Просмотр содержимого документа
«Профилактическая и коррекционная работа с детьми «группы риска»»
Профилактическая и коррекционная работа с детьми «группы риска»
Социальный педагог
Лебедева Лилия Сергеевна
МОАУ «СОШ № 43 г. Орска»
Конфликтный
задиристый
драчливый
Неуверенный в себе
несамостоятельный
агрессивный
дерзкий
ленивый
Трудный ребенок. Какой он?
лживый
Причины детской неуправляемости:
Борьба за внимание родителей
Борьба за внимание родителей
Борьба за самоутверждение
Борьба за самоутверждение
Жажда мщения окружающему миру, взрослым
Жажда мщения окружающему миру, взрослым
Неверие в свой успех
Неверие в свой успех
Борьба за внимание родителей.
Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более – ребёнку.
Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более – ребёнку.
Борьба за самоутверждение
Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждет доверия к себе. Он хочет решать сам. Это заложено в его природе – нельзя прожить жизнь на опыте старших.
Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждет доверия к себе. Он хочет решать сам. Это заложено в его природе – нельзя прожить жизнь на опыте старших.
Неверие в свой успех.
Причины неверия в собственный успех:
Причины неверия в собственный успех:
низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребёнком усилий низкая самооценка, поощряемая педагогами и семьёй, плохие взаимоотношения в классе со сверстниками, откровенная изоляция ребёнка, отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.
низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребёнком усилий
низкая самооценка, поощряемая педагогами и семьёй,
плохие взаимоотношения в классе со сверстниками,
откровенная изоляция ребёнка, отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.
Жажда мщения окружающему миру, взрослым.
Ребёнок мстит за:
Ребёнок мстит за:
неверие в его способности и возможности сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами за унижение друг друга в кругу семьи за потерю одного из родителей в результате развода за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребёнок за несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания за родительскую ложь и хамелеонство за чрезмерное проявления взрослыми любви друг к другу
неверие в его способности и возможности
сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами
за унижение друг друга в кругу семьи
за потерю одного из родителей в результате развода
за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребёнок
за несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания
за родительскую ложь и хамелеонство
за чрезмерное проявления взрослыми любви друг к другу
Макаренко: «Хотите, чтобы были хорошие дети — будьте счастливы».
ПОЛОЖЕНИЕ ПОДРОСТКА В СЕМЬЕ
И ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями.
В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве.
В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение.
Подростковый возраст — время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу.
Так начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых. Раньше близкие многого не замечали в ребенке, верили в непогрешимость своего авторитета, и вот состоялось как бы свержение их с пьедестала. Происходит это потому, что в глазах подростка мать и отец остаются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя беспокойно. Остаются они и властью, распоряжающейся наказаниями и поощрениями, и примером для подражания, воплощающим в себе лучшие человеческие качества, и старшим другом, которому можно доверить все.
Но со временем эти функции меняются местами.
В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.
Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями:
Социально-психологические аспекты работы с жертвой и последствиями насилия
Семьи, в которой «трудные» родители
Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь.
Атмосфера в такой семье -холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта
задача классного руководителя:
• Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.
• Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.
• Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.
• Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери
Семьи, в которой господствует безнадзорность
В таких семьях, родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми
задача классного руководителя:
Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.
• Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.
• Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.
• Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей
Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей
задача классного руководителя:
• Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.
• Пробудить интерес к самообразованию.
• Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.
Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью
задача классного руководителя:
. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими
• Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от
действий с позиции силы.
• Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.
• Доказать, что терпение и снисходительность ребенку - главное средство в воспитании
Семьи, , в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью
задача классного руководителя:
. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют
• Изменить жизненную ориентацию родителей.
• Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.
• При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы
Процесс перевоспитания,
как и процесс воспитания,
должен строиться, прежде всего,
с учетом индивидуально-психологических
свойств подростка, с учетом
тех конкретных обстоятельств
и неблагоприятных условий
воспитания, которые
способствовали возникновению
разных асоциальных
проявлений и отклонений.
Трудно держать в уме множество воспитательных целей, все равно не удержишь. Если наши дети будут совестливы и добры, этого достаточно, все остальное приложится.
Из школы, из жизни они сами будут выбирать и вбирать в себя все доброе и честное.
Они будут воспитуемы, как говорил Сухомлинский. Будет основа – и серьезное воспитание во всех его видах и направлениях пойдет им впрок.
Но нельзя строить третий и пятый этажи там, где нет фундамента.