kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок "Умение слушать"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из проблем, с которой  встречается каждый человек –  это умение слушать  и слышать собеседника.

В первую очередь умение слушать так, чтобы ваш собеседник хотел вам рассказывать, говорил открыто и с удовольствием, а умение слышать - это умение слышать именно собеседника, а не свои разные соображения по поводу сказанного им. Слышать именно то, что сказано, суть сказанного.

В ходе всемирного опроса было выяснено, что большинство опрошенных ценит в собеседнике именно умение слушать и слышать, а не умение говорить.

Умение слушать и слышать - это своего рода талант. А насколько ВЫ внимательны к словам собеседника? Давайте это выясним

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Умение слушать" »

УМЕНИЕ СЛУШАТЬ

УМЕНИЕ СЛУШАТЬ

"Знающий говорит , а мудрый – слушает."

Одна из проблем, с которой встречается каждый человек – это умение слушать и слышать собеседника. В первую очередь умение слушать это , чтобы ваш собеседник хотел вам рассказывать, говорил открыто и с удовольствием, а умение слышать - это умение слышать именно собеседника, а не свои разные соображения по поводу сказанного им. Слышать именно то, что сказано, суть сказанного.

Одна из проблем, с которой встречается каждый человек – это умение слушать и слышать собеседника.

В первую очередь умение слушать это , чтобы ваш собеседник хотел вам рассказывать, говорил открыто и с удовольствием, а умение слышать - это умение слышать именно собеседника, а не свои разные соображения по поводу сказанного им. Слышать именно то, что сказано, суть сказанного.

Что по этому поводу советуют... Плутарх Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать. Неизвестный шутник Я люблю говорить с теми, кто ясно выражает мои мысли. Демокрит Заговори, чтобы я тебя увидел. Лао Цзы Кто знает, не говорит. Кто говорит, не знает. Уилсон  Мизнер Человек, умеющий слушать, не только везде популярен, но спустя какое-то время еще и знает что-то. Питер Друкер Самое главное в общении – услышать то, что не было сказано. Японская поговорка Одно теплое слово может греть в течение трех зимних месяцев.

Что по этому поводу советуют...

Плутарх Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать.

Неизвестный шутник Я люблю говорить с теми, кто ясно выражает мои мысли.

Демокрит Заговори, чтобы я тебя увидел.

Лао Цзы Кто знает, не говорит. Кто говорит, не знает.

Уилсон Мизнер Человек, умеющий слушать, не только везде популярен, но спустя какое-то время еще и знает что-то.

Питер Друкер Самое главное в общении – услышать то, что не было сказано.

Японская поговорка Одно теплое слово может греть в течение трех зимних месяцев.

Чтобы процесс общения был более эффективным, желательно овладеть некоторыми техниками слушания. Эффективные техники общения Рефлексивное (активное) слушание Нерефлексивное (пассивное) слушание Дословное повторение Перефразирование Резюмирование

Чтобы процесс общения был более эффективным, желательно овладеть некоторыми техниками слушания.

Эффективные

техники

общения

Рефлексивное

(активное)

слушание

Нерефлексивное

(пассивное)

слушание

Дословное

повторение

Перефразирование

Резюмирование

Дословное повторение  подразумевает воспроизведение вслух части сказанного в неизменном виде. Это может быть целая фраза или несколько слов, которые дают собеседнику понять, что его внимательно слушают.

Дословное повторение подразумевает воспроизведение вслух части сказанного в неизменном виде. Это может быть целая фраза или несколько слов, которые дают собеседнику понять, что его внимательно слушают.

Перефразирование  подразумевает повторение основного содержания, сказанного в более сжатой форме или своими словами. Этот прием позволяет проверить, насколько правильно мы поняли партнера по общению.

Перефразирование подразумевает повторение основного содержания, сказанного в более сжатой форме или своими словами. Этот прием позволяет проверить, насколько правильно мы поняли партнера по общению.

Резюмирование  представляет собой подытоживание, выделение основных идей говорящего. Данный прием позволяет правильно расставить акценты, определить главное в речи собеседника, а при необходимости — подвести беседу к заключительному этапу

Резюмирование представляет собой подытоживание, выделение основных идей говорящего. Данный прием позволяет правильно расставить акценты, определить главное в речи собеседника, а при необходимости — подвести беседу к заключительному этапу

Все три техники являются действенными в процессе общения. Дословное повторение можно использовать в беседе с не слишком разговорчивыми собеседниками. Эта техника будет возвращать их к сказанному и побуждать к тому, чтобы добавить дополнительные детали. Перефразирование особенно полезно в тех случаях, когда мы не уверены в том, что правильно понимаем говорящего. Резюмирование желательно использовать с многословными собеседниками, что позволит продвигаться в переговорах вперед более быстрыми темпами.

Все три техники являются действенными

в процессе общения.

Дословное повторение можно использовать в беседе с не слишком разговорчивыми собеседниками. Эта техника будет возвращать их к сказанному и побуждать к тому, чтобы добавить дополнительные детали.

Перефразирование особенно полезно в тех случаях, когда мы не уверены в том, что правильно понимаем говорящего. Резюмирование желательно использовать с многословными собеседниками, что позволит продвигаться в переговорах вперед более быстрыми темпами.

Помимо эффективного стиля слушания существует и нейтральный стиль (нерефлексивный), который на определенных стадиях беседы также может помочь достичь желаемых результатов.

Помимо эффективного стиля слушания существует и нейтральный стиль (нерефлексивный), который на определенных стадиях беседы также может помочь достичь желаемых результатов.

Нерефлексивное (пассивное) слушание — это внимательное слушание, при котором обратная связь с говорящим сводится лишь к коротким репликам: «Да, да...», «Угу...», «Понимаю...», «Приятно слышать» и т. д. Этот стиль слушания можно использовать в тех случаях, когда слушатель сообщает нам важную информацию и когда прерывать его рассказ более длинными репликами нецелесообразно.

Нерефлексивное (пассивное) слушание — это внимательное слушание, при котором обратная связь с говорящим сводится лишь к коротким репликам: «Да, да...», «Угу...», «Понимаю...», «Приятно слышать» и т. д.

Этот стиль слушания можно использовать в тех случаях, когда слушатель сообщает нам важную информацию и когда прерывать его рассказ более длинными репликами нецелесообразно.

Чтобы процесс слушания был более действенным, можно воспользоваться рекомендациями М. Беркли-Ален (1997),

Чтобы процесс слушания был более действенным, можно воспользоваться рекомендациями М. Беркли-Ален (1997),

  • Не перебивать собеседника.
  • Не переводить обсуждение на другую тему (если для этого нет особой причины).
  • Не позволять себе отвлекаться.
  • Не задавать лишних вопросов («не допрашивать»)
  • Не пререкаться с собеседником (если вы не согласны, выслушайте и убедитесь, что поняли верно, после чего используйте аргументы)
  • Не навязывать свои советы (давать лучше в тактичной форме, на­пример: «Может быть, лучше попробовать...», «Мама одного из моих учеников в подобной ситуации поступила так...»)
  • Отражать в поведении, жестикуляции, выражении лица и в словах свое отношение к чувствам говорящего.
Однако на практике очень часто общение может быть затруднено как из-за личностных особенностей, так и из-за неконструктивных стратегий и позиций, выбранных в процессе слушания участниками общения. Мадэлин Беркли-Ален выделяет следующие негативные роли слушателей:  1. Симулянт — делает вид, что слушает,  но думает о своем.  2. Зависимый слушатель — старается  произвести впечатление внимательного  слушателя; поглощен своими  ощущениями от слушания, теряя при  этом нить повествования.

Однако на практике очень часто общение может быть затруднено как из-за личностных особенностей, так и из-за неконструктивных стратегий и позиций, выбранных в процессе слушания участниками общения.

Мадэлин Беркли-Ален выделяет следующие негативные роли слушателей:

1. Симулянт — делает вид, что слушает,

но думает о своем.

2. Зависимый слушатель — старается

произвести впечатление внимательного

слушателя; поглощен своими

ощущениями от слушания, теряя при

этом нить повествования.

3. Перебивала — перебивает, так как думает,  что забудет то, что хотел сказать.    4. Слушатель, погруженный в себя, — теряет нить  разговора, не обращая внимания, интересно ли  собеседнику, насколько хорошо идет обсуждение.  5. Слушатель-интеллектуал, или слушатель-логик, —  слушает толь­ко то, что хочет, не обращая внимания  на эмоциональную сторону.

