Презентация урока педагогики "Коррекция поведения младших школьников" с использованием технологии критического мышления
Презентация урока педагогики "Коррекция поведения младших школьников" с использованием технологии критического мышления
Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита (США). Авторы программы – Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит.
Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. В своей практике использую данную технологию на уроках педагогики. К презентации прилагается конспект урока педагогики на тему «Коррекция поведения младших школьников».
Цели:
- актуализировать знания о причинах и типах нарушений поведения у младших школьников;
- рассмотреть основные направления педагогической работы, методы по коррекции отклонений в поведении младших школьников;
- развивать критическое мышление, речь, умение выбирать главное в учебном материале, навыки работы с учебным текстом, воспитывать интерес к предмету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация урока педагогики "Коррекция поведения младших школьников" с использованием технологии критического мышления »
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждениесреднего профессионального образования«Голышмановский агропедагогический колледж»
Технология
развития критического мышления.
Преподаватель педагогики
ПоповаЛюдмила Юрьевна
2014 год
Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита ( США). Авторы программы – Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –
это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.
Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер)
Во-первых – это мышление самостоятельное
Во-вторых – это мышление обобщенное
В-третьих – это мышление проблемное и оценочное
В четвертых – это мышление аргументированное
В пятых – критическое мышление есть мышление социальное
Основные контуры ТРКМ
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Основа ТРКМ –
вызов
осмысление
рефлексия
Формы и средства развития КМ
сбор данных
анализ текстов
сопоставление альтернативных точек зрения
коллективное обсуждение
разные виды парной и групповой работы
дебаты
дискуссии
публикации письменных работ учащихся
КМ – письменная работа
Роль учителя в ТРКМ:
направляет усилия учеников в определенное русло
сталкивает различные суждения
создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений
дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы
подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
Основные приемы ТРКМ Приемы по развитию навыков составления вопросов
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
?
?
Дайте три объяснения, почему…?
Объясните, почему…?
Почему вы думает6е…?
Почему Вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
Кто…?
Что…?
Когда…?
Может…?
Будет…?
Мог ли…?
Как звать…? Было ли…?
Согласны ли Вы…?
Верно ли…?
Простой вопрос
Уточняющий вопрос
Оценочный вопрос
Творческий вопрос
Вопрос интерпретация
Практический вопрос
?
Ромашка Блума
Ромашка Блума
Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памяти
Уточняющие вопросы– «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»
Интерпретирующиевопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)
Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке
Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете , что произойдет дальше…?»
Практические вопросы– «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
Прием «ФИШБОУН»
Сразу могу применить
Совсем непонятно Хорошо понятно
Никогда не смогу применить
ПМИ (Плюс –Минус –Интересно) автор Эдвард де Боно
«Плюс»(+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?»
«Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
«?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей
Категории информации, которыми мы намерены пользоваться /Главные слова/
А
Б
В
Г
Источники, из которых мы намерены получить информацию
Д
Е
Ж
З
1
2
5
4
Что мне известно
по данной теме?
Что нового я узнал из текста?
«Двухчастный дневник»
Вопросительные
слова
Основные понятия темы
Что?
Какой?
Чем отличается?
Почему?
и др.
Инсерт (условные значки)
V
(осознать новые знания)
+
(исправить неверные предположения)
Я это знал
Это для меня абсолютно новое
-
(исправить неверные предположения
?
(побудить дальнейший интерес к теме)
Это противоречит тому, что я знал
Я хочу знать об этом больше
Перепутанные логические цепочки
Прием составления глоссария
Проводится игра с интригующим названием «Таинственные значки»
Из списка слов – каждый из играющих выбирает одно или два и рисует их в виде символов –глоссов
При этом никто не знает о выборе другого игрока
Создается выставка и все отгадывают рисунки друг друга
После того как значение какого-либо из рисунков отгадано, автор поясняет его
Можно составить словарь – глоссарий
Стратегия «Отсюда – сюда»
Группа получает
общее задание по теме
1
Каждый член
группы получает
«свой» объект исследования
2
Сбор информации
об объекте
3
Обмен информацией в группе
4
Выделение общего
для запоминания
основной части таблицы
5
Заполнение таблицы
6
Написание совместного
исследования по теме
7
Презентация исследования
8
Приемы по развитию навыков решения проблем
Мозговой штурм
Карусель. Групповая работа. Проблемные вопросы или задания по количеству групп. Каждая пишет свое решение и передает по кругу дальше
Приемы по развитию навыков ведения дискуссии
Ролевая игра
Перекрестная дискуссия
Спор-диалог
Метод углов ( учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят вцентре класса, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе)
6 шляп(чтобы мыслить – в соответствии с цветом шляпы, ученик доказывает ту или иную точку зрения)
Аквариум
Приемы по развитию навыков представления своего мнения и учета иного мнения
Семинары совместного редактирования. Автор текста (реферата) раздает ксерокопии всем участникам семинара. Каждый указывает три момента (по содержанию, стилю, сюжету), которые понравились и три, которые не понравились. Автор тихо записывает и в конце делает отчет о том, что принимает, а что нет.
Создание цепочки (синквейнов хайку, рисунков) передавая друг другу их по кругу. Каждый пишет свой синквейн, развивая мысли предыдущих авторов.
Свободное письмо, эссе
Зигзаг (взаимообучение) работа в группах сменного состава
Методики КСО
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы
Стратегия ЗИГЗАГ
Цель – изучение и систематизация материала
большого объема.
Последовательность работы:
Формирование команд.
Выбор координаторов в командах.
Прорабатывание своей порции материала и выделение ключевых моментов, структурирование материала.
Объединение участников в группы экспертов по определенной тематике.
Выстраивание экспертами общей презентационной схемы.
- актуализировать знания о причинах и типах нарушений поведения у младших школьников;
- рассмотреть основные направления педагогической работы, методы по коррекции отклонений в поведении младших школьников;
развивать критическое мышление, речь, умение выбирать главное в учебном материале, навыки работы с учебным текстом, воспитывать интерес к предмету.
Стратегия «Зигзаг»
В поведении и развитии детей часто встречаются нарушения обусловленные двумя факторами: 1. Ошибки воспитания. 2. Поражение ЦНС важно уметь выявить истинные причины нарушения в поведении ребенка, наметить пути коррекционной работы. Чтобы вспомнить материал прошлого урока проведем разминку. Преподаватель зачитывает характеристику в поведении, студенты определяют нарушение и дают ему название.
1. Ребенок боится, что его травмируют, обидят, а сам часто разрушительно относится к вещам. Оскорбляет, дразнит, ругается, часто дерется. Такое отклонение в поведении называется? Агрессивность. 2. Ребенок отличается хорошим поведением, на перемене предпочитает посидеть за партой, не поднимает руку при опросе учителя, хотя знает материал. Неохотно вступает в контакт со взрослыми и детьми. Часто напряжен, скован, грызет ногти. Впрочем никого такой ребенок не беспокоит, но мы называет это отклонение в поведении? Пассивность. 3. На уроке ребенок невнимателен, болтает ногами под партой, может играть с предметами предназначенными для учебы. Действует не задумываясь, плохого не замышляет, обиды не помнит, легко переносит наказание. Услышав звонок, выбегает из класса первым, поминутно ссорится со сверстниками. Это самый шумный ребенок в детском коллективе. Такое отклонение в поведении называют … Гиперактивность.
1. Работа с текстом (Коррекционная педагогика в начальном образовании, с. 234 – 246), в тексте выделить основные моменты и структурировать материал в виде схемы, таблицы. Текст разбивается на вопросы: 1. Специфические методы коррекции поведения: упражнение. 2. Специфические методы коррекции поведения: наказание. 3. Неспецифические методы коррекции поведения: методы изменения деятельности детей. 4. Методы изменения содержания деятельности. 5. Методы изменения смысла деятельности. 6. Методы изменения отношений. 7. Методы изменения компонентов образовательно-воспитательной системы.
2. Формирование команд Из студентов группы формируется пять команд. 3. Выбор координаторов в командах В каждой команде выбирается координатор. 4. Студенты прорабатывают каждый свою порцию материала, выделяют ключевые моменты, структурируют материал (кластер, схема, таблица).
Вопросы. Вопрос1. Специфические методы коррекции поведения: упражнение, 234 – 235 с.
Вопрос 2. Специфические методы коррекции поведения: наказание, 235 – 236 с.
Условия
наказания
Вопрос 3. Неспецифические методы коррекции поведения: методы изменения деятельности детей, 237 – 241 с.
Введение новых видов деятельности (искусство)
Арттерапия
Арттерапия
Вопрос 4. Методы изменения содержания деятельности, 241 с.
Куклотерапия
Вопрос 5. Методы изменения смысла деятельности, 241 – 242 с.
Вопрос 6. Методы изменения отношений, 242 – 243 с.
Вопрос 7. Методы изменения компонентов образовательно-воспитательной системы, 243 – 246 с.
5. Студенты объединяются в группы экспертов по определенной тематике (Например: 4 человека, которые работали по одному и тому же вопросу).
6. Студенты рассказывают друг другу учебный материал, выстраивают общую презентационную схему, определяют кто будет проводить итоговую презентацию у доски.
7. Студенты возвращаются в свои базовые группы и обучают друг друга. 8. Проводится итоговая презентация учебного материала каждой группой. Итог: любое нарушение в развитии ребенка обуславливается совокупностью обстоятельств, взаимодействия биологических, психофизиологических, социально-психологических и педагогических факторов, каждый из которых в отдельных и конкретных случаях может иметь относительно самостоятельное значение.
«То, что воспринял человек в детстве, определяет всю его дальнейшую жизнь. Дети, привыкшие к критике, учатся осуждать. Дети, враждою воспитанные, знают, как наказать. Дети, в насмешках выросшие, впитывают робость. Много и часто стыдимые – с виною своей неразлучны. Те, кто воспитан терпимостью, постигают науку терпения. Воспитанные одобрением, живут с собою в ладу. Одаренные дружбой, душевным теплом – находят в мире любовь». С. Фельдман «Становление нравственной личности»
Литература 1 . Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина - 3-е изд., перераб. - М.: Академия, 2008. - 272 с. 2 . Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек – СПб : Альянс-Дельта, 2009. – 284 с. 3. Кумарина Г.Ф., Вайнер М.Э., Вьюнкова Ю.Н. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова – М.: ИЦ «Академия», 2009. – 320 с. 4. http :// nsportal . ru / nachalnaya - shkola / raznoe / tekhnologiya - razvitiya - kriticheskogo - myshleniya