Доклад на тему " Информационно-коммуникационные технологий обучения на уроках математики"
Доклад на тему " Информационно-коммуникационные технологий обучения на уроках математики"
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ на уроках математики
Современный учебный процесс немыслим без применения новых информационных технологий. И именно поэтому время требует от нас поиска новых форм работы на уроке. Поэтому важно уже сейчас превратить информационное пространство школы в среду, которая обогатит ученика, сформирует у него необходимые качества.
Система обучения представляет собой информационную инфраструктуру, которая включает различные технологии и людей, обладающих знаниями и практическим опытом, которыми они хотят обмениваться друг с другом. Эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки преподавателей. Сегодня преподаватель по-прежнему остается критичным звеном процесса обучения, однако интеграция информационных технологий и образования способствует формированию новой роли учителя. Преподаватель в высокотехнологичной среде является не только источником информации и академических фактов — он помогает учащимся понять сам процесс обучения. Учитель помогает ученикам найти необходимую им информацию, выяснить, соответствует ли она заданным требованиям, а также понять, как использовать эту информацию для ответа на поставленные вопросы и решения сложных проблем.
Осознанное использование приемов педагогических техник необходимо не только учителю, но и учащимся, что необходима адаптация учащихся к новым методам работы с информацией. И когда технологическая культура учащихся повышается вместе с учительской, учитель становится организатором учебного процесса, познавательной активности учащихся. Тогда нет места пассивности на уроке ни одной из сторон взаимодействия, и деятельностный подход становится основным в ходе обретения знаний.
Использование на уроке математики ИКТ дает кроме достижения учебных целей и возможность формирования информационной грамотности у учащихся - они получают знания о том, как перерабатывать, анализировать, оценивать огромный поток современной информации, учатся ее осмыслять и пользоваться ею же, а также управлять этой информацией для достижения различных практических целей. Сегодня владение ИКТ является общей культурой человека.
Применение информационных технологий на уроке не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся, повышает мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребёнка, формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
Информационно-коммуникативная компетентность - один из основных приоритетов в целях общего образования.
Современные информационно-коммуникационные технологии обучения - совокупность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения.
Основными задачами современных информационных технологий обучения являются разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности, доступа к современным информационно- образовательным ресурсам (мультимедиа учебникам, различным базам данных, обучающим сайтам и другим источникам).
Информационно-коммуникативные технологии становятся сегодня одним из основных видов современного образовательных технологий. Их применение позволяет разнообразить формы деятельности ученика на уроке и во внеурочной деятельности.
Одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему. Стереометрия - это одна из немногих, если не единственная область школьной математики, в отношении которой не приходится агитировать за ИКТ. Современная трехмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране, менять освещенность. Поэтому полный интерактивный курс стереометрии, призван помочь учителю более успешно справиться с решением стоящих перед ним задач, а его использование на уроках геометрии в 10-11 классах сделает доступным сложный учебный материал более широкому кругу учащихся. На уроках алгебры и начал анализа использование мультимедийного пособия "Функции и графики" прекрасно иллюстрирует построение графиков элементарных и более сложных функций и преобразование графиков.
Основными задачами новых образовательных систем согласно международным требованиям являются:
• обеспечение высокого качества образования на мировом уровне, конкурентоспособности образовательных услуг;
• обеспечение инновационности образовательной системы
• обеспечение опережающей ориентированности на качественный уровень будущего.
Образовательная реформа должна достичь уровня, при котором любой гражданин страны, получив соответствующее образование и квалификацию, сможет стать востребованным специалистом в любой стране мира.
Эти задачи в Казахстане успешно будут решены, если будет обеспечено качество образования в школе, которое определяется учительским корпусом, его профессионально-личностной компетентностью. Именно учителя являются ключевым фактором наращивания интеллектуального потенциала страны и обеспечения её устойчивого инновационного развития, так как они закладывают фундамент всей системы непрерывного образования.
Известно, что каждые семь-восемь лет объем профессиональной информации удваивается. Поэтому чтобы совладать с этим потоком обновляющегося знания, ориентироваться в нем, современные учителя должны владеть системным и критическим мышлением и навыками постоянного самообучения, умением перерабатывать знания, рождать новые решения, технологии и инновации.
Чтобы поднять качество образования, сегодня мало обновлять его содержание, внедрять инновационные образовательные технологии, провозглашать компетентностный подход к обучению. Главное - выработать у учащихся школ стремление к познанию и самообразованию.
В современном образовании очень важными и актуальными становятся вопросы о способах, приемах, технологиях организации образовательной деятельности, основанных на интерактивных методах.
Интерактивный учебный комплекс в значительной мере увеличивает уровень взаимодействия между преподавателем и учеником, дает преподавателю новые возможности контроля усваивания знаний и обеспечивает мгновенную обратную связь с учениками.
Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Проектируя будущий урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.
К примеру, технология опорных конспектов В.Ф. Шаталова приобретает совершенно новое качество, когда на экране в заданном режиме появляются фрагменты «опоры». В любой момент учитель может с помощью гиперссылок перейти к детализации информации, «оживить» изучаемый материал с помощью анимации и т.д.
Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно ли все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.
Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с классом. В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.
Другой вариант использования интерактивных средств обучения в образовательном процессе – электронный учебник. Вариант, когда учитель использует ИКТ для решения традиционных образовательных задач на уроке. В данном варианте учитель может использовать в качестве учебно-методического сопровождения изучаемого курса как различные электронные издания на СD, DVD – носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты, символьные объекты, статические и динамические модели, деловая графика и т.д.), так и образовательные Интернет - ресурсы (при условии подключения к сети Интернет). Эти материалы могут использоваться учителем при подготовке к уроку, на разных этапах проведения урока (объяснение, закрепление, контроль).
На своих уроках я применяю электронные учебники, наглядные пособия, презентации учебного материала по различным темам. Для меня это стало нормой. Разнообразие форм предъявления информации делают её привлекательной и доступной для усвоения учащимися, что в сочетании с традиционными формами, методами и средствами обучения позволяет значительно повысить информативность и эффективность урока.
Время и энергия, потраченные на подготовку и проведение презентаций и флипчартов, окупаются в виде достигнутых результатов.
Использую интерактивную доску и для проведения внеклассных мероприятий. Это интеллектуальные игры, КВНы, викторины и др. тем самым, прививая интерес учащихся к предметам школьного курса.
Приведенные примеры не являются исчерпывающими — здесь все зависит от творчества преподавателя и его умения использовать современные возможности икт-технологий в учебном процессе.
Литература:
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Астана, 2010 г.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования /А.В.Хуторской //Народное образование. — 2003. — №2. —С. 58—64.
«Инновационная индустрия науки и знаний – стратегический ресурс Казахстана в xxi веке». Лекция Президента Республики Казахстан в «Назарбаев-Университете». - Астана, 7 декабря 2010 года
4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / М., 2000.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Современный учебный процесс немыслим без применения новых информационных технологий. И именно поэтому время требует от нас поиска новых форм работы на уроке. Поэтому важно уже сейчас превратить информационное пространство школы в среду, которая обогатит ученика, сформирует у него необходимые качества.
Система обучения представляет собой информационную инфраструктуру, которая включает различные технологии и людей, обладающих знаниями и практическим опытом, которыми они хотят обмениваться друг с другом. Эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки преподавателей. Сегодня преподаватель по-прежнему остается критичным звеном процесса обучения, однако интеграция информационных технологий и образования способствует формированию новой роли учителя. Преподаватель в высокотехнологичной среде является не только источником информации и академических фактов — он помогает учащимся понять сам процесс обучения. Учитель помогает ученикам найти необходимую им информацию, выяснить, соответствует ли она заданным требованиям, а также понять, как использовать эту информацию для ответа на поставленные вопросы и решения сложных проблем.
Осознанное использование приемов педагогических техник необходимо не только учителю, но и учащимся, что необходима адаптация учащихся к новым методам работы с информацией. И когда технологическая культура учащихся повышается вместе с учительской, учитель становится организатором учебного процесса, познавательной активности учащихся. Тогда нет места пассивности на уроке ни одной из сторон взаимодействия, и деятельностный подход становится основным в ходе обретения знаний.
Использование на уроке математики ИКТ дает кроме достижения учебных целей и возможность формирования информационной грамотности у учащихся - они получают знания о том, как перерабатывать, анализировать, оценивать огромный поток современной информации, учатся ее осмыслять и пользоваться ею же, а также управлять этой информацией для достижения различных практических целей. Сегодня владение ИКТ является общей культурой человека.
Применение информационных технологий на уроке не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся, повышает мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребёнка, формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
Информационно-коммуникативная компетентность - один из основных приоритетов в целях общего образования.
Современные информационно-коммуникационные технологии обучения - совокупность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения.
Основными задачами современных информационных технологий обучения являются разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности, доступа к современным информационно- образовательным ресурсам (мультимедиа учебникам, различным базам данных, обучающим сайтам и другим источникам).