3. Перебивала — перебивает, так как думает,

что забудет то, что хотел сказать.

4. Слушатель, погруженный в себя, — теряет нить

разговора, не обращая внимания, интересно ли

собеседнику, насколько хорошо идет обсуждение.

5. Слушатель-интеллектуал, или слушатель-логик, —

слушает толь­ко то, что хочет, не обращая внимания

на эмоциональную сторону.

6. «Самовлюбленный» слушатель — хочет, чтобы слушали только его. 7. Слушатель-«сочинитель» — не дослушивает до конца, а составляет свою версию окончания рассказа.

6. «Самовлюбленный» слушатель — хочет, чтобы слушали только его.

7. Слушатель-«сочинитель» — не дослушивает до конца, а составляет свою версию окончания рассказа.

8. Слушатель-«пчела» — слушает только то, что интересно, все остальное пропускает. 9.Слушатель-«жало» —ждет, когда собеседник допустит ошибку, что­бы затем говорить только об этом.

8. Слушатель-«пчела» — слушает только то, что интересно, все остальное пропускает.

9.Слушатель-«жало» —ждет, когда собеседник допустит ошибку, что­бы затем говорить только об этом.

Владея информацией о ролях слушателей, человек, общаясь с собеседником, может, определив ту или иную роль, которой придерживается собеседник, подстроиться под его манеру и выбрать для себя более успешную стратегию.

Так, имея дело со «слушателем-интеллектуалом», желательно оперировать цифрами, фактами, попытаться отстраниться от эмоциональной стороны случившегося.

Общаясь с «псевдослушателями», придется время от времени задавать ему открытые (требующие развернутого ответа) вопросы.

С «самовлюбленным» слушателем поможет техника резюмирования, показывающая партнеру, что его слышат, и позволяющая перейти на следующий этап переговоров.

Зная, что перед ним — слушатель-«сочинитель», человеку лучше уже в самом начале встречи регламентировать ситуацию. Например, для этого можно предупредить, что сначала человек услышит Вашу информацию, и лишь после этого предстоит обсуждение.

Если же появится слушатель-«жало», человеку в случае, если он действительно оказался не прав, лучше признать свою ошибку. Если же он не согласен с претензиями собеседника, желательно не вступать с ним в спор тут же (сбивая план мероприятия или беседы), а пригласить его для продолжения дискуссии в другой день или час.

Один из участников (доброволец) покидает аудиторию и готовится к проведению лекции на знакомую и интересную тему (например, как готовить салат «Оливье»). Продолжительность лекции – 10 минут.

Один из участников (доброволец) покидает аудиторию и готовится к проведению лекции на знакомую и интересную тему (например, как готовить салат «Оливье»). Продолжительность лекции – 10 минут.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Открытый урок "Умение слушать"

Автор: Черепанова Ирина Витальевна

Дата: 10.09.2014

Номер свидетельства: 113494

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Технологическая карта открытого урока по изобразительному искусству "
    ["seo_title"] => string(75) "tiekhnologhichieskaia-karta-otkrytogho-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu"
    ["file_id"] => string(6) "232852"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442934616"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Открытый урок по технологии во 2 классе. " Бумажный калейдоскоп. Открытка для мамы"."
    ["seo_title"] => string(85) "otkrytyi-urok-po-tiekhnologhii-vo-2-klassie-bumazhnyi-kalieidoskop-otkrytka-dlia-mamy"
    ["file_id"] => string(6) "255255"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447883982"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Открытый урок по музыке"
    ["seo_title"] => string(23) "otkrytyi_urok_po_muzyke"
    ["file_id"] => string(6) "527952"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1574283080"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Сценарный план открытого урока по английскому языку в 5 классе на тему:  «My best memories» («Мои лучшие воспоминания») "
    ["seo_title"] => string(122) "stsienarnyi-plan-otkrytogho-uroka-po-anghliiskomu-iazyku-v-5-klassie-na-tiemu-my-best-memories-moi-luchshiie-vospominaniia"
    ["file_id"] => string(6) "129926"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415796543"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Урок  "Свойства воды" "
    ["seo_title"] => string(20) "urok-svoistva-vody-1"
    ["file_id"] => string(6) "140461"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417958293"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства