Просмотр содержимого документа
«Составление индивидуального образовательного маршрута для детей с задержкой психического развития с использованием КИМП»
Составление индивидуального образовательного маршрута для детей с задержкой психического развития с использованием КИМП
Индивидуальный образовательный маршрут – это структурированная программа действий воспитанника с педагогами на определенном этапе обучения, которая определяется образовательными потребностями и индивидуальными особенностями развития воспитанника, а также содержанием стандарта дошкольного образования.
ИОМ для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
ИОМ для детей, имеющих трудности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования в силу недостаточного развития познавательных процессов;
ИОМ для детей с опережающими темпами развития (общая или специальная одаренность);
ИОМ для детей «группы риска», нуждающихся в коррекции поведения и/или эмоционально-волевой сферы;
ИОМ для детей с соматической ослабленностью (повышенная утомляемость, сниженная работоспособность, частые заболевания в адаптационный период и др.)
ИОМ в частности для детей с ОВЗ составляется как раз в рамках Адаптированной Основной Образовательной Программы детского сада для конкретной категории детей, поскольку ответственность всех педагогов перед родителями (законными представителями) – обеспечить развитие их ребенка в соответствии с заключенным с ним договором.
Принципы проектирования и реализации ИОМ :
Соотнесение уровня актуального развития и зоны ближайшего развития конкретного ребёнка (диагностика возможностей ребёнка поможет педагогу грамотно устанавливать задачи ближайшего развития);
Опора при проектировании ИОМ на социальную ситуацию развитию ребёнка, которая проясняется и фиксируется на этапе сбора семейного, социального и медицинского анамнеза;
Избегание прямого оценочного подхода и сравнения достижений ребёнка с усреднённой групповой или возрастной нормой;
Организация согласованности в работе группы сопровождения (в реализации ИОМ для ребёнка с ОВЗ данный принцип имеет решающие значение);
Системность и непрерывность сопровождения на всех этапах реализации ИОМ;
Создание специального образовательного пространства, соответствующего образовательным потребностями конкретного ребёнка;
Использование поддерживающей ребёнка модели взаимодействия, которая воплощает в себе процесс совместного (педагог-ребёнок-семья) определения личных интересов ребёнка, его целей, возможностей и путей самостоятельного достижения желаемых результатов;
Профессиональная гибкость педагогов в применении методов и форм педагогического воздействия, поддержка собственной инициативы ребёнка и создание ситуации успеха.
Принципы проектирования и реализации ИОМ для всех категорий детей практически одинаковы (далее по слайду).
На сегодняшний день отсутствует единая утвержденная нормативными документами ИОМ.
КИМПКонструктор для создания индивидуального образовательного маршрута и программыдля дошкольников с ОВЗ
Конструктор разработан на основе ФЗ №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г.), писем Министерства образования и науки Российской Федерации №27/2722-6 (от 03.04.2003), №АФ-150/06 (от 18.04.2008), №06-1216 (от 24.09.2009), №ИР-535/07 (от 7.06.2013), №07-ПГ-МОН-25486 (от 21 июня 2017), Примерных АООП для детей с ОВЗ раннего и дошкольного возраста, Приказа Минтруда России от 13.06.2017 №486н и др. Это документы, определяющие необходимость и специфику разработки индивидуальных АОП, маршрутов и программ, СИПР для детей с ОВЗ.
Программа для:
создания индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ;
формирования образовательных программ для детей с ОВЗ;
мониторинга успеваемости детей.
Разработка индивидуальной адаптированной образовательной программы осуществляется на основе Примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей с ОВЗ, представляет собой интегрированную форму описания индивидуального образовательной маршрута и индивидуальной образовательной программы.
КИМП — конструктор индивидуальных маршрутов и образовательных программ для детей с ОВЗ. С помощью него вы составите документ со всеми составляющими работы с дошкольником в течение года: общими сведениями, спецификой маршрута, индивидуальной образовательной программой, программой работы с семьей и мониторингом индивидуального развития.
Он подходит для работы с дошкольниками с нарушениями эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, речи, интеллекта, слуха и зрения, множественными нарушениями в развитии и другими проблемами.
Адаптация конструктора к вашему выбору
В начале работы вы выбираете основные характеристики: в какой группе занимается ребенок, какое заключение поставили в ПМПК, к какой категории ОВЗ относится ребенок и другие общие вопросы.
На основе ваших отметок Конструктор формирует следующие блоки. Например, если вы отметили, что ребенок инвалид, то появится блок про медицинскую интеграцию. А если ребенок с ЗПР, то у него этого блока не будет.
Также сужается выбор ответов на вопросы. Для ребенка с РАС вы выбираете программу обучения из одного списка программ, для ребенка с ТНР — из другого. Вы просматриваете меньше вариантов, а значит, экономите время и не сделаете случайных ошибок.
Мониторинг индивидуального развития
Мониторинг создан на основе целевых ориентиров ФГОС и ПрАООП для разных категорий детей с ОВЗ. Он разбит по возрасту, образовательному направлению и времени оценки. У возраста три категории : достижения в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте. Направлений пять: социально-коммуникативное, речевое, познавательное, художественно-эстетическое и физическое развитие. Время оценки: на начало года, середину и конец.
Вы заносите оценки ребенка, и в результате получаете динамику развития за весь период образовательной программы в разных срезах.
Быстрое формирование программы Программу не надо заполнять вручную. У большинства вопросов есть варианты ответов, вы выбираете их щелчком мышки.
Создание шаблонов В Конструкторе можно создавать шаблоны с ответами по общим вопросам. Дополните их ответами про индивидуальные особенности ребенка и получите готовую программу. Шаблоны сэкономят много времени, ведь вы не будете каждый раз заново отвечать на одни и те же вопросы.
Список педагогов В Конструкторе можно отмечать специалистов, которые работают с детьми. Для этого вы один раз создаете профиль педагога и потом «назначаете» его любому количеству детей.
Успеваемость группы детей У каждого педагога формируется график динамики обучаемости, воспитуемости и социализации ребенка. Таким образом, вы сможете наглядно представить групповой и индивидуальный мониторинг развития детей.
Легкое изменение программы В любое время вы можете изменить, добавить или убрать любые пункты. Для этого не надо переписывать всю программу.
Сохранение и печать результатов Готовую программу можно распечатать или сохранить как файл в формате docx.
В программу попадут только заполненные пункты.
Структура первого раздела КИМП:общие сведения
Данные о ребенке
Психолого-педагогическая характеристика
Заключение и рекомендации ПМПК
Общие задачи на период реализации ИОМ и ИОП
Сведения о включении в образовательный процесс (группе)
Структура второго раздела КИМП:индивидуальный образовательный маршрут
Модуль 2.2.
Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса
Модуль 2.1. Создание «безбарьерной» среды
Чем можно дополнить?
Описанием социальных условий пребывания
ребенка в инклюзивной группе
Модуль 2.3. Интеграция с медицинским направлением индивидуальной программы абилитации (ИПРА)
Структура третьего раздела КИМП:индивидуальная образовательная программа
3.3. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП
Модуль 3.2. Интерактивное сопровождение программ
Модуль 3.1. Комплексирование программ
Комплекс интерактивных игр и упражнений
Этапы и задачи (планирование работы)
3.4. Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения
Мониторинг развития
Чем можно дополнить?Планами работы логопеда, дефектолога, психолога
Этапы реализации индивидуальной АОП
Психолого-педагогическая характеристика
Задачи развития по образовательным областям, в соответствии с АООП
Промежуточный мониторинг
Целевые ориентиры АООП
Итоговый мониторинг
Комплекс интерактивных игр и упражнений
В распечатанном тексте индивидуальной АОП можно заменять примерные задачи на другие, в соответствии с рабочими программами специалистов и воспитателей и ООП (АООП) дошкольной группы.
В КИМП они сформулированы на основе целевых ориентиров из соответствующих примерных АООП.
Можно заменять список интерактивных игр «Мерсибо» на другие комплексы дидактических и развивающих игр и упражнений.
Структура четвертого раздела КИМП:программа сотрудничества с семьей
Сроки и ответственные
Задачи
Мероприятия
Структура пятого раздела КИМП:мониторинг индивидуального развития