kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Информационная сессия "Развитие познавательных интересов учащихся через интеграцию учебных предметов" из опыта работы учителя информатики Крапивницкой О.В.

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                            «Всё что находится во взаимной связи,                  должно преподаваться в такой же связи».

Ян Амос Каменский «Великая дидактика» 

Каждый учитель сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Мы понимаем, что мир един, что он пронизан многочисленными внутренними связями так, что задев какой-то важный вопрос нельзя не задеть множества других.

 В целях повышения эффективности преподавания  многих дисциплин, их воспитательной значимости большое значение имеет использование межпредметных связей, то есть введение в практику обучения интегрированных уроков. Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области. Интегрированные уроки сложные, объемные, требуют определенной подготовки учителя и учащихся.

Идеи интеграции в обучении берут свои начала в трудах великого дидакта Я.А.Каменского.

Роль информатики в системе образования возрастает с каждым годом, что обусловлено не только острой необходимостью формирования у учащихся целостного представления о мире, об общности информационных основ процессов управления в живой природе, обществе, технике, но и тем фактом, что для эффективного участия в производственной и общественной деятельности от современного специалиста требуется широкий кругозор, умение активно использовать стремительно развивающиеся информационные и коммуникационные технологии. Наряду с этим следует отметить, что интенсификация информационной деятельности в современном обществе настолько велика, что даже специалист, владеющий информационными технологиями на достаточно высоком уровне, не в состоянии справиться с существующими потоками информации. Из этого вытекает необходимость, обусловленная поиском путей воспитания разносторонней, творческой личности, способной реализовать свой творческий потенциал, как в собственных интересах, так и в интересах общества.

Требования к современному образованию заставляют всех участников учебного процесса развивать метапредметные навыки, осваивать новые технологии, применять полученные знания в нестандартных ситуациях.

Проведение интегрированных уроков в учебном процессе способствует развитию межпредметных связей, где информатика выступает в роли интегрирующей дисциплины. Урок, интегрированный с информатикой, преследует следующие задачи:

во-первых, отработать учебный материал, используя ПК для создания кроссвордов, графиков, игр, таблиц и схем;

во-вторых, изучить возможности различных компьютерных программ;

в-третьих, работа с электронным учебником (возможно дистанционное) с помощью специальных обучающих систем, где традиционные уроки по предмету заменяются самостоятельной работой учащихся с электронными информационными ресурсами.

Учащиеся активно применяют полученные на уроках информатики знания во всех школьных дисциплинах. Умеют пользоваться готовыми электронными продуктами, что позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, повышает качество обучения предмету; помогает отразить существенные стороны химических и биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; готовят мультимедийные презентации различной сложности, что позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде; используют ресурсы сети Интернет, которая несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

  1. целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;
  2. видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

Учащиеся умеют работать с интерактивной доской. Использование интерактивной доски и программного обеспечения SMART Board (ПО, предназначенное для интерактивной доски) делает занятия интересными и развивает мотивацию.
При использовании компьютера в учебном процессе учащийся становится полноправным его участником. Педагог не дает готовых знаний, но побуждает учеников к самостоятельному поиску.
Компьютерные средства позволяют обеспечить наилучшую реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях.
Широкое использование графических возможностей компьютера имеет большую прикладную направленность. 

Вашему вниманию представляю интегрированный урок информатики и математики.

Выполняя задания на уроках математики, ребенок не всегда может оценить правильность своего решения. В основном эту работу выполняет учитель. И в этом случае применение компьютерных технологий может помочь как учащемуся, так и учителю.

Учитывая трудности, которые испытывают учащиеся при прохождении многих тем, например, «Построение графиков функций», «Исследование функций», «Решение уравнений», на протяжении последних лет нами применяется система бинарных уроков и проектных работ, а также внеклассных мероприятий с целью повышения качества изучения данных тем.

При изучении темы «Функция» учащиеся впервые знакомятся с понятием функции и графика функции, учатся их строить. На интегрированном уроке алгебры и информатики по теме «Степенная функция» для моделирования использовался табличный процессор Excel. Урок был построен на основе проблемного обучения. Зафиксировав проблему, учащиеся самостоятельно строили план выхода из затруднительного положения. Для реализации данного плана ребята выбрали моделирование графика при помощи компьютера. Во время урока учащиеся строили графики функций с помощью электронных таблиц Excel. Затем исследовали свойства функции по построенным графикам. Электронные таблицы позволяют не только сделать выполнение заданий простым и доступным, но и сравнительно легко овладеть важными идеями математики. Такой вид заданий активизирует мыслительную деятельность школьника, заставляет осмысленно выполнять каждый этап работы от постановки цели до получения результата. В качестве примера представлена практическая часть проектной работы учащегося по теме «Построение графиков функций», являющаяся результатом системы интегрированных уроков по технологии «Два учителя в классе».

Приложение 1

После овладения навыками построения графиков как в бумажном, так и в электронном виде, можно переходить к исследованию функции. И здесь применение навыков, полученных на уроках информатики по теме «Электронные таблицы Excel», помогает учащимся оценить правильность выбора области определения, свойств функции, быстрого изменения параметров функции. Опыт работы по данной теме представлен интегрированным уроком «Функции вида «Корень n-ной степени из x», их свойства и графики».

Приложение 2

Поскольку график функции представляет собой графический способ решения уравнений, то следующим этапом является использование электронных таблиц при рассмотрении различных способов решения уравнений (аналитического, графического, численного). Если раньше приближенный метод решения уравнений был трудоемким в вычислительном плане, то теперь с использованием Excel, графическое и приближенное решение уравнений является более простым, практически значимым, наглядным, чем проведение сложнейших аналитических преобразований. Примером может служить презентация проектной работы группы учащихся 10 класса «Методы решения тригонометрических уравнений».

Приложение 3

 Опыт работы показывает практическую значимость предлагаемых разработок не только в рамках математики и информатики, но и при решении задач из других школьных дисциплин. Учащиеся выполняют аналогичные задания, связанные с физикой, химией, биологией, с прикладными задачами (например, предлагаемыми в ЕНТ). Систематизировав свои знания, ученик приходит к очевидному выводу, что таким образом можно решить уравнение любой сложности и типа, а также проверить правильность аналитического решения.

Интегрированный урок физики и информатики

Использование информационных технологий в процессе преподавания физики даёт то, что учебник дать не может; компьютер на уроке является средством, позволяющим обучающимся лучше познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения, способствуя развитию самостоятельности.

Фронтальные лабораторные работы и практикумы обеспечивают закрепление и развитие умений и навыков школьников в области использования средств ИКТ. В условиях лабораторной работы все ученики под моим руководством одновременно работают на своих рабочих местах с определенным программным средством, имеющим одно из следующих дидактических назначений:

- освоение нового материала (например, с помощью обучающей программы);

- закрепление нового материала, объясненного учителем (например, с помощью программы-тренажера);

- отработка операционных навыков (например, при работе в среде текстового или графического редактора);

- проверка усвоения полученных знаний (например, с помощью контролирующей программы).

 

Разработаны и включены в практику:

- уроки решения задач с применением компьютерных моделей (приложение 4);

- уроки, проводимые в нетрадиционной форме, например, урок – конференция, где компьютерные технологии применяются в комплексе с показом физических опытов и решения физических задач с применением программирования (приложение 5).

Использование исследований учащихся для выполнения самостоятельных дополнительных творческих заданий, таких как:

- составление и решение как графических, так и количественных задач на материале своих исследований;

- подбор, составление и решение задач на материале окружающей природы, современной техники;

- подготовка докладов и сообщений о развитии современной науки и техники и т.д.

Полученные на уроках навыки исследовательской работы, а также результаты работы на уроках физики используются учащимися на уроках информатики:

- создание программ решения задач на языке Турбо Паскаль,

- построение моделей физических процессов (явлений) при использовании ООП в приложении Microsoft Excel.

В дальнейшем учащиеся принимают участие в комплексных исследовательских работах.

Главной задачей использования компьютерных технологий в обучении школьников, на мой взгляд, является расширение интеллектуальных возможностей человека, с одной стороны, и умение пользоваться информацией, получать ее с помощью компьютера, с другой. И это немаловажно в наш информатизационный век!

Таким образом, можно увидеть, что использование средств ИКТ является одним из способов оптимизации учебного процесса за счет создания условий для организации активной самостоятельной учебной деятельности, для осуществления дифференцированного и индивидуализированного подхода при обучении школьников.

Применение компь­ютерной техники на наших уроках, вовсе не означает переноса всех уроков в компьютерный класс, владея информационными, мультимедийными технологиями, цифровыми ресурсами учащиеся успешно реализуют их в своей деятельности на других предметах.

Проведение интегрированных уроков с использованием информационных технологий оказывает высокое эмоциональное воздействие на учеников при изу­чении различных тем учебной программы, делает процесс обучения технологичнее и результативнее. Да, на этом пути есть трудности, есть ошибки, не избежать их и в будущем. Но есть главный успех - это горящие глаза учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. 

Интегрированные уроки нравятся детям, вызывают у них интерес к познанию, дают им много нового, полезного, в них содержится большой эмоциональный заряд. Интеграция смежных дисциплин – это определённая система в деятельности учителя, которая подразумевает конкретный результат, заключающийся в росте познавательной активности, в повышении уровня знаний, в изменении уровня интеллектуальной деятельности, в эмоциональном развитии учащихся. Кроме того, интеграция нескольких предметов является средством интенсификации урока, расширяет его информативную ёмкость, способствует развитию интереса к предметам, повышает творческий потенциал учащихся, а учитель помогает им встать на одну-две ступеньки выше в познании нового.

            Наблюдения, отзывы детей, учителей, родителей свидетельствуют об эффективности интегрированных уроков, они позволяют расти как ученикам, так и учителю. Такие уроки дают возможность детям постичь красоту человеческих отношений, развить коммуникативные, речевые умения, социальные установки, качества личности, а учитель может обоснованно судить о динамике интеллектуального развития всех учащихся в классе, о результативности своей педагогической деятельности.

 

Просмотр содержимого документа
«Информационная сессия "Развитие познавательных интересов учащихся через интеграцию учебных предметов" из опыта работы учителя информатики Крапивницкой О.В. »


«Всё что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».

Ян Амос Каменский «Великая дидактика» 

Каждый учитель сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Мы понимаем, что мир един, что он пронизан многочисленными внутренними связями так, что задев какой-то важный вопрос нельзя не задеть множества других.

В целях повышения эффективности преподавания многих дисциплин, их воспитательной значимости большое значение имеет использование межпредметных связей, то есть введение в практику обучения интегрированных уроков. Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области. Интегрированные уроки сложные, объемные, требуют определенной подготовки учителя и учащихся.

Идеи интеграции в обучении берут свои начала в трудах великого дидакта Я.А.Каменского.

Роль информатики в системе образования возрастает с каждым годом, что обусловлено не только острой необходимостью формирования у учащихся целостного представления о мире, об общности информационных основ процессов управления в живой природе, обществе, технике, но и тем фактом, что для эффективного участия в производственной и общественной деятельности от современного специалиста требуется широкий кругозор, умение активно использовать стремительно развивающиеся информационные и коммуникационные технологии. Наряду с этим следует отметить, что интенсификация информационной деятельности в современном обществе настолько велика, что даже специалист, владеющий информационными технологиями на достаточно высоком уровне, не в состоянии справиться с существующими потоками информации. Из этого вытекает необходимость, обусловленная поиском путей воспитания разносторонней, творческой личности, способной реализовать свой творческий потенциал, как в собственных интересах, так и в интересах общества.

Требования к современному образованию заставляют всех участников учебного процесса развивать метапредметные навыки, осваивать новые технологии, применять полученные знания в нестандартных ситуациях.

Проведение интегрированных уроков в учебном процессе способствует развитию межпредметных связей, где информатика выступает в роли интегрирующей дисциплины. Урок, интегрированный с информатикой, преследует следующие задачи:

во-первых, отработать учебный материал, используя ПК для создания кроссвордов, графиков, игр, таблиц и схем;

во-вторых, изучить возможности различных компьютерных программ;

в-третьих, работа с электронным учебником (возможно дистанционное) с помощью специальных обучающих систем, где традиционные уроки по предмету заменяются самостоятельной работой учащихся с электронными информационными ресурсами.

Учащиеся активно применяют полученные на уроках информатики знания во всех школьных дисциплинах. Умеют пользоваться готовыми электронными продуктами, что позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, повышает качество обучения предмету; помогает отразить существенные стороны химических и биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; готовят мультимедийные презентации различной сложности, что позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде; используют ресурсы сети Интернет, которая несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

  1. целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;

  2. видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

Учащиеся умеют работать с интерактивной доской. Использование интерактивной доски и программного обеспечения SMART Board (ПО, предназначенное для интерактивной доски) делает занятия интересными и развивает мотивацию.
При использовании компьютера в учебном процессе учащийся становится полноправным его участником. Педагог не дает готовых знаний, но побуждает учеников к самостоятельному поиску.
Компьютерные средства позволяют обеспечить наилучшую реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях.
Широкое использование графических возможностей компьютера имеет большую прикладную направленность. 

Вашему вниманию представляю интегрированный урок информатики и математики.

Выполняя задания на уроках математики, ребенок не всегда может оценить правильность своего решения. В основном эту работу выполняет учитель. И в этом случае применение компьютерных технологий может помочь как учащемуся, так и учителю.

Учитывая трудности, которые испытывают учащиеся при прохождении многих тем, например, «Построение графиков функций», «Исследование функций», «Решение уравнений», на протяжении последних лет нами применяется система бинарных уроков и проектных работ, а также внеклассных мероприятий с целью повышения качества изучения данных тем.

При изучении темы «Функция» учащиеся впервые знакомятся с понятием функции и графика функции, учатся их строить. На интегрированном уроке алгебры и информатики по теме «Степенная функция» для моделирования использовался табличный процессор Excel. Урок был построен на основе проблемного обучения. Зафиксировав проблему, учащиеся самостоятельно строили план выхода из затруднительного положения. Для реализации данного плана ребята выбрали моделирование графика при помощи компьютера. Во время урока учащиеся строили графики функций с помощью электронных таблиц Excel. Затем исследовали свойства функции по построенным графикам. Электронные таблицы позволяют не только сделать выполнение заданий простым и доступным, но и сравнительно легко овладеть важными идеями математики. Такой вид заданий активизирует мыслительную деятельность школьника, заставляет осмысленно выполнять каждый этап работы от постановки цели до получения результата. В качестве примера представлена практическая часть проектной работы учащегося по теме «Построение графиков функций», являющаяся результатом системы интегрированных уроков по технологии «Два учителя в классе».

Приложение 1

После овладения навыками построения графиков как в бумажном, так и в электронном виде, можно переходить к исследованию функции. И здесь применение навыков, полученных на уроках информатики по теме «Электронные таблицы Excel», помогает учащимся оценить правильность выбора области определения, свойств функции, быстрого изменения параметров функции. Опыт работы по данной теме представлен интегрированным уроком «Функции вида «Корень n-ной степени из x», их свойства и графики».

Приложение 2

Поскольку график функции представляет собой графический способ решения уравнений, то следующим этапом является использование электронных таблиц при рассмотрении различных способов решения уравнений (аналитического, графического, численного). Если раньше приближенный метод решения уравнений был трудоемким в вычислительном плане, то теперь с использованием Excel, графическое и приближенное решение уравнений является более простым, практически значимым, наглядным, чем проведение сложнейших аналитических преобразований. Примером может служить презентация проектной работы группы учащихся 10 класса «Методы решения тригонометрических уравнений».

Приложение 3

Опыт работы показывает практическую значимость предлагаемых разработок не только в рамках математики и информатики, но и при решении задач из других школьных дисциплин. Учащиеся выполняют аналогичные задания, связанные с физикой, химией, биологией, с прикладными задачами (например, предлагаемыми в ЕНТ). Систематизировав свои знания, ученик приходит к очевидному выводу, что таким образом можно решить уравнение любой сложности и типа, а также проверить правильность аналитического решения.

Интегрированный урок физики и информатики

Использование информационных технологий в процессе преподавания физики даёт то, что учебник дать не может; компьютер на уроке является средством, позволяющим обучающимся лучше познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения, способствуя развитию самостоятельности.

Фронтальные лабораторные работы и практикумы обеспечивают закрепление и развитие умений и навыков школьников в области использования средств ИКТ. В условиях лабораторной работы все ученики под моим руководством одновременно работают на своих рабочих местах с определенным программным средством, имеющим одно из следующих дидактических назначений:

- освоение нового материала (например, с помощью обучающей программы);

- закрепление нового материала, объясненного учителем (например, с помощью программы-тренажера);

- отработка операционных навыков (например, при работе в среде текстового или графического редактора);

- проверка усвоения полученных знаний (например, с помощью контролирующей программы).



Разработаны и включены в практику:

- уроки решения задач с применением компьютерных моделей (приложение 4);

- уроки, проводимые в нетрадиционной форме, например, урок – конференция, где компьютерные технологии применяются в комплексе с показом физических опытов и решения физических задач с применением программирования (приложение 5).

Использование исследований учащихся для выполнения самостоятельных дополнительных творческих заданий, таких как:

- составление и решение как графических, так и количественных задач на материале своих исследований;

- подбор, составление и решение задач на материале окружающей природы, современной техники;

- подготовка докладов и сообщений о развитии современной науки и техники и т.д.

Полученные на уроках навыки исследовательской работы, а также результаты работы на уроках физики используются учащимися на уроках информатики:

- создание программ решения задач на языке Турбо Паскаль,

- построение моделей физических процессов (явлений) при использовании ООП в приложении Microsoft Excel.

В дальнейшем учащиеся принимают участие в комплексных исследовательских работах.

Главной задачей использования компьютерных технологий в обучении школьников, на мой взгляд, является расширение интеллектуальных возможностей человека, с одной стороны, и умение пользоваться информацией, получать ее с помощью компьютера, с другой. И это немаловажно в наш информатизационный век!

Таким образом, можно увидеть, что использование средств ИКТ является одним из способов оптимизации учебного процесса за счет создания условий для организации активной самостоятельной учебной деятельности, для осуществления дифференцированного и индивидуализированного подхода при обучении школьников.

Применение компь­ютерной техники на наших уроках, вовсе не означает переноса всех уроков в компьютерный класс, владея информационными, мультимедийными технологиями, цифровыми ресурсами учащиеся успешно реализуют их в своей деятельности на других предметах.

Проведение интегрированных уроков с использованием информационных технологий оказывает высокое эмоциональное воздействие на учеников при изу­чении различных тем учебной программы, делает процесс обучения технологичнее и результативнее. Да, на этом пути есть трудности, есть ошибки, не избежать их и в будущем. Но есть главный успех - это горящие глаза учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. 

Интегрированные уроки нравятся детям, вызывают у них интерес к познанию, дают им много нового, полезного, в них содержится большой эмоциональный заряд. Интеграция смежных дисциплин – это определённая система в деятельности учителя, которая подразумевает конкретный результат, заключающийся в росте познавательной активности, в повышении уровня знаний, в изменении уровня интеллектуальной деятельности, в эмоциональном развитии учащихся. Кроме того, интеграция нескольких предметов является средством интенсификации урока, расширяет его информативную ёмкость, способствует развитию интереса к предметам, повышает творческий потенциал учащихся, а учитель помогает им встать на одну-две ступеньки выше в познании нового.

Наблюдения, отзывы детей, учителей, родителей свидетельствуют об эффективности интегрированных уроков, они позволяют расти как ученикам, так и учителю. Такие уроки дают возможность детям постичь красоту человеческих отношений, развить коммуникативные, речевые умения, социальные установки, качества личности, а учитель может обоснованно судить о динамике интеллектуального развития всех учащихся в классе, о результативности своей педагогической деятельности.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Крапивницкая Оксана Васильевна

Дата: 03.02.2015

Номер свидетельства: 166423

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства