kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по развитию речи в 5 классе "Шоколадный торт"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНЕНИЯ К УРОКУ.

Класс 5-ый (общеобразовательный).

Тип урока – сообщение новых сведений, «открытие» новых знаний.

Тема коммуникативная – этичность поведения в гостях.

Тема лингвистическая и методическая – обучение сжатому изложению.

Технологии урока – комплексная отработка речевых умений и навыков.

Современные образовательные технологии на уроке      - технология сотрудничества -

 работа  учащихся в группах, взаимооценка; ИКТ – презентация об    авторе текста Савчук А.Ф. ,

представление учебных таблиц «Приемы сжатия текста», гуманно-личностная технология  - формирование самооценки и взаимооценки, погружение в интеллектуальные психологические состояния;

технология саморазвития – самопознание на этапах «закрепление» и « рефлексия».

        Цели урока.

1.Познавательные:

а) повторить ранее изученные речеведческие понятия: текст, стили речи, типы речи, тема текста, основная мысль, заголовок;

б) познакомить с приемами сжатия текста, видами информации.

МЕТОДЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – эвристическая беседа, вопросно-ответная форма работы; СПОСОБ ПОЗНАНИЯ – индуктивно-дедуктивный.

2. Практические:

а) закрепить умение определять стиль и тип речи, выделять главную мысль текста, давать заголовок;

б) сформировать (новое) умение анализировать текст, умение отделять основную информацию от второстепенной, умение применять приемы сжатия текста.

3. Общепредметные:

а) воспитывать интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы, научить определять позицию автора; воспитывать нравственные качества школьников: доброту, душевность, гостеприимство; воспитывать языковую личность учащегося;

б) развивать разные виды речевой деятельности и логическое мышление;

в) формировать умение самостоятельно пополнять знания с помощью подготовки презентации, при обращении к орфографическому, толковому словарю и обучающим таблицам.

УУД и ожидаемые результаты:

личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание;

метапредметные - 

коммуникативные: продуктивное речевое взаимодействие, сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

регулятивные: целеполагание, планирование, оценка, саморегуляция:

 познавательные: структурирование знания, извлечение необходимой информации, решение поставленной проблемы, адекватная оценка содержания текста, создание алгоритма написания сжатого изложения.

 Предметные: воспринимать текст на слух, понимать смысл заглавия текста, самостоятельно применять приемы сжатия текста.

ХОД УРОКА.

1-ый этап урока:

  самоопределение к деятельности, актуализация знаний, фиксация затруднений.

Вступительное слово учителя. Вид творческой работы и особенности ее выполнения (сжатое изложение по тексту из художественного произведения).

                                         ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ И ОПРОС

Содержание проверки и опроса.

Методы и приемы проверки.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

УУД:

Л: самоопределение, формирование нравственной позиции школьников, учебного и социального поведения.

Метапредметные

К: владение монологической и диалогической формами речи, речевое взаимодействие с партнером, эмоционально позитивное отношение к собеседнику.

Р: целеполагание, саморегуляция, развитие внимания, формирование внутреннего плана действия.

П: структурирование знаний, осознанное построение высказывания в устной и письменной форме.

Предметные знания – сведения об авторе текста, освоение лексического богатства текста из домашней работы.

Предметные умения – обработка информации,  выделение главного и второстепенного, овладение приемами сжатия текста, создание связного ответа на вопрос.

1.Знания о тексте, типах речи, стилях речи.

Опрос индивидуаль-ный, фронтальный с примерами из домашнего текста.

Подготовка вопросов, контроль, коррекция, оценка.

Аргументация своего мнения.

2. Умение воспроизво-дить текст с заданной степенью сжатия (по домашнему образцу)

Индивидуальная консультация учеников.

Слушание, рецензирование.

Пересказ, размышление, проговаривание в громкой речи.

3.Умение выразительно пересказы-вать, давать обоснованный ответ на вопрос.

Пересказ и комментиро-вание частей текста с содержательной и лингвистичес-кой позиции.

Проверка, систематиза-ция знаний, оценка.

Анализ своей работы, самооценка.

4. ОТД – проверка речевых умений.

Вопросы учителя: «Сравните полный вариант текста с вашим? Что изменилось?»

