Наш педсовет посвящен уроку, и выбор этой темы не является случайным.
Как бы мы ни изощрялись, урок, придуманный Коменским 400 лет назад, остается! Родоначальники педагогики «во главу угла» в обучении и воспитании ученика ставили классно-урочную систему. Откуда пошло слово – урок? Есть разные варианты, но наиболее понятный и привычный смысл (по В.И. Далю) урок – ученье в назначенный час, срочная задача, назиданье, вперед наука.
Каждый учебный день школьный звонок зовет детей на урок, и большая «армия учителей спешит «сеять разумное, доброе, вечное».
Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 000 уроков. Урок остается не только главной, но и единственной формой современного образования. Ему отводится не менее 98 % учебного времени.
Урок сегодня - основная форма организации обучения во всех типах учреждений общего среднего образования, и творческое белорусское учительство постоянно ведет поиск путей совершенствования классно-урочной системы.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников.
Мы все понимаем, что урок не может не меняться.
Появились образовательные стандарты и на их основе – обновленные программы и учебники.
Внедряются информационные технологии. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный океан знаний и рифы противоречий между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким трудом освоения нового. И это – нормально. И что бы ни говорили о таких нужных и правильных идеях, как самообразование, дистанционное обучение, учитель – всегда будет главным действующим лицом, всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы на любом уроке.
Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
А где, как не на уроке для учителя огромное поле деятельности для создания условий по повышению качества знаний. Поэтому урок – это одна из составляющих качества образовательного процесса.
Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д.
Каждый учитель, планируя свой урок, ставит цели и задачи, которые он хотел бы осуществить вместе с учащимися, рассматривая ту или иную тему.
Во-первых, хочется, чтобы урок был интересным, ведь интересный урок — это активизация интеллектуальных и волевых процессов, их взаимопроникновение и взаимодействие друг на друга.
Во-вторых, учитель стремится к тому, чтобы урок был эффективным.
Ученые замечают: «Чем выше интерес и активность учеников на уроке, тем выше и результат занятия».
Однако сложность формирования мотивов учения, возбуждения познавательного интереса у учащихся, повышение эмоционального настроения обучающихся с нарушением поведения беспокоит наших педагогов постоянно.
Нам, педагогам, очень важно помнить об организационно-психологическом моменте для самих себя. Настрой, с которым учитель приходит в класс, фактически определяет характер взаимодействия, линию успеха в общении с детьми, степень вовлечения учащихся в урок, дисциплину на уроке, успешность процесса обучения как для обучающихся, так и для самого учителя.
Что мы наверняка знаем о детях, это то, что у них имеется совсем небольшой запас терпения и внимания. В этом отношении именно учителя имеют максимальное количество шансов на то, чтобы мотивировать ребят, так как они всегда стоят на передовой. Дети обычно действуют, предпочитая "сейчас" больше, чем "потом". И как раз учителя могут воздействовать на них такими средствами: здесь, сейчас, сегодня, в этой комнате.
Урок длится 45 минут, и каждую из них может рождаться знание и скука, захватывающая сердца ребят мысль и опасное, разъедающие их безделье. Ценность и значение этих минут, часов, дней, лет в судьбе определяют учителя посредством современного урока.
Как для учеников, так и для Учителя, урок может быть интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу будущего, основу качественного образования, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе. На нём нельзя обойтись без новых технологий, способствующих развитию личности обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями каждого и запросами общества в целом.
Хотелось бы еще добавить, что современный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся.
Одной из составляющих качественного образовательного процесса является организация урока: его этапы, приемы, формы и методы обучения. Это его конструирование, нахождение оптимально правильного решения. Поэтому организация эффективного современного урока это и есть основа качественного образования.
Эффективность — дающий эффект, действенный. В области педагогики под эффективностью подразумевают конкретность поставленной цели и задач, умение ее поставить и добиться на практике.
На слайде вы видите признаки эффективного урока
• конкретность цели;
• результативность;
• разнообразие методов;
• формирование умений и навыков;
• заинтересованность;
• активная работа учащихся
• умение общаться;
• доступность;
• мастерство.
На эффективность урока в большой степени влияют также и психологические факторы, которые отображены на слайде:
• общий поведенческий характер класса;
• индивидуальные психологические особенности учащихся;
• эмоциональный климат в классном коллективе;
• степень сложности материала;
• индивидуальный стиль деятельности учителя.
Большое значение в повышении качества образовательного процесса играет структура урока.
Цель — это первое, с чего начинает учитель урок и, подготовку к нему. Учитель для себя всегда ставит цель. Ученику эта цель может не сообщаться, но создаются условия, при которых ученик сам выводит цель урока.
При постановке целей следует обращать внимание:
• на проблемность материала;
• наглядность;
• стиль общения;
• применение учащимися знаний на практике;
• развитие способностей учащимися;
• содержание материала;
• интеллектуальные способности учащихся;
• совокупность решений множества задач;
• ожидание результата.
Цель зависит от содержания урока, подготовки учителя к уроку, от типа урока, от методов и форм работы, от уровня класса и возможностей учеников. Большую роль играет интуиция, личность учителя, наличие у него психологических знаний. Цель должна быть посильной, диагностичной.
Задача учителя - повышение эффективности обучения, конечно, дело нелегкое и требует определенного умения и труда. Однако повысить эффективность уроков вполне под силу каждому педагогу.
Эффективность — конкретность поставленной цели и задач, умение ее поставить и добиться ее на практике. Таким образом, прослеживается цепочка: цель — содержание урока — результат.
Результат работы учителя оценивается умениями его учеников:
• уровень самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке;
• отношение учащихся к предмету, учителю, друг к другу;
• объективная направленность деятельности учеников на развитие своей личности;
• наличие у учащихся познавательного интереса;
• воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.
Таким образом, чтобы эффективность урока была «отличной», надо создать увлекательный урок. Чтобы он приносил пользу, надо знать, в какой клеточке урока что уместно, а что — нет, как соединить привычное с непривычным. Необходимы и многие другие умения: демонстрировать детям свое полное к ним доверие, организовывать сообщение нового материала в форме увлекательного диалога и саморефлексию достигнутого, не нарушать логическую структуру урока, исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению и многое другое.
Важной составляющей современного урока, влияющей на качество обученности школьников, является эффективное педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса на уроке.
Вашему вниманию предлагается ответить «Да» или «Нет» на следующие вопросы.
o Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю.
o Когда ребенок «мямлит», мне хочется его слегка одернуть.
o Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться.
o Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.
o Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.
o Когда учащиеся несут «околесицу», я стараюсь поставить их на место.
o Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса.
Если вы набрали больше трех ответов «да», то Вам бы не мешало задуматься об эффективности своих взаимоотношений с учащимися. Все ли вы сделали, чтобы Ваши взаимоотношения с учениками на уроке были партнерскими, равными, основанными на дружелюбии и внимании друг к другу?
Сегодня деятельность учителя направлена не на освоение учениками имеющейся информации, а на новую организацию сознания ребенка, развития коммуникативных способностей каждого, развития мышления, умения высказать свою точку зрения, владея техникой рефлексии.
Сегодня учитель не столько «источник знаний» и «надзиратель», сколько «помощник», «организатор», «защитник», «эксперт».
Учитель на уроке. Александр Адамский в одной из своих статей отмечал, что «Современный урок должен давать современный учитель: увлеченный, грамотный, развивающийся. С таким учителем интересно, его увлеченность развивает познавательную активность, а использование новых технологий формирует информационную культуру и коммуникативную компетентность».
От стиля преподавания учителя многое зависит. Культура учителя, его интеллектуальность и нравственный облик является одним из главных условий эффективности урока.