Игровая техника
«Цветной подход к проблеме»
в работе с детьми «группы риска»
Вдовина Е.Н. педагог-психолог МБОУ СОШ№10
Цели:
- Поиск альтернативных (социально приемлемых) способов удовлетворения потребностей,
- Развитие коммуникативных умений,
- Развитие социальной рефлексии и социально значимых свойств и качеств личности,
- Профилактика нарушений поведения,
- Решение конкретных проблем.
Участники: подростки 8-9 классов, количество – до 40 человек.
Структура занятия
- Знакомство
Оборудование: на шести столах разложены разноцветные таблички:
1 стол – красная, 2 – жёлтая, 3 – зелёная, 4 – синяя, 5 – чёрная, 6 – белая; фломастеры, бумага.
Инструкция:
Участникам предлагается выбрать цвет своего настроения и сесть за соответствующий стол, написать своё имя (прозвище, псевдоним) на бейджике.
Ведущий просит каждую группу представиться.
Для этого участники отвечают на вопросы:
- Почему вы выбрали такой цвет?
- Какие эмоции вы испытываете на данный момент?
Перечень эмоций: радость, грусть, безразличие, отвращение, страх, робость, веселье, удивление.
- Название групп.
Оборудование: фломастеры, бумага
1. Придумайте общее название группе.
2. Какие эмоции вы испытываете в данный момент?
- Перечень эмоций:
радость, грусть, безразличие, отвращение, страх, робость, веселье, удивление.
Человеческое общество можно разделить на несколько групп. Самую многочисленную группу составляют «законопослушные граждане». Они неплохо уживаются с окружающими, стараются не создавать друг другу проблем, не конфликтовать.
К сожалению, существуют и проблемные группы людей.
(работе может помочь мультимедийная презентация, на слайде которой будут в виде прямоугольников отражены все группы. При этом каждый прямоугольник будет определенного цвета. Посреди слайда прямоугольник белого цвета с надписью «законопослушные граждане»)
Перечень проблемных групп:
- «Упрямцы». Никому ни в чём не хотят уступать (желтый)
- «Бунтари». Вечно чем-то недовольны, всё время пытаются изменить окружающих, но только не себя (красный).
- «Гении». Очень талантливые люди, опережающие своё время, которые не могут найти применения своим талантам. От этого и страдают (фиолетовый).
- «Преступники». Категория людей, нарушающих закон (черный).
- «Хулиганы». Не считаются с общественным порядком, неуважительно относятся к обществу и окружающим людям (зеленый).
- «Отшельники». Предпочитают одиночество, в обществе людей чувствуют себя некомфортно. Общаться либо не хотят, либо не умеют (синий).
Инструкция:
Посмотрите на таблицу и определите, к какой группе относитесь вы? Определите по большинству голосов. Напишите название группы на цветной бумаге.
- Определение проблемы.
Инструкция:
Участники каждой группы решают, что им мешает перейти в группу «Законопослушных граждан». Выберите какое-то одно препятствие на команду из ниже предложенных (препятствие определяется по большинству голосов).
Слайд
Перечень препятствий на пути к исправлению:
- отрицательные черты характера (перечислить),
- взаимоотношения с родителями,
- взаимоотношения с учителями,
- взаимоотношения друзьями,
- СМИ (телевидение, Интернет, журналы и т. д.)
- привычки (в том числе и вредные),
- болезни,
- другое (перечислите).
- Конкретизация проблемы.
Оборудование: ручки, бумага.
Инструкция:
Конкретизируйте выбранную вами проблему. Для этого обсудите в группе, каким образом она вам мешает, и в каких ситуациях проявляется.
- Бумеранг.
Оборудование: ручки, фломастеры, листы А4.
Слайд. (на нем написано следующее):
Белый цвет – безоценочное суждение.
Каждая группа пишет на листе бумаги свою конфликтную ситуацию, которую хочет разрешить. Пишите подробно, перечисляя факты и причины. Схема событий:
сначала
потом
затем
наконец.
Затем листы передаются соседнему столу справа.
Слайд (на нем написано следующее):
Чёрный цвет – критическое мышление.
Рассмотрите проблему с позиции самого худшего, что может произойти.
Чем это грозит в будущем, какие плачевные последствия ожидаются?
Составьте список негативных последствий.
Команды, получив чужие проблемы, оценивают их критически, т. е. рассматривают проблему с позиции самого худшего, что может произойти, и чем это грозит в будущем, какие плачевные последствия ожидаются. Составьте список негативных последствий.
Листы с проблемами снова передаются соседнему столу справа.
Слайд (на нем написано следующее):
Жёлтый цвет – оптимистическое мышление.
Рассматривается проблема с положительной стороны.
Напишите конкретные положительные стороны проблемы.
Листы передают следующему столу.
Слайд (на нем написано следующее):
Красный цвет – эмоциональное мышление.
Напишите, что чувствует человек, имея такую проблему, какие эмоции ему присущи.
Выберите несколько из списка.
Эмоции: страх, испуг, паника, гнев, безумие, горе, уныние, сломленность, отвращение, презрение, стыд, сожаление, раскаяние.
Состояния: беспокойство, беспомощность, волнение, грусть, жалость, зависть, ненависть, обида, равнодушие, страдание, усталость, тревожность, ярость.
Предлагается выбрать эмоции. Описать, в каком состоянии человек, испытывающий эти эмоции, находится.
Список фундаментальных эмоций:
- Страх (испуг, паника)
- Гнев (взбешённость, безумие)
- Горе (уныние, печаль, сломленность)
- Отвращение (неприязнь, омерзение)
- Презрение (пренебрежение, надменность)
- Стыд (застенчивость, робость)
7. Вина (сожаление, раскаивание)
Затем нужно выбрать состояния.
Выберите из списка: беспокойство, беспомощность, волнение, грусть, жалость, зависть ненависть, обида, равнодушие, сожаление, страдание, усталость, тревожность, ярость.
Листы передают соседнему столу.
Слайд (на нем написано следующее):
Зелёный цвет – творческое мышление.
Оригинальное решение проблемы, творческий подход к ней.
Попробуйте нарисовать проблему или подобрать к ней пословицу, афоризм, слова из песни и т.д.
Листы передаются следующему столу.
Слайд (на нем написано следующее):
Синий цвет – продуктивное мышление.
Определите, какой жизненный урок преподнесла эта проблемная ситуация, чему она учит, от чего предостерегает.
В каких жизненных ситуациях пригодится?
- Подведение итогов.
Листы с проблемами возвращаются хозяевам. Они их читают. Потом предлагается зачитать вслух 1-2 проблемы и их решение (желательно зачитать все проблемы).
Теперь вы знаете, что любое событие нужно рассматривать с разных сторон. И только тогда из него можно извлечь пользу, жизненный урок.
- Заключение. «Почта комплиментов»
Оборудование: полоски бумаги, фломастеры.
Инструкция:
Напишите на полоске бумаги какой-нибудь приятный комплимент и положите в мешочек.
Когда все комплименты будут написаны, ведущий перемешивает полоски бумаги, а затем раздаёт участникам.