kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профилактика девиантного поведения в молодёжной среде

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый педагогический работник учреждения НПО рано или поздно  сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения обучающихся. Одной из особенностей, обуславливающей данное поведение, является адаптация к новой социальной среде, сопряжённой  с кризисным этапом развития личности.

Вторая особенность -  социальный  паспорт контингента обучающихся.  В нашем учебном заведении есть дети из неблагополучных семей, многодетных и малоимущих, а также дети-сироты.

Третья особенность -   это мотивация выбора образовательного учреждения. Одной из причин поступления в учебное заведение первокурсники называют   боязнь ЕГЭ. Данный факт, безусловно,  указывает либо на возможные затруднения обучающихся в учебной деятельности, либо на низкую самооценку собственных возможностей, а так же может повлечь проблемы профессиональной адаптации.

Исходя из сложившейся ситуации, можно обозначить главной  воспитательной задачей образовательного учреждения профилактическую работу, направленную на формирование социально-мобильного выпускника, способного к дальнейшей успешной личностной и профессиональной адаптации в социуме.

Проблема адаптации первокурсников учреждений НПО является сложной, многофакторной и многоуровневой. Сложность адаптации обусловлена противоречивостью данного возрастного периода, объясняемого переходом от детства к юности.

 Кроме этого, при переходе от общего к профессиональному образованию у подростков  происходит смена социального окружения, приобретаются новые способы познавательной деятельности, формируются новые формы межличностных отношений.

Первокурсники входят в процесс профессионального  обучения с новым социальным статусом обучающегося, что требует от них выбора способов поведения, соответствующих новому статусу. Процесс приспособления может быть длительным и вызвать перенапряжение на психологическом и физиологическом уровнях, вследствие чего, могут проявиться растерянность и даже неудовлетворённость пребыванием в учреждении НПО, являющиеся  причиной возможного  возникновения  симптомов отклоняющегося   поведения.

Можно выделить две стороны социальной адаптации обучающихся:

- социально-психологическую, под которой понимается процесс приспособления обучающегося к новому социуму, выработки собственного стиля поведения;

- профессиональную, под которой понимают приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработке навыков самостоятельности в учебной и других видах работы.

Успешная адаптация обучающегося является предпосылкой его активной деятельности и условием её эффективности.  Именно этим определяется положительное значение адаптации для плодотворного функционирования обучающегося в различных социальных ролях, а значит, и выработки  установок и навыков поведения социально и личностно значимого.

Под девиантным поведением понимается поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества. Вопрос о профилактике девиантного поведения молодежи является актуальным для современной России. С нарастанием девиантного поведения у молодежи все больше угасают положительные чувства, и растет резерв будущей преступности. Девиантное поведение, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.

Выделяют два уровня отклоняющегося поведения:

Первый уровень – докриминогенный: мелкие проступки, нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонения от общественно-полезной деятельности, употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и другие формы поведения, не представляющие опасность окружающим;

Второй уровень – криминогенный, содержащий действия и поступки, выражающиеся в преступных административно или уголовно-наказуемых деяниях.

            Одно из направлений профилактики можно назвать запретительным. Оно обычно реализуется через систему морализирования по поводу того, что те или иные девиации – это нарушения всевозможных существующих в обществе социально-нравственных, этических и других норм. Механизм воздействия на молодежь – пропаганда последствий различных видов девиаций.

            Следующее направление можно назвать информационным. Оно в различных аспектах популярно в наши дни. Молодым людям довольно много рассказывают о вреде наркотиков, о механизме действия их на организм человека, о последствиях употребления различных психоактивных веществ, о вреде пьянства и алкоголизма, о последствиях необдуманных противоправных действий, о вреде проституции для здоровья женщины или мужчины.

            Следующее направление профилактики -  это пропаганда здорового образа жизни и реализация различных программ укрепления здоровья. В ходе такой работы по укреплению здоровья поощряется развитие альтернативных привычек (занятия спортом, активный досуг без табака и алкоголя, обоснованный и здоровый режим труда и питания и т.п.). Практика реализации данного направления доказала свою эффективность.

Следующее направление – личностно-ориентированное. Оно базируется на экзистенциальном подходе к воспитанию человека. Механизм реализации данного направления нацелен на то, чтобы, используя различные формы занятий, сформировать у молодого человека навыки самостоятельного принятия решений, умения решить возникающие проблемные ситуации. Для обеспечения действенности этого направления существуют различные программы. Их общая цель -  научить человека управлять собой и объективно оценивать свои действия и поступки.

Каждый подход имеет те или иные положительные стороны, но имеет и определенный отрицательный опыт реализации их в практике. И, наверное, это естественно, поскольку универсального подхода к организации профилактики девиантных проявлений в молодежной среде быть не может.

Для эффективной профилактики девиантного поведения молодежи необходимо выделить те трудности, которые наиболее часто служат причиной девиантного поведения молодых людей. К ним можно отнести:

- напряженные взаимоотношения с родителями, педагогами, другими представителями старшего поколения;

- напряженные взаимоотношения с друзьями, однокурсниками, сверстниками;

-  проблема самоотношения, самопонимания;

- формирование социально не одобряемых жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», ценностей;

- внутреннее («психологическое») одиночество, невыраженность и непонятность другими;

 - поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, испытание себя и других, поиск границ возможного;

 - поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;

 - отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;

 - обида «на судьбу», конкретных людей за собственные трудности;

 - переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию и обладанию ситуацией;

- неорганизованность;

 - зависимость от других, слабость своего «я»;

 - трудности в обучении;

 - отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;

 - трудный характер – наличие «неудобных» черт характера: обидчивости, агрессивности, расторможенности и т.д.;

 - отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или защитника;

 - чувство «вины», стыда за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица и т.д.), отсутствие уважения к родителям.

Можно выделить следующие компоненты социально-педагогической помощи молодым людям: диагностический, консультационный, практический, прогностический.

Диагностический компонент – это выявление причин отклонений в поведении молодого человека, выбор оптимальных психолого-педагогических средств воздействия на него и создание благоприятных социальных условий для решения имеющихся проблем.

Консультационный компонент связан с организацией процесса консультирования молодых людей, проявляющих девиации. Целью социально-педагогического консультирования является создание культурно-продуктивной личности, обладающей чувством  перспективы, действующей осознанно, способной разрабатывать различные стратегии поведения, анализировать ситуацию с разных точек зрения, корректировать свое поведение, соотносить его с нормами и принципами поведенческих реакций, принятых в данном обществе. Обеспечение консультационного компонента социально-педагогической и психологической помощи молодым людям с девиантным поведением включает в себя следующие этапы:

- подготовка к консультированию, формирование у молодого человека установки на сотрудничество;

- установление контакта и построение доверительного диалога;

- исследование и анализ проблемной ситуации, в которой находится молодой человек;

- постановка целей и принятие их молодыми людьми;

            - поиск решений и выхода из сложившейся ситуации;

- подведение итогов консультационной работы.

Практический компонент предполагает выбор и реализацию конкретных мер и форм помощи нуждающимся в ней молодым людям. Ориентиром в реализации практического компонента социально-педагогической помощи молодым людям с девиантным поведением могут служить следующие правила:

  1. Правило превентивности. Всегда легче предупредить, чем исправлять, поэтому необходимо сохранять доверительные отношения с молодым человеком, отмечать малейшие отклонения в его поведении с целью предупредить их развитие.  Лучшим способом предупреждения является оказание помощи в реализации основных потребностей  молодого человека: любви, безопасности, внимании, самоутверждении. Важно также содействие формированию волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, обеспечивающих устойчивость человека. Самоопределившийся человек с собственным духовно-моральным стержнем вряд ли попадет под влияние негативных форм и образцов поведения.
  2. Правило гибкости. Это использование различных форм, способов и стратегий практической работы в зависимости от конкретного случая и контекста работы.
  3. Правило индивидуального подхода. Любая мера помощи будет настолько эффективной, насколько она учитывает уникальность и неповторимость человека. Подходить индивидуально означает выявить причины отклоняющегося поведения, их природу, действительные психологические механизмы, лежащие в основе девиаций молодежи, выбрать соответствующие данному индивидуальному случаю способы и методы работы осуществлять обратную связь и вносить коррективы в реализуемую стратегию действия по мере необходимости.
  4. Правило разумного компромисса. Добиваясь изменений в поведении молодого человека, необходимо стремиться к разумному компромиссу. Следование данному правилу, с одной стороны, предполагает понимание того, что абсолютный идеал недостижим, а с другой, любые изменения должны созидать, а не разрушать личность юноши ли девушки.
  5. Правило привлекательной альтернативы. Практический компонент социально-педагогической помощи молодым людям с девиантным поведением, направленный на изменение данного поведения, должен сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы. Важно, чтобы молодой человек не просто осознал негативность своих поведенческих реакций, но и выработал формы альтернативного поведения.
  6. Правило субъектного взаимодействия с молодым человеком. Помочь молодому человеку изменить свое поведение можно лишь в том случае, когда он будет не объектом оказания помощи, а активным субъектом этого процесса.

Прогностический компонент предполагает определение потенциальных возможностей развития девиантного поведения как у группы молодежи, так и у конкретного молодого человека на основе познания природы этого поведения, его закономерностей, прошлого и настоящего состояния.

Осуществляя прогнозирование девиантного поведения молодежи, необходимо собрать исчерпывающую информацию: во-первых, об особенностях проявления различных видов девиаций в молодежной среде; во-вторых, об объективных и субъективных факторах, которые, с одной стороны, провоцируют девиантные отклонения в поведении молодых людей, с другой, уменьшают и нейтрализуют эти проявления. Прогнозирование может быть следующих видов: прогнозирование отклоняющегося поведения обучающихся в целом или общее прогнозирование; прогнозирование индивидуальное в отношении конкретного молодого человека; прогнозирование групповое, когда мы имеем дело с групповыми девиациями. Можно также осуществлять прогнозирование отдельных видов девиаций.

Таким образом, педагоги профессиональной школы, используя комплекс средств, могут создать свою собственную систему профилактики девиантного поведения в молодежной среде, учитывая специфику молодежной группы, особенности социума и потенциал взаимодействия с различными социальными институтами.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика девиантного поведения в молодёжной среде »

Каждый педагогический работник учреждения НПО рано или поздно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения обучающихся. Возраст обучающихся образовательного учреждения НПО от 16 до 20 лет. Одной из особенностей, обуславливающей данное поведение, является адаптация к новой социальной среде, сопряжённой с кризисным этапом развития личности.

Вторая особенность - социальный паспорт контингента обучающихся. В нашем учебном заведении есть дети из неблагополучных семей, многодетных и малоимущих, а также дети-сироты.

Третья особенность - это мотивация выбора образовательного учреждения. Одной из причин поступления в учебное заведение первокурсники называют боязнь ЕГЭ. Данный факт, безусловно, указывает либо на возможные затруднения обучающихся в учебной деятельности, либо на низкую самооценку собственных возможностей, а так же может повлечь проблемы профессиональной адаптации.

Исходя из сложившейся ситуации, можно обозначить главной воспитательной задачей образовательного учреждения профилактическую работу, направленную на формирование социально - мобильного выпускника, способного к дальнейшей успешной личностной и профессиональной адаптации в социуме.


Проблема адаптации первокурсников учреждений НПО является сложной, многофакторной и многоуровневой. Сложность адаптации обусловлена противоречивостью данного возрастного периода, объясняемого переходом от детства к юности.

Кроме этого, при переходе от общего к профессиональному образованию у подростков происходит смена социального окружения, приобретаются новые способы познавательной деятельности, формируются новые формы межличностных отношений.

И потому, чем успешнее пройдет адаптация первокурсников к обучению в профессиональном лицее, тем выше будет психологический комфорт, учебная мотивация.

Первокурсники входят в процесс профессионального обучения с новым социальным статусом обучающегося, что требует от них выбора способов поведения, соответствующих новому статусу. Процесс приспособления может быть длительным и вызвать перенапряжение на психологическом и физиологическом уровнях, вследствие чего, могут проявиться растерянность и даже неудовлетворённость пребыванием в учреждении НПО, являющиеся причиной возможного возникновения симптомов отклоняющегося поведения.

Можно выделить две стороны социальной адаптации обучающихся:

- социально - психологическую, под которой понимается процесс приспособления обучающегося к новому социуму, выработки собственного стиля поведения;

- профессиональную, под которой понимают приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработке навыков самостоятельности в учебной и других видах работы.

Успешная адаптация обучающегося является предпосылкой его активной деятельности и условием её эффективности. Именно этим определяется положительное значение адаптации для плодотворного функционирования обучающегося в различных социальных ролях, а значит, и выработки установок и навыков поведения социально и личностно значимого.



ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ


Под девиантным поведением понимается поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества. Вопрос о профилактике девиантного поведения молодежи является актуальным для современной России. С нарастанием девиантного поведения у молодежи все больше угасают положительные чувства, и растет резерв будущей преступности. Девиантное поведение, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.

Выделяют два уровня отклоняющегося поведения:

Первый уровень – докриминогенный: мелкие проступки, нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонения от общественно-полезной деятельности, употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и другие формы поведения, не представляющие опасность окружающим;

Второй уровень – криминогенный, содержащий действия и поступки, выражающиеся в преступных административно или уголовно-наказуемых деяниях.


Профилактика девиантного поведения в молодежной среде является важнейшей задачей педагогического коллектива профессиональной школы.

Одно из направлений профилактики можно назвать запретительным. Оно обычно реализуется через систему морализирования по поводу того, что те или иные девиации – это нарушения всевозможных существующих в обществе социально-нравственных, этических и других норм. Механизм воздействия на молодежь – пропаганда последствий различных видов девиаций.

Следующее направление можно назвать информационным. Оно в различных аспектах популярно в наши дни. Молодым людям довольно много рассказывают о вреде наркотиков, о механизме действия их на организм человека, о последствиях употребления различных психоактивных веществ, о вреде пьянства и алкоголизма, о последствиях необдуманных противоправных действий, о вреде проституции для здоровья женщины или мужчины.

Следующее направление профилактики - это пропаганда здорового образа жизни и реализация различных программ укрепления здоровья. В ходе такой работы по укреплению здоровья поощряется развитие альтернативных привычек (занятия спортом, активный досуг без табака и алкоголя, обоснованный и здоровый режим труда и питания и т.п.). Практика реализации данного направления доказала свою эффективность.

Следующее направление – личностно-ориентированное. Оно базируется на экзистенциальном подходе к воспитанию человека. Механизм реализации данного направления нацелен на то, чтобы, используя различные формы занятий, сформировать у молодого человека навыки самостоятельного принятия решений, умения решить возникающие проблемные ситуации. Для обеспечения действенности этого направления существуют различные программы. Их общая цель - научить человека управлять собой и объективно оценивать свои действия и поступки.

Каждый подход имеет те или иные положительные стороны, но имеет и определенный отрицательный опыт реализации их в практике. И, наверное, это естественно, поскольку универсального подхода к организации профилактики девиантных проявлений в молодежной среде быть не может.

Для эффективной профилактики девиантного поведения молодежи необходимо выделить те трудности, которые наиболее часто служат причиной девиантного поведения молодых людей. К ним можно отнести:

- напряженные взаимоотношения с родителями, педагогами, другими представителями старшего поколения;

- напряженные взаимоотношения с друзьями, однокурсниками, сверстниками;

- проблема самоотношения, самопонимания;

- формирование социально не одобряемых жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», ценностей;

- внутреннее («психологическое») одиночество, невыраженность и непонятность другими;

- поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, испытание себя и других, поиск границ возможного;

- поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;

- отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;

- обида «на судьбу», конкретных людей за собственные трудности;

- переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию и обладанию ситуацией;

- неорганизованность;

- зависимость от других, слабость своего «я»;

- трудности в обучении;

- отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;

- трудный характер – наличие «неудобных» черт характера: обидчивости, агрессивности, расторможенности и т.д.;

- отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или защитника;

- чувство «вины», стыда за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица и т.д.), отсутствие уважения к родителям.

Можно выделить следующие компоненты социально-педагогической помощи молодым людям: диагностический, консультационный, практический, прогностический.

Диагностический компонент – это выявление причин отклонений в поведении молодого человека, выбор оптимальных психолого-педагогических средств воздействия на него и создание благоприятных социальных условий для решения имеющихся проблем.

Консультационный компонент связан с организацией процесса консультирования молодых людей, проявляющих девиации. Целью социально-педагогического консультирования является создание культурно-продуктивной личности, обладающей чувством перспективы, действующей осознанно, способной разрабатывать различные стратегии поведения, анализировать ситуацию с разных точек зрения, корректировать свое поведение, соотносить его с нормами и принципами поведенческих реакций, принятых в данном обществе. Обеспечение консультационного компонента социально-педагогической и психологической помощи молодым людям с девиантным поведением включает в себя следующие этапы:

- подготовка к консультированию, формирование у молодого человека установки на сотрудничество;

- установление контакта и построение доверительного диалога;

- исследование и анализ проблемной ситуации, в которой находится молодой человек;

- постановка целей и принятие их молодыми людьми;

- поиск решений и выхода из сложившейся ситуации;

- подведение итогов консультационной работы.

Практический компонент предполагает выбор и реализацию конкретных мер и форм помощи нуждающимся в ней молодым людям. Ориентиром в реализации практического компонента социально-педагогической помощи молодым людям с девиантным поведением могут служить следующие правила:

  1. Правило превентивности. Всегда легче предупредить, чем исправлять, поэтому необходимо сохранять доверительные отношения с молодым человеком, отмечать малейшие отклонения в его поведении с целью предупредить их развитие. Лучшим способом предупреждения является оказание помощи в реализации основных потребностей молодого человека: любви, безопасности, внимании, самоутверждении. Важно также содействие формированию волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, обеспечивающих устойчивость человека. Самоопределившийся человек с собственным духовно-моральным стержнем вряд ли попадет под влияние негативных форм и образцов поведения.

  2. Правило гибкости. Это использование различных форм, способов и стратегий практической работы в зависимости от конкретного случая и контекста работы.

  3. Правило индивидуального подхода. Любая мера помощи будет настолько эффективной, насколько она учитывает уникальность и неповторимость человека. Подходить индивидуально означает выявить причины отклоняющегося поведения, их природу, действительные психологические механизмы, лежащие в основе девиаций молодежи, выбрать соответствующие данному индивидуальному случаю способы и методы работы осуществлять обратную связь и вносить коррективы в реализуемую стратегию действия по мере необходимости.

  4. Правило разумного компромисса. Добиваясь изменений в поведении молодого человека, необходимо стремиться к разумному компромиссу. Следование данному правилу, с одной стороны, предполагает понимание того, что абсолютный идеал недостижим, а с другой, любые изменения должны созидать, а не разрушать личность юноши ли девушки.

  5. Правило привлекательной альтернативы. Практический компонент социально-педагогической помощи молодым людям с девиантным поведением, направленный на изменение данного поведения, должен сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы. Важно, чтобы молодой человек не просто осознал негативность своих поведенческих реакций, но и выработал формы альтернативного поведения.

  6. Правило субъектного взаимодействия с молодым человеком. Помочь молодому человеку изменить свое поведение можно лишь в том случае, когда он будет не объектом оказания помощи, а активным субъектом этого процесса.

Прогностический компонент предполагает определение потенциальных возможностей развития девиантного поведения как у группы молодежи, так и у конкретного молодого человека на основе познания природы этого поведения, его закономерностей, прошлого и настоящего состояния.

Осуществляя прогнозирование девиантного поведения молодежи, необходимо собрать исчерпывающую информацию: во-первых, об особенностях проявления различных видов девиаций в молодежной среде; во-вторых, об объективных и субъективных факторах, которые, с одной стороны, провоцируют девиантные отклонения в поведении молодых людей, с другой, уменьшают и нейтрализуют эти проявления. Прогнозирование может быть следующих видов: прогнозирование отклоняющегося поведения обучающихся в целом или общее прогнозирование; прогнозирование индивидуальное в отношении конкретного молодого человека; прогнозирование групповое, когда мы имеем дело с групповыми девиациями. Можно также осуществлять прогнозирование отдельных видов девиаций.

Таким образом, педагоги профессиональной школы, используя комплекс средств, могут создать свою собственную систему профилактики девиантного поведения в молодежной среде, учитывая специфику молодежной группы, особенности социума и потенциал взаимодействия с различными социальными институтами.







ПРИЛОЖЕНИЕ

Биологические причины девиантного поведения

  1. Органическое поражение головного мозга вследствие патологии беременности и родов, родовых травм, внутриутробных и ранних постнатальных вредностей, интоксикаций, мозговых инфекций, черепно-мозговых травм;

  2. Патология нервной системы;

  3. Соматическая ослабленность;

  4. Наследственная отягощенность психическими и наркологическими заболеваниями.

  5. Генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы.

  6. Психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды;

  7. Физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.

Семейные причины девиантного поведения

  1. Смерть родителей;

  2. Конфликтные отношения между родителями;

  3. Асоциальное или криминальное поведение близких членов семьи;

  4. Психические заболевания родителей;

  5. Жестокое обращение, насилие в семье, в том числе сексуальное;

  6. Оскорбления, пренебрежительное отношение, безнадзорность;

  7. Хроническая психологическая травматизация;

  8. Недостаточная осведомленность о своем прошлом, отсутствие чувства защищенности и семейной принадлежности.

  9. Дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой — провоцирование ребенка на конфликтные ситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи — одни правила поведения, для общества — совершенно другие;

  10. Нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей.



ГБОУ НПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 134











ПРОФИЛАКТИКА

ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ



ПОДГОТОВИЛ:

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

МАТЕМАТИКИ

ЛАТЫПОВА А.Р.





СТЕРЛИТАМАК



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Профилактика девиантного поведения в молодёжной среде

Автор: Латыпова Альфия Рафкатовна

Дата: 12.02.2015

Номер свидетельства: 172133

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства