Развитие творческих способностей младших школьников при организации проектно- исследовательской деятельности
Начиная с самых древнейших времен, школа была призвана воспитывать человека, так чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нем.
Что сегодня важно в начальной школе кроме простейших знаний по математике и правописанию? Что нужно и можно вложить в сознание младшего школьника?
Актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.
Все вышеупомянутое легло в основу моей работы "Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся в форме творческой мастерской". Эта модель - одна из перспективных организационных форм, содействующих развитию проектно - исследовательской деятельности школьников.
Научно-исследовательская деятельность младших школьников востребована, поскольку она способствует развитию познавательной активности личности и формированию положительной мотивации к получению знаний. Данная форма распространена, в основном, в старших классах, но я на практике убедились, что целесообразно и возможно вводить её в начальной школе.
Исследовательская работа учащихся младших классов имеет свои особенности. Деятельность, которой необходимо научить малышей, должна быть для них увлекательна, понятна, ярка, занимательна и на первоначальном этапе, что немаловажно, организована в игровой форме.
В современном мире все большее значение приобретает владение детьми коммуникативными умениями и навыками, а также их способность к самореализации через определенные виды деятельности. Значительная часть учащихся начальной школы испытывают проблемы в развитии творческого мышления, формировании информационных компетентностей. Данные трудности смогут помешать детям успешно продолжать обучение в средней и старшей школе.
Цель проекта. Развитие творческого мышления, исследовательских умений и навыков младших школьников через участие в деятельности творческой мастерской.
Задачи:
· повышать мотивацию учащихся начальных классов к исследовательской деятельности;
· формировать исследовательские, оценочные, информационные, презентационные компетенции;
· развивать коммуникативные умения детей;
Тип проекта:
· По доминирующему виду деятельности - исследовательский, творческий;
· По предметному содержанию - межпредметный;
· Форма организации детей и родителей - индивидуальная и групповая работа;
· Используемые технологии: проектная, ИКТ;
· Режим работы (организационная форма) - внеурочный.
Форма презентации проекта: научная конференция, творческие выставки.
Продукт деятельности педагога - организация и функционирование клуба, передача опыта коллегам.
Продукт деятельности учащихся:
· идеальный - развивающаяся личность с навыками исследовательской деятельности;
· практический - творческие исследовательские работы, банк медиапрезентаций, печатная газета по материалам конференций, творческие выставки.
Практическая значимость проекта.
Результаты реализации проекта способствуют формированию коммуникативной и информационной компетентностей, развитию целенаправленных поисковых способностей в работе с информацией, формируют презентационные умения детей, развивают речь малышей. Кроме того, будут решены задачи формирования у учащихся положительного отношения к себе, уверенности в своих силах. Но главное - развивается способность работать творчески.
Схема-Ученик- родитель- учитель
Я считаю целесообразным проводить исследовательскую работу со 2 класса. Это могут быть мини-проекты, которые развивают творческие способности
1. Придумать окончание рассказа и нарисовать рисунок
2. Сочинить рассказ, сказку к теме урока, пословицы, поговорки.
План:
1. Где живут медведи?
2. Чем эти животные не похожи на других?
3. Жизнь бурых медведей.
4. Как медведь зимует?
5. Почему бытует мнение медведь лапу сосет?
6. Заключение.
Порядок работы:
1. Внимательно прочитай план реферата.
2. Найди в книгах страницы, где есть нужная информация и сделай закладки.
3. Каждый пункт плана - это новый абзац текста.
4. Напиши краткое вступление (это ответ на первый вопрос).
5. Подробно ответь на вопросы основной части плана.
6. Сделай короткое заключение.
Мое мнение, что в начальной школе творческие проекты наиболее целесообразно проводить в групповой форме. Так одним из наиболее интересных и удавшихся был проект "Физминутки на уроках в начальной школе»". Ребята с большим интересом включились в творческий процесс и вовлекли в работу родителей.
Встреча с одаренными учащимися для нас педагогов является своеобразным экзаменом в профессиональном плане. Бытует мнение, что талант всегда пробьет себе дорогу. Однако, по данным генетика В.П. Эфроимсона, "из тысячи родившихся с потенциалом гения, на самом деле становится им лишь один".
Педагогический вывод прост: талантам надо помогать. И перед нами, учителям, стоят три задачи:
1. Не убить детское творчество.
2. Помогать детскому творчеству.
3. Развивать детское творчество.
И делать это нужно сейчас, здесь в условиях массовой школы, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Именно поэтому и возникла идея создания научного общества.
Изменения, произошедшие в отечественной системе образования, её переориентация на развивающие, личностно-ориентированные технологии также изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности в интеллектуальной, учебной, творческой деятельности. Работа с одаренными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Только человек, уверенный в себе, способный участвовать в принятии решений, высказывать свое мнение, работать с информацией, используя различные информационные технологии, публично представлять результаты своей работы имеет больше шансов найти себя, самореализоваться. Все это приобретается человеком в процессе обучения. Поэтому так важно, организуя образовательный процесс, ориентировать его на творческую, самостоятельную поисковую деятельность.