Обобщение, выводы, коррекция.

Выставление отметок.

Учет разных мнений, приобретение навыков сжатия.

5.НОЭМ – воспитание любви к художественному слову, этичного поведения, толерантности, доброжелательности к сверстникам

Методика продолжения фразы: « А как я отношусь к окружающим?»

Создание условий для живого общения, коррекция, выводы.

Возможность дискуссии, моделирование ситуаций.

2-ой этап урока:   

 постановка учебной задачи, построение проекта выхода из затруднений.

Сообщение новых сведений.

Краткое сообщение целей урока учащимся.

Осознанное восприятие.

А. Внимательно читаем текст упражнения 699 «Шоколадный торт», автор А.Ф. Савчук. Прослушиваем краткую информацию об авторе, вспоминаем учебные таблицы (презентация).                                                                          Б. Вопросы к учащимся: каковы ваши первые впечатления от текста? В чем основное намерение автора? (Рассказать о правилах гостеприимства, о чувстве вины, о чувстве обиды). Какова тема текста? (Тема морально-этическая, осуждение поступка мальчика). Какими ключевыми словами выражена главная (основная) мысль? В каком стиле написан текст? Определите тип речи. Объясните смысл заголовка предложенного текста.

В. Анализ ключевых фраз. Делим текст на абзацы, вводим понятие основной и дополнительной информации. Воспроизводим теоретические сведения об образности и выразительности русской речи. Находим известные учащимся тропы, грамматические и синтаксические явления, помогающие выразить самые тонкие ощущения в тексте. Обсуждаем приемы сжатия по абзацам.

2. Запоминание по учебнику и по таблицам.                                                 

3. Воспроизведение изученного. Работа в группах: каждый член группы воспроизводит определенный абзац, следуя друг за другом, составляя черновик.

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК.

ВЫВОДЫ ПО УУД И ОЖИДАЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ.  Личностные: способность к оценке поступка, формирование морально-этических норм личности, воспитание ответственности, доброты, уважения младших школьников друг к другу;

Метапредметные:

а) коммуникативные – постановка вопросов посредством использования рвзличных приемов работы с художественным текстом, выражение и аргументация своего мнения с учетом мнений сверстников и учителя;

б) регулятивные – целеполагание и планирование через использование приемов анализа текста, коррекция, исправление собственных ошибок;

в) познавательные – анализ объектов с целью выполнения главной задачи – сжатия текста и синтез как составление целого из частей, подведение под понятие, выдвижение гипотез, их обоснование;

предметные: развитие функциональной грамотности, формирование умения написания сжатого изложения, заучивание таблиц и определений, развитие речевой деятельности

ученика.

                                           3-ИЙ ЭТАП УРОКА – ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Первичное закрепление во внешней речи, самостоятельная работа с самопроверкой, включение в систему знаний и повторение.

1.Репродуктивные упражнения.

А. Вопросы учителя по содержанию абзацев текста, по их структуре и значению.

Б. Работа в группах (четыре человека). Воспроизведение абзацев текста «Шоколадный торт» .

2. Репродуктивно-продуктивные упражнения.

А. Работа в группах. Применение приемов сжатия к абзацам текста. Приведение своих вариантов.

Б. Выбор наилучших вариантов ответов учащихся. Формулировка выводов по теме урока. Создание черновиков. Взаимопроверка.

Выставление отметок.

3. Продуктивное (творческое) задание.

Синтез в использовании языковых средств в тексте и в умениях и навыках учащихся использовать приемы сжатия текста. Учитель предупреждает о сохранении в тексте сжатого изложения индивидуальной манеры автора и художественной выразительности языка.

САМОПОЗНАНИЕ: устный ответ на вопрос учителя: «А я настоящий друг?»

НАПИСАНИЕ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ «ШОКОЛАДНЫЙ ТОРТ». Проведение самопроверки. Работы сдать.

Выводы по УУД и ожидаемым результатам.

Личностные: понимание и адекватная оценка отобранного материала, самопознание и саморазвитие в нравственном отношении, повышение самооценки и роли в учебном коллективе.

Метапредметные:

а) коммуникативные – организация общения в группе, закрепление навыка создания устного и письменного связного текста;

 б) регулятивные – саморегуляция в процессе выполнения творческой работы, самопроверка, самооценка творческой деятельности;

 в) познавательные – овладение приемами краткого изложения материала, закрепление норм поведения в гостях, на дне рождения.

Предметные: создание алгоритма написания сжатого изложения, заучивание и практическое применение прииемов сжатия текста, анализ тропов и их функций в художественном тексте, совершенствование грамотности учащихся.

4-ЫЙ ЭТАП УРОКА - РЕФЛЕКСИЯ.

Самопознание.

Беседа с учащимися по вопросам:

Что я узнал сегодня?

Чему я научился сегодня?

Как я изменился сегодня?

А у меня были такие случаи в жизни?

Как я себя  повел бы в подобной ситуации?

5-ЫЙ ЭТАП УРОКА – ИТОГИ.

Сообщение учителя о развитии УУД на уроке, кратко о предметных результатах и о метапредметных результатах. Общая оценка работы всего класса. Вопрос: «Что бы вы хотели узнать дополнительно по теме урока?»

6-ОЙ ЭТАП УРОКА – ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

выучить небольшое высказывание о русском языке, придумать и записать 4-5 предложений с известными школьникам тропами (эпитет, сравнение, метафора,олицетворение).

ДАННАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВЫПОЛНЕНА НА ОСНОВЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ:

1)«ПОДГОТОВКА К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ ПО ОТРЫВКУ ИЗ ПОВЕСТИ Л.Н. ТОЛСТОГО «ЮНОСТЬ», автор ФАЛИНА Т.М., М.-2005.- 13 стр.

2) «УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЛИЧНОСТНО ЗНАЧИМОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ», автор ФАЛИНА Т.М.,- М.-2005.-14 стр.

 

                                                               

 

                                                         

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по развитию речи в 5 классе "Шоколадный торт" »

ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

КАФЕДРА ФИЛОЛОГИИ

УЧЕБНАЯ ГРУППА №1





САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №3

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА С УУД ПО ТЕМЕ

«ОБУЧЕНИЕ СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ ПО ТЕКСТУ САВЧУК А.Ф. «ШОКОЛАДНЫЙ ТОРТ»



НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ – ФАЛИНА Т.М., ДОЦЕНТ, КПН

ВЫПОЛНИЛА ВОРОНКОВА О., УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

















МОСКВА 2013

ПОЯСНЕНИЯ К УРОКУ.

Класс 5-ый (общеобразовательный).

Тип урока – сообщение новых сведений, «открытие» новых знаний.

Тема коммуникативная – этичность поведения в гостях.

Тема лингвистическая и методическая – обучение сжатому изложению.

Технологии урока – комплексная отработка речевых умений и навыков.

Современные образовательные технологии на уроке - технология сотрудничества -

работа учащихся в группах, взаимооценка;

ИКТ – презентация об авторе текста Савчук А.Ф. ,представление учебных таблиц «Приемы сжатия текста», примерный план изложения;

гуманно-личностная технология - формирование самооценки и взаимооценки, погружение в интеллектуальные психологические состояния;

технология саморазвития – самопознание на этапах «закрепление» и « рефлексия».

Цели урока.

1.Познавательные:

а) повторить ранее изученные речеведческие понятия: текст, стили речи, типы речи, тема текста, основная мысль, заголовок;

б) познакомить с приемами сжатия текста, видами информации.

МЕТОДЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – эвристическая беседа, вопросно-ответная форма работы; СПОСОБ ПОЗНАНИЯ – индуктивно-дедуктивный.


2. Практические:

а) закрепить умение определять стиль и тип речи, выделять главную мысль текста, давать заголовок;

б) сформировать (новое) умение анализировать текст, умение отделять основную информацию от второстепенной, умение применять приемы сжатия текста.


3. Общепредметные:

а) воспитывать интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы, научить определять позицию автора; воспитывать нравственные качества школьников: доброту, душевность, гостеприимство; воспитывать языковую личность учащегося;

б) развивать разные виды речевой деятельности и логическое мышление;

в) формировать умение самостоятельно пополнять знания с помощью подготовки презентации, при обращении к орфографическому, толковому словарю и обучающим таблицам.

УУД и ожидаемые результаты:

личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание;

метапредметные -

коммуникативные: продуктивное речевое взаимодействие, сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

регулятивные: целеполагание, планирование, оценка, саморегуляция:

познавательные: структурирование знания, извлечение необходимой информации, решение поставленной проблемы, адекватная оценка содержания текста, создание алгоритма написания сжатого изложения.

Предметные: воспринимать текст на слух, понимать смысл заглавия текста, самостоятельно применять приемы сжатия текста.

ХОД УРОКА.

1-ый этап урока:

самоопределение к деятельности, актуализация знаний, фиксация затруднений.

Вступительное слово учителя. Вид творческой работы и особенности ее выполнения (сжатое изложение по тексту из художественного произведения).

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ И ОПРОС

Содержание проверки и опроса

Методы и приемы проверки

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Л: самоопределение, формирование нравственной позиции школьников, учебного и социального поведения.

Метапредметные

К: владение монологической и диалогической формами речи, речевое взаимодействие с партнером, эмоционально позитивное отношение к собеседнику.

Р: целеполагание, саморегуляция, развитие внимания, формирование внутреннего плана действия.

П: структурирование знаний, осознанное построение высказывания в устной и письменной форме.

Предметные знания – сведения об авторе текста, освоение лексического богатства текста из домашней работы.

Предметные умения – обработка информации, выделение главного и второстепенного, овладение приемами сжатия текста, создание связного ответа на вопрос.


1.Знания о тексте, типах речи, стилях речи.

Опрос индивидуаль-ный, фронтальный с примерами из домашнего текста.

Подготовка вопросов, контроль, коррекция, оценка.

Аргументация своего мнения.

2. Умение воспроизво-дить текст с заданной степенью сжатия (по домашнему образцу)

Индивидуаль-ная консультация учеников.

Слушание, рецензирова-ние.

Пересказ, размышление, проговарива-ние в громкой речи.

3.Умение выразительно пересказы-вать, давать обоснованный ответ на вопрос.

Пересказ и комментиро-вание частей текста с содержатель-ной и лингвистичес-кой позиции.

Проверка, систематиза-ция знаний, оценка.

Анализ своей работы, самооценка.

4. ОТД – проверка речевых умений.

Вопросы учителя: «Сравните полный вариант текста с вашим? Что изменилось?»

Обобщение, выводы, коррекция.

Выставление отметок.

Учет разных мнений, приобретение навыков сжатия.

5.НОЭМ – воспитание любви к художествен-ному слову, этичного поведения, толерантнос-ти, доброжела-тельности к сверстникам

Методика продолжения фразы: « А как я отношусь к окружаю-щим?»

Создание условий для живого общения, коррекция, выводы.

Возможность дискуссии, моделирова-ние ситуаций.

2-ой этап урока:

постановка учебной задачи, построение проекта выхода из затруднений.

Сообщение новых сведений.

Краткое сообщение целей урока учащимся.

Осознанное восприятие.

А. Внимательно читаем текст упражнения 699 «Шоколадный торт», автор А.Ф. Савчук. Прослушиваем краткую информацию об авторе, вспоминаем учебные таблицы (презентация).



Б. Вопросы к учащимся: каковы ваши первые впечатления от текста? В чем основное намерение автора? (Рассказать о правилах гостеприимства, о чувстве вины, о чувстве обиды). Какова тема текста? (Тема морально-этическая, осуждение поступка мальчика). Какими ключевыми словами выражена главная (основная) мысль? В каком стиле написан текст? Определите тип речи. Объясните смысл заголовка предложенного текста.

В. Анализ ключевых фраз. Делим текст на абзацы, вводим понятие основной и дополнительной информации. Воспроизводим теоретические сведения об образности и выразительности русской речи. Находим известные учащимся тропы, грамматические и синтаксические явления, помогающие выразить самые тонкие ощущения в тексте. Обсуждаем приемы сжатия по абзацам.

2. Запоминание по учебнику и по таблицам.

3. Воспроизведение изученного. Работа в группах: каждый член группы воспроизводит определенный абзац, следуя друг за другом, составляя черновик.

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК.

ВЫВОДЫ ПО УУД И ОЖИДАЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ.

Личностные: способность к оценке поступка, формирование морально-этических норм личности, воспитание ответственности, доброты, уважения младших школьников друг к другу;

Метапредметные:

а) коммуникативные – постановка вопросов посредством использования рвзличных приемов работы с художественным текстом, выражение и аргументация своего мнения с учетом мнений сверстников и учителя;

б) регулятивные – целеполагание и планирование через использование приемов анализа текста, коррекция, исправление собственных ошибок;

в) познавательные – анализ объектов с целью выполнения главной задачи – сжатия текста и синтез как составление целого из частей, подведение под понятие, выдвижение гипотез, их обоснование;

предметные: развитие функциональной грамотности, формирование умения написания сжатого изложения, заучивание таблиц и определений, развитие речевой деятельности

ученика.

3-ИЙ ЭТАП УРОКА – ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Первичное закрепление во внешней речи, самостоятельная работа с самопроверкой, включение в систему знаний и повторение.

1.Репродуктивные упражнения.

А. Вопросы учителя по содержанию абзацев текста, по их структуре и значению.

Б. Работа в группах (четыре человека). Воспроизведение абзацев текста «Шоколадный торт» .

2. Репродуктивно-продуктивные упражнения.

А. Работа в группах. Применение приемов сжатия к абзацам текста. Приведение своих вариантов.

Б. Выбор наилучших вариантов ответов учащихся. Формулировка выводов по теме урока. Создание черновиков. Взаимопроверка.

Выставление отметок.

3. Продуктивное (творческое) задание.

Синтез в использовании языковых средств в тексте и в умениях и навыках учащихся использовать приемы сжатия текста. Учитель предупреждает о сохранении в тексте сжатого изложения индивидуальной манеры автора и художественной выразительности языка.

САМОПОЗНАНИЕ: устный ответ на вопрос учителя: «А я настоящий друг?»

НАПИСАНИЕ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ «ШОКОЛАДНЫЙ ТОРТ». Проведение самопроверки. Работы сдать.


Выводы по УУД и ожидаемым результатам.

Личностные: понимание и адекватная оценка отобранного материала, самопознание и саморазвитие в нравственном отношении, повышение самооценки и роли в учебном коллективе.

Метапредметные:

а) коммуникативные – организация общения в группе, закрепление навыка создания устного и письменного связного текста;

б) регулятивные – саморегуляция в процессе выполнения творческой работы, самопроверка, самооценка творческой деятельности;

в) познавательные – овладение приемами краткого изложения материала, закрепление норм поведения в гостях, на дне рождения.

Предметные: создание алгоритма написания сжатого изложения, заучивание и практическое применение прииемов сжатия текста, анализ тропов и их функций в художественном тексте, совершенствование грамотности учащихся.

4-ЫЙ ЭТАП УРОКА - РЕФЛЕКСИЯ.

Самопознание.

Беседа с учащимися по вопросам:

Что я узнал сегодня?

Чему я научился сегодня?

Как я изменился сегодня?

А у меня были такие случаи в жизни?

Как я себя повел бы в подобной ситуации?

5-ЫЙ ЭТАП УРОКА – ИТОГИ.

Сообщение учителя о развитии УУД на уроке, кратко о предметных результатах и о метапредметных результатах. Общая оценка работы всего класса. Вопрос: «Что бы вы хотели узнать дополнительно по теме урока?»

6-ОЙ ЭТАП УРОКА – ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

выучить небольшое высказывание о русском языке, придумать и записать 4-5 предложений с известными школьникам тропами (эпитет, сравнение, метафора,олицетворение).

ДАННАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВЫПОЛНЕНА НА ОСНОВЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ:

1)«ПОДГОТОВКА К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ ПО ОТРЫВКУ ИЗ ПОВЕСТИ Л.Н. ТОЛСТОГО «ЮНОСТЬ», автор ФАЛИНА Т.М., М.-2005.- 13 стр.

2) «УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЛИЧНОСТНО ЗНАЧИМОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ», автор ФАЛИНА Т.М.,- М.-2005.-14 стр.





7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по развитию речи в 5 классе "Шоколадный торт"

Автор: Воронкова Ольга Ивановна

Дата: 16.11.2014

Номер свидетельства: 131580


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства