Просмотр содержимого документа
«Профилактика отклоняющегося поведения»
Профилактика отклоняющегося поведения
Социальный педагог
Кроль Ю.К.
Поведение человека-это процесс его взаимодействия со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков.
Отклоняющееся (девиантное) поведение
Устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
Система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.
Поведение не отвечающее социальным ожиданиям
Отклоняющееся (девиантное) поведение
Причины отклоняющегося поведения
- духовные проблемы: отсутствие или утрата смысла жизни, не сформированные нравственные ценности, редуцированные высшие чувства (совесть, ответственность, честность), блокировка самореализации;
- деформации в ценностно-мотивационной системе личности: девиантные ценности, ситуативно-эгоцентрическая ориентация, фрустрированность потребностей, внутренние конфликты, малопродуктивные механизмы психологической защиты;
- эмоциональные проблемы : тревога, депрессия, негативные эмоции, трудности в понимании и выражении эмоций;
- проблемы саморегуляции: нарушение способности ставить цели и добиваться их выполнения; неадекватная самооценка, чрезмерный или недостаточный самоконтроль; низкая рефлексия; низкопродуктивные механизмы совладания со стрессом; низкие адаптивные возможности; дефицит позитивных ресурсов личности;
- когнитивные искажения: особенности восприятия, дисфункциональные мысли, стереотипы мышления;
Следствием психоэмоционального напряжения является возникновение различных форм девиантного поведения , носящих саморазрушающий характер .
Самым распространенным типом девиантного поведения в России (а по утверждению ряда исследователей – и во всем мире) является аддиктивное(зависимое)поведение , сущность которого состоит в формировании стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций
По мере изменения жизни людей появляются новые формы зависимого поведения, например, компьютерная зависимость, SMS-зависимость, зависимость от телесериалов и др.
Пятый этап– катастрофа. Психологическое состояние человека – крайне неблагоприятное, так как само аддиктивное поведение уже не приносит прежнего удовлетворения и не вызывает изменений настроения.
На четвертом этапе происходит полное доминирование аддиктивного поведения вне зависимости от благополучия или неблагополучия ситуации
На третьем этапе аддиктивное поведение формируется как интегральная часть личности, т.е. аддикция становится обычным, привычным, шаблонным и стереотипным типом реагирования в неблагоприятной ситуации.
Второй этап аддиктивного поведения характеризуется появлением аддиктивного ритма , когда вырабатывается определённая последовательность и частота прибегания к аддикции
Переживание ощущения необыкновенного подъёма, связанного с определёнными действиями (это первый этап аддиктивного поведения)
осознание формирующейся зависимости от наркотика как проблемы личности;
развитие эмоциональных, когнитивных и поведенческих стратегий проблем-преодолевающего поведения (стратегии разрешения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, распознавание и модификация стратегии избегания);
анализ, осознание и развитие личностных и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующейся зависимости от психоактивных веществ. Развитие Я-концепции, коммуникативных ресурсов, социальной компетентности, ценностных ориентаций когнитивного развития, интернального локуса контроля; принятие ответственности за свою жизнь, свое поведение и его последствия; восприятие социальной поддержки; изменение стереотипов поведения и ролевого взаимодействия в семье; формирование психологической резистентности к давлению наркотической среды.
Медицинские технологии заключаются в нормализации физического и психического развития, биохимического и физиологического равновесия.
«Если ты хочешь иметь то, что никогда не имел,тогда сделай то, чего никогда не делал»