Презентация " Работа с детьми "группы риска" - расскрывает одну из насущных проблем в воспитании и обучении детей. Презентацию можно использовать пр организации семинаров, круглых столов, родительских собраний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Работа с детьми "группы риска"»
Работа с детьми «группы риска»
Вот он сидит перед нами, взглянитеСжался пружиной, отчаялся он.С миром оборваны тонкие нитиСловно стена без дверей и окон.Вот они, главные истины эти:Поздно заметили...Поздно учли..Нет!!! Не рождаются трудными дети!Просто им вовремя не помогли.С.Давидович
Дети социальнодемографическая группа населения в возрасте до 18 лет, имеющая специфические потребности и интересы, социальнопсихологические особенности.
Детей можно разделить на 2 группы:
Малолетние (до 14 лет)
Несовершеннолетние (от 14 до 18 лет)
Работа с детьми и его семьей должна проводиться на основе
знания следующих нормативных документов:
Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. Конституция РФ от 12 декабря 1994 г. Закон РФ «Об образовании» Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223ФЗ ( От 21.07.2007г) Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124ФЗ (от 30.06.2007 г.)
Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
Конституция РФ от 12 декабря 1994 г.
Закон РФ «Об образовании»
Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223ФЗ ( От 21.07.2007г)
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124ФЗ (от 30.06.2007 г.)
Дети «группы риска»
- дети с различными формами психологической и социальной дезадаптации, выражающиеся в поведении, неадекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы
Риски, которым подвержен любой несовершеннолетний
Плохое здоровье
Проблемы в семье
Социальная незащищенность
Неблагоприятное влияние «улицы»
Неясность будущего
Факторы, приводящие детей в «группу риска»
Дисгармоничная семья;
Асоциальное поведение родителей
Жестокое обращение с детьми
Продолжительные заболевания и тяжелые травмы;
Неблагополучная ситуация в отношении подростка со сверстниками;
К группам риска учащихся можно отнести следующие :
Медицинская:
Имеют хронические заболевания внутренних органов,
проблемы с органами слуха, зрения, речи,
часто и длительно болеют,
перенесли сложные медицинские операции,
перенесли стрессы
леворукие дети (левша)
Социально -экономическая:
живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивноеотношение к ребенку),
живут в малообеспеченной семье,
в семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые),
проблемы адаптации при смене местожительства, школы, класса,
самовольный уход из дома.
Учебно-педагогическая:
одаренные дети
педагогически запущеные дети
имеют стойкую неуспеваемость,
пропуски занятий без уважительных причин,
пропускают отдельные предметы без уважительных причин.
Поведенческая:
нарушение поведения,
трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями,
повышенная тревожность,
употребление наркотических веществ,
табакокурение,
токсикомания,
гиперактивность.
Классификация проблем школьников, находящихся в зоне или группе риска .
Слабообучаемые
(дети с проблемами в обучении и развитии)
Дети с ОВЗ
Дети из проблемных и неблагополучных семей
Педагогически запущенные дети
Зона риска
Зона риска
Группа риска
Зона риска
Группа риска
Группа риска
Зона риска
Группа риска
- Семьи с детьми - инвалидами;
- Семьи с родителями инвалидами;
- Неполные семьи;
- Многодетные семьи;
- Малообеспеченные семьи;
- Семьи беженцев;
- Семьи участников боевых действий;
- Педагогически несостоятельные, практикующие насилие семьи.
Неблагополучная семья
Обучаю-щиеся,
не усвоившие программу начальной школы
- Дети – инвалиды;
- С хроническими заболеваниями;
-Психосоматиче-ски ослабленные (часто болеющие);
- Ситуативно (временно) болеющие или получившие травмы.
Наличие постоянной угрозы для жизни и здоровья ребенка.
Слабо
обучаемые, но «сохранные»;
- Хронически неуспевающие по всем или отдельным учебным дисциплинам;
С несформированной мотивацией к учебной деятельности .
Девиантные, агрессивные, асоциальные формы поведения.
Дети и подростки с делинквентным поведением, с явными признаками аддиктивного поведения.
- С низким уровнем культуры (обученности, воспитанности
Слабообучаемые дети (с проблемами в обучении и развитии)
ЗОНА РИСКА :
Слабообучаемые, но с сохранным интеллектом
Хронически неуспевающие по всем или отдельным учебным дисциплинам
Дети с несформированной мотивацией к учебной деятельности
ГРУППА РИСКА :
Дети, не усвоившие программу начальной школы
Причины школьной неуспеваемости
Отсутствие позитивного контакта с педагогом
Отсутствие учебно-познавательной мотивации
Несовершенство методов преподавания
Несформированность мыслительных процессов, задержка психического развития
Дети с ограниченными возможностями здоровья
( дети со слабым здоровьем,
психофизически ослабленные, дети-инвалиды)
ЗОНА РИСКА :
Дети – инвалиды
С хроническими заболеваниями
Психосоматически ослабленные
Ситуативно (временно) болеющие или получившие травмы
ГРУППА РИСКА :
Наличие постоянной угрозы для жизни и здоровья ребенка
Факторы для детей с ограниченными возможностями здоровья
На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Отмеченная тенденция зависит от таких факторов, как
состояние окружающей среды,
экономическое положение в обществе,
наследственность и здоровье родителей,
условия жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении
Дети из проблемных
и неблагополучных семей
ЗОНА РИСКА :
Семьи с детьми – инвалидами
Семьи с родителями-инвалидами
Неполные семьи
Многодетные семьи
Малообеспеченные семьи
Семьи беженцев
Семьи участников военных действий
ГРУППА РИСКА :
Неблагополучная семья (с нарушением функции семейного воспитания)
Причины нарушения функций семейного воспитания
Уклонение родителей от своих обязанностей, нежелание ответственно исполнять свой родительский долг
Деструктивное поведение родителей
Грубые искажения детско-родительских отношений
Педагогически
запущенные дети
ЗОНА РИСКА :
С низким уровнем культуры, обученности, воспитанности
Девиантные, агрессивные, асоциальные формы поведения
ГРУППА РИСКА :
Дети с явными признаками аддиктивного поведения, неуправляемые дети
Основные причины педагогической запущенности детей
отсутствие четких социально-экономических перспектив развития, низкий прожиточный минимум в семье
попустительское отношение родителей к воспитанию детей
жестокое отношение к детям (насилие) или пренебрежение их нуждами в семье и школе
карточек на каждого из них с учетом: фамилии, имени, года рождения, класса, состава семьи, эмоциональных отношений в ней, семейных проблем.
2.Изучение детей группы риска. Предполагает исследовательскую
деятельность классного учителя ,психолога., социального педагога.
Изучаются нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива, выявляются ошибки в постановке задач, выборе методов и
форм воспитания. Определяются причины «трудновоспитуемости»,
воспитательные возможности среды и способы перевоспитания,
Устанавливаются характер педагогической запущенности, отношение к
учебной деятельности, отставания, проявление волевых качеств.
Определяются коллективные проявления, отношения к окружающим, к
себе, к своей семье, к группировкам микрорайона.
Основные направления работы
с детьми группы риска.
Диагностика
Количественная и качественная психологическая диагностика проблем школьного детства (в форме тестов, бесед, опросов, наблюдения) Углубленная психолого-педагогическая диагностика степени риска ребенка
Анкетирование родителей с целью изучения морально-психологического фона семьи как фактора, воздействующего на личность ребенка.
Диагностические методы
Наблюдение – метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем
Беседа – в социальной диагностике – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации
Опрос – устный и письменный (анкетирование)
Анкетирование – метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых
Тестирование – специализированный метод диагностического обследования, с помощью которого можно получать количественную и качественную характеристику изучаемого явления
Консультирование детей, родителей, педагогов
Индивидуальное и групповое
психологическое консультирование для педагогов, родителей, учащихся конкретной группы риска Лектории для родителей по вопросам психологического просвещения и практики семейного воспитания
Семинары для педагогов по проблемам детей группы конкретного риска Индивидуальное консультирование родителей по вопросам организации жизни и обеспечения здоровья, по проблемам воспитания
Индивидуальная работа
Реализация индивидуальных психолого-педагогических программ работы с ребенком конкретной группы риска
ПМП консилиум Тренинги для детей определенных групп риска
Тренинги для родителей, направленные на коррекцию детско-родительских взаимоотношений Тренинги взаимодействия родителей с детьми
Индивидуальное сопровождение несовершеннолетних, стоящих на внутришкольном учете, на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних
Профилактика
Разработка и реализация психопрофилактических программ, направленных па повышение самооценки школьников, профилактику социального неблагополучия, снижение школьной тревожности и неуспешности.
Пропаганда здорового образа жизни в образовательном учреждении (Дни здоровья, турпоходы, летние лагеря, Зарницы) Разработка и реализация социально-педагогических целевых комплексных программ, направленных на профилактику аддиктивных форм поведения, правонарушений, беспризорности и безнадзорности
Плановые беседы, лекции, семинары, видеопрезентации, классные часы по ведению здорового образа жизни, профилактики заболеваний, организации личной гигиены и охраны здоровья
Работа с родителями
Проводя работу с детьми «группы риска», необходимо параллельно вести работу с семьей.
Коррекционная работа не дает положительного результата, если параллельно не ведется профилактическая работа с семьями «группы риска»: сбор информации о семье, социуме, где она живет, посещения на дому, беседы с родителями, выяснение причин неблагополучия семьи. Неблагополучие семей группы риска состоит в том, что у родителей нет знаний и умений по воспитанию детей, один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, низкий материальный достаток. При посещении неблагополучных семей проводятся просветительские беседы с родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, создание благоприятных условий в семье, пропагандируется здоровый образ жизни.
СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Классный руководитель
Психолог
Подросток «группы риска»
Социальный педагог
Зам. директора по ВР
Педагогический консилиум
Директор школы
ОДН
КДН
Педсовет
Выводы:
Создание адекватных условий для развития ребенка в семье и образовательном учреждении.
Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка, находящегося в зоне риска.