Профилактика аддиктивного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности
Профилактика аддиктивного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности
ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Современный социум характеризуется кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни. Начавшееся с середины 80-х годов реформирование политической социально-экономической жизни страны привело к обострению социальных проблем. За последние годы проблемы отклоняющегося поведения несовершеннолетних приобрели новые качественные и количественные характеристики. Одним из наиболее частых проявлений девиантного поведения у детей и подростков в последние десятилетия является аддиктивное поведение, и, в частности, злоупотребление психоактивными веществами (ПАВ).
Сегодня низкий уровень социальной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. При диагностировании личностных качеств младших школьников на высоком уровне проявляются такие качества, как: неуверенность в себе, нерешительность, боязнь активных действий, страх, защитная реакция от взрослых, вербальная и защитная агрессия, негативное отношение к собственному «Я» и т.д. Данные качества могут способствовать формированию аддиктивного поведения.
Таким образом, мы считаем, что актуальным становится профилактика аддиктивного поведения у младших школьников.
Аддикция (англ. addiction – зависимость, пагубная привычка), в широком смысле, – ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности. В более узком смысле, это патологическое влечение к чему-либо, что увеличивает риск развития психических заболеваний или связано с персональными или социальными проблемами [2].
Именно в младшем школьном возрасте происходит формирование личности. Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями (особенно при химических зависимостях и азартных играх). Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными.
Гедонистическое желание испытать удовольствие, выраженное в яркости, свежести настроения, необычности иллюзорно-эйфорического состояния, свободе от тревог, страхов, внешних преград, обязанностей, является мотивационной основой зависимости.
Под аддиктивным поведением принято понимать особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния [4].
В целом, трактовка понятия «аддиктивность» рассматривается в двух контекстах: химическая зависимость и девиантное поведение. Аддиктивное поведение развивается как субъективная фиксация на том, что человек считает для себя безопасным и успокаивающим.
Условно формы аддиктивного поведения делятся на два вида: фармакологическая зависимость и аддикция, сформированная нефармакологическими способами.
Виды аддиктивного поведения имеют свои специфические черты и проявления. Таким образом, выделяют такие формы проявления аддикций: алкоголизм, наркомания, прием препаратов бытовой химии, сексуальное аддиктивное поведение, прием лекарственных средств в дозах, превышающих терапевтические, азартные игры, работогольные аддикции, аддикции к еде, клептомания, компьютерная зависимость, аддикции к риску и острым ощущениям, сектантство [5].
Мы считаем, аддиктивные стратегии поведения, как правило, вызваны трудностями адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложным социально-экономическим условиям, многочисленным разочарованиям, крушением идеалов, конфликтам в семье и на работе, утрате близких, резкой смене привычных стереотипов. Хроническая неудовлетворенность реальностью приводит к бегству от собственного здорового сознания с помощью алкоголя и наркотиков, или к бегству в мир фантазий, обретению пристанища в сектах, руководимых властными лидерами, или же в группировках, приверженных поклонению какому-либо кумиру: рок-группе, спортивной команде или другим «звездам», замене реальных жизненных ценностей и ориентиров искусственными, виртуальными.
Как известно, профилактика аддиктивного поведения – это совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней человека, на улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия [2].
Профилактика аддиктивного поведения особую значимость приобретает в младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте начинают формироваться важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих профилактики аддикции. Это такие качества как стремление к развитию и самосознанию, интерес к своей личности и ее потенциалам, способность к самонаблюдению. Важными особенностями этого периода являются появление рефлексии и формирование нравственных убеждений. Учащиеся начальной школы начинают осознавать себя частью общества и обретают новые общественно значимые позиции; делают попытки в самоопределении.
На наш взгляд, работа по профилактике аддиктивного поведения наиболее продуктивна в рамках внеурочной деятельности. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе [6].
Для реализации в начальных классах доступны следующие виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество и др.
Внеурочная деятельность может осуществляться в таких формах, как кружки, секции, слеты, игры, турниры, встречи, конференции, экскурсии, походы, субботники и т.д. [3].
В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.
Наиболее эффективно процесс профилактики аддиктивного поведения может осуществляться в спортивно-оздоровительном, духовно- нравственном, социальном направлениях, в видах игровой, добровольческой и спортивно-оздоровительной деятельности, практически во всех формах внеурочной деятельности.
Нами было проведено исследование на базе МАОУ СОШ № 153 города Челябинска. Испытуемыми были выбраны учащиеся 2 класса, в количестве 29 человек.
Целью нашего исследования было выявление наличия личностных особенностей, которые могут способствовать формированию аддиктивных форм поведения. Нами были получены следующие результаты: 62% респондентов неуверенны в себе, т.е. таким детям сложно приступить к выполнению чего-то нового, необходимость принимать быстрые решения может стать причиной внезапной болезни, любые изменения в жизни у них вызывают тревожность, сформированную в данной испытуемой группе на 68%, что свидетельствует о замкнутости, малой общительности, или наоборот, назойливости. Дети с высоким уровнем тревожности, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительности, враждебности, формированию стремления к уединению и на основе этого привести к появлению аддиктивных форм поведения.
У 76% испытуемых в равной мере ярко выражены такие качества, как нерешительность и чувство страха, что свидетельствует о заниженной самооценке, т. е. такие дети входят в группу риска.
Негативное отношение к собственному «Я», защитная реакция по отношению к взрослым и проявление агрессии в данной группе находится в диапазоне 34 – 62%, т.е. уровень сформированности этих качеств – средний, что свидетельствует о возможности формирования аддикций.
На основании этого можно сделать вывод, что дети 2 класса имеют склонность к аддиктивным формам поведения. Таким образом, необходима специально организованная работа, направленная на профилактику аддиктивного поведения, которая, на наш взгляд, наиболее эффективно может осуществляться посредством внеурочной деятельности.
Дальнейшее направление исследования мы видим в разработке и проверке эффективности программы внеурочной деятельности, направленной на профилактику аддиктивного поведения у младших школьников.
Список литературы:
Вострокнутов, Н. В., Харитонова Н. К., Пережогин Л. О., Девятова О. Е. Методическое обеспечение социального партнерства при проведении профилактической и реабилитационной работы в семье [Электронный ресурс] / Н.В. Вострокнутов, Н.К. Харитонова, Л.О. Пережогин. – Режим доступа: http://www.otrok.ru/medbook/listpsy/socpart2005.htm
Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика [Текст]: учеб.-метод. пособие / А.В. Гоголева. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж «МОДЭК», 2003. – 237.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст] / А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 36 с.
Психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_psy/Addiktivnoe-Povedenie-110.html
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования [Текст] // Вестник образования, 2004 – №8. – С. 14 – 16.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профилактика аддиктивного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности»
ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Современный социум характеризуется кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни. Начавшееся с середины 80-х годов реформирование политической социально-экономической жизни страны привело к обострению социальных проблем. За последние годы проблемы отклоняющегося поведения несовершеннолетних приобрели новые качественные и количественные характеристики. Одним из наиболее частых проявлений девиантного поведения у детей и подростков в последние десятилетия является аддиктивное поведение, и, в частности, злоупотребление психоактивными веществами (ПАВ).
Сегодня низкий уровень социальной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. При диагностировании личностных качеств младших школьников на высоком уровне проявляются такие качества, как: неуверенность в себе, нерешительность, боязнь активных действий, страх, защитная реакция от взрослых, вербальная и защитная агрессия, негативное отношение к собственному «Я» и т.д. Данные качества могут способствовать формированию аддиктивного поведения.
Таким образом, мы считаем, что актуальным становится профилактика аддиктивного поведения у младших школьников.
Аддикция (англ. addiction – зависимость, пагубная привычка), в широком смысле, – ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности. В более узком смысле, это патологическое влечение к чему-либо, что увеличивает риск развития психических заболеваний или связано с персональными или социальными проблемами [2].
Именно в младшем школьном возрасте происходит формирование личности. Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями (особенно при химических зависимостях и азартных играх). Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными.
Гедонистическое желание испытать удовольствие, выраженное в яркости, свежести настроения, необычности иллюзорно-эйфорического состояния, свободе от тревог, страхов, внешних преград, обязанностей, является мотивационной основой зависимости.
Под аддиктивным поведением принято понимать особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния [4].
В целом, трактовка понятия «аддиктивность» рассматривается в двух контекстах: химическая зависимость и девиантное поведение. Аддиктивное поведение развивается как субъективная фиксация на том, что человек считает для себя безопасным и успокаивающим.
Условно формы аддиктивного поведения делятся на два вида: фармакологическая зависимость и аддикция, сформированная нефармакологическими способами.
Виды аддиктивного поведения имеют свои специфические черты и проявления. Таким образом, выделяют такие формы проявления аддикций: алкоголизм, наркомания, прием препаратов бытовой химии, сексуальное аддиктивное поведение, прием лекарственных средств в дозах, превышающих терапевтические, азартные игры, работогольные аддикции, аддикции к еде, клептомания, компьютерная зависимость, аддикции к риску и острым ощущениям, сектантство [5].
Мы считаем, аддиктивные стратегии поведения, как правило, вызваны трудностями адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложным социально-экономическим условиям, многочисленным разочарованиям, крушением идеалов, конфликтам в семье и на работе, утрате близких, резкой смене привычных стереотипов. Хроническая неудовлетворенность реальностью приводит к бегству от собственного здорового сознания с помощью алкоголя и наркотиков, или к бегству в мир фантазий, обретению пристанища в сектах, руководимых властными лидерами, или же в группировках, приверженных поклонению какому-либо кумиру: рок-группе, спортивной команде или другим «звездам», замене реальных жизненных ценностей и ориентиров искусственными, виртуальными.
Как известно, профилактика аддиктивного поведения – это совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней человека, на улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия [2].
Профилактика аддиктивного поведения особую значимость приобретает в младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте начинают формироваться важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих профилактики аддикции. Это такие качества как стремление к развитию и самосознанию, интерес к своей личности и ее потенциалам, способность к самонаблюдению. Важными особенностями этого периода являются появление рефлексии и формирование нравственных убеждений. Учащиеся начальной школы начинают осознавать себя частью общества и обретают новые общественно значимые позиции; делают попытки в самоопределении.
На наш взгляд, работа по профилактике аддиктивного поведения наиболее продуктивна в рамках внеурочной деятельности. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе [6].
Для реализации в начальных классах доступны следующие виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество и др.
Внеурочная деятельность может осуществляться в таких формах, как кружки, секции, слеты, игры, турниры, встречи, конференции, экскурсии, походы, субботники и т.д. [3].
В базисном учебном плане выделены основные направлениявнеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.
Наиболее эффективно процесс профилактики аддиктивного поведения может осуществляться в спортивно-оздоровительном, духовно- нравственном, социальном направлениях, в видах игровой, добровольческой и спортивно-оздоровительной деятельности, практически во всех формах внеурочной деятельности.
Нами было проведено исследование на базе МАОУ СОШ № 153 города Челябинска. Испытуемыми были выбраны учащиеся 2 класса, в количестве 29 человек.
Целью нашего исследования было выявление наличия личностных особенностей, которые могут способствовать формированию аддиктивных форм поведения. Нами были получены следующие результаты: 62% респондентов неуверенны в себе, т.е. таким детям сложно приступить к выполнению чего-то нового, необходимость принимать быстрые решения может стать причиной внезапной болезни, любые изменения в жизни у них вызывают тревожность, сформированную в данной испытуемой группе на 68%, что свидетельствует о замкнутости, малой общительности, или наоборот, назойливости. Дети с высоким уровнем тревожности, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительности, враждебности, формированию стремления к уединению и на основе этого привести к появлению аддиктивных форм поведения.
У 76% испытуемых в равной мере ярко выражены такие качества, как нерешительность и чувство страха, что свидетельствует о заниженной самооценке, т. е. такие дети входят в группу риска.
Негативное отношение к собственному «Я», защитная реакция по отношению к взрослым и проявление агрессии в данной группе находится в диапазоне 34 – 62%, т.е. уровень сформированности этих качеств – средний, что свидетельствует о возможности формирования аддикций.
На основании этого можно сделать вывод, что дети 2 класса имеют склонность к аддиктивным формам поведения. Таким образом, необходима специально организованная работа, направленная на профилактику аддиктивного поведения, которая, на наш взгляд, наиболее эффективно может осуществляться посредством внеурочной деятельности.
Дальнейшее направление исследования мы видим в разработке и проверке эффективности программы внеурочной деятельности, направленной на профилактику аддиктивного поведения у младших школьников.
Список литературы:
Вострокнутов, Н. В., Харитонова Н. К., Пережогин Л. О., Девятова О. Е. Методическое обеспечение социального партнерства при проведении профилактической и реабилитационной работы в семье [Электронный ресурс] / Н.В. Вострокнутов, Н.К. Харитонова, Л.О. Пережогин. – Режим доступа: http://www.otrok.ru/medbook/listpsy/socpart2005.htm
Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика [Текст]: учеб.-метод. пособие / А.В. Гоголева. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж «МОДЭК», 2003. – 237.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст] / А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 36 с.
Психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_psy/Addiktivnoe-Povedenie-110.html
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования [Текст] // Вестник образования, 2004 – №8. – С. 14 – 16 .