План мероприятий по методической поддержке педагогов, реализующих ФГОС ООО………………………………………….с.6-8
Эффективность работы постоянно действующего семинара……….с.8
Риски реализации проекта……………………………………………с.8-9
Дальнейшее развитие проекта……………………………………….с.10
Библиографический список……………………………………….с.11-13
Представление проекта
Тема проекта: «Методическая поддержка педагогов через постоянно действующий семинар в период введения ФГОС ООО».
Вид проекта: информационный, творческий, практико-ориентированный, инновационный.
По содержанию данный проект можно назвать социально значимым, метапредметным.
По участникам: внутришкольный – предназначен для педагогов данного образовательного учреждения (пригоден для использования в других школах).
По продолжительности – долгосрочный (2012-2017 гг. – годы поэтапного введения ФГОС основного общего образования в пилотном режиме).
Сроки реализации проекта: 5 лет.
Итоговый «продукт» проекта: ФГОС – компетентный педагог.
Цель проекта: Обеспечить методическую поддержку педагогов в условиях перехода на государственные образовательные стандарты нового поколения.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1.Провести анализ требований федерального государственного образовательного стандарта.
2.Провести диагностику потребностей и затруднений педагогов, связанных с введением ФГОС.
3.Определить конкретную тематику, сроки и формы проведения занятий.
4.Организовать работу постоянно действующего семинара «ФГОСоведение».
5.Отслеживать эффективность данной формы методического сопровождения.
6.Минимизировать риски в процессе реализации проекта.
7.Дальнейшее развитие проекта.
Обоснование актуальности проекта
Сегодня в системе образования страны происходят существенные изменения, связанные с поэтапным переходом на федеральные государственные образовательные стандарты. Нормативная база введения ФГОС ООО на федеральном уровне обеспечивается целым пакетом нормативно-правовых документов. Исходя из содержания этих документов в каждом общеобразовательном учреждении должен быть обеспечен комплекс условий для реализации основной образовательной программы, соответствующей требованиям ФГОС ООО. А именно: кадровых, финансово-экономических, материально-технических, психолого-педагогических, информационно-методических.
Одним из основных условий для успешного перехода общеобразовательного учреждения на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, на наш взгляд, является кадровое обеспечение.
В нашем общеобразовательном учреждении сформирована система научно-методической работы по сопровождению введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для всех участников образовательного процесса и, в первую очередь, педагогов школы.
Таким образом, в условиях внедрения в образовательный процесс образовательного учреждения стандарта нового поколения обозначилось противоречие между необходимостью научно-методического сопровождения этого инновационного процесса и отсутствием опыта такой деятельности. Стремление найти пути решения указанного противоречия и обусловило выбор темы образовательного проекта: «Методическая поддержка педагогов через постоянно действующий семинар в период введения ФГОС ООО». Актуальность данной проблемы очевидна.
Целью работы в данном направлении является создание научно-обоснованной, практико-ориентированной модели методического сопровождения введения ФГОС в образовательный процесс на уровне основного общего образования.
4.План мероприятий по методической поддержке педагогов в период введения ФГОС ООО (в рамках работы постоянно действующего семинара «ФГОСоведение» в МОУ «СОШ №1 г. Новоузенска» (таблица не вошла в публикацию)
5.Эффективность методической поддержки педагогов через постоянно действующий семинар в условиях введения ФГОС ООО:
- «ФГОС – контроль» показал достаточно высокую компетентность педагогических работников в плане знания самого документа и нормативно-правовой базы его реализации;
- четвертый год пилотного режима введения ФГОС доказал эффективность проводимых семинаров: педагоги используют технологии деятельностного типа на занятиях; умеют конструировать разные типы уроков по ФГОС; проводить их самоанализ; развивать личностные и метапредметные результаты освоения программ;
- проведение семинаров в разнообразных формах было не случайным – это способствовало освоению \ повторению таких методических форм как работа над проектом или исследованием, презентация опыта, проведение «урока», педагогической мастерской, мастер-класса;
- использование на семинарах рефлексивного анализа в разных формах способствовало пополнению методической «копилки» педагогов для использования приемов в образовательной деятельности;
- многие педагогические работники школы транслируют накопленный опыт, участвуя в профессиональных конкурсах: «Урок года», «Учитель года», «Лучшая методическая разработка по предмету», конференции «Традиции и новаторство в педагогике» на муниципальном и региональном уровне; выкладывают свои лучшие работы на страницах Интернет-сайтов.
6. Риски при реализации проекта
Любое, особенно новое, дело содержит угрозу возникновения определенных негативных явлений, последствий. Задача состоит в том, чтобы минимизировать их, не дать распространиться и привести к срыву намеченных планов. С этой целью нами проделан краткий SWOT- анализ сложившейся ситуации: «Организация методической поддержки педагогов через постоянно действующий семинар на период введения ФГОС ООО»:
7.Дальнейшее развитие проекта.
В 2016-2017 учебном году завершается введение ФГОС ООО для школ, работающих в пилотном режиме. Данный образовательный проект может быть использован (с внесенными изменениями \ сокращениями) для подведения итогов работы по введению ФГОС ООО например, в рамках методической недели в школе. Больший акцент при этом следует поставить на практике преподавания и достигнутых результатах.
Проект «ФГОСоведение» может быть полностью использован для вновь прибывших \ молодых специалистов в форме индивидуального образовательного маршрута. Материалы изучаются под руководством тьютора (руководителя ШМО, опытного педагога – наставника или завуча).
Есть возможность «поделиться» проектом с другими образовательными учреждениями на страницах Интернета, в профессиональных сообществах, на курсах \ семинарах повышения квалификации.
И последнее, структура данного образовательного проекта может быть использована для создания нового проекта изучения и введения ФГОС на уровне среднего общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
План мероприятий по методической поддержке педагогов, реализующих ФГОС ООО…………………………………………..с.6-8
Эффективность работы постоянно действующего семинара……….с.8
Риски реализации проекта……………………………………………с.8-9
Дальнейшее развитие проекта………………………………………..с.10
Библиографический список……………………………………….с.11-13
Представление проекта
Тема проекта: «Методическая поддержка педагогов через постоянно действующий семинар в период введения ФГОС ООО».
Вид проекта: информационный, творческий, практико-ориентированный, инновационный.
По содержанию данный проект можно назвать социально значимым, метапредметным.
По участникам: внутришкольный – предназначен для педагогов данного образовательного учреждения (пригоден для использования в других школах).
По продолжительности – долгосрочный (2012-2017 гг. – годы поэтапного введения ФГОС основного общего образования в пилотном режиме).
Сроки реализации проекта: 5 лет.
Итоговый «продукт» проекта: ФГОС – компетентный педагог.
Цель проекта: Обеспечить методическую поддержку педагогов в условиях перехода на государственные образовательные стандарты нового поколения.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1.Провести анализ требований федерального государственного образовательного стандарта.
2.Провести диагностику потребностей и затруднений педагогов, связанных с введением ФГОС.
3.Определить конкретную тематику, сроки и формы проведения занятий.
4.Организовать работу постоянно действующего семинара «ФГОСоведение».
5.Отслеживать эффективность данной формы методического сопровождения.
6.Минимизировать риски в процессе реализации проекта.
7.Дальнейшее развитие проекта.
Обоснование актуальности проекта
Сегодня в системе образования страны происходят существенные изменения, связанные с поэтапным переходом на федеральные государственные образовательные стандарты. С 1 сентября 2011г. осуществлен переход общеобразовательных учреждений на ФГОС начального общего образования. В 2012 году в пилотном режиме начато введение ФГОС основного общего образования. С 2015г. осуществлен обязательный переход всех общеобразовательных учреждений на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО.
Нормативная база введения ФГОС ООО на федеральном уровне обеспечивается целым пакетом нормативно-правовых документов. Исходя из содержания этих документов в каждом общеобразовательном учреждении должен быть обеспечен комплекс условий для реализации основной образовательной программы, соответствующей требованиям ФГОС ООО. А именно: кадровых, финансово-экономических, материально-технических, психолого-педагогических, информационно-методических.
Одним из основных условий для успешного перехода общеобразовательного учреждения на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, на наш взгляд, является кадровое обеспечение.
В образовательном учреждении СОШ №1 г.Новоузенска созданы условия для повышения компетентности педагогов в плане требований Стандарта.
Организовано постоянное взаимодействие педагогов начальной школы (уже имеющих опыт реализации ФГОС НОО) и педагогов основной школы (осуществляющих реализацию ФГОС ООО) по планированию работы по достижению новых результатов образования в соответствии со ФГОС НОО и ФГОС ООО (прежде всего метапредметных, а также предметных и личностных результатов).
В нашем общеобразовательном учреждении сформирована система научно-методической работы по сопровождению введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для всех участников образовательного процесса и, в первую очередь, педагогов школы.
Таким образом, в условиях внедрения в образовательный процесс образовательного учреждения стандарта нового поколения обозначилось противоречие между необходимостью научно-методического сопровождения этого инновационного процесса и отсутствием опыта такой деятельности. Стремление найти пути решения указанного противоречия и обусловило выбор темы образовательного проекта: «Методическая поддержка педагогов через постоянно действующий семинар в период введения ФГОС ООО». Актуальность данной проблемы очевидна.
Целью работы в данном направлении является создание научно-обоснованной, практико-ориентированной модели методического сопровождения введения ФГОС в образовательный процесс на уровне основного общего образования.
Практическая значимость методической работы видится в компетентностном подходе педагогов к реализации требований федерального государственного образовательного стандарта, в применении полученных знаний в практике преподавания предмета и организации внеурочной деятельности с обучающимися.
Реализация поставленных задач
1.Анализ требований федерального государственного образовательного стандарта позволил выявить следующее:
- необходимо обратить особое внимание на требования к результатам освоения основной образовательной программы: личностным, метапредметным, предметным, т.к. раньше оценивали только предметные результаты;
-необходимо соблюдать преемственность программ, учитывать индивидуальные и возрастные особенности школьников, а также обучение детей с ограниченными возможностями здоровья;
- необходимо обеспечить доступность получения качественного образования каждому обучающемуся;
- для реализации основной образовательной программы необходимо знать и применять системно-деятельностный подход, включающий ряд технологий (проектно-исследовательскую, технологию критического мышления, технологию проблемного диалога, ИКТ и др.);
- требования к кадровому обеспечению образовательного процесса предусматривают постоянное самообразование педагогов и организованное повышение квалификации работников, реализующих ФГОС…
2. Диагностика потребностей и затруднений педагогов, связанных с введением ФГОС позволила выявить следующие результаты:
- сложности с планированием и ведением урока по ФГОС;
- ограниченное использование образовательных технологий деятельностного типа в урочной и внеурочной деятельности;
- отсутствие разнообразия форм внеурочной деятельности;
- трудности с оценкой личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы;
- отсутствие опыта работы в плане создания поликультурной образовательной среды, удовлетворяющей потребности участников образовательного процесса (направление Программы развития школы)
и другое.
3. Все вышесказанное позволило определить конкретную тематику, сроки и формы проведения занятий, организовать работу постоянно действующего семинара в МОУ «СОШ №1 г. Новоузенска» в период введения ФГОС ООО.
4.План мероприятий по методической поддержке педагогов в период введения ФГОС ООО (в рамках работы постоянно действующего семинара «ФГОСоведение» в МОУ «СОШ №1 г. Новоузенска»
№
Тема семинара
Цель занятия
Форма проведения
Сроки
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [5]
Обсуждение требований ФГОС ООО
Педагогические чтения
2012
2.
«ФГОС ООО – первые шаги» [5]
Диагностировать и повысить ФГОС-компетентность педагогов школы
ФГОС- контроль
2012-2013
3.
Преемственность в освоении основной образовательной программы НОО \ ООО [5]
Обеспечение преемственности между уровнями образования
Обмен опытом работы
Ежегодно в период введения ФГОС
№
Тема семинара
Цель занятия
Форма проведения
Сроки
4.
Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС [9]
Выявить сущность, принципы и технологии СДП
Экскурс в педагогические технологии
2012-2013
5.
Проектирование урока по ФГОС. [10]
Научить планировать урок с помощью технологической карты.
Педагогическая мастерская
2012-2013
6.
Качество образования – современная проблема педагогической науки [11]
Повышение информационной, познавательной и коммуникативной компетентности педагогов по теме семинара;
Проведение SWOT – анализа качества школьного образования.
Разработка плана мероприятий по повышению качества предоставляемого образования.
Педагогический Гайд Парк
2013-2014
№
Тема семинара
Цель занятия
Форма проведения
Сроки
7.
«Формирование УУД на уроке и во внеурочной деятельности» [12]
Повышение компетентности педагогов в реализации требований ФГОС
ОС, разработать план действий по созданию ПК ОС в школе.
Научно-исследовательская работа
2014-2015
9.
Образовательная технология «Диалог культур» [14]
Пополнить энциклопедические знания, понять сущность технологии, особенности ее применения.
Формула технологии
с мастер-классом «История плюшевого мишки через диалог культур»
2014-2015
№
Тема семинара
Цель занятия
Форма проведения
Сроки
10.
«Инклюзивное образование в школе – реализация требований ФГОС» [15]
Информирование педагогов об условиях, созданных в школе для обучения детей с ОВЗ
Опыт подготовительной работы
2015-2016
11
«Эффективность современного урока – стимул к успеху учителя и ученика» [16]
Определить показатели эффективности урока по ФГОС
Учить самоанализу занятия
Урок по теме «Эффективность современного урока по ФГОС»
2015-2016
12
«Формы организации внеурочной деятельности по ФГОС» [17]
Обмен опытом работы. Проектирование новых форм работы с обучающимися.
Час проекта
2016-2017
13
«Наша новая школа – поликультурная образовательная среда»
Итоги работы по реализации Программы развития школы
Презентация опыта создания ПОС.
2016-2017
5.Эффективность методической поддержки педагогов через постоянно действующий семинар в условиях введения ФГОС ООО:
- «ФГОС – контроль» показал достаточно высокую компетентность педагогических работников в плане знания самого документа и нормативно-правовой базы его реализации;
- четвертый год пилотного режима введения ФГОС доказал эффективность проводимых семинаров: педагоги используют технологии деятельностного типа на занятиях; умеют конструировать разные типы уроков по ФГОС; проводить их самоанализ; развивать личностные и метапредметные результаты освоения программ;
- проведение семинаров в разнообразных формах было не случайным – это способствовало освоению \ повторению таких методических форм как работа над проектом или исследованием, презентация опыта, проведение «урока», педагогической мастерской, мастер-класса;
- использование на семинарах рефлексивного анализа в разных формах способствовало пополнению методической «копилки» педагогов для использования приемов в образовательной деятельности;
- многие педагогические работники школы транслируют накопленный опыт, участвуя в профессиональных конкурсах: «Урок года», «Учитель года», «Лучшая методическая разработка по предмету», конференции «Традиции и новаторство в педагогике» на муниципальном и региональном уровне; выкладывают свои лучшие работы на страницах Интернет-сайтов.
6. Риски при реализации проекта
Любое, особенно новое, дело содержит угрозу возникновения определенных негативных явлений, последствий. Задача состоит в том, чтобы минимизировать их, не дать распространиться и привести к срыву намеченных планов. С этой целью нами проделан краткий SWOT- анализ сложившейся ситуации: «Организация методической поддержки педагогов через постоянно действующий семинар на период введения ФГОС ООО»:
Strength. Сильные стороны
Weakness. Слабые стороны
- наличие квалифицированных кадров для подготовки и проведения семинаров;
- наличие желания оказания методической помощи педагогам при введении ФГОС;
- наличие условий для организации обучения кадров в образовательном учреждении.
- дефицит времени для углубления в методическую работу (уроки, внеурочная деятельность, большое количество разнообразных отчетов);
- большой процент педагогических работников, не желающих «работать по-новому»;
- недостаточная учебно-методическая и материально-техническая база введения ФГОС.
Opportunities. Возможности
Threats. Риски (угрозы)
- повысить профессиональный уровень (в плане работы по ФГОС) большинства педагогов без выезда за пределы города;
- делиться положительным опытом или проблемами с коллегами;
- возможность найти ответы на интересующие \ проблемные вопросы введения ФГОС на уровне основного общего образования.
- невозможность «успеть» все преподать вовремя в условиях быстро меняющейся ситуации \ постоянно вносимых изменений;
- нет 100-процентной вероятности того, что все услышанное \ рекомендованное на семинарах найдет свое отражение в практике работы учителя.
Чтобы как-то минимизировать возможные риски, необходимо:
1.Постоянно отслеживать ситуацию, связанную с изменениями нормативно-правовой базы (разного уровня) и дорожной карты введения ФГОС.
2.Проводить мониторинг успешности освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Выявлять и решать возникающие проблемы.
3.Методическим объединениям школы планировать и проводить заседания по теме «Преподавание предмета….. по ФГОС».
4.Планировать посещение \ взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий с последующим анализом по разработанной схеме.
5.Помочь найти «точку» мотивации работы по ФГОС для педагогов группы «риска».
7.Дальнейшее развитие проекта.
В 2016-2017 учебном году завершается введение ФГОС ООО для школ, работающих в пилотном режиме. Данный образовательный проект может быть использован (с внесенными изменениями \ сокращениями) для подведения итогов работы по введению ФГОС ООО например, в рамках методической недели в школе. Больший акцент при этом следует поставить на практике преподавания и достигнутых результатах.
Проект «ФГОСоведение» может быть полностью использован для вновь прибывших \ молодых специалистов в форме индивидуального образовательного маршрута. Материалы изучаются под руководством тьютора (руководителя ШМО, опытного педагога – наставника или завуча).
Есть возможность «поделиться» проектом с другими образовательными учреждениями на страницах Интернета, в профессиональных сообществах, на курсах \ семинарах повышения квалификации.
И последнее, структура данного образовательного проекта может быть использована для создания нового проекта изучения и введения ФГОС на уровне среднего общего образования.
Библиографический список
Электронные ресурсы:
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ // «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа:
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.edu.ru/index.php?page_id=5&topic_id=5&sid=11024
План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы /