kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение игровых технологий на уроках 
русского языка и литературы
Учитель русского языка и литературы первой категории Мухамадиева Гульнур Калинуровна

Пояснительная записка.
Мастер-класс «Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы».
Цель:
1.Презентация опыта работы по применению игровых технологий на уроках русского языка и литературы.
Задачи:
1.Научить педагогов использовать игровые формы и методы на уроках.
2.Познакомить педагогов с этапами проведения мастер-класса.

Этапы мастер-класса:
-коллективная работа в микрогруппах
-имитационные игры
-демонстрационные игры
- разработка элемента урока с применением игровой технологии
- рефлексия
- раздаточный материал для присутствующих.


Ход мастер-класса.
(Присутствующие рассаживаются за столы, разделившись  на 2- 3 микрогруппы) 
 Учитель: Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на моем мастер — классе. Я Мухамадиева Гульнур Калинуровна, преподаю урок русского языка и литературы, стаж моей работы — 14 лет.
Я рассказала вам немного о себе, а теперь я предлагаю вам познакомиться с помощью этого мячика, в чьи руки он попадет тот представляет всем присутствующим себя  так как ему нравится. 
(игра « Мячик »).
  Слайд № 1. ( Картинки: различные виды игры (игра на пианино, гитаре, в теннис, в футбол, игра в песке, с игрушками).
  Как вы думаете, что общего между этими картинками? Назовите ключевое слово. (ИГРА).
 Верно. А посредством чего мы с вами сегодня получили некоторую информацию о каждом здесь присутствующем? ( с помощью игры)
Скажите, значит можно  играя давать знания?
 Так вот сегодня я попытаюсь на своем мастер — классе презентовать вам опыт использования игровых технологий на уроках.
Слайд № 2. (тема мастер — класса)
(рефлексия «Яблоня ожиданий»)
 Я предлагаю сейчас каждому на этих яблочках написать свои ожидания по данной теме мастер — класса. На одном яблоке одно ожидание (5 — 7 штук).
  Слайд № 3.  (К.Д. Ущинский).
Константин Дмитриевич Ушинский считал: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным — вот задача первоначального обучения».
Работая в с детьми, испытывающими затруднения в получении знаний,  наблюдая за жизнью и поведением своих обучающихся, мне приходится чаще задумываться о том, что доставило бы им радость. Одним из средств сохранения и получения радости во время серьезного и нелегкого учебного процесса является игра.
 Я считаю, что использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес  к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. 
 Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние.
  Слайд № 4. (школа Древней Греции, древний римлянин).
 Само слово «школа» в переводе с древнегреческого означает «досуг», а учитель в Риме, обучавший основам знаний, назывался «magistes Ludi», т.е. «учитель игр».
  Слайд № 5. (Я.А.Каменский)
  Проблема занимательности берет свое начало с Яна Амоса Каменского. Он не вводил этого понятия, но писал, что образование должно возбуждать «интерес к знанию и охоту к учению». 
  Слайд № 6.
 В начале своей педагогической деятельности я поставила перед собой такие вопросы:
1.     Как сделать так, чтобы сохранить интерес обучающихся к предмету с первого до последнего урока?
2.     Как создать атмосферу поиска и творчества на уроке?
3.     Как сделать так, чтобы учиться детям было интересно?
   Уже первые мои уроки показали, что игровой метод обучения, достаточно интересен и эффективен в учебной деятельности обучающихся.
  Данный метод можно использовать на любой ступени обучения и на разном уровне сложности в соответствии с возрастными и умственными способностями обучающихся.
Слайд № 7. 
Девизом  моей педагогической деятельности стало: “Единственный путь, 
 ведущий к знанию –  деятельность» Бернад Шоу.
 Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.
 Слайд № 8. 
Но при использовании игровых технологий очень важно соблюдать некоторые условия:
1.     Соответствие игры учебно — воспитательным целям урока;
2.     Доступность для обучающихся данного возраста;
3.     Умеренность в использовании игр на уроках.
  Слайд № 9.
 Все знают, что по форме использования на уроке и содержанию игры делятся на настольные, дидактические, подвижные, деловые, интеллектуальные, интерактивные.
 Но более подробно мне хотелось бы остановиться на дидактических играх, которые я  использую при развитии связной речи обучающихся.
Находясь в постоянном поиске, стараюсь подходить творчески к учебному процессу, я, как педагог, хочу видеть в каждом своем ученике будущего писателя, художника или просто доброго, любящего человека. Стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому. 
 Игры и игровые задания дидактического характера я классифицировала по следующим разделам:
 Слайд № 10, 11 
I. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм.
«Составь текст и озвучь его»
«Пригласи на обед»
«В эфире - новости »
«Конкурс докторов»
«Спортивный комментарий»
«Расшифруйте анаграммы»
Мы с вами проведём имитационную игру.
Мои ученики уже знают, что если какое — либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называют анаграммами (греч. «ана» - пере, «грамма» - буква): например: «липа» - «пила». 
Условие: участники игры, разделившись на команды, могут загадывать друг другу анаграммы, назначая или штрафы проигравшим, или очки выигравшим. Командный, состязательный элемент игры усилит осваиваемую школьниками словесно — игровую ситуацию.
(раздать на столы напечатанные слова)
 Задание: придумайте новые слова, состоящие из этих же букв, но в другом порядке:  армия (Мария, мир), автор (товар, отвар, вор), образ (бор, роза, раб), слово (волос, вол), чувство (ус, вот). Как вы думаете чему может способствовать данная игра? 
( развивать находчивость, смекалку, логику у учащихся; - развитие речи учащихся; - сплочение коллектива; - развитие коллективизма у учащихся; - воспитания у учащихся чувство языка)
 Слайд № 12, 13, 14    
II. Лексико — фразеологические игры.
«Собери фразеологизм»
«Аукцион»
«Угадай слово по его описанию»
«Собери гирлянду»
(имитируем игру с присутствующими)
(блестит, от, разноцветным, снег, огнём, солнца, полотном, снег, и домах, лежит, на, дворах, скакал, зайка, ёлочкой, беленький, под, трусишка)
Вам необходимо соединить правильно слова.
При выполнении этого задания мы повторяли правописание предлогов с существительными в Т.п.
«Правильное словосочетание»
Наслаждаться природа. Пролетать поле. Скакал ёлочка. Поздравить праздник. Пойти вода. Волноваться встреча
Слайд № 15, 16, 17
 III. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.
«Мягкая посадка»
«Третий лишний»
«По щучьему велению»
«Лингвистический футбол»
«Умный редактор»
«Справочное бюро»
«Диктант — шутка»
«Цифровой диктант»
«Классификация»
«Пропорция»
«Не повторяться»
«Противопоставления»
Игры со словом - «Кто больше?»
 Такие игры решают, как правило, предметные задачи: развитие орфографической зоркости, расширение словарного запаса, закрепление грамматических категорий. Эти игры занимают 5 — 7 минут и могут проводиться в любое время урока. Я использую их в качестве «речевой разминки»,  с них можно начинать практически каждый урок.
 Попробуем поиграть.
 Каждая группа по очереди называет предметы, обладающие каким — либо признаком, допустим, горячий — (чай, металл, сердце, руки, привет, поздравление и т.п.), голос, яблоко.
Подобные игры не только расширяют лексический запас, активизирует память, тренируют быстроту реакции, но и способствуют освоению такой нормы языка, как лексическая сочетаемость.
  Слайд № 18, 19
Результативность.
 Применяя на своих уроках игровые технологии я наблюдаю следующие результаты у моих учеников: 
     формируются такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;
     вырабатывается умение самостоятельно добывать знания  и применять их на практике;
     создается положительный морально — психологический климат в классе для развития личности учащихся;
     повышается уровень развития коммуникативных навыков обучающихся;
     в каждом классе выделяется группа обучающихся, у которых наблюдается высокий уровень сформированности устойчивой мотивации познания;
     развивается наблюдательность, умения видеть необычное в знакомых вещах.
  
   Таким образом, игровые технологии в учебном процессе обладают большими возможностями для дальнейшего формирования и активизации у обучающихся умений и навыков творческой мыслительной, познавательной деятельности.
 Слайд № 20.
 Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут, и который  они призваны изменить.
Слайд № 21.
Рефлексия 
 А сейчас я предлагаю вам зачитать вслух свои ожидания, которые вы описали  в начале мастер — класса на яблочках.
(если ожидание совпадает, то яблоко крепиться на яблоню, затем выясняется — какие яблочки остались несобранными).
Данный вид рефлексии в игровой форме вы так же можете использовать на своих уроках занятиях при изучении новой темы.
Спасибо за внимание!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы»

Применение игровых технологий на уроках

русского языка и литературы

Учитель русского языка и литературы первой категории Мухамадиева Гульнур Калинуровна


Пояснительная записка.

Мастер-класс «Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы».

Цель:

1.Презентация опыта работы по применению игровых технологий на уроках русского языка и литературы.

Задачи:

1.Научить педагогов использовать игровые формы и методы на уроках.

2.Познакомить педагогов с этапами проведения мастер-класса.


Этапы мастер-класса:

-коллективная работа в микрогруппах

-имитационные игры

-демонстрационные игры

- разработка элемента урока с применением игровой технологии

- рефлексия

- раздаточный материал для присутствующих.

















Ход мастер-класса.

(Присутствующие рассаживаются за столы, разделившись на 2- 3 микрогруппы)

Учитель: Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на моем мастер — классе. Я Мухамадиева Гульнур Калинуровна, преподаю урок русского языка и литературы, стаж моей работы — 14 лет.

Я рассказала вам немного о себе, а теперь я предлагаю вам познакомиться с помощью этого мячика, в чьи руки он попадет тот представляет всем присутствующим себя так как ему нравится.

(игра « Мячик »).

Слайд № 1. ( Картинки: различные виды игры (игра на пианино, гитаре, в теннис, в футбол, игра в песке, с игрушками).

Как вы думаете, что общего между этими картинками? Назовите ключевое слово. (ИГРА).

Верно. А посредством чего мы с вами сегодня получили некоторую информацию о каждом здесь присутствующем? ( с помощью игры)

Скажите, значит можно играя давать знания?

Так вот сегодня я попытаюсь на своем мастер — классе презентовать вам опыт использования игровых технологий на уроках.

Слайд № 2. (тема мастер — класса)

(рефлексия «Яблоня ожиданий»)

Я предлагаю сейчас каждому на этих яблочках написать свои ожидания по данной теме мастер — класса. На одном яблоке одно ожидание (5 — 7 штук).

Слайд № 3. (К.Д. Ущинский).

Константин Дмитриевич Ушинский считал: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным — вот задача первоначального обучения».

Работая в с детьми, испытывающими затруднения в получении знаний, наблюдая за жизнью и поведением своих обучающихся, мне приходится чаще задумываться о том, что доставило бы им радость. Одним из средств сохранения и получения радости во время серьезного и нелегкого учебного процесса является игра.

Я считаю, что использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние.

Слайд № 4. (школа Древней Греции, древний римлянин).

Само слово «школа» в переводе с древнегреческого означает «досуг», а учитель в Риме, обучавший основам знаний, назывался «magistes Ludi», т.е. «учитель игр».

Слайд № 5. (Я.А.Каменский)

Проблема занимательности берет свое начало с Яна Амоса Каменского. Он не вводил этого понятия, но писал, что образование должно возбуждать «интерес к знанию и охоту к учению».

Слайд № 6.

В начале своей педагогической деятельности я поставила перед собой такие вопросы:

  1. Как сделать так, чтобы сохранить интерес обучающихся к предмету с первого до последнего урока?

  2. Как создать атмосферу поиска и творчества на уроке?

  3. Как сделать так, чтобы учиться детям было интересно?

Уже первые мои уроки показали, что игровой метод обучения, достаточно интересен и эффективен в учебной деятельности обучающихся.

Данный метод можно использовать на любой ступени обучения и на разном уровне сложности в соответствии с возрастными и умственными способностями обучающихся.

Слайд № 7.

Девизом моей педагогической деятельности стало: “Единственный путь,

ведущий к знанию – деятельность» Бернад Шоу.

Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.

Слайд № 8.

Но при использовании игровых технологий очень важно соблюдать некоторые условия:

  1. Соответствие игры учебно — воспитательным целям урока;

  2. Доступность для обучающихся данного возраста;

  3. Умеренность в использовании игр на уроках.

Слайд № 9.

Все знают, что по форме использования на уроке и содержанию игры делятся на настольные, дидактические, подвижные, деловые, интеллектуальные, интерактивные.

Но более подробно мне хотелось бы остановиться на дидактических играх, которые я использую при развитии связной речи обучающихся.

Находясь в постоянном поиске, стараюсь подходить творчески к учебному процессу, я, как педагог, хочу видеть в каждом своем ученике будущего писателя, художника или просто доброго, любящего человека. Стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому.

Игры и игровые задания дидактического характера я классифицировала по следующим разделам:

Слайд № 10, 11

I. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм.

«Составь текст и озвучь его»

«Пригласи на обед»

«В эфире - новости »

«Конкурс докторов»

«Спортивный комментарий»

«Расшифруйте анаграммы»

Мы с вами проведём имитационную игру.

Мои ученики уже знают, что если какое — либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называют анаграммами (греч. «ана» - пере, «грамма» - буква): например: «липа» - «пила».

Условие: участники игры, разделившись на команды, могут загадывать друг другу анаграммы, назначая или штрафы проигравшим, или очки выигравшим. Командный, состязательный элемент игры усилит осваиваемую школьниками словесно — игровую ситуацию.

(раздать на столы напечатанные слова)

Задание: придумайте новые слова, состоящие из этих же букв, но в другом порядке: армия (Мария, мир), автор (товар, отвар, вор), образ (бор, роза, раб), слово (волос, вол), чувство (ус, вот). Как вы думаете чему может способствовать данная игра?

( развивать находчивость, смекалку, логику у учащихся; - развитие речи учащихся; - сплочение коллектива; - развитие коллективизма у учащихся; - воспитания у учащихся чувство языка)

Слайд № 12, 13, 14

II. Лексико — фразеологические игры.

«Собери фразеологизм»

«Аукцион»

«Угадай слово по его описанию»

«Собери гирлянду»

(имитируем игру с присутствующими)

(блестит, от, разноцветным, снег, огнём, солнца, полотном, снег, и домах, лежит, на, дворах, скакал, зайка, ёлочкой, беленький, под, трусишка)

Вам необходимо соединить правильно слова.

При выполнении этого задания мы повторяли правописание предлогов с существительными в Т.п.

«Правильное словосочетание»

Наслаждаться природа. Пролетать поле. Скакал ёлочка. Поздравить праздник. Пойти вода. Волноваться встреча

Слайд № 15, 16, 17

III. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.

«Мягкая посадка»

«Третий лишний»

«По щучьему велению»

«Лингвистический футбол»

«Умный редактор»

«Справочное бюро»

«Диктант — шутка»

«Цифровой диктант»

«Классификация»

«Пропорция»

«Не повторяться»

«Противопоставления»

Игры со словом - «Кто больше?»

Такие игры решают, как правило, предметные задачи: развитие орфографической зоркости, расширение словарного запаса, закрепление грамматических категорий. Эти игры занимают 5 — 7 минут и могут проводиться в любое время урока. Я использую их в качестве «речевой разминки», с них можно начинать практически каждый урок.

Попробуем поиграть.

Каждая группа по очереди называет предметы, обладающие каким — либо признаком, допустим, горячий — (чай, металл, сердце, руки, привет, поздравление и т.п.), голос, яблоко.

Подобные игры не только расширяют лексический запас, активизирует память, тренируют быстроту реакции, но и способствуют освоению такой нормы языка, как лексическая сочетаемость.

Слайд № 18, 19

Результативность.

Применяя на своих уроках игровые технологии я наблюдаю следующие результаты у моих учеников:

  • формируются такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;

  • вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

  • создается положительный морально — психологический климат в классе для развития личности учащихся;

  • повышается уровень развития коммуникативных навыков обучающихся;

  • в каждом классе выделяется группа обучающихся, у которых наблюдается высокий уровень сформированности устойчивой мотивации познания;

  • развивается наблюдательность, умения видеть необычное в знакомых вещах.

Таким образом, игровые технологии в учебном процессе обладают большими возможностями для дальнейшего формирования и активизации у обучающихся умений и навыков творческой мыслительной, познавательной деятельности.

Слайд № 20.

Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут, и который они призваны изменить.

Слайд № 21.

Рефлексия

А сейчас я предлагаю вам зачитать вслух свои ожидания, которые вы описали в начале мастер — класса на яблочках.

(если ожидание совпадает, то яблоко крепиться на яблоню, затем выясняется — какие яблочки остались несобранными).

Данный вид рефлексии в игровой форме вы так же можете использовать на своих уроках занятиях при изучении новой темы.

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы

Автор: Мухамадиева Гульнур Калинуровна

Дата: 29.08.2018

Номер свидетельства: 476603

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Доклад "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(67) "doklad-ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "174327"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424107555"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Роль игры на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(51) "rol-ighry-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "135413"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416919016"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(65) "ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "129681"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415734508"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Статья на тему «Новые современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(115) "stat-ia-na-tiemu-novyie-sovriemiennyie-piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "197660"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428274633"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Статья "Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(111) "stat-ia-primienieniie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "151858"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420773619"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства