охраны здоровья

      Работа с родителями Проводя работу с детьми «группы риска», необходимо параллельно вести работу с семьей. Коррекционная работа не дает положительного результата, если параллельно не ведется профилактическая работа с семьями «группы риска»: сбор информации о семье, социуме, где она живет, посещения на дому, беседы с родителями, выяснение причин неблагополучия семьи. Неблагополучие семей группы риска состоит в том, что у родителей нет знаний и умений по воспитанию детей, один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, низкий материальный достаток.  При посещении неблагополучных семей проводятся просветительские беседы с родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, создание благоприятных условий в семье, пропагандируется здоровый образ жизни.

      Работа с родителями

      Проводя работу с детьми «группы риска», необходимо параллельно вести работу с семьей.

      Коррекционная работа не дает положительного результата, если параллельно не ведется профилактическая работа с семьями «группы риска»: сбор информации о семье, социуме, где она живет, посещения на дому, беседы с родителями, выяснение причин неблагополучия семьи. Неблагополучие семей группы риска состоит в том, что у родителей нет знаний и умений по воспитанию детей, один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, низкий материальный достаток. При посещении неблагополучных семей проводятся просветительские беседы с родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, создание благоприятных условий в семье, пропагандируется здоровый образ жизни.

      СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Классный руководитель Психолог Подросток «группы риска» Социальный педагог Зам. директора по ВР  Педагогический консилиум Директор школы  ОДН  КДН  Педсовет

      СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

      Классный руководитель

      Психолог

      Подросток «группы риска»

      Социальный педагог

      Зам. директора по ВР

      Педагогический консилиум

      Директор школы

      ОДН

      КДН

      Педсовет

      Выводы:

      Выводы:

      • Создание адекватных условий для развития ребенка в семье и образовательном учреждении.
      • Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка, находящегося в зоне риска.
      • Комплексный подход к решению проблем ребенка.
      • Системное взаимодействие специалистов
      Спасибо за внимание!

      Спасибо за внимание!


      Получите в подарок сайт учителя

      Предмет: Всем учителям

      Категория: Презентации

      Целевая аудитория: Прочее

      Скачать
      "Работа с детьми "группы риска"

      Автор: Савостина Анна Николаевна

      Дата: 16.11.2020

      Номер свидетельства: 563501

      Похожие файлы

      object(ArrayObject)#851 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(63) "План работы с детьми "группы риска""
          ["seo_title"] => string(32) "plan_raboty_s_detmi_gruppy_riska"
          ["file_id"] => string(6) "491050"
          ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
          ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
          ["date"] => string(10) "1544973659"
        }
      }
      
      object(ArrayObject)#873 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(142) "Игровая техника  «Цветной подход к проблеме» в работе с детьми «группы риска»"
          ["seo_title"] => string(84) "ighrovaia-tiekhnika-tsvietnoi-podkhod-k-probliemie-v-rabotie-s-diet-mi-ghruppy-riska"
          ["file_id"] => string(6) "280298"
          ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
          ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
          ["date"] => string(10) "1453360292"
        }
      }
      
      object(ArrayObject)#851 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(92) "Работа социального педагога с детьми группы риска"
          ["seo_title"] => string(48) "rabota_sotsialnogo_pedagoga_s_detmi_gruppy_riska"
          ["file_id"] => string(6) "501432"
          ["category_seo"] => string(7) "prochee"
          ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
          ["date"] => string(10) "1551114971"
        }
      }
      
      object(ArrayObject)#873 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(77) "Памятка для работы с детьми "группы риска"."
          ["seo_title"] => string(44) "pamiatka_dlia_raboty_s_diet_mi_ghruppy_riska"
          ["file_id"] => string(6) "371907"
          ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
          ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
          ["date"] => string(10) "1482257300"
        }
      }
      
      object(ArrayObject)#851 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(119) "Профилактическая и коррекционная работа с детьми «группы риска»"
          ["seo_title"] => string(69) "profilaktichieskaia_i_korriektsionnaia_rabota_s_diet_mi_ghruppy_riska"
          ["file_id"] => string(6) "459074"
          ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
          ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
          ["date"] => string(10) "1519326673"
        }
      }
      


      Получите в подарок сайт учителя

      Видеоуроки для учителей

      Курсы для учителей

      Распродажа видеоуроков!
      ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

      Добавить свою работу

      * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

      Удобный поиск материалов для учителей

      Ваш личный кабинет
      Проверка свидетельства