Пояснительная записка к мультимедийной презентации
«Художник-сказочник».
Виктор Михайлович Васнецов
Автор - Учитель начальных классов
Жилинскас Елена Викторовна
МБОУ Гимназия №46 г. Кирова
Предмет: Литературное чтение 4 класс
Тема: Очерки. «Картины-сказки» очерк Н. С.Шер
УМК «Начальная школа ХХI века»
Учебник авт Л,А.Ефросинина, М.И.Оморокова
« Литературное чтение 4 класс
( Часть вторая) стр 124
Дидактические цели
Образовательные:
? Познакомить с жизнью и творчеством В. М. Васнецова.
? Познакомить с картинами-сказками В.М.Васнецова.
? Расширить знания о картинах из цикла «Поэма семи сказок».
Развивающие:
? Способствовать развитию творческого воображения, эстетического восприятия.
? Способствовать расширению кругозора, развитию чувств, эмоций, фантазии.
? Развивать образное мышление путём проникновения в художественный замысел автора.
Воспитательные:
? Воспитывать у детей эстетические взгляды и вкусы.
? Пробуждать интерес к творчеству великого русского художника В.М. Васнецова.
Краткая аннотация
Учащиеся знакомятся с творчеством великого русского художника В. М. Васнецова. Видят места, где прошло детство художника, дом в котором он жил, портрет его отца, сельского священника - Михаила Васильевича. Знакомятся с картинами-сказками В.М.Васнецова. Учатся анализировать картины и изобразительные средства.
В презентации используется дидактическая игра «Аукцион картин» (слайд № 19). Она выступает как занимательная форма подачи материала и проверки знаний. Это способствует развитию познавательной активности младших школьников, большей заинтересованности в данном виде деятельности.
Ход игры «Аукцион картин»
Детям предлагается выбрать кнопку с номером от 1 до 7 (по количеству картин). Следом, с помощью гиперссылки, появляется описание картины из цикла "Поэма семи сказок". По описанию, дети обсуждают и называют картину о которой идёт речь. При нажатии на значок, появляется её изображение.
С помощью кнопки в правом нижнем углу, происходит возврат на табло с кнопками слайда № 19.
Данная форма работы вызывает интерес к сказочным образам изображённым на картинах великого художника, способствует обогащению речи детей новыми словами (репродукция, эскиз, сюжет, художественный образ, жанр, дом-музей).
Игру «Аукцион сказок», рекомендуется провести в групповой форме, давая детям время на обсуждение описания картины (которое может зачитать как учитель, так и ученик).
Предметная область
Денный интерактивный материал можно использовать на уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка, изобразительного искусства. Так же данный материал можно с успехом применять и во внеклассной работе.
Справочный материал о художнике
ВАСНЕЦОВ ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ (1848—1926)
Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в глухом вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье сельского священника. Когда мальчику было два года, семья переехала в вятское село Рябово.
Витя рос впечатлительным мальчиком, с детства любил слушать народные сказки и песни. Зимой в их дом часто заходили странники, рассказывали много историй, сказок, преданий. Они-то да отец и зародили в мальчике любовь к русскому народному творчеству. Отец Виктора был образованным человеком, знал древнегреческий, латинский, старославянский языки, всю округу обучил грамоте.
Когда сын подрос, отец отправил его в Вятку, в духовную семинарию. Но семинарии Виктор не закончил, приехал в Рябово просить благословения на учебу в Петербургской Академии художеств. Михаил Васильевич выслушал сына и дал свое родительское согласие.
Учась в Академии, молодой художник много работал: надо было не только самому кормиться, но и помогать младшим братьям, т.к. родители Васнецовых умерли. С большим интересом создавал Виктор иллюстрации для азбуки. Рисунки Васнецова посылают на Лондонскую международную выставку, и они получают две бронзовые медали.
На вечерах у Ильи Ефимовича Репина, на которых бывал и молодой художник, часто обсуждали события русской истории. Виктора захватили мысли о богатырской силе русских воинов, о красоте человеческой, о свободе. В 1879 году на выставке передвижников в Петербурге появляется картина В. Васнецова «Витязь на распутье». Все в картине сказочно — и богатырь на коне, и природа. Никогда в русской живописи не было такой сказочной картины и такого сказочного героя.
В воображении художника встают сказочные, былинные образы, и единственная мечта Васнецова — выразить эти образы в живописи. Он читает «Слово о полку Игореве», ходит в Оружейную палату, зарисовывает старинное вооружение. В 1880 году художник отправляет в Петербург на выставку картину «После побоища Игоря Святославовича с половцами». Возвышенные образы «Слова...» вдохновили Виктора Михайловича, и он изобразил тишину после боя, когда сама природа оплакивает убитых.
Репин с восторгом отозвался о картине. Известный русский коллекционер Павел Михайлович Третьяков приобрел полотно для своей картинной галереи.
На выставке была и картина «Ковер-самолет». Картину на этот сюжет заказал Васнецову фабрикант и меценат СИ. Мамонтов, который вместе с Третьяковым материально поддерживал Васнецова. Савва Иванович пригласил Васнецова пожить и поработать в своем подмосковном имении Абрамцево. Здесь художника ждали встречи с мастерами русской живописи Репиным, Поленовым, Суриковым, Серовым, Левитаном. По рисункам Васнецова в абрамцевском парке сооружается «Избушка на курьих ножках». По его проекту строится церковь. Работами руководит Василий Дмитриевич Поленов.
В Абрамцеве, находясь среди друзей, Васнецов был счастлив как никогда.
Однажды Виктор Михайлович рассказал младшему брату Апполинарию, который тоже стал художником, что на Хотьковской дороге, по которой нищие шли на богомолье, он увидел странную девочку. Одиноко брела она, и была в ее глазах страшная тоска. Образ этой девочки запал в сердце. У художника зародилась мысль об «Аленушке»: героиня сказки ассоциировалась с образом этой девочки. Эта картина — один из самых трогательных образов русской живописи, волнующих душу своим проникновенным лиризмом, созвучным сказке и народной песне о горькой судьбе бедной девушки.
Савва Иванович Мамонтов предложил поставить на домашней сцене Абрамцева пьесу-сказку А. Н. Островского «Снегурочка» . Васнецов согласился сделать декорации к спектаклю. А спустя четыре года СИ. Мамонтов ставит оперу Римского-Корсакова «Снегурочка». Васнецов создает к ней эскизы, которые сейчас хранятся в Третьяковской галерее и редко попадают на выставки — акварельные краски быстро выгорают.
В Москве в 1882 году заканчивалось строительство Исторического музея. Украсить его первый зал росписью на тему «Каменный век» предложили Васнецову. В доме художника стали появляться неожиданные вещи — топор каменного века, наконечники для стрел и даже кусок клыка мамонта. Виктору Михайловичу надо было «пощупать тогдашнюю жизнь». В Абрамцеве Мамонтов спешно оборудует под мастерскую сарай. Художнику позируют друзья и знакомые, и он с утра до темноты трудится над огромными холстами.
В 1876 году Васнецов приехал по приглашению Репина и Поленова в Париж. На одной из выставок внимание художника привлекла большая картина о сказочных рыцарях. И вновь вспомнил он свой замысел о создании картины, посвященной русским богатырям. А вскоре в парижской мастерской Поленова появилась русская богатырская застава! Три богатыря сидели на конях и смотрели вдаль. Но путь к картине был очень долгим.
Летом 1881 года Васнецов писал в Абрамцеве этюды. В то утро погода выдалась ветреная. Ветер сердито шумел в листве дубов. Художник поднял голову и замер. «Да это же мои богатыри!» - подумал он, глядя на могучие деревья. Дубы величаво покачали тяжелыми ветвями, будто соглашаясь с этой мыслью. Художник решительно начинает работать над новой картиной «Богатыри»...
Наверное, и предположить не мог Виктор Михайлович, что его работа растянется на долгие годы. Лишь в 1898 году, накануне своего пятидесятилетия, Васнецов закончил эту картину. Русские былинные воины на ней — своего рода собирательный образ русского народа, воплощение лучших черт русского национального характера.
Васнецова пригласили расписывать Владимирский собор в Киеве. Художник дал согласие, но прежде захотел увидеть древние христианские храмы — творения византийских мастеров, мастеров Возрождения. Произведения Микеланджело и Рафаэля глубоко взволновали его. Вдохновленный ими, Васнецов делает около четырехсот эскизов и этюдов. Саму работу в соборе он начинал в девять утра и заканчивал в сумерки. Из Москвы на помощь Васнецову приехал молодой художник Михаил Нестеров.
На одном из самых почетных мест в иконостасе художник поместил князя Владимира, рядом — княгиню Ольгу. А в глубине алтаря, на высоте, в золотом одеянии — женщина с ребенком на руках.
Образ Богородицы писали многие художники, но Виктор Михайлович не повторил никого.
В 1899 году к столетию А. С. Пушкина В. М. Васнецов сделал иллюстрации к его поэме «Песнь о вещем Олеге». Он украсил листы изумительным старинным орнаментом. По просьбе Васнецова художник В. Д. Замирайло написал текст поэмы от руки, как писали когда-то летописцы. Это большая, красивая, нарядная книга. Такой детской книги в России еще не было.
Виктору Михайловичу было уже за семьдесят, когда ему вновь захотелось продолжить тему русских народных сказок. И он приступил к «поэме о семи сказок». В сказках всегда побеждает добро, и эту победу художник хотел отразить в своей поэме. Это были иллюстрации к сказкам «Спящая красавица», «Баба Яга», «Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный», «Сивка-Бурка» и новый вариант картины «Ковер-самолет».
23 июля 1926 года художника не стало.
«Я только Русью и жил»,— говорил художник, замечательный русский мастер.
Информационные источники:
Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир в произведениях живописи. Методические рекомендации» Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2006
В.И Воробьёва, С.К. Тивикова «Сочинения по картинам» Москва «Астрель» 2002
Н.В.Краснов «Беседы по искусству» Ленинград Учпедгиз 1962