Требования к современному уроку - презентация для педагогического совета
Требования к современному уроку - презентация для педагогического совета
Данную презентацию можно использовать для проведения педагогического совета.
В ней представлена следующая информация:
1. Различные классификации уроков (по дидактическим целям, по этапам формирования навыков, по используемым приемам активизации познвательного интереса, по способу организации общения участников УВП, по используемому методу обучения, по типу межпредметных связей).
2. Структуры уроков разных типов
3. Требования к уроку в сравнении (традиционный урок и урок в соответствии с требованиями ФГОС)
4. Алгоритм подготовки современного урока
5. Таблица приемов и техник для организации разных этапов урока
6. Технологическая карта урока
7. Полезные ссылки и источники информации
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
в знакомой ситуации (типовые)в изменённой ситуации (конструктивные)
в знакомой ситуации (типовые)
в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
§ с целью подготовки к контрольному уроку§ с целью подготовки к изучению новой темы
§ с целью подготовки к контрольному уроку
§ с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельностиВоспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Требования к уроку
Объявление темы урока
Традиционный урок
Урок по ФГОС
Преподаватель сообщает учащимся
Сообщение целей и задач
Формулируют сами учащиеся
Преподаватель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
Планирование
Практическая деятельность учащихся
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Преподаватель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Осуществление контроля
Под руководством преподавателя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Осуществление коррекции
Преподаватель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
Оценивание учащихся
Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Преподаватель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке
Итог урока
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Преподаватель выясняет у учащихся, что они запомнили
Домашнее задание
Проводится рефлексия
Преподаватель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей
I шаг
четко определить и сформулировать для себя тему урока;определить место темы в учебном курсе;определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
четко определить и сформулировать для себя тему урока;
определить место темы в учебном курсе;
определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;
обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
II шаг
Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?
Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?
IIIшаг
1. Спланировать учебный материал
2. Подобрать учебные задания, целью которых является:
1. Спланировать учебный материал 2. Подобрать учебные задания, целью которых является:
узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в новой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям.-
узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в новой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям.-
узнавание нового материала;
воспроизведение;
применение знаний в новой ситуации;
применение знаний в незнакомой ситуации;
творческий подход к знаниям.-
3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".
4.Составить три набора заданий:
задания, подводящие учащегося к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учащимся; задания, способствующие закреплению материала учащимся.
задания, подводящие учащегося к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учащимся; задания, способствующие закреплению материала учащимся.
задания, подводящие учащегося к воспроизведению материала;
задания, способствующие осмыслению материала учащимся;
задания, способствующие закреплению материала учащимся.
IV шаг
Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать учащимся. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока:личностныепознавательныерегулятивныекоммуникативные
Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать учащимся. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока:личностныепознавательныерегулятивныекоммуникативные
Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учащихся - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.
Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учащихся - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.
VI шаг
Разработать структуру урока.
Разработать структуру урока.
VII шаг
Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:что контролировать;как контролировать;как использовать результаты контроля
Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.
Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:что контролировать;как контролировать;как использовать результаты контроля
что контролировать;
как контролировать;
как использовать результаты контроля
VIII шаг
Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.
Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.
IX шаг
Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски.
Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски.
Начало урока
Грамотная организация начала урока позволит не только привлечь внимание учащихся к учителю, заинтересовать учащихся, но и включить детей в активную мыследеятельность с первых минут занятия.
Нестандартный вход в урок.
Отсроченная отгадка.
Ассоциативный ряд.
Удивляй .
Фантастическая добавка.
Необъявленная тема.
Актуализация знаний
Учитель организует:
Цепочка признаков .
актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление.
Я беру тебя с собой.
Да - нет.
Шаг за шагом.
Жокей и лошадь.
Толстый и тонкий вопрос.
Вопросительные слова .
Согласен - не согласен.
До -после.
Игровая цель.
Корзина идей, понятий, имен.
Развивающий канон.
Ложная альтернатива.
Изучение нового материала
На данном этапе учитель организует изучение нового материала через учебную деятельность школьников.
Пинг-пон «Имя – Значение».
Обсуждение и решение проблем
Лови ошибку.
Инсерт .
Послушать-сговориться-обсудить .
ЗХУ
Хорошо -плохо.
Связи .
Зигзаг
Стратегия «ИДЕАЛ».
Своя опора.
Целое—часть. Часть—целое.
Изобретательская задача .
Конструктор ТРИЗ «Событие»
Конструктор ТРИЗ «Совмещение противоположностей»
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
«Маша-растеряша».
Стратегия «ИДЕАЛ».
Стратегия «Фишбоун».
Хорошо -плохо.
Силовой анализ.
Генераторы-критики .
Диаграмма Венна.
Обратный мозговой штурм.
Решение учебных задач
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Контроль знаний, обратная связь
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
Морфологический ящик.
Создай паспорт.
Ситуационные задачи .
Изобретательские задачи .
Метод интеллект-карт.
Жокей и лошадь.
Цепочка признаков.
Диаграмма Венна.
Рюкзак
Формирование умения задавать вопросы
Формируется умение задавать вопросы.
Рефлексия
Хочу спросить.
Толстый и тонкий вопрос.
Вопросительные слова .
Вопрос к тексту .
Ромашка Блума.
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
«Телеграмма».
Цветные поля.
Мысли во времени.
Шесть шляп.
Синквей .
Райтинг .
Хайку .
Диаманта .
До -после.
ЗХУ
Сообщи свое Я.
Рюкзак .
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта поможет учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
на практике реализовать межпредметные связи;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.
Учатся формулировать собственное мнение и позицию
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль
Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.
Диагностическая работа (на выходе):
- организация дифференцированной коррекционной работы,
- контрольно-оценивающая деятельность.
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.
Осуществляют самоконтроль
Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия
Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату
Рефлексия своих действий
Осуществляют пошаговый контроль по результату
« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
Letopisi.Ru http://letopisi.ru/
Андреева Е.В., Лелюх С.В., Сидорчук Т. А., Яковлева Н.А.. Творческие задания Золотого ключика. / http://www.trizminsk.org/e/prs/233021.htm
Интеллект-карты http://www.mind-map.ru/
Информационный банк современного учителя
Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. http://www.openclass.ru/wiki-pages/28430
Приемы технологии РКМ http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm
Развитие творческого мышления http://www.superidea.ru/
ТРИЗ задачник http://www.trizland.ru/
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" http://festival.1september.ru/articles/513374/
Ширяева В.А. ТРИЗ-педагогика менеджеру современной школы. – М,: Сентябрь, 2008. http://www.mind-map.ru/?s=29
Электронное периодическое издание «Эффективные образовательные технологии». Выпуск 1. 2008 г. Главный редактор, д.п.н. профессор Гузеев В.В Дистанционные технологии и обучение
Библиографический список«Системно - деятельностный подход в обучении»
Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.
Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.
Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Режим доступа:[http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf]
Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника. Режим доступа:[http://www.proshkolu.ru/user/UshakovaOU/file/754302/]
Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/419748/]
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа:[http://omczo.org/publ/393-1-0-2468]
Деятельностный метод в школе. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/527236/]
Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа: [http://chel-siao.narod.ru/]
Ярцева, С. В. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии / С. В. Ярцева // Биология в школе. - 2010. - N6. - С. 23-27.Хуторский, А. Деятельность как содержание образования /А. Хуторский //Народное образование.- 2003.- №8.-С.107-114
Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39.
Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6. - С.
Селихова Татьяна Юрьевна. Таблица-конструктор. Режим доступа ttps://sites.google.com/site/konstruktoruroka/priemy-i-tehniki