Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Развитие предметной речи младших школьников."»
Презентация на тему:
«Развитие предметной речи учащихся младших классов»
Подготовила:
учитель начальных классов
О. В. Рыблова
Цель
Ученик должен уметь действовать и решать проблемы в любых ситуациях.
Приоритетные средства:
культура речи
культура общения
Необходимое условие формирования социально активной личности :
овладение языком
овладение речью
Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям
в их совместной деятельности,
в социальной жизни,
в обмене информацией,
в познании,
в образовании.
Речь
Внутренняя Внешняя
это речь мысленная, протекающая, хотя на языковом материале, но без отчётливых внешних проявлений.
это речь-общение,
речь для других
Внешняя речь
Диалог
Монолог
– это разговор двух или нескольких лиц.
– это речь одного человека, например рассказ, сообщение, пересказ. В отличие от диалога монолог произволен, требует волевого усилия, а иногда и значительной подготовительной работы.
Каждое отдельное высказывание зависит от реплик других собеседников, от ситуации. Диалог не нуждается в развёрнутых предложениях, поэтому в нём много неполных предложений.
Речь конкретного человека – это отражение его общей культуры.
Речь должна отвечать определённым требованиям:
Правильность – это соблюдение норм современного литературного языка – грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи.
Ясность – это доступность её для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого-либо произведения для украшения.
Чистота – свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов).
Точность – значение слов и словосочетаний, употреблённых в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи.
Богатство – определяется выбором языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов и конструкций.
Выразительность – умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата.
Внешняя речь может выступать как в устной , так и в письменной форме.
Во-первых , письменная речь всегда сложнее и полнее устной, предложения крупнее, чаще употребляются конструкции, осложняющие предложения, больше книжных слов.
Во-вторых , в письменном варианте невозможны паузы, логические ударения, интонация, жесты и другие средства, играющие столь важную роль в речи устной.
В-третьих , письменная речь ограничена орфографией.
В-четвёртых , письменная речь составляется и протекает значительно медленнее, чем устная.
В-пятых , письменная речь – это речь подготовленная, подлежащая проверке, поддающаяся исправлению, совершенствованию, поэтому овладение письменной речью способствует повышению общей языковой культуры.
Выделяют четыре основных вида речевой деятельности :
1. Чтение
2. Аудирование.
3. Устная речь.
4. Письменная речь.
Важные аспекты языка, которые стихийно усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы.
Усвоение литературного языка, подчинённого норме, умение отличать литературный, «правильный», от нелитературного, от просторечия, диалектов, жаргонов . Школа учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах .
Учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение, и письмо – это речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии.
Третья сфера работы школы по речевому развитию – это доведение речевых умений детей до какого-то минимума, ниже которого не должен остаться ни один ученик. Это совершенствование речи учащихся, повышение ей культуры.