Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (он представляет содержательный компонент, отвечает на вопросы «чему учить?», «что должно измениться в личности?»), а также разработанный способ его реализации, прохождения учащегося по индивидуальному образовательному маршруту (а для этого необходимы специальные организация и технологии образовательного процесса, т.е. ответы на вопросы «как учить?», «как воспитывать?», «как организовать педагогическое взаимодействие и общение?»).
Базовым материалом построения индивидуального образовательного маршрута является создание системы диагностических исследований. Мониторинг особенно актуален при организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Индивидуальный образовательный маршрут" »
Проект
«Технология разработки индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями»
Актуальность
Данные обследований детей в Казахстане за последние десять лет констатируют тенденцию увеличения количества детей школьного возраста с различными отклонениями в развитии. Анализ реальной ситуации, сложившейся в последнее десятилетие, остро обозначил проблему в школьном детстве: с каждым годом резко увеличивается количество детей с ограниченными возможностями.
Социально-экономические изменения, происходящие в стране, развитие национальной системы образования в направлении демократизации и гуманизации, объясняют необходимость поиска путей совершенствования подходов к организации, содержанию коррекционно-педагогической работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Одним из путей реализации этой задачи является инклюзивное образование, которое обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего индивидуального образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей.
Цель проекта:
обосновать необходимость создания индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями;
определить оптимальный вариант разработки индивидуальной образовательной программы для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья;
Каждый ученик представляет собой уникальную личность со своими интересами, переживаниями и социальным опытом. Чтобы ученик смог стать успешным, необходимо сформировать у него положительную учебную мотивацию. А это невозможно без учета личностного развития ребёнка.
Индивидуальный подход в современной школе можно обеспечить только с использованием индивидуальных образовательных маршрутов, которые разрабатываются для каждого конкретного ученика и учитывают его зону актуального и ближайшего развития.
Индивидуальный подход в современной школе можно обеспечить только с использованием индивидуальных образовательных маршрутов, которые разрабатываются для каждого конкретного ученика и учитывают его зону актуального и ближайшего развития.
Гипотеза
Если разработать индивидуальный образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями, то ему будет представлена возможность успешного развития, будут удовлетворены образовательные потребности ребёнка, повысится познавательный интерес к изучаемым предметам, разовьются умения самостоятельно получать знания и применять их на практике и учебная деятельность для него станет личностно-значимой, так как будет выработан персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного .
При условии реализации данного проекта предполагается получение следующих результатов работы:
I. Создание условий для инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе:
1. Наличие нормативно-правовой базы инклюзивного образования.
2. Создание банка данных психолого-педагогического мониторинга детей с ОВЗ.
3. Психологическая комфортность в формируемом инклюзивном образовательном пространстве.
II. Положительная динамика в развитии познавательных процессов у учащихся с ОВЗ
III. Активное участие детей с ОВЗ в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выставках творческих работ и т.д. и получение положительных результатов.
Реализация индивидуального образовательного маршрута осуществляется через образовательные программы, которые учитывают индивидуальные особенности ребенка, уровень мотивации и зоны актуального и ближайшего развития конкретного ребенка .
Индивидуальный образовательный маршрут, как правило, рассчитывается и строится на определенное время. При этом маршрут постоянно корректируется с учетом актуального и ближайшего развития ребенка.
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута конкретного ученика осуществляется в следующей последовательности:
Учитель анализирует индивидуальные особенности школьника (мотивацию к предмету, интересы), изучая его документы (журнал, дневник, портфолио) и осуществляя психолого-педагогическую диагностику.
Учитель проектирует свой вариант индивидуального образовательного маршрута для конкретного ученика, прогнозирует темп и результаты его освоения, а также предлагает формы и методы прохождения материала.
В ходе организованной беседы он рассказывает ученику или группе учеников о том, что такое индивидуальный маршрут и зачем он нужен. Считаем, что данный шаг создаст благоприятную предпосылку для формирования положительной мотивации. Учитель таким образом выказывает доверие ученикам и дает им больше самостоятельности. Учитель не просто рассказывает об индивидуальном маршруте, а обсуждает его вместе с учениками.
Ученики корректируют свои образовательные маршруты совместно с учителем и родителями.
Осуществляется реализация краткосрочных образовательных маршрутов.
Представление результатов прохождения маршрута.
После реализации индивидуального образовательного маршрута учитель анализирует мотивацию учения и планирует дальнейшую работу.
Реализация индивидуальных образовательных маршрутов в полном объеме предполагает большую долю самостоятельной работы учащихся. В школе учителя реализовывают индивидуализацию через проектную деятельность и через оформление и ведение языкового портфолио.
Основой индивидуального маршрута является индивидуальная образовательная программа, которая разбивается на учебные модули. Каждый модуль соответствует одной учебной теме. Учитель определяет обязательные модули, которые соответствуют инвариантной части образования; модули по выбору ученика, которые должны быть обязательно выполнены учеником; и факультативные модули, которые выполняются по желанию.
Под индивидуальным образовательным маршрутом я понимаю проектируемую дифференцированную программу, предоставляющую учащимся право выбора, разработки и реализации образовательной программы совместно с учителем.
Родители, законные представители получат возможность обучения своих детей в общеобразовательной школе по индивидуальной траектории обучения, успешной их социализации. Учащиеся школы получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности.
Таким образом, изложенная технология проектирования индивидуальных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может служить основой для реализации принципа индивидуализации образовательно-воспитательного процесса.
Грамотно выстроенный индивидуальный образовательный маршрут для учащегося с ОВЗ позволяет обеспечить личностное развитие школьника, усвоение учебного материала и социализацию в детском коллективе.
I этап –
диагностика
Ф И учащегося
Хорошие задатки и способности, составляющие опору при освоении образовательного маршрута
Зайцев Андрей,
Качества и умения, которые необходимо выработать учащемуся
6 «В» класс.
исполнительный, общительный,
Диагноз: ДЦП,
терпеливый, имеет желание научиться грамотно писать
быстрота и аккуратность письма; умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста
ребёнок - инвалид
Причины школьной неуспеваемости
1.Проблемы соматического состояния здоровья ребенка.
2.Социальная ситуация развития ребенка (неблагополучная семья).
3.Нарушения психоневрологической сферы.
4.Низкая работоспособность.
5.Отсутствие самоконтроля, снижение адекватности оценки своего поведения.
6.Особенности умственной деятельности.
III этап –
определение содержания коррекционно-развивающей работы
IV этап –
определение ожидаемых достижений ребенка
Метод интеллект - карт
Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.
Имя существительное
Дружба в жизни Печорина
Проект «Технология разработки индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями» предполагает создание модели инклюзивного образования детей с ОВЗ путем включения в образовательную среду общеобразовательной школы.