Источники выработки мировоззрения: античная философия, Ф.Бэкон, Ф.Рабле. Основные педагогические идеи: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система. Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.
Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени.
В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убеждён в том, что разум человека способен охватить всё, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далёкому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация" Ян Амос Каменский"»
Ян Амос Каменский чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы — Дата и место рождения: 28 марта 1592 г., Нивнице, Чехия Дата и место смерти: 15 ноября 1670 г. (78 лет), Амстердам, Республика Соединённых провинций Полное имя: Jan Amos Komenský Чем известен: «Отец педагогики »
Заповеди воспитания
1. Добродетели должны быть внедряемы юношеству все, без исключения. Из того, что правильно и честно, именно ничего нельзя исключить, не вызывая пробелов и нарушения гармонии.
2. Основные добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость.
3. Мудрость юноши должны почерпать из хорошего наставления, изучая истинные различия вещей и их достоинство. Ибо истинное суждение о вещах есть истинная основа всякой добродетели.
4. Умеренности пусть обучается на протяжении всего времени обучения, привыкая соблюдать умеренность в пище и питье, в сне и бодрствованном состоянии, в работе и в играх, в разговоре и молчании. Ничего сверх меры, т.е. никогда и ни в чем не доходить до пресыщения и отвращения.
5. Мужеству пусть они учатся, преодолевая самих себя, сдерживая свое влечение к излишней беготне или игре вне или за пределами положенного времени, в обуздывании нетерпеливости, ропота, гнева. Основой этого должна быть привычка поступать во всем обдуманно, ничего не делать под влиянием увлечения или порыва.
6. Справедливости учатся, никого не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность.
7. Особенно необходимые юношеству виды мужества: благородное прямодушие и выносливость в труде. Добродетель развивается посредством дел, а не посредством болтовни.
8. Благородное прямодушие достигается частым общением с благородными людьми и исполнением на их глазах всевозможных поручений.
9. Привычку к труду юноши приобретут в том случае, если постоянно будут заняты каким-либо серьезным или занимательным делом. Даже в забавах можно научиться тому, что впоследствии принесет при случае серьезную пользу. Но так как все нужно усваивать путем практики, то и труду тоже надо учиться посредством труда. 10. Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель - готовность услужить другим и охоту к этому. 11. Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой. Много значит привычка, приобретенная с юных лет, так как "долго будет хранить сосуд тот запах, которым пропитался с первого раза". 12. Добродетелям учатся, постоянно осуществляя честное. Дети легко учатся бегать - бегая; говорить - занимаясь разговором; писать - упражняясь в письме и пр. Таким же образом они научатся послушанию - послушанием, воздержанию - воздержанием, правдивости - говоря правду, настойчивости - действуя настойчиво и пр. Лишь бы только не было недостатка в тех, кто словом и делом показывал бы пример.
13. Пусть постоянно сияют перед нами примеры порядочной жизни родителей, учителей, сотоварищей. Ведь дети - это обезьяны: что бы они ни видели - хорошее или дурное, они стремятся этому подражать даже без всякого внешнего побуждения. Пусть прежде всего сами родители строго блюдут домашнюю дисциплину, а учителя пусть будут самые лучшие из людей, выдающиеся своей нравственностью, - вот наиболее действенное средство к тому, чтобы побудить учеников к самой честной жизни. 14. Однако нужно примеры сопровождать наставлениями и правилами жизни для того, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание. 15. И самым тщательным образом нужно оберегать детей от общества испорченных людей, чтобы они не заразились от них. Ведь вследствие испорченности нашей природы зло распространяется легче и держится упорнее. Поэтому всячески нужно предохранять молодежь от всех поводов к нравственной испорченности, как, например, дурных товарищей, развращенных речей, пустых и бессодержательных книг (ибо примеры пороков, воспринятые глазами или ушами, есть яд для души) и, наконец, безделья, чтобы дети от безделья не научились делать дурное или не отупели умственно. 16. Для противодействия дурным нравам совершенно необходима дисциплина. Ян Амос КОМЕНСКИЙ, из книги "Великая дидактика", 1638 год