kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему: Использование ИКТ в ГПД с целью развития психических функций детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

ГБОУ Стерлитамакская специальная (коррекционная)

Общеобразовательная школа № 25 VIII вида

ДОКЛАД

 «Использование ИКТ в ГПД с целью развития психических функций детей»

                                                Выполнила:

                                                         воспитатель ГПД

Шаймухамбетова А.Н.

Стерлитамак 2014

      В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования обретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационно коммуникационных  технологий (ИКТ) как на уроках в школе, так и в ГПД.

Возможности использования ИКТ.

      Процесс информатизации в школьном образовании обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду, в десятки раз производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств – от персональных компьютеров до глобальных связей Интернет.

      Несмотря на принятие национального проекта «Образование» (направление «Интернетизация образования») и Концепции федеральной целевой  программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года» Россия пока не может сказать, что у нее есть целостная политика  в области внедрения информационных технологий в деятельности учреждений школьного образования. Именно внедрение ИКТ позволит наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка в начальной школе.

      Информационно-коммуникативные технологии в образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, учителей, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

      По направлениям использования ИКТ в системе деятельности школьного образования можно выделить на:

 - использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;

- использование ИКТ в процессе взаимодействия школы (педагога) с родителями;

- использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.

      Информатизация общества ставит перед педагогами следующие задачи:

- стать для ребенка наставником в выборе компьютерных игр;

- сделать ИКТ средством интерактивного обучения ребенка.

      1) Стать для ребенка наставником в выборе компьютерных игр. Для решения 1-ой задачи необходимо повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение работы с программными образовательными комплексами, глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы каждый мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения непосредственно образовательной деятельности с учениками на качественно современном уровне. Ориентироваться в мире компьютерных игр, учитывая возрастные и этические нормы для учеников начальной школы. Для ребенка начальной школы – игра это ведущая деятельность, в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается личность ребенка. Использование компьютерных игр способствует развитию сенсомоторных функций, повышению эффективности обучения детей, развитию интеллектуальных и творческих возможностей (при использовании мультимедиа и т.д.)

      2) ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми. Интерактивные  игровые средства позволяет создавать программа PowerPoint.

      ИКТ – это технологии обмена информацией, коммуникации. Подразумевается использование информации в электронном виде:

- текст, видео, аудио;

-анимация, изображение

информационных носителей:

- DVD, CD, флэш-памяти

мультимедиа:

- игровые компьютерные программы;

- презентации и т.д.

аудиовизуального оборудования:

- компьютера, ноутбука;

- ЖК-телевизора, проектора;

- интерактивной доски

      Каковы же основные направления развития ИКТ?

      Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации, что осуществляется в различных игровых технологиях.

      Это различные компьютерные игры – «игрушки»: развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические, сетевые игры. В работе со школьниками педагоги используют в основном развивающие,  реже обучающие и диагностические игры. Среди развивающих игр можно выделить игры на развитие математических представлений: «Баба Яга учится считать», «Остров Арифметики», «Лунтик. Математика для малышей»; игры на развитие фонематического слуха и обучения чтению «Баба Яга учится читать», «Букварь»; игры для музыкального развития, например, «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского». Следующая группа игр, направленная на развитие основных психических процессов: «Звериный альбом», «Снежная королева», «Русалочка», «Спасем планету от мусора», «От планеты до кометы», «Маленький искатель». Третья группа – это прикладные средства, созданные с целью художественно-творческого развития детей: «Мышка Мия. Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения».

      Выбор компьютерных игровых средств играет важную роль для использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе. В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для школьников достаточно широк. Но, к сожалению, большинство из этих игр не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому могут использоваться частично,

Преимущественно с целью развития психических процессов: внимания, памяти, мышления.

Использование ИКТ в школе.

      ИКТ используются как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх,  которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми как на уроках, так и в ГПД. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа PowerPoint.

      Использование компьютерных сред в ГПД является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих обще-интеллектуальных умений (классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

      Таким образом, при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для школьников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

      Между тем при реализации ИКТ в образовательном процессе возникает ряд проблем:

 - при внедрении ИКТ как «игрушки» встают следующие вопросов: сколько времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья, искусственная «аутизация» и отказ от коммуникативных отношений, возникновение ранней компьютерной зависимости;

- при внедрении компьютерных технологий обучения в школах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения.

 - остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет.

      По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения школьников компьютер обладает рядом преимуществ:

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;

- компьютер несет в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока не в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;

- движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание школьников;

 -  компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».

      Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого каждому ученику. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его.

При активном использовании компьютерных технологий в процессе обучения и воспитания это  влияет на рост профессиональной компетентности воспитателя и позволяет осуществлять гибкое управление воспитательным  процессом. Также применение ИКТ вызывает  у детей интерес, активизирует познавательную деятельность, дает возможность самореализации  личности младших школьников.

Итак, можно сделать вывод, что использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс в группе продленного дня, вовлекать в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. Воспитателю, занимающемуся воспитанием детей, нельзя оставаться в стороне от модернизации учебно-воспитательного процесса.

Литература:

1. Авдеева С.М., Уваров А.Ю. Российская школа на пути к информационному обществу: проект «Информатизация системы образования» // Вопросы образования. - 2007.

2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.

3. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. - М.: БИНОМ: Лаборатория знаний, 2005.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: Использование ИКТ в ГПД с целью развития психических функций детей »

ГБОУ Стерлитамакская специальная (коррекционная)

Общеобразовательная школа № 25 VIII вида










ДОКЛАД

«Использование ИКТ в ГПД с целью развития психических функций детей»











Выполнила:

воспитатель ГПД

Шаймухамбетова А.Н.


Стерлитамак 2014

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования обретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационно коммуникационных технологий (ИКТ) как на уроках в школе, так и в ГПД.

Возможности использования ИКТ.

Процесс информатизации в школьном образовании обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду, в десятки раз производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств – от персональных компьютеров до глобальных связей Интернет.

Несмотря на принятие национального проекта «Образование» (направление «Интернетизация образования») и Концепции федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года» Россия пока не может сказать , что у нее есть целостная политика в области внедрения информационных технологий в деятельности учреждений школьного образования. Именно внедрение ИКТ позволит наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка в начальной школе.

Информационно-коммуникативные технологии в образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, учителей, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

По направлениям использования ИКТ в системе деятельности школьного образования можно выделить на:

- использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;

- использование ИКТ в процессе взаимодействия школы (педагога) с родителями;

- использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.

Информатизация общества ставит перед педагогами следующие задачи:

- стать для ребенка наставником в выборе компьютерных игр;

- сделать ИКТ средством интерактивного обучения ребенка.

1) Стать для ребенка наставником в выборе компьютерных игр. Для решения 1-ой задачи необходимо повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение работы с программными образовательными комплексами, глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы каждый мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения непосредственно образовательной деятельности с учениками на качественно современном уровне. Ориентироваться в мире компьютерных игр, учитывая возрастные и этические нормы для учеников начальной школы. Для ребенка начальной школы – игра это ведущая деятельность, в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается личность ребенка. Использование компьютерных игр способствует развитию сенсомоторных функций, повышению эффективности обучения детей, развитию интеллектуальных и творческих возможностей (при использовании мультимедиа и т.д.)

2) ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа PowerPoint.

ИКТ – это технологии обмена информацией, коммуникации. Подразумевается использование информации в электронном виде:

- текст, видео, аудио;

-анимация, изображение

информационных носителей:

- DVD, CD, флэш-памяти

мультимедиа:

- игровые компьютерные программы;

- презентации и т.д.

аудиовизуального оборудования:

- компьютера, ноутбука;

- ЖК-телевизора, проектора;

- интерактивной доски


Каковы же основные направления развития ИКТ?

Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации, что осуществляется в различных игровых технологиях.

Это различные компьютерные игры – «игрушки»: развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические, сетевые игры. В работе со школьниками педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры. Среди развивающих игр можно выделить игры на развитие математических представлений: «Баба Яга учится считать», «Остров Арифметики», «Лунтик. Математика для малышей»; игры на развитие фонематического слуха и обучения чтению «Баба Яга учится читать», «Букварь»; игры для музыкального развития, например, «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского». Следующая группа игр, направленная на развитие основных психических процессов: «Звериный альбом», «Снежная королева», «Русалочка», «Спасем планету от мусора», «От планеты до кометы», «Маленький искатель». Третья группа – это прикладные средства, созданные с целью художественно-творческого развития детей: «Мышка Мия. Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения».

Выбор компьютерных игровых средств играет важную роль для использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе. В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для школьников достаточно широк. Но, к сожалению, большинство из этих игр не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому могут использоваться частично,

Преимущественно с целью развития психических процессов: внимания, памяти, мышления.

Использование ИКТ в школе.

ИКТ используются как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми как на уроках, так и в ГПД. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа PowerPoint.

Использование компьютерных сред в ГПД является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих обще-интеллектуальных умений (классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

Таким образом, при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для школьников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

Между тем при реализации ИКТ в образовательном процессе возникает ряд проблем:

- при внедрении ИКТ как «игрушки» встают следующие вопросов: сколько времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья, искусственная «аутизация» и отказ от коммуникативных отношений, возникновение ранней компьютерной зависимости;

- при внедрении компьютерных технологий обучения в школах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения.

- остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет.

По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения школьников компьютер обладает рядом преимуществ:

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;

- компьютер несет в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока не в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;

- движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание школьников;

- компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».

Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого каждому ученику. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его.

При активном использовании компьютерных технологий в процессе обучения и воспитания это влияет на рост профессиональной компетентности воспитателя и позволяет осуществлять гибкое управление воспитательным процессом. Также применение ИКТ вызывает у детей интерес, активизирует познавательную деятельность, дает возможность самореализации личности младших школьников.

Итак, можно сделать вывод, что использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс в группе продленного дня, вовлекать в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. Воспитателю, занимающемуся воспитанием детей, нельзя оставаться в стороне от модернизации учебно-воспитательного процесса.


















Литература:

1. Авдеева С.М., Уваров А.Ю. Российская школа на пути к информационному обществу: проект «Информатизация системы образования» // Вопросы образования. - 2007.

2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.

3. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. - М.: БИНОМ: Лаборатория знаний, 2005.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад на тему: Использование ИКТ в ГПД с целью развития психических функций детей

Автор: Шаймухамбетова Алия Нуржановна

Дата: 16.09.2015

Номер свидетельства: 231267


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства