Приемы педагогической техники.
Эпиграф: "Для чего мы учим? Мы не учим; мы создаем условия, в которых они учатся", - сказал Сеймур Пейперт, выдающийся математик, программист, педагог, психолог, один из основоположников теории искусственного интеллекта.
В основе организации учебного процесса в современной школе лежит деятельностно-компетентностный подход, где ключевая фигура-учитель, а главное действующее лицо -ученик.
При таком подходе учиться приходится как школьникам, так и педагогам.
Представляю вашему вниманию проверенные на практике приемы педагогической техники, позволяющие связать фрагменты урока в единую сеть.
Педагогическая техника- это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом.
Одним из важнейших признаков педагогического мастерства является высокий уровень педагогической техники учителя.
Педагогические приемы- это основа успешного обучения и способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы в обучении учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету и качество знаний учащихся.
Классификация приемов:
Приемы педагогической техники классифицируются:
по методам обучения;
по педагогическим функциям;
по способу информационного обмена.
Классификация по методам обучения:
приемы объяснительно-иллюстративного метода;
приемы репродуктивного метода;
приемы метода проблемного изложения;
приемы частично-поискового метода;
приемы исследовательского метода.
Классификация по педагогическим методам:
объяснение нового материала;
повышение интереса к учебному материалу;
повторение и закрепление учебного материала;
контроль сформированности предметных компетенций;
снятие напряжения.
Классификация по способу информационного обмена:
интраактивный режим;
Интраактивный режим: ученики выступают как субъекты обучения, т.е учащиеся. Все информационные потоки замкнуты внутри множества обучающихся или направлены от них вовне.
Режим характерен для самостоятельной работы, работы в парах, группах постоянного состава.
Приемы: «3 цвета- 3 формы», восстановление утраченной информации, «Цветные поля» («красный»- проверьте и исправьте мои ошибки, «зеленый» - отметьте ошибки, я сам исправлю, «синий» - укажите количество ошибок, я найду и исправлю сам).
экстаактивный режим;
Экстраактивный режим: все информационные потоки направлены к объекту обучения. Ученик выступает в роли обучаемого. Этот режим называют пассивным, он характерен, в частности, для лекции ( приемы: дистанционный диктант, изложение материала с ошибками, который ученики исправляют).
интерактивный режим.
Интерактивный режим: информационные потоки двусторонние, ученик включен в субъектные отношения. Ученики — участники полилога (полилог- разговор многих участников, где роль говорящего переходит от одного лица к другому). Приемы: использование листов ассоциаций.
Существует 5 основных принципов педагогической техники.
Принцип свободы выбора — никто из нас не любит навязанных действий, отсутствие выбора, и особенно не любят это дети; в любом обучающем действии необходимо предоставлять ученику право выбора, который всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.
Принцип открытости — « я знаю, что я ничего не знаю,- говорил мудрый грек; не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.
Принцип деятельности — освоение учениками знаний, умений и навыков преимущественно в форме деятельности.
Принцип обратной связи — регулярно контролировать процесс обучения с помощью приемов обратной связи.
Принцип идеальности — максимально использовать возможности учащихся с целью повышения результативности.
Принцип свободы выбора осуществляется с помощью таких приемов
- взаимоопрос, защитный лист, задание масссивом, пересечение тем, «да» - «нет» ка, театрализация и т.д.
Принцип открытости осуществляется с помощью:
- выход за пределы, удивляй, фантастическая добавка, вопрос к тексту и т.д
Принцип деятельности осуществляется с помощью:
- лови ошибку, дай себе помочь, отсроченная реакция, повторяем с контролем,
игры-тренинги и т.д.
Принцип обратной связи:
советуйтесь, резюме, мордашки, светофор, опрос «по цепочке» и т.д
Приемы удержания целей урока:
фиксация цели на доске с помощью различных знаков-символов
обращение во время урока к поставленной цели с помощью вопросов
разбивка цели на микроцели (задачи, этапы ее достижения, учебные шаги)
фиксирование результатов наблюдений и действий в таблице рабочего листа в виде записей).
Учитель может применять огромное количество различных приемов в зависимости от темы урока, от цели и задачи.
Многие приемы нам известны. В определенном смысле эти приемы — совокупное творчество учителей.
Прием «Восстановление утраченной информации» [интраактивный режим]
( часть текста закрыта, надо восстановить содержание по памяти).
Использование «Листа ассоциаций»:
На которых в беспорядке разбросаны формулы, чертежи, символы и т.д
Ученик выбирает 2-3 и пытается найти связь, соединить их.
Методика "Шесть шляп критического мышления" - это метод ролевой игры, который позволяет простым и практическим способом преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа".
И.В.Гете сказал: «О новой идее сначала говорят, что «это чушь», потом «а в ней что-то есть», и, наконец, когда идея становиться понятной и освоенной,- «а кто этого не знал?».