Информационно-коммуникативные технологии становятся сегодня одним из основных видов современного образовательных технологий. Их применение позволяет разнообразить формы деятельности ученика на уроке и во внеурочной деятельности.
Одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему. Стереометрия - это одна из немногих, если не единственная область школьной математики, в отношении которой не приходится агитировать за ИКТ. Современная трехмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране, менять освещенность. Поэтому полный интерактивный курс стереометрии, призван помочь учителю более успешно справиться с решением стоящих перед ним задач, а его использование на уроках геометрии в 10-11 классах сделает доступным сложный учебный материал более широкому кругу учащихся. На уроках алгебры и начал анализа использование мультимедийного пособия "Функции и графики" прекрасно иллюстрирует построение графиков элементарных и более сложных функций и преобразование графиков.
Основными задачами новых образовательных систем согласно международным требованиям являются:
• обеспечение высокого качества образования на мировом уровне, конкурентоспособности образовательных услуг;
• обеспечение инновационности образовательной системы
• обеспечение опережающей ориентированности на качественный уровень будущего.
Образовательная реформа должна достичь уровня, при котором любой гражданин страны, получив соответствующее образование и квалификацию, сможет стать востребованным специалистом в любой стране мира.
Эти задачи в Казахстане успешно будут решены, если будет обеспечено качество образования в школе, которое определяется учительским корпусом, его профессионально-личностной компетентностью. Именно учителя являются ключевым фактором наращивания интеллектуального потенциала страны и обеспечения её устойчивого инновационного развития, так как они закладывают фундамент всей системы непрерывного образования.
Известно, что каждые семь-восемь лет объем профессиональной информации удваивается. Поэтому чтобы совладать с этим потоком обновляющегося знания, ориентироваться в нем, современные учителя должны владеть системным и критическим мышлением и навыками постоянного самообучения, умением перерабатывать знания, рождать новые решения, технологии и инновации.
Чтобы поднять качество образования, сегодня мало обновлять его содержание, внедрять инновационные образовательные технологии, провозглашать компетентностный подход к обучению. Главное - выработать у учащихся школ стремление к познанию и самообразованию.
В современном образовании очень важными и актуальными становятся вопросы о способах, приемах, технологиях организации образовательной деятельности, основанных на интерактивных методах.
Интерактивный учебный комплекс в значительной мере увеличивает уровень взаимодействия между преподавателем и учеником, дает преподавателю новые возможности контроля усваивания знаний и обеспечивает мгновенную обратную связь с учениками.
Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Проектируя будущий урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.
К примеру, технология опорных конспектов В.Ф. Шаталова приобретает совершенно новое качество, когда на экране в заданном режиме появляются фрагменты «опоры». В любой момент учитель может с помощью гиперссылок перейти к детализации информации, «оживить» изучаемый материал с помощью анимации и т.д.
Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно ли все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.
Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с классом. В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.
Другой вариант использования интерактивных средств обучения в образовательном процессе – электронный учебник. Вариант, когда учитель использует ИКТ для решения традиционных образовательных задач на уроке. В данном варианте учитель может использовать в качестве учебно-методического сопровождения изучаемого курса как различные электронные издания на СD, DVD – носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты, символьные объекты, статические и динамические модели, деловая графика и т.д.), так и образовательные Интернет - ресурсы (при условии подключения к сети Интернет). Эти материалы могут использоваться учителем при подготовке к уроку, на разных этапах проведения урока (объяснение, закрепление, контроль).
На своих уроках я применяю электронные учебники, наглядные пособия, презентации учебного материала по различным темам. Для меня это стало нормой. Разнообразие форм предъявления информации делают её привлекательной и доступной для усвоения учащимися, что в сочетании с традиционными формами, методами и средствами обучения позволяет значительно повысить информативность и эффективность урока.
Время и энергия, потраченные на подготовку и проведение презентаций и флипчартов, окупаются в виде достигнутых результатов.
Использую интерактивную доску и для проведения внеклассных мероприятий. Это интеллектуальные игры, КВНы, викторины и др. тем самым, прививая интерес учащихся к предметам школьного курса.
Приведенные примеры не являются исчерпывающими — здесь все зависит от творчества преподавателя и его умения использовать современные возможности икт-технологий в учебном процессе.
Литература:
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Астана, 2010 г.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования /А.В.Хуторской //Народное образование. — 2003. — №2. —С. 58—64.
«Инновационная индустрия науки и знаний – стратегический ресурс Казахстана в xxi веке». Лекция Президента Республики Казахстан в «Назарбаев-Университете». - Астана, 7 декабря 2010 года
Полат Е.С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / М., 2000.