Индивидуальный образовательный маршрут при изучении истории в рамках ФГОС
Индивидуальный образовательный маршрут при изучении истории в рамках ФГОС
Презентация поможет учителю при составлении индивидуального образовательного маршрута для учащихся 5-х классов. В презентации представлены этапы работы учителя при составлении ИОМ. 1-й этап - диагностический, 2-й этап - практический (составление плана работы), 3-й этап - коррекционный, 4 -й этап - итоговый. В презентации представлен "листок достижений", который использует учитель в своей работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный образовательный маршрут при изучении истории в рамках ФГОС»
Из опыта работы учителя
Индивидуальный образовательный маршрут при изучении истории Древнего мира в условиях ФГОС
МКОУ Шелаевская СОШ
учитель истории 1 кат.
Бахар Татьяна Михайловна
Цель индивидуального образовательного маршрута:
содействие самоопределению личности, создание условий для ее реализации;
воспитание гражданственности и любви к истории;
ликвидация пробелов знаний по предмету;
повышение уровня учебной мотивации;
Учебный материал маршрута должен обеспечить:
возможность оценивать происходящие исторические события;
овладеть специальными умениями:
–выделять главную мысль текста, составлять план по тексту;
–описывать события, объяснять их, используя исторические примеры;
–сравнивать и делать выводы ;
–анализировать исторические документы.
Индивидуальный образовательный маршрут- специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях и универсальных учебных действиях учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.
ИОМ
это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе его обучения. Причин для обучения детей по индивидуальному образовательному маршруту бывает много. Индивидуальный образовательный маршрут может разрабатываться для слабого ученика и для сильного ученика.
Сильный ученик может в виду болезни или других причин пропускать уроки, его знания нужно привести в норму и ликвидировать пробелы.
У слабого ребенка нужно постоянно поддерживать интерес, мотивацию, ситуацию успеха.
Индивидуальный образовательный маршрут может быть коротким и длинным.
У слабого ученика маршрут может быть рассчитан на весь учебный год, а сильному ученику бывает достаточно нескольких недель или месяцев.
Индивидуальный образовательный маршрут
реализуется через различные формы организации деятельности учащихся:
занятие в классе
домашние задания
самостоятельное изучение параграфа
При закреплении или повторении изученного материала детям выдаются индивидуальные задания :
тренажеры, карточки.
Дети работают самостоятельно, затем работа проверяется и оценивается.
Все занятия и оценки фиксируются в журнале индивидуального - маршрута, который составляет учитель и его заполняет.
Учителем разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, который становится персональным индивидуальным путем реализации личностного потенциала ученика в образовании.
Сроки реализации ИОМ: 1год.
Работа с ИОМ включает в себя несколько этапов:
I этап – диагностический
Здесь предстоит выполнить объём работы по изучению уровня развития ребёнка.
Цель: углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.
1-й этап – диагностический
АНКЕТА
1.Учиться в школе мне: а) интересно; б) не интересно; в) не знаю.
2.Нравится ли тебе предмет история?
А) да
Б) нет
В) не знаю
3. Я хожу в школу, потому что: а) мне нужны знания; б) люблю общаться с друзьями; в) это требование родителей.
4. Мои любимые предметы:
_______________________________________
5. Я испытываю затруднения в изучении истории, потому что:
«Изучение учебной мотивации и отношение к учебному предмету»
1.Утром я просыпаюсь с мыслью:
а) «Ура! Сегодня будет история»
б) «Сегодня я не хочу идти в школу, потому что сегодня в расписании стоит урок истории
в) «Я болею и не пойду в школу, а это значит, что я не получу плохую отметку по истории
2.Домашнее задание я делаю по истории так:
а) совершенно самостоятельно.
б) обращаюсь за помощью к взрослым.
в) под контролем родителей.
г) от случая к случаю.
д) не делаю никогда.
3.Для того чтобы хорошо учиться, нужно …
а)иметь интерес к предмету.
б)иметь способность к предмету.
в) хорошо работать на уроке.
г)иметь хорошие отношения с педагогом.
4.Когда я получаю плохую отметку по истории , то …
а) стараюсь тут же её исправить.
б)стараюсь исправить ее на следующем уроке.
в)меня оставляют на индивидуальное занятие
Изучение учебно-познавательных интересов учащихся
Для оценки уровня школьной мотивации может быть использована краткая анкета по вопросам, отражающим отношение детей к школе, к учебному процессу, их эмоциональные реакции на школьную ситуацию по трехбалльной системе:
-Тебе нравится на уроке истории?
- Ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
-Если бы у тебя был выбор, ты пошел бы в школу или остался дома?
- Тебе нравится, когда отменяют уроки истории?
-Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
- Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- Ты часто рассказываешь о школе своим родителям?
-Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- У тебя много в классе друзей?
-Тебе нравятся твои одноклассники?
Ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе, оценивается в три балла, нейтральный ответ - в один балл, ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в ноль баллов.
На основании результатов анкетирования устанавливается пять уровней школьной мотивации:
высокий (25-20 баллов);
хороший (20-24 балла);
средний (положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеурочной деятельностью) (15-19 баллов);
Изучение учебно-познавательных интересов учащихся к предмету
Для того, чтобы определить сформированность познавательных УУД, я пользуюсь технологической картой мониторинга. Общеучебные УУД определяются с помощью наблюдения, логические действия- тест на развитие логических операций, задания проблемно-поискового характера определяют как ребенок ориентируется в тексте, учебнике (особенно при решении кроссвордов, самостоятельно составить кроссворд наоборот и т.д.)
Сформированность познавательных УУД
В своём классе я веду ИОМ на каждого ученика, что позволяет увидеть пробелы в знаниях. Если ошибок нет лист просто фиксирует результаты работы. Со слабыми учащимися работа ведется еженедельно по основным предметам. Дети выполняют задания самостоятельно, получают задания домой.
В случае снижения уровня обученности ученика выявляются причины снижения успеваемости и определяется зона ближайшего развития.
В случае повышения качества знаний – разрабатывается программа развития повышенной сложности.
Журнал пробелов знаний
Исходя из выявленных причин низкой успеваемости учащихся, определяю следующие направления ИОМ:
- ликвидация общего отставания по программе;
- развитие речи;
- формирование УУД .
Нужно обратить внимание на создание ситуации успеха, перед ребенком ставить доступные по трудности задачи и небольшие по объему.
Тематическое планирование ИОМ определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
- работа с консультантами(учитель, «сильный» ученик ,
- выбор “своего” домашнего задания,
- темы творческой работы(составить рассказ , описание, нарисовать, выполнить поделку).
По результатам диагностики для сильных учеников определяю следующие направления ИОМ:
- развитие одаренности;
- раскрытие творческого потенциала;
- формирование УУД .
Творческие задания
III этап – коррекционный
Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуально-образовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов или темы (если ученик не усвоил материал, то дать рекомендации родителям)
IV этап - итоговый
Цель: анализ и оценка результатов на основе сопоставления предполагаемых результатов с полученными.
Задачи:
Проведение диагностических работ.
Сопоставление результатов с предыдущими.
Результаты мониторинга личностного развития
Результаты мониторинга сформированности познавательных универсальных учебных действий
Результаты мониторинга успешности обучения
фиксирую в Листок достижений
Если проблемы ликвидированы - маршрут закрывается, если нет - работа продолжается.
Листок достижений
Работая по индивидуальному образовательному маршруту, у слабых учеников ликвидируются пробелы в знаниях по учебным предметам, у сильных учеников происходит расширение образовательного поля по учебному предмету
В результате работы с индивидуальными образовательными маршрутами моих учеников
- повысился уровень личностного развития учащихся;
-наблюдается положительная динамика качества обучения: