Урок по предмету «Окружающий мир» 3 класс
УМК «Школа России»
Тема: «Свойства воды»
Учебник «Окружающий мир» 3 класс А.А. Плешаков
Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс А.А.
Тема урока: «Свойства воды».
Тип урока: урок-исследование объекта и понятия, открытие новых знаний.
Основной метод обучения: исследование - целенаправленное наблюдение за объектом (водой)
Цели урока:
Образовательные:
- создать условия для формирования понятия «свойства воды»
- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- создать условия для формирования у детей представления о том, что чистая вода необходима для жизни, через исследование её свойств;
-дать представления о применении воды в жизни человека
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения дополнительного материала, создание проблемой ситуаций;
- развивать мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к окружающему миру;
- воспитывать желание учиться и делать открытия;
-воспитывать умение слушать других.
В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение);
- извлечение необходимой информации из увиденного;
- осознание и самостоятельное построение речевого высказывания;
- выдвижение предположений и их обоснование;
- самостоятельное выдвижение способов решения проблемы.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- умение работать в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
- использование последовательных действий, контроль выполненной работы;
- осознание уровня и качества усвоенного.
Ожидаемые предметные результаты
Учащиеся научатся:
- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды,
- знать значение воды для живого, физические свойства воды
необходимость бережного использования воды;
- уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый
объект - воду, называя ее существенные признаки;
- экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических
свойств воды.
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности
- Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!»
- Как понимаете эти слова?
- Чему будет посвящен наш урок?(Открытию новых знаний.)
- Какие мы делаем шаги, когда
открываем новые знания? (Будем стараться узнать новое.)
- Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.
Разгадайте кроссворд и ответьте на вопрос:
Без чего невозможна жизнь на Земле?
1.Кто он, сказочный герой,
Жизнь свою связал с водой?(Водяной)
2. Речка бежала,
Упала с горы.
Это явление ты назови.(водопад)
3. В огне не горит
И в воде не тонет.(лед)
4.Без крыльев летит,
Без ног бежит,
Без паруса плывет. (облако)
- Исходя из этого, сформулируйте тему
сегодняшнего урока(о воде)
- Вы все знаете о воде? (нет)
- Тогда какие цели поставим перед собой?(Узнать все о воде. Научиться бережно к ней относиться.)
- Что бы вы хотели узнать?
- Для чего нам нужно это знать? (Вода важна в жизни человека)
- А что вы о ней знаете?
- Оцените свои знания, только честно.
Капельки:
зелёные - знаю все,
желтые - знаю, но не все,
красные - ничего не знаю
- Сегодня наш класс превратится в научную лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория
(Место, в котором проводятся научные опыты.)
- Как проверить, правы ли мы? ( посмотреть в словаре)
Найдем определение в толковом словаре
Поиск информации(работа со словарем)
- Эти капельки воды помогут вам узнать, кем вы будете на уроке?
Прочитать хором.(исследователи)
Обратить внимание на орфографию.
- Кто такой исследователь?(Человек, который изучает разные предметы и вещества)
- Проверим, правы ли мы?(Толковый словарь. Ищут определения в словаре.)
-Сегодня мы проведем исследование воды и ее свойств.
3.Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы.
- Итак, что такое вода?(Жидкость)
- Как в любую научную лабораторию,
к нам на экспертизу отдают
различные вещества.
(Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.)
- Как вы думаете, что это?
- Похоже на воду. Можно ли точно
сейчас сказать, что это вещество – вода?(Нет! Да! – ПОЧЕМУ?)
- А кто – нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду?
(Сравнение с перекисью, спиртом и т.д.)
- Как можно отличить одно вещество от другого? С помощью чего?( Органы чувств. вкус запах.)
Провести исследования.
ФИЗМИНУТКА
Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.
Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.
Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,
Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.
4.Построение проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний.
- Наметим план наших действий.
- Как же мы будем исследовать воду?
Д.1. Сами проведем опыты и понаблюдаем за
веществом и его
свойствами.
2. Сделаем выводы.
5.Реализация проекта. Практическая часть. Цель: определить свойства воды.
Работа в группа.Поиск информации-наблюдение, сравнение, описание.
(Ребята разбиваются на 6 рабочих групп.Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.)
1 группа работает над первым свойством воды-прозрачность.
Оборудование-стаканы с водой и молоком, чайная ложка)
Инструкция по проведению опыта.
Опусти ложку в стакан с водой, а затем в стакан с молоком. Видна ли она?
Что вы заметили? О каком свойстве воды это говорит?
Рассуждения.
Когда ложка опускается в воду, то ее видно.
Когда ложка опускается в стакан с молоком, ее не видно.
Вывод: вода прозрачная
2 группа работает над вторым свойством воды-цвет.
Оборудование-стакан с водой, разноцветные полоски.
Инструкция по проведению опыта.
Сравни цвет воды с цветом полосок.
О каком свойстве воды это говорит?
Рассуждения.
Рассматривая полоски, мы увидели, что полоски имеют цвет, а вода нет.
Вывод: вода не имеет цвета, бесцветна.
3 группа работает над третьим свойством воды – запах.
Оборудование-стакан с водой и стакан с вишневым соком.
Инструкция по проведению опыта.
Понюхай жидкости в стаканах.
Вспомнить правила при определении запаха жидкости!!!
Что вы заметили?
Рассуждения.
Мы понюхали жидкости в стаканах и определили, что сок имеет запах, а вода не пахнет.
Вывод: вода не имеет запаха.
4 группа работает над свойством - вкус.
Оборудование: стакан с водой, стакан с соком.
Инструкция по проведению опыта.
Попробуй жидкости в стаканах. Что ты определил?
Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества?
Рассуждения.
Сок имеет вкус, а вода нет Вывод: вода не имеет вкуса.
5 группа работает над свойством-форма.
Оборудование: стакан с водой, различные емкости(пробирка, пузырек и.т.п.), кусочек мела.
Инструкция по проведению опыта.
Рассмотрите кусочек мела.
Попробуйте перелить воду из стакана в разные емкости, пролить воду на стол.
Что вы заметили?
Рассуждения.
Рассматривая мел, мы увидели, что он имеет форму. Вода при переливании в разные сосуды принимала их форму, а когда пролили на стол, потеряла форму.
Вывод: вода не имеет формы, вода текучая
6 группа работает над свойством - вода растворитель.
Оборудование: два стакана с водой, соль, сахар.
Инструкция по проведению опыта.
В один стакан брось кусачек сахара, а в другой насыпь ложку соли.
Что ты заметил?
Рассуждения.
Постепенно кристаллики сахара и соли исчезли, растворились.
Вывод-вода растворитель.
растворяет многие вещества.
- Следующий опыт проводит учитель.
Свойства- вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
Оборудование: колба с трубкой, заполненная подкрашенной жидкостью,тарелочка с горячей водой, тарелочка со льдом.
Инструкция по проведению опыта.
Колба ставится в тарелку с горячей водой-дети наблюдают за столбиком жидкости в трубке-она поднимается.
Затем колбу переносят в тарелочку со льдом-при наблюдении столбик жидкости в трубке опускается.
Дети наблюдают и делают выводы
Вывод.
При нагревании вода расширяется, а при охлаждении сжимается.
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований .
- Какое вещество было объектом нашего исследования?
- Какими свойствами она обладает?
Представитель каждой группы выходит к доске и заполняет свое поле сводной таблицы.
Остальные заполняют таблицу в рабочей тетради.
Перекодировка информации (составление сводной таблицы)
Свойства воды.
Цвет/прозрачность
нет цвета, прозрачна
Запах
нