kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к педагогическому совету «Современный урок как основа эффективного и качественного образования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наш педсовет посвящен уроку, и выбор этой темы не является случайным.

Как бы мы ни изощрялись, урок, придуманный Коменским 400 лет назад, остается! Родоначаль­ники педагогики «во главу угла» в обучении и воспитании ученика ставили классно-урочную систему. Откуда пошло слово – урок? Есть разные варианты, но наиболее понятный и привычный смысл (по В.И. Далю) урок – ученье в назначенный час, срочная задача, назиданье, вперед наука.

Каждый учебный день школьный звонок зовет детей на урок, и большая «армия учителей спешит «сеять разумное, доброе, вечное».

Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 000 уроков. Урок остается не только главной, но и единственной формой современного образования. Ему отводится не менее 98 % учебного времени.

Урок сегодня - основная форма организации обучения во всех типах учреждений общего среднего образования, и творческое белорусское учительство постоянно ведет поиск путей совершенствования классно-урочной системы.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников.

Мы все понимаем, что урок не может не меняться.

Появились образовательные стандарты и на их основе – обновленные программы и учебники.

Внедряются информационные технологии. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок.

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный океан знаний и рифы противоречий между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким трудом  освоения нового. И это – нормально. И что бы ни говорили о таких нужных и правильных идеях, как самообразование, дистанционное обучение, учитель – всегда будет главным действующим лицом, всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы на любом уроке.

Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.

А где, как не на уроке для учителя огромное поле деятельности для создания условий по повышению качества знаний. Поэтому урок – это одна из составляющих качества образовательного процесса.

Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д.

Каждый учитель, планируя свой урок, ставит цели и задачи, которые он хотел бы осуществить вместе с учащимися, рассма­тривая ту или иную тему.

Во-первых, хочется, чтобы урок был интересным, ведь инте­ресный урок — это активизация интеллектуальных и волевых процессов, их взаимопроникновение и взаимодействие друг на друга.

Во-вторых, учитель стремится к тому, чтобы урок был эф­фективным.

Ученые замечают: «Чем выше интерес и активность учеников на уроке, тем выше и результат занятия».

Однако сложность формирования мотивов учения, возбуждения познавательного интереса у учащихся, повышение эмоционального настроения обучающихся с нарушением поведения беспокоит наших педагогов постоянно.

Нам, педагогам, очень важно помнить об организационно-психологическом моменте для самих себя. Настрой, с которым учитель приходит в класс, фактически определяет характер взаимодействия, линию успеха в общении с детьми, степень вовлечения учащихся в урок, дисциплину на уроке, успешность процесса обучения как для обучающихся, так и для самого учителя.

Что мы наверняка знаем о детях, это то, что у них имеется совсем небольшой запас терпения и внимания. В этом отношении именно учителя имеют максимальное количество шансов на то, чтобы мотивировать ребят, так как они всегда стоят на передовой. Дети обычно действуют, предпочитая "сейчас" больше, чем "потом". И как раз учителя могут воздействовать на них такими средствами: здесь, сейчас, сегодня, в этой комнате.

Урок длится 45 минут, и  каждую из них может рождаться знание и скука, захватывающая сердца ребят мысль и опасное, разъедающие их безделье. Ценность и значение этих минут, часов, дней, лет в судьбе определяют учителя посредством современного урока.

Как для учеников, так и для Учителя, урок может быть интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу будущего, основу качественного образования, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе. На нём нельзя обойтись без новых технологий, способствующих развитию личности обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями каждого и запросами общества в целом.

         Хотелось бы еще добавить, что современный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся.

Одной из составляющих качественного образовательного процесса является организация урока: его этапы, приемы, формы и методы обучения. Это его конструирование, нахождение оптимально правильного решения. Поэтому организация эффективного современного урока это и есть основа качественного образования.

Эффективность — дающий эффект, действенный. В области педагогики под эффективностью подразумевают конкретность поставленной цели и задач, умение ее поставить и добиться  на практике.

На слайде вы видите признаки эффективного урока

•     конкретность цели;

•      результативность;

•      разнообразие методов;

•      формирование умений и навыков;

•     заинтересованность;

•     активная работа учащихся

•     умение общаться;

•     доступность;

•      мастерство.

На эффективность урока в большой степени влияют также и психологические факторы, которые отображены на слайде:

•     общий поведенческий характер класса;

•     индивидуальные психологические особенности учащихся;

•     эмоциональный климат в классном коллективе;

•     степень сложности материала;

•     индивидуальный стиль деятельности учителя.

 Большое значение в повышении качества образо­вательного процесса играет структура урока.

Цель — это первое, с чего начинает учитель урок и, подго­товку к нему. Учитель для себя всегда ставит цель. Ученику эта цель может не сообщаться, но создаются условия, при которых ученик сам выводит цель урока.

При постановке целей следует обращать внимание:

•     на проблемность материала;

•     наглядность;

•     стиль общения;

•     применение учащимися знаний на практике;

•      развитие способностей учащимися;

•     содержание материала;

•     интеллектуальные способности учащихся;

•     совокупность решений множества задач;

•     ожидание результата.

Цель зависит от содержания урока, подготовки учителя к уроку, от типа урока, от методов и форм работы, от уровня класса и возможностей учеников. Большую роль играет интуиция, личность учителя, наличие у него психологических знаний. Цель должна быть посильной, диагностичной.

Задача учителя  - повышение эффективности  обучения, конечно, дело нелегкое и требует определенного умения и труда. Однако повысить эффективность уроков вполне под силу каждому педагогу.

Эффективность — конкретность поставленной цели и задач, умение ее поставить и добиться ее на практике. Таким образом, прослеживается цепочка: цель — содержание урока — результат.

Результат работы учителя оценивается умениями его учеников:

•       уровень самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке;

•       отношение учащихся к предмету, учителю, друг к другу;

•       объективная направленность деятельности учеников на развитие своей личности;

•       наличие у учащихся познавательного интереса;

•       воспитательная и развивающая подвижка личности, воз­никшая в ходе урока.

Таким образом, чтобы эффективность урока была «отличной», надо создать увлекательный урок. Чтобы он приносил пользу, надо знать, в какой клеточке урока что уместно, а что — нет, как соединить привычное с непривычным. Необходимы и многие другие умения: демонстрировать  детям свое полное к ним доверие, организовывать сообщение нового материала в форме увлека­тельного диалога и саморефлексию достигнутого, не нарушать логическую структуру урока, исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению и многое другое.

Важной составляющей современного урока, влияющей на качество обученности школьников, является эффективное педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса на уроке.

Вашему вниманию предлагается ответить «Да» или «Нет» на следующие вопросы.

o    Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю.

o    Когда ребенок «мямлит», мне хочется его слегка одернуть.

o    Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться.

o    Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.

o    Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.

o    Когда учащиеся несут «околесицу», я стараюсь поставить их на место.

o    Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса.

Если вы набрали больше трех ответов «да», то Вам бы не мешало задуматься об эффективности своих взаимоотношений с учащимися. Все ли вы сделали, чтобы Ваши взаимоотношения с учениками на уроке были партнерскими, равными, основанными на дружелюбии и внимании друг к другу?

Сегодня деятельность учителя направлена не на освое­ние учениками имеющейся информации, а на новую организацию сознания ребенка, развития коммуникативных способностей каждого, развития мышления, умения высказать свою точку зрения, владея техникой рефлексии.

Сегодня учитель не столько «источник знаний» и «надзиратель», сколько «помощник», «организатор», «защитник», «эксперт».

Учитель на уроке. Александр Адамский в одной из своих статей отмечал, что «Современный урок должен давать современный учитель: увлеченный, грамотный, развивающийся. С таким учителем интересно, его увлеченность развивает познавательную активность, а использование новых технологий формирует информационную культуру и коммуникативную компетентность».

От стиля преподавания учителя многое зависит. Культура учителя, его интеллектуальность и нравственный облик являет­ся одним из главных условий эффективности урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к педагогическому совету «Современный урок как основа эффективного и качественного образования» »

Государственное учреждение образования  «Средняя школа № 16 г.Борисова» Педагогический совет  «Современный урок как основа эффективного и качественного образования»     3 декабря 2011 года

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 16 г.Борисова»

Педагогический совет

«Современный урок как основа эффективного и качественного образования»

3 декабря 2011 года

Вопросы для обсуждения:  Эффективность урока как условие повышения качества образования.  Заместитель директора по УР Качанова В.Н. 1.1. Каков он современный урок на первой ступени обучения? Рук. МО Чернухо Ю.А. 1.2. Современный урок учителей гуманитарного цикла.  Рук. МО Дук Т.К. 1.3. Интегрированный урок на базе предметов географии, химии, биологии, истории и обществоведения. Рук. МО Вдовиченко С.В. 1.4. Психолого-педагогическое сопровождение в рамках современного урока. Рук. МО Исаева О.В. 1.5. Работа в группах “Требования к современному уроку”.

Вопросы для обсуждения:

  • Эффективность урока как условие повышения качества образования.

Заместитель директора по УР Качанова В.Н.

1.1. Каков он современный урок на первой ступени обучения? Рук. МО Чернухо Ю.А.

1.2. Современный урок учителей гуманитарного цикла.

Рук. МО Дук Т.К.

1.3. Интегрированный урок на базе предметов географии, химии, биологии, истории и обществоведения. Рук. МО Вдовиченко С.В.

1.4. Психолого-педагогическое сопровождение в рамках современного урока. Рук. МО Исаева О.В.

1.5. Работа в группах “Требования к современному уроку”.

Цель педсовета: выявление взаимосвязи эффективности урока и качества образования, определение путей повышения эффективности урока как основы качества образования Задачи педсовета:

Цель педсовета:

  • выявление взаимосвязи эффективности урока и качества образования, определение путей повышения эффективности урока как основы качества образования

Задачи педсовета:

  • рассмотреть основные составляющие современного урока, влияющие на качество обучения учащихся;
  • повысить мотивацию педагогов на применение современных технологий на уроках;
  • способствовать повышению эффективности взаимодействия учителя и учащихся на уроке.
Эффективность урока как условие повышения качества образования  Заместитель директора по УР  Качанова В.Н.

Эффективность урока как условие повышения качества образования

Заместитель директора по УР

Качанова В.Н.

Урок есть искусство, его и надо возводить на уровень искусства. Бывают уроки более интересные, чем любой спектакль в любом театре, – напряжённые, красивые, драматически выстроенные.   В педагогике не принято говорить о драматургии урока, а жаль: в хорошем уроке есть завязка, кульминация, развязка, движение сложных линий, текст и подтекст.    Урок! Его величество урок!  Голова, тело, дух школы.  С. Соловейчик

Урок есть искусство, его и надо возводить на уровень искусства. Бывают уроки более интересные, чем любой спектакль в любом театре, – напряжённые, красивые, драматически выстроенные.

В педагогике не принято говорить о драматургии урока, а жаль: в хорошем уроке есть завязка, кульминация, развязка, движение сложных линий, текст и подтекст.

Урок! Его величество урок!

Голова, тело, дух школы.

С. Соловейчик

«Урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий»  Н.М. Верзилин

«Урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий»

Н.М. Верзилин

Правильно организованный урок. Он предполагает творческую совместную деятельность учителя и ученика по достижению образовательных целей, и результатом такой деятельности является переход урока из образовательной формы в форму самообразования  С.И.Гессен

Правильно организованный урок.

Он предполагает творческую совместную деятельность учителя и ученика по достижению образовательных целей, и результатом такой деятельности является переход урока из образовательной формы в форму самообразования

С.И.Гессен

«Урок - та учебная ситуация, та сценическая площадка, где излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся» И. Якиманская

«Урок - та учебная ситуация, та сценическая площадка, где излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся» И. Якиманская

Стремление учиться заложено в самой природе человека – вот тезис, от которого необходимо отталкиваться, организуя обучение.   П.Щедровицкий

Стремление учиться заложено в самой природе человека – вот тезис, от которого необходимо отталкиваться, организуя обучение.

П.Щедровицкий

« Урок –это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства , показатель его кругозора, эрудиции» В.А. Сухомлинский

« Урок –это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального

богатства , показатель его кругозора, эрудиции»

В.А. Сухомлинский

Важно организовать работу всех учеников именно на уроке, а не перекладывать ее на дом  К.Д. Ушинский

Важно организовать работу всех учеников именно на уроке, а не перекладывать ее на дом

К.Д. Ушинский

Традиционный урок реалия сегодняшнего дня - более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме

Традиционный урок

реалия сегодняшнего дня -

более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме

Страшная это опасность – безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы – это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли.  В. А. Сухомлинский

Страшная это опасность – безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы – это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли.

В. А. Сухомлинский

45 минут урока – это спрессованный, насыщенный мыслями и чувствами отрезок совместного труда и того, кто учит, и тех, кого учат самостоятельно шагать по пути знаний, искать, запоминать осмысленное, применять усвоенное.  М. Скаткин

45 минут урока – это спрессованный, насыщенный мыслями и чувствами отрезок совместного труда и того, кто учит, и тех, кого учат самостоятельно шагать по пути знаний, искать, запоминать осмысленное, применять усвоенное.

М. Скаткин

Современным можно считать урок «когда он интересен , когда основательно проработан и когда он представляет ряд упражнений не только для ума , но и для воли »  П.Ф. Каптерев  «Дидактические очерки»

Современным можно считать урок «когда он интересен , когда основательно проработан и когда он представляет ряд упражнений не только для ума , но и для воли »

П.Ф. Каптерев

«Дидактические очерки»

Результаты анкетирования учащихся 6-х, 11-х классов «Современный урок и Я» 1 Что для вас современный урок? 2 Интересный – 50% Понятный – 45% Веселый – 21% Увлекательный Познавательный Что вам больше всего нравится в уроке? 3 Интересный – 39% Понятный – 34% Веселый – 29% Увлекательный – 5% Познавательный – 5% Всё – 45% Выражение собств.мнения – 29% Сам.творч. работа – 11% Новая информация – 8% Какова роль учителя на уроке? Всё – 24% Выражение собственного мнения – 49% Сам. творч.работа – 38% Новая информация Объяснять новую тему – 34% Дать хорошие знания – 71% Подготовить к ЦТ – 11% Наставник, Координатор действий – 8% Объяснять новую тему – 24% Дать хорошие знания – 56%, Подготовить к ЦТ – 20% Наставник, Координатор действий – 15%

Результаты анкетирования учащихся 6-х, 11-х классов «Современный урок и Я»

1

Что для вас современный урок?

2

Интересный – 50%

Понятный – 45%

Веселый – 21%

Увлекательный

Познавательный

Что вам больше всего нравится в уроке?

3

Интересный – 39%

Понятный – 34%

Веселый – 29%

Увлекательный – 5%

Познавательный – 5%

Всё – 45%

Выражение собств.мнения – 29%

Сам.творч. работа – 11%

Новая информация – 8%

Какова роль учителя на уроке?

Всё – 24%

Выражение собственного мнения – 49%

Сам. творч.работа – 38%

Новая информация

Объяснять новую тему – 34%

Дать хорошие знания – 71%

Подготовить к ЦТ – 11%

Наставник, Координатор действий – 8%

Объяснять новую тему – 24%

Дать хорошие знания – 56%, Подготовить к ЦТ – 20%

Наставник, Координатор действий – 15%

Результаты анкетирования учащихся 6-х, 11-х классов «Современный урок и Я» 4 Когда вам больше нравится урок, когда учитель всё преподносит сам или когда вы непосредственно участвуете в «добывании» знаний? 5 Нужна ли на уроке физкультминутка? Учитель – 45% Сами – 32% Вместе – 23% Учитель – 44% Сами – 37% Вместе – 25% Да – 62% Нет – 38% Да –51% Нет – 49%

Результаты анкетирования учащихся 6-х, 11-х классов «Современный урок и Я»

4

Когда вам больше нравится урок, когда учитель всё преподносит сам или когда вы непосредственно участвуете в «добывании» знаний?

5

Нужна ли на уроке физкультминутка?

Учитель – 45%

Сами – 32%

Вместе – 23%

Учитель – 44%

Сами – 37%

Вместе – 25%

Да – 62%

Нет – 38%

Да –51%

Нет – 49%

Определение современного урока с позиции современного учителя «Для меня такой урок - это, прежде всего,  сотрудничество ………………………….…….… «На мой взгляд, современный урок - это урок, на котором учитель ………………..………….… «На мой взгляд, cовременный урок - урок, на котором происходит ………………..……….... «Современный урок - это использование ………

Определение современного урока с позиции современного учителя

«Для меня такой урок - это, прежде всего,

сотрудничество ………………………….…….…

«На мой взгляд, современный урок - это урок,

на котором учитель ………………..………….…

«На мой взгляд, cовременный урок - урок,

на котором происходит ………………..………....

«Современный урок - это использование ………

Требования к современному уроку (по М.М. Поташнику) 1. Обязательный учет обученности, обучаемости и реальных учебных возможностей учащихся. 2. Постановка цели урока перед учащимися. 3. Усвоение и отработка учебного материала с использованием оптимального сочетания и соотношения методов обучения. Научность содержания урока. 4. Дифференцированная помощь учащихся на основе диагностики учебных возможностей. Развитие познавательного интереса, формирование надпредметных умений, умение самостоятельно добывать знания. 5. Систематический и планомерный контроль за качеством усвоения знаний учащимися. 6. Подведение итогов урока по достижению цели.

Требования к современному уроку

(по М.М. Поташнику)

1. Обязательный учет обученности, обучаемости и реальных учебных возможностей учащихся.

2. Постановка цели урока перед учащимися.

3. Усвоение и отработка учебного материала с использованием оптимального сочетания и соотношения методов обучения. Научность содержания урока.

4. Дифференцированная помощь учащихся на основе диагностики учебных возможностей. Развитие познавательного интереса, формирование надпредметных умений, умение самостоятельно добывать знания.

5. Систематический и планомерный контроль за качеством усвоения знаний учащимися.

6. Подведение итогов урока по достижению цели.

«Гримасы школьных будней»    Этап 1. Организационный  В начале урока опаздывают дети, опаздывает учитель (?!!!)... 10 минут решаем, кто должен привести доску в порядок, кто отсутствует и по какой причине, собираем тетради  с домашним заданием, раздаем тетради  с оценками, на проявление интереса  к получаемой оценке прибавим еще  3—4 минуты...

«Гримасы школьных будней»

Этап 1. Организационный

В начале урока опаздывают дети, опаздывает учитель (?!!!)... 10 минут решаем, кто должен привести доску в порядок, кто отсутствует и по какой причине, собираем тетради

с домашним заданием, раздаем тетради

с оценками, на проявление интереса

к получаемой оценке прибавим еще

3—4 минуты...

«Гримасы школьных будней»    Этап 2. Проверка домашнего задания  Быстренько за 15 минут напишем самостоятельную работу по материалу домашнего задания...  Встречные вопросы детей:  А оценки за предыдущую самостоятельную?  Когда проверю, тогда и скажу...  Итого 15 минут

«Гримасы школьных будней»

Этап 2. Проверка домашнего задания

Быстренько за 15 минут напишем самостоятельную работу по материалу домашнего задания...

Встречные вопросы детей:

А оценки за предыдущую самостоятельную?

Когда проверю, тогда и скажу...

Итого 15 минут

«Гримасы школьных будней»    Этап 2. Проверка домашнего задания  У доски работает три ученика, два ученика пишут на первой парте тест, с одним учеником учитель беседует по материалам домашнего задания, остальные... имеют «счастливую передышку» в 15 минут

«Гримасы школьных будней»

Этап 2. Проверка домашнего задания

У доски работает три ученика, два ученика пишут на первой парте тест, с одним учеником учитель беседует по материалам домашнего задания, остальные... имеют «счастливую передышку» в 15 минут

«Гримасы школьных будней»     Этап 3. Информация о домашнем задании  Параграф такой-то и такой-то. Ничего, что мы одну тему разобрали, а другую не успели... Это вам как самостоятельное опережающее изучение... Упражнения такие-то, такие-то... Письменно! Я проверю!  Итого — 1 минута

«Гримасы школьных будней»

Этап 3. Информация о домашнем задании

Параграф такой-то и такой-то. Ничего, что мы одну тему разобрали, а другую не успели... Это вам как самостоятельное опережающее изучение... Упражнения такие-то, такие-то... Письменно! Я проверю!

Итого — 1 минута

“ Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность”    Бернард Шоу    Слово «эффективность»  в переводе с латинского - «эфектос» - означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий

Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность” Бернард Шоу

Слово «эффективность»

в переводе с латинского - «эфектос» - означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий

Эффект – 1) действие, результат чего-либо 2) впечатление, производимое на кого-либо чем-либо 3) средство, прием для создания определенного впечатления Эффективный – дающий определенный эффект, действенный

Эффект

1) действие, результат чего-либо

2) впечатление, производимое на кого-либо чем-либо

3) средство, прием для создания определенного впечатления

Эффективный – дающий определенный эффект, действенный

Эффективный урок-это:

Эффективный урок-это:

  • конкретность цели;
  • результативность;
  • разнообразие методов;
  • формирование умений и навыков;
  • заинтересованность;
  • активная работа учащихся
  • умение общаться;
  • доступность;
  • мастерство
Эффективность урока зависит от:

Эффективность урока зависит от:

Психологические факторы, влияющие на эффективность урока:

Психологические факторы, влияющие на эффективность урока:

  • общий поведенческий характер класса;
  • индивидуальные психологические особенности учащихся;
  • эмоциональный климат в классном коллективе;
  • степень сложности материала;
  • индивидуальный стиль деятельности учителя.
Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру

Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру

  • организационный этап
  • проверки домашнего задания
  • актуализации субъектного опыта учащихся
  • изучения новых знаний и способов деятельности
  • первичной проверки понимания изученного
  • закрепления изученного
  • применения изученного
  • обобщения и систематизации
  • контроля и самоконтроля
  • коррекции
  • информации о домашнем задании
  • подведения итогов занятия
  • рефлексии
Критерии эффективности урока:

Критерии эффективности урока:

  • конкретность поставленной пели и задач урока;
  • достижение цели;
  • заинтересованность учителя и учеников;
  • результативность;
  • качество материала;
  • формирование умений и навыков;
  • разнообразие методов;
  • эмоциональная подача материала;
  • индивидуальная работа;
  • выбор типа урока;
  • прогнозирование результата урока;
  • учебные возможности ученика;
  • мастерство учителя; . умение общаться;
  • доступность;
Критерии эффективности урока:

Критерии эффективности урока:

  • активная работа учащихся;
  • самостоятельность учащихся;
  • творчество;
  • ТСО;
  • сотрудничество;
  • -эмоциональная атмосфера;
  • моторная плотность урока;
  • обратная связь;
  • наибольший результат, наименьшие затраты;
  • педагогическая находка учителя;
  • умение дать — умение взять;
  • личность учителя;
  • стиль общения;
  • умение мыслить;
  • толчок к поиску;
  • насыщенность урока
Проблемы эффективности урока  Однообразие используемых методов на уроке Нерациональное использование времени на уроке. Редкое применение элементов проблемного обучения. 4. Недостаточное обеспечение уроков наглядными пособиями.

Проблемы эффективности урока

  • Однообразие используемых методов на уроке
  • Нерациональное использование времени на уроке.
  • Редкое применение элементов проблемного обучения.

4. Недостаточное обеспечение уроков наглядными пособиями.

Вечная формула урока «  Скажи мне, и я забуду.  Покажи мне, и я запомню.  Дай мне действовать самому,  и я научусь  Конфуций

Вечная формула урока

«

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать самому,

и я научусь

Конфуций

Степень эффективности применяемых методов и приемов в обучении:

Степень эффективности применяемых методов и приемов в обучении:

  • лекция 5 %;
  • чтение 10 %;
  • технические средства 20 %;
  • наглядные средства 30 %;
  • коллективные средства 59 %;
  • практические занятия 70 %;
  • обучение других 90 %.
Формы организации эффективного урока Урок- викторина Урок- поиск Проектный урок Урок-экскурсия Урок – экспедиция Урок без учителя Стихотворно-музыкальный урок Урок пресс- конференция Урок взаимообучения Урок- игра (деловые, ролевые  ситуационные игры) Интегрированные уроки Урок – фантазия Урок – сказка Урок- спектакль Урок- лекция И другие

Формы организации эффективного урока

  • Урок- викторина
  • Урок- поиск
  • Проектный урок
  • Урок-экскурсия
  • Урок – экспедиция
  • Урок без учителя
  • Стихотворно-музыкальный урок
  • Урок пресс- конференция
  • Урок взаимообучения
  • Урок- игра (деловые, ролевые

ситуационные игры)

  • Интегрированные уроки
  • Урок – фантазия
  • Урок – сказка
  • Урок- спектакль
  • Урок- лекция
  • И другие

Формы и виды организации деятельности учащихся на уроке Конспектирование Групповая работа Творческие задания Самостоятельная работа Составление конспекта, рецензии, отзыва, реферата 6. Эксперимент 7. Работа с контурными картами, иллюстрациями 8. Исследование 9. Взаимопроверка,  самопроверка 10. Аукцион идей 11.Тестирование

Формы и виды организации деятельности учащихся на уроке

  • Конспектирование
  • Групповая работа
  • Творческие задания
  • Самостоятельная работа
  • Составление конспекта, рецензии, отзыва, реферата

6. Эксперимент

7. Работа с контурными картами,

иллюстрациями

8. Исследование

9. Взаимопроверка,

самопроверка

10. Аукцион идей

11.Тестирование

Эффективное педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса на уроке – важная составляющая современного урока

  • Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю. Когда ребенок «мямлит», мне хочется его слегка одернуть. Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться. Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции. Если я не согласен с мнением ученика, я об этом
  • Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю.
  • Когда ребенок «мямлит», мне хочется его слегка одернуть.
  • Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться.
  • Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.
  • Если я не согласен с мнением ученика, я об этом

говорю прямо.

  • говорю прямо.
  • Когда учащиеся несут «околесицу», я стараюсь
  • Когда учащиеся несут «околесицу», я стараюсь

поставить их на место.

  • поставить их на место.
  • Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика
  • Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика

во время опроса.

  • во время опроса.
Приемы эффективности урока Соуправление классом Способы повышения интереса Приемы обучения с помощью органов чувств Приемы конструирования вопросов Приемы сочинительства Прием «Найди ошибки» Подготовка учеников к докладам Иллюстрирование тетрадей Технология «Пластилин» Технология «Коллаж» Технология «Диспут» Технология «Дебаты» Игры-тренинги Способы повторения Устный опрос Письменный контроль Взаимоопрос по цепочке Виды домашних заданий

Приемы эффективности урока

  • Соуправление классом
  • Способы повышения интереса
  • Приемы обучения с помощью органов чувств
  • Приемы конструирования вопросов
  • Приемы сочинительства
  • Прием «Найди ошибки»
  • Подготовка учеников к докладам
  • Иллюстрирование тетрадей
  • Технология «Пластилин»
  • Технология «Коллаж»
  • Технология «Диспут»
  • Технология «Дебаты»
  • Игры-тренинги
  • Способы повторения
  • Устный опрос
  • Письменный контроль
  • Взаимоопрос по цепочке
  • Виды домашних заданий

«Настраивает

«Настраивает" мышление и "подсказывает" экономный, быстрый и точный выбор метода, технологии, типа, формы урока 

Необходим для повышения методологической грамотности педагога и качества обучения учащихся

Методологически грамотный учитель

«Умение расширять, совершенствовать и обновлять свою эрудицию для использования ее на уроках, идти в ногу со временем должно стать главным свойством учителя…»  А.Б. Перкезе  

«Умение расширять, совершенствовать и обновлять свою эрудицию для использования ее на уроках, идти в ногу со временем должно стать главным свойством учителя…»

А.Б. Перкезе

 

Творческий педагог – это педагог, способный преобразоваться, способный создавать вокруг себя новое, производительная активность которого на каждом новом этапе становится совершенней и эффективней

Творческий педагог – это педагог, способный преобразоваться, способный создавать вокруг себя новое, производительная активность которого на каждом новом этапе становится совершенней и эффективней

Анкета «Стиль учителя »  1.  Если класс не приведен в порядок    1) моя реакция зависит от ситуации    2) я не обращаю на это внимание   3)  не могу начать урок  2. Я считаю своим долгом сделать замечание , если ребенок нарушает порядок в общественном месте           1) в зависимости от ситуации    2) нет     3) да  3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который       1) предлагает простор для творчеств     2)Не вмешивается в мою работу   3)Дает четкие указания  4.Во время урока я придерживаюсь намеченного плана    1) в зависимости от ситуации    2) предпочитаю импровизацию   3) всегда  5 Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне   1) предпочитаю выяснить отношения   2) игнорирую этот факт   3) плачу ему той же монетой

Анкета «Стиль учителя »

1.  Если класс не приведен в порядок

1) моя реакция зависит от ситуации 

2) я не обращаю на это внимание

3)  не могу начать урок

2. Я считаю своим долгом сделать замечание , если ребенок нарушает порядок в общественном месте  

      1) в зависимости от ситуации  

2) нет   

3) да

3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который

     1) предлагает простор для творчеств  

2)Не вмешивается в мою работу

3)Дает четкие указания

4.Во время урока я придерживаюсь намеченного плана

1) в зависимости от ситуации 

2) предпочитаю импровизацию

3) всегда

5 Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне

1) предпочитаю выяснить отношения

2) игнорирую этот факт

3) плачу ему той же монетой

Анкета «Стиль учителя»  6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять    1) я пытаюсь принять его точку зрения     2) перевожу разговор на другую тему   3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку  7.По-моему в школьном коллективе важнее всего    1) работать творчески    2) отсутствие конфликтов   3) трудовая дисциплина  8 Я считаю , что учитель может повысить голос на ученика    1) нет, это недопустимо    2) затрудняюсь ответить     3) если ученик этого заслуживает  9. Непредвиденные ситуации на уроках   1) можно эффективно использовать    2) лучше игнорировать    3) только мешают учебному процессу  10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией       1) нет    2) когда как    3) не знаю   

Анкета «Стиль учителя»

6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять

1) я пытаюсь принять его точку зрения 

2) перевожу разговор на другую тему

3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку

7.По-моему в школьном коллективе важнее всего

1) работать творчески 

2) отсутствие конфликтов

3) трудовая дисциплина

8 Я считаю , что учитель может повысить голос на ученика

1) нет, это недопустимо 

2) затрудняюсь ответить  

3) если ученик этого заслуживает

9. Непредвиденные ситуации на уроках

1) можно эффективно использовать 

2) лучше игнорировать 

3) только мешают учебному процессу

10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией    

1) нет 

2) когда как 

3) не знаю

  

Преобладание первого варианта  говорит о демократическом стиле деятельности учителя  Преобладание второго варианта  указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя  Преобладание третьего варианта   говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога

Преобладание первого варианта

говорит о демократическом стиле деятельности учителя

Преобладание второго варианта

указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя

Преобладание третьего варианта

говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога

10 эффективных способов мотивации  1 . Поощряйте учеников 2. Ожидайте от учеников лучшего 3. Распространяйте энтузиазм, как вирус  4. Варьируйте педагогическую деятельность на уроке 5. Назначайте работу по классу 6. Распределяйте полномочия и ответственность 7. Урок в вольной форме 8. Соотносите ваш урок с действительностью 9. Озвучивайте цели класса заранее 10. Вознаграждайте положительное поведение вне класса

10 эффективных способов мотивации

1 . Поощряйте учеников

2. Ожидайте от учеников лучшего

3. Распространяйте энтузиазм, как вирус

4. Варьируйте педагогическую деятельность на уроке

5. Назначайте работу по классу

6. Распределяйте полномочия и ответственность

7. Урок в вольной форме

8. Соотносите ваш урок с действительностью

9. Озвучивайте цели класса заранее

10. Вознаграждайте положительное поведение вне класса

Подготовка  современного урока   Четко определить и сформулировать его тему. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока. 3. Спланировать учебный материал. 4. Продумать

Подготовка современного урока

  • Четко определить и сформулировать его тему.
  • Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока.

3. Спланировать учебный материал.

4. Продумать "изюминку" урока.

5. Сгруппировать отобранный учебный материал.

6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке.

7. Подготовить оборудование для урока.

8. Продумать задания на дом

9. Конспект урока.

Слагаемые успеха  современного урока:   1 . Урок - личностно-ориентированный и личностно мотивированный как с точки зрения ученика, так и учителя. 2. Урок без боязни ошибок. 3. Уроком живого общения на равных. 4. Урок с использованием современного оборудования и технологий. 5. Урок, содержащий рефлексию на всех его этапах 6. Урок с отсутствием авторитаризма. 7. Урок, где учитель - дирижер, то есть имеет ПЛАН дирижирования. 8. Урок использования требуемых на данном этапе развития общества практических навыков.

Слагаемые успеха современного урока:

1 . Урок - личностно-ориентированный и личностно мотивированный как с точки зрения ученика, так и учителя.

2. Урок без боязни ошибок.

3. Уроком живого общения на равных.

4. Урок с использованием современного оборудования и технологий.

5. Урок, содержащий рефлексию на всех его этапах

6. Урок с отсутствием авторитаризма.

7. Урок, где учитель - дирижер, то есть имеет ПЛАН дирижирования.

8. Урок использования требуемых на данном этапе развития общества практических навыков.

Критерии оценки качества урока

Критерии оценки качества урока

  • Содержание урока
  • Мотивация учащихся
  • Структура урока
  • Применение приемов развивающего обучения
  • Самостоятельная деятельность учащихся
  • Организация этапа диагностики
  • ТСО
  • Стиль общения
  • Результативность урока – по ученику
  • Результативность урока – по учителю
«Современный урок могут отличать любые черты, главное, чтобы и преподаватели, и ученики пришли на него с желанием работать»

«Современный урок могут отличать любые черты, главное, чтобы и преподаватели, и ученики пришли на него с желанием работать»

Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.  Б.Шоу

Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.

Б.Шоу


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Качанова Валентина Николаевна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126305

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Информационно-образовательная среда –  важнейший компонент новой системы образования "
    ["seo_title"] => string(91) "informatsionno-obrazovatiel-naia-srieda-vazhnieishii-komponient-novoi-sistiemy-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "228630"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441433470"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "«Использование информационных технологий на уроках химии и физики» "
    ["seo_title"] => string(72) "ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-khimii-i-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "203882"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429552908"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Как подготовить патриота своего Отечества"
    ["seo_title"] => string(42) "kakpodghotovitpatriotasvoieghootiechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "280349"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453365181"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ"
    ["seo_title"] => string(69) "mietod-proiektov-kak-innovatsionnaia-piedagogichieskaia-tiekhnologiia"
    ["file_id"] => string(6) "278868"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453139360"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Творческий отчет "Развитие познавательной активности учащихся""
    ["seo_title"] => string(72) "tvorchieskii-otchiet-razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "298874"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456412820"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства