kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологическое обеспечение профилактики девиантного поведения учащихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В психологическом словаре понятие "отклоняющееся поведение" определяется как система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Рассматривается несколько основных вариантов отклоняющегося поведения.Существует ряд причин проявления детей с девиантным поведением. Психодиагностика.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психологическое обеспечение профилактики девиантного поведения учащихся"»


«Психологическое обеспечение профилактики

девиантного поведения учащихся»

(выступление на МО классных руководителей)


ноябрь 2015 г.

психолог: Пальчук Т.Н.


Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители. Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической, она стала социальной.

В психологическом словаре понятие «отклоняющееся поведение» определяется как система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам. 


Выведено несколько основных вариантов отклоняющего поведения:


  1. Уклонение от учебной и трудовой деятельности. У школьников отказ от учебы, систематическое невыполнение заданий, прогулы частично объяснялись пробелами в знаниях, которые делали невозможным дальнейшее продолжение учебы.

  2. Насильственные действия, они выражаются в агрессии, драках.

  3. Злоупотребление алкоголем. 
    4. Употребление наркотических и токсических веществ

(раннее курение).

  1. Антиобщественные корыстные действия, выражающиеся в основном в мелких кражах, вымогательстве. 
    6. Уходы из дома, бродяжничество. 
    7. Азартные игры (игровые автоматы)

8. Действия сексуального характера- ранний секс.

  1. Систематическое пребывание в антиобщественно

настроенных неформальных группах .

10. Суицидальные действия


Существует ряд причин появления детей с девиантным поведением:

Вопросы девиантного поведения связаны главным образом с детьми и подростками «группы риска», «трудновоспитуемыми детьми».
1. Главной причиной появления «трудных» детей является неспособность родителей эффективно воспитывать своих детей, недостаток знаний у родителей о том, как воспитывать своих детей, чрезмерная занятость родителей, недостаток контроля с их стороны, частые конфликты в семье, недостаток контроля с их стороны, авторитарное воспитание (излишний контроль и запреты со стороны родителей), в совокупности приводящее к формированию отклоняющегося поведения учащихся. Многие родители не могут научить детей жить в обществе, поскольку сами дезориентированы.




  1. Причиной девиантного поведения неблагоприятное психосоциальное развитие и нарушения процесса социализации. В общем случае эти

Стадии 
дезадаптации
 

Формы девиантного поведения 

Учебная 
декомпенсация 

Неподчинение детей, критика действий взрослых 
Отрицательное отношение к учёбе 
Ношение «вызывающей одежды, причёсок, украшений 

Школьная 
дезадаптация 

Нарушение правил поведения в школе срывы уроков 
Прогулы, отказ от выполнения заданий 
Курение 
Грубость, сквернословие 

Социальная 
дезадаптация 

 Хулиганство 
 Раннее начало половой жизни 
 Драки, нанесение телесных повреждений 
 Употребление алкоголя, пьянство 
 Унижение других 
 Проба наркотиков, токсикомания 
 Побеги из дома 

Криминализация среды 

 Следование воровским законам 
 Воровство 
 Вымогательство, рэкет, шантаж 
 Употребление наркотиков 

нарушения проявляются как детско-подростковая дезадаптация, которая возникает достаточно в раннем возрасте, переходя в школьную.

Учебная дезадаптация может иметь следующие стадии: 



Адаптационный период протекает в основном в 1, 5 классах, то с этими участниками образовательного процесса осуществляется пристальное наблюдение за поведением учащихся, активное знакомство с семьями.

В начале учебного года классные руководители делают диагностику семей учащихся своих классов: посещение ее по месту жительства и выявление жилищно-бытовых условий этой семьи, устанавливают тип или категорию семьи, определяют уровни образования и культуры родителей, выясняют, кто занимается воспитанием ребенка в семье - составление социального паспорта семьи.

Проанализировав и обобщив данные о семьях, соц. педагогом составляется «Социальный паспорт школы», в работу включается педагог-психолог непосредственно изучает протекание адаптационного периода ребёнка в школе.

Таким образом, на уровне администрации школы имеется полная информация о семьях учащихся, для построения работы по профилактике девиантного поведения учащихся.



Учащихся «группы социального риска» стараемся чаще включать во внеурочную деятельность: различные мероприятия, акции, спортивные кружки и секции, общественные организации, включая школьное самоуправление.

Психодиагностика форм девиантного поведения

1.Опросник Леонгарда-Шмишека;
2. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А. Е. Личко;
3. Методика исследования самооценки и уровня притязаний Т.В.Дембо, С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан;
4. Шкала адаптивного поведения (АВС);
5. Шкала депрессии Цунга;
6. Методика диагностики типа темперамента с помощью опросника Айзенка (подростковый вариант);
7. Проективные методики «Автопортрет, «Дом-Дерево-Человек»», «Несуществующее животное»;
8. Методика исследования школьной тревожности (тест школьной тревожности Филлипса). Направлен на изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста;
9. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки;
10. Методика М. Куна «Кто я». Вариант нестандартизированного самоописания с последующим контент-анализом, сближающийся с проективными методиками. Позволяет выявить референтные группы подростка, особенности его самооценки и личностные смыслы (продуктивные, непродуктивные, характерологические);
11. Опросник АСВ (анализ семейного воспитания) Э.Г. Эйдемиллер, В.В.Юстицкий;
12. Медитативные техники, используемые в процессе групповой психотерапии девиантных форм поведения у подростков («Источник», «Храм Тишины», «Реставрация дома», «Образ желаемого»;
13. Нервно-мышечная релаксация по Э. Джекобсону. Для подростков модифицирован И.Э. Желдаком и С.А. Игумновым;
14. Методика определения уровня депрессии (разработана В.А. Жмуровым). Можно установить тяжесть депрессивного состояния в данный момент;
15. Методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма. Диагностика непродуктивных паттерных поведений, выявление индивидуального стиля совладания со стрессом;



Заключение:

Продолжить преемственность работы данных структур: школы (классные руководители, соц. педагог, психолог), работников отдела образования, правоохранительных органов, здравоохранения, соц. служб. Которая даст возможность устранить причины, вызывающие девиантное поведение учащихся.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Психологическое обеспечение профилактики девиантного поведения учащихся"

Автор: Пальчук Татьяна Николаевна

Дата: 26.11.2015

Номер свидетельства: 258478

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Профилактика аддиктивного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(95) "profilaktika-addiktivnogho-poviedieniia-u-mladshikh-shkol-nikov-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "297318"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456163636"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Паспорт кабинета социально-психологической службы"
    ["seo_title"] => string(56) "pasport-kabinieta-sotsial-no-psikhologhichieskoi-sluzhby"
    ["file_id"] => string(6) "280814"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453438610"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Психологическое сопровождение воспитательного процесса в детском доме"
    ["seo_title"] => string(83) "psikhologhichieskoie-soprovozhdieniie-vospitatiel-nogho-protsiessa-v-dietskom-domie"
    ["file_id"] => string(6) "257613"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448366080"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Программа комплексного педагогического и социально-психологического сопровождения подростков "группы риска" "
    ["seo_title"] => string(124) "proghramma-komplieksnogho-piedaghoghichieskogho-i-sotsial-no-psikhologhichieskogho-soprovozhdieniia-podrostkov-ghruppy-riska"
    ["file_id"] => string(6) "228822"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441522120"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "План совета по профилактике "
    ["seo_title"] => string(29) "plan-sovieta-po-profilaktikie"
    ["file_id"] => string(6) "235801"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443847919"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства