Профилактика девиантного поведения в молодёжной среде
Профилактика девиантного поведения в молодёжной среде
Каждый педагогический работник учреждения НПО рано или поздно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения обучающихся. Одной из особенностей, обуславливающей данное поведение, является адаптация к новой социальной среде, сопряжённой с кризисным этапом развития личности.
Вторая особенность - социальный паспорт контингента обучающихся. В нашем учебном заведении есть дети из неблагополучных семей, многодетных и малоимущих, а также дети-сироты.
Третья особенность - это мотивация выбора образовательного учреждения. Одной из причин поступления в учебное заведение первокурсники называют боязнь ЕГЭ. Данный факт, безусловно, указывает либо на возможные затруднения обучающихся в учебной деятельности, либо на низкую самооценку собственных возможностей, а так же может повлечь проблемы профессиональной адаптации.
Исходя из сложившейся ситуации, можно обозначить главной воспитательной задачей образовательного учреждения профилактическую работу, направленную на формирование социально-мобильного выпускника, способного к дальнейшей успешной личностной и профессиональной адаптации в социуме.
Проблема адаптации первокурсников учреждений НПО является сложной, многофакторной и многоуровневой. Сложность адаптации обусловлена противоречивостью данного возрастного периода, объясняемого переходом от детства к юности.
Кроме этого, при переходе от общего к профессиональному образованию у подростков происходит смена социального окружения, приобретаются новые способы познавательной деятельности, формируются новые формы межличностных отношений.
Первокурсники входят в процесс профессионального обучения с новым социальным статусом обучающегося, что требует от них выбора способов поведения, соответствующих новому статусу. Процесс приспособления может быть длительным и вызвать перенапряжение на психологическом и физиологическом уровнях, вследствие чего, могут проявиться растерянность и даже неудовлетворённость пребыванием в учреждении НПО, являющиеся причиной возможного возникновения симптомов отклоняющегося поведения.
Можно выделить две стороны социальной адаптации обучающихся:
- социально-психологическую, под которой понимается процесс приспособления обучающегося к новому социуму, выработки собственного стиля поведения;
- профессиональную, под которой понимают приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработке навыков самостоятельности в учебной и других видах работы.
Успешная адаптация обучающегося является предпосылкой его активной деятельности и условием её эффективности. Именно этим определяется положительное значение адаптации для плодотворного функционирования обучающегося в различных социальных ролях, а значит, и выработки установок и навыков поведения социально и личностно значимого.
Под девиантным поведением понимается поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества. Вопрос о профилактике девиантного поведения молодежи является актуальным для современной России. С нарастанием девиантного поведения у молодежи все больше угасают положительные чувства, и растет резерв будущей преступности. Девиантное поведение, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.
Выделяют два уровня отклоняющегося поведения:
Первый уровень – докриминогенный: мелкие проступки, нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонения от общественно-полезной деятельности, употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и другие формы поведения, не представляющие опасность окружающим;
Второй уровень – криминогенный, содержащий действия и поступки, выражающиеся в преступных административно или уголовно-наказуемых деяниях.
Одно из направлений профилактики можно назвать запретительным. Оно обычно реализуется через систему морализирования по поводу того, что те или иные девиации – это нарушения всевозможных существующих в обществе социально-нравственных, этических и других норм. Механизм воздействия на молодежь – пропаганда последствий различных видов девиаций.
Следующее направление можно назвать информационным. Оно в различных аспектах популярно в наши дни. Молодым людям довольно много рассказывают о вреде наркотиков, о механизме действия их на организм человека, о последствиях употребления различных психоактивных веществ, о вреде пьянства и алкоголизма, о последствиях необдуманных противоправных действий, о вреде проституции для здоровья женщины или мужчины.
Следующее направление профилактики - это пропаганда здорового образа жизни и реализация различных программ укрепления здоровья. В ходе такой работы по укреплению здоровья поощряется развитие альтернативных привычек (занятия спортом, активный досуг без табака и алкоголя, обоснованный и здоровый режим труда и питания и т.п.). Практика реализации данного направления доказала свою эффективность.
Следующее направление – личностно-ориентированное. Оно базируется на экзистенциальном подходе к воспитанию человека. Механизм реализации данного направления нацелен на то, чтобы, используя различные формы занятий, сформировать у молодого человека навыки самостоятельного принятия решений, умения решить возникающие проблемные ситуации. Для обеспечения действенности этого направления существуют различные программы. Их общая цель - научить человека управлять собой и объективно оценивать свои действия и поступки.
Каждый подход имеет те или иные положительные стороны, но имеет и определенный отрицательный опыт реализации их в практике. И, наверное, это естественно, поскольку универсального подхода к организации профилактики девиантных проявлений в молодежной среде быть не может.
Для эффективной профилактики девиантного поведения молодежи необходимо выделить те трудности, которые наиболее часто служат причиной девиантного поведения молодых людей. К ним можно отнести:
- напряженные взаимоотношения с родителями, педагогами, другими представителями старшего поколения;
- напряженные взаимоотношения с друзьями, однокурсниками, сверстниками;
- проблема самоотношения, самопонимания;
- формирование социально не одобряемых жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», ценностей;
- внутреннее («психологическое») одиночество, невыраженность и непонятность другими;
- поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, испытание себя и других, поиск границ возможного;
- отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;
- обида «на судьбу», конкретных людей за собственные трудности;
- переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию и обладанию ситуацией;
- неорганизованность;
- зависимость от других, слабость своего «я»;
- трудности в обучении;
- отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;
- трудный характер – наличие «неудобных» черт характера: обидчивости, агрессивности, расторможенности и т.д.;
- отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или защитника;
- чувство «вины», стыда за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица и т.д.), отсутствие уважения к родителям.
Можно выделить следующие компоненты социально-педагогической помощи молодым людям: диагностический, консультационный, практический, прогностический.
Диагностический компонент – это выявление причин отклонений в поведении молодого человека, выбор оптимальных психолого-педагогических средств воздействия на него и создание благоприятных социальных условий для решения имеющихся проблем.
Консультационный компонент связан с организацией процесса консультирования молодых людей, проявляющих девиации. Целью социально-педагогического консультирования является создание культурно-продуктивной личности, обладающей чувством перспективы, действующей осознанно, способной разрабатывать различные стратегии поведения, анализировать ситуацию с разных точек зрения, корректировать свое поведение, соотносить его с нормами и принципами поведенческих реакций, принятых в данном обществе. Обеспечение консультационного компонента социально-педагогической и психологической помощи молодым людям с девиантным поведением включает в себя следующие этапы:
- подготовка к консультированию, формирование у молодого человека установки на сотрудничество;
- установление контакта и построение доверительного диалога;
- исследование и анализ проблемной ситуации, в которой находится молодой человек;
- постановка целей и принятие их молодыми людьми;
- поиск решений и выхода из сложившейся ситуации;
- подведение итогов консультационной работы.
Практический компонент предполагает выбор и реализацию конкретных мер и форм помощи нуждающимся в ней молодым людям. Ориентиром в реализации практического компонента социально-педагогической помощи молодым людям с девиантным поведением могут служить следующие правила:
Правило превентивности. Всегда легче предупредить, чем исправлять, поэтому необходимо сохранять доверительные отношения с молодым человеком, отмечать малейшие отклонения в его поведении с целью предупредить их развитие. Лучшим способом предупреждения является оказание помощи в реализации основных потребностей молодого человека: любви, безопасности, внимании, самоутверждении. Важно также содействие формированию волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, обеспечивающих устойчивость человека. Самоопределившийся человек с собственным духовно-моральным стержнем вряд ли попадет под влияние негативных форм и образцов поведения.
Правило гибкости. Это использование различных форм, способов и стратегий практической работы в зависимости от конкретного случая и контекста работы.
Правило индивидуального подхода. Любая мера помощи будет настолько эффективной, насколько она учитывает уникальность и неповторимость человека. Подходить индивидуально означает выявить причины отклоняющегося поведения, их природу, действительные психологические механизмы, лежащие в основе девиаций молодежи, выбрать соответствующие данному индивидуальному случаю способы и методы работы осуществлять обратную связь и вносить коррективы в реализуемую стратегию действия по мере необходимости.
Правило разумного компромисса. Добиваясь изменений в поведении молодого человека, необходимо стремиться к разумному компромиссу. Следование данному правилу, с одной стороны, предполагает понимание того, что абсолютный идеал недостижим, а с другой, любые изменения должны созидать, а не разрушать личность юноши ли девушки.
Правило привлекательной альтернативы. Практический компонент социально-педагогической помощи молодым людям с девиантным поведением, направленный на изменение данного поведения, должен сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы. Важно, чтобы молодой человек не просто осознал негативность своих поведенческих реакций, но и выработал формы альтернативного поведения.
Правило субъектного взаимодействия с молодым человеком. Помочь молодому человеку изменить свое поведение можно лишь в том случае, когда он будет не объектом оказания помощи, а активным субъектом этого процесса.
Прогностический компонент предполагает определение потенциальных возможностей развития девиантного поведения как у группы молодежи, так и у конкретного молодого человека на основе познания природы этого поведения, его закономерностей, прошлого и настоящего состояния.
Осуществляя прогнозирование девиантного поведения молодежи, необходимо собрать исчерпывающую информацию: во-первых, об особенностях проявления различных видов девиаций в молодежной среде; во-вторых, об объективных и субъективных факторах, которые, с одной стороны, провоцируют девиантные отклонения в поведении молодых людей, с другой, уменьшают и нейтрализуют эти проявления. Прогнозирование может быть следующих видов: прогнозирование отклоняющегося поведения обучающихся в целом или общее прогнозирование; прогнозирование индивидуальное в отношении конкретного молодого человека; прогнозирование групповое, когда мы имеем дело с групповыми девиациями. Можно также осуществлять прогнозирование отдельных видов девиаций.
Таким образом, педагоги профессиональной школы, используя комплекс средств, могут создать свою собственную систему профилактики девиантного поведения в молодежной среде, учитывая специфику молодежной группы, особенности социума и потенциал взаимодействия с различными социальными институтами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профилактика девиантного поведения в молодёжной среде »
Каждый педагогический работник учреждения НПО рано или поздно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения обучающихся. Возраст обучающихся образовательного учреждения НПО от 16 до 20 лет. Одной из особенностей, обуславливающей данное поведение, является адаптация к новой социальной среде, сопряжённой с кризисным этапом развития личности.
Вторая особенность - социальный паспорт контингента обучающихся. В нашем учебном заведении есть дети из неблагополучных семей, многодетных и малоимущих, а также дети-сироты.
Третья особенность - это мотивация выбора образовательного учреждения. Одной из причин поступления в учебное заведение первокурсники называют боязнь ЕГЭ. Данный факт, безусловно, указывает либо на возможные затруднения обучающихся в учебной деятельности, либо на низкую самооценку собственных возможностей, а так же может повлечь проблемы профессиональной адаптации.
Исходя из сложившейся ситуации, можно обозначить главной воспитательной задачей образовательного учреждения профилактическую работу, направленную на формирование социально - мобильного выпускника, способного к дальнейшей успешной личностной и профессиональной адаптации в социуме.
Проблема адаптации первокурсников учреждений НПО является сложной, многофакторной и многоуровневой. Сложность адаптации обусловлена противоречивостью данного возрастного периода, объясняемого переходом от детства к юности.
Кроме этого, при переходе от общего к профессиональному образованию у подростков происходит смена социального окружения, приобретаются новые способы познавательной деятельности, формируются новые формы межличностных отношений.
И потому, чем успешнее пройдет адаптация первокурсников к обучению в профессиональном лицее, тем выше будет психологический комфорт, учебная мотивация.
Первокурсники входят в процесс профессионального обучения с новым социальным статусом обучающегося, что требует от них выбора способов поведения, соответствующих новому статусу. Процесс приспособления может быть длительным и вызвать перенапряжение на психологическом и физиологическом уровнях, вследствие чего, могут проявиться растерянность и даже неудовлетворённость пребыванием в учреждении НПО, являющиеся причиной возможного возникновения симптомов отклоняющегося поведения.
Можно выделить две стороны социальной адаптации обучающихся:
- социально - психологическую, под которой понимается процесс приспособления обучающегося к новому социуму, выработки собственного стиля поведения;
- профессиональную, под которой понимают приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработке навыков самостоятельности в учебной и других видах работы.
Успешная адаптация обучающегося является предпосылкой его активной деятельности и условием её эффективности. Именно этим определяется положительное значение адаптации для плодотворного функционирования обучающегося в различных социальных ролях, а значит, и выработки установок и навыков поведения социально и личностно значимого.
ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
Под девиантным поведением понимается поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества. Вопрос о профилактике девиантного поведения молодежи является актуальным для современной России. С нарастанием девиантного поведения у молодежи все больше угасают положительные чувства, и растет резерв будущей преступности. Девиантное поведение, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.
Выделяют два уровня отклоняющегося поведения:
Первый уровень – докриминогенный: мелкие проступки, нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонения от общественно-полезной деятельности, употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и другие формы поведения, не представляющие опасность окружающим;
Второй уровень – криминогенный, содержащий действия и поступки, выражающиеся в преступных административно или уголовно-наказуемых деяниях.
Профилактика девиантного поведения в молодежной среде является важнейшей задачей педагогического коллектива профессиональной школы.
Одно из направлений профилактики можно назвать запретительным. Оно обычно реализуется через систему морализирования по поводу того, что те или иные девиации – это нарушения всевозможных существующих в обществе социально-нравственных, этических и других норм. Механизм воздействия на молодежь – пропаганда последствий различных видов девиаций.
Следующее направление можно назвать информационным. Оно в различных аспектах популярно в наши дни. Молодым людям довольно много рассказывают о вреде наркотиков, о механизме действия их на организм человека, о последствиях употребления различных психоактивных веществ, о вреде пьянства и алкоголизма, о последствиях необдуманных противоправных действий, о вреде проституции для здоровья женщины или мужчины.
Следующее направление профилактики - это пропаганда здорового образа жизни и реализация различных программ укрепления здоровья. В ходе такой работы по укреплению здоровья поощряется развитие альтернативных привычек (занятия спортом, активный досуг без табака и алкоголя, обоснованный и здоровый режим труда и питания и т.п.). Практика реализации данного направления доказала свою эффективность.
Следующее направление – личностно-ориентированное. Оно базируется на экзистенциальном подходе к воспитанию человека. Механизм реализации данного направления нацелен на то, чтобы, используя различные формы занятий, сформировать у молодого человека навыки самостоятельного принятия решений, умения решить возникающие проблемные ситуации. Для обеспечения действенности этого направления существуют различные программы. Их общая цель - научить человека управлять собой и объективно оценивать свои действия и поступки.
Каждый подход имеет те или иные положительные стороны, но имеет и определенный отрицательный опыт реализации их в практике. И, наверное, это естественно, поскольку универсального подхода к организации профилактики девиантных проявлений в молодежной среде быть не может.
Для эффективной профилактики девиантного поведения молодежи необходимо выделить те трудности, которые наиболее часто служат причиной девиантного поведения молодых людей. К ним можно отнести:
- напряженные взаимоотношения с родителями, педагогами, другими представителями старшего поколения;
- напряженные взаимоотношения с друзьями, однокурсниками, сверстниками;
- проблема самоотношения, самопонимания;
- формирование социально не одобряемых жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», ценностей;
- внутреннее («психологическое») одиночество, невыраженность и непонятность другими;
- поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, испытание себя и других, поиск границ возможного;
- отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;
- обида «на судьбу», конкретных людей за собственные трудности;
- переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию и обладанию ситуацией;
- неорганизованность;
- зависимость от других, слабость своего «я»;
- трудности в обучении;
- отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;
- трудный характер – наличие «неудобных» черт характера: обидчивости, агрессивности, расторможенности и т.д.;
- отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или защитника;
- чувство «вины», стыда за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица и т.д.), отсутствие уважения к родителям.
Можно выделить следующие компоненты социально-педагогической помощи молодым людям: диагностический, консультационный, практический, прогностический.
Диагностический компонент – это выявление причин отклонений в поведении молодого человека, выбор оптимальных психолого-педагогических средств воздействия на него и создание благоприятных социальных условий для решения имеющихся проблем.
Консультационный компонент связан с организацией процесса консультирования молодых людей, проявляющих девиации. Целью социально-педагогического консультирования является создание культурно-продуктивной личности, обладающей чувством перспективы, действующей осознанно, способной разрабатывать различные стратегии поведения, анализировать ситуацию с разных точек зрения, корректировать свое поведение, соотносить его с нормами и принципами поведенческих реакций, принятых в данном обществе. Обеспечение консультационного компонента социально-педагогической и психологической помощи молодым людям с девиантным поведением включает в себя следующие этапы:
- подготовка к консультированию, формирование у молодого человека установки на сотрудничество;
- установление контакта и построение доверительного диалога;
- исследование и анализ проблемной ситуации, в которой находится молодой человек;
- постановка целей и принятие их молодыми людьми;
- поиск решений и выхода из сложившейся ситуации;
- подведение итогов консультационной работы.
Практический компонент предполагает выбор и реализацию конкретных мер и форм помощи нуждающимся в ней молодым людям. Ориентиром в реализации практического компонента социально-педагогической помощи молодым людям с девиантным поведением могут служить следующие правила:
Правило превентивности. Всегда легче предупредить, чем исправлять, поэтому необходимо сохранять доверительные отношения с молодым человеком, отмечать малейшие отклонения в его поведении с целью предупредить их развитие. Лучшим способом предупреждения является оказание помощи в реализации основных потребностей молодого человека: любви, безопасности, внимании, самоутверждении. Важно также содействие формированию волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, обеспечивающих устойчивость человека. Самоопределившийся человек с собственным духовно-моральным стержнем вряд ли попадет под влияние негативных форм и образцов поведения.
Правило гибкости. Это использование различных форм, способов и стратегий практической работы в зависимости от конкретного случая и контекста работы.
Правило индивидуального подхода. Любая мера помощи будет настолько эффективной, насколько она учитывает уникальность и неповторимость человека. Подходить индивидуально означает выявить причины отклоняющегося поведения, их природу, действительные психологические механизмы, лежащие в основе девиаций молодежи, выбрать соответствующие данному индивидуальному случаю способы и методы работы осуществлять обратную связь и вносить коррективы в реализуемую стратегию действия по мере необходимости.
Правило разумного компромисса. Добиваясь изменений в поведении молодого человека, необходимо стремиться к разумному компромиссу. Следование данному правилу, с одной стороны, предполагает понимание того, что абсолютный идеал недостижим, а с другой, любые изменения должны созидать, а не разрушать личность юноши ли девушки.
Правило привлекательной альтернативы. Практический компонент социально-педагогической помощи молодым людям с девиантным поведением, направленный на изменение данного поведения, должен сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы. Важно, чтобы молодой человек не просто осознал негативность своих поведенческих реакций, но и выработал формы альтернативного поведения.
Правило субъектного взаимодействия с молодым человеком. Помочь молодому человеку изменить свое поведение можно лишь в том случае, когда он будет не объектом оказания помощи, а активным субъектом этого процесса.
Прогностический компонент предполагает определение потенциальных возможностей развития девиантного поведения как у группы молодежи, так и у конкретного молодого человека на основе познания природы этого поведения, его закономерностей, прошлого и настоящего состояния.
Осуществляя прогнозирование девиантного поведения молодежи, необходимо собрать исчерпывающую информацию: во-первых, об особенностях проявления различных видов девиаций в молодежной среде; во-вторых, об объективных и субъективных факторах, которые, с одной стороны, провоцируют девиантные отклонения в поведении молодых людей, с другой, уменьшают и нейтрализуют эти проявления. Прогнозирование может быть следующих видов: прогнозирование отклоняющегося поведения обучающихся в целом или общее прогнозирование; прогнозирование индивидуальное в отношении конкретного молодого человека; прогнозирование групповое, когда мы имеем дело с групповыми девиациями. Можно также осуществлять прогнозирование отдельных видов девиаций.
Таким образом, педагоги профессиональной школы, используя комплекс средств, могут создать свою собственную систему профилактики девиантного поведения в молодежной среде, учитывая специфику молодежной группы, особенности социума и потенциал взаимодействия с различными социальными институтами.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Биологические причины девиантного поведения
Органическое поражение головного мозга вследствие патологии беременности и родов, родовых травм, внутриутробных и ранних постнатальных вредностей, интоксикаций, мозговых инфекций, черепно-мозговых травм;
Патология нервной системы;
Соматическая ослабленность;
Наследственная отягощенность психическими и наркологическими заболеваниями.
Генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы.
Психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды;
Физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.
Семейные причины девиантного поведения
Смерть родителей;
Конфликтные отношения между родителями;
Асоциальное или криминальное поведение близких членов семьи;
Психические заболевания родителей;
Жестокое обращение, насилие в семье, в том числе сексуальное;
Недостаточная осведомленность о своем прошлом, отсутствие чувства защищенности и семейной принадлежности.
Дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой — провоцирование ребенка на конфликтные ситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи — одни правила поведения, для общества — совершенно другие;
Нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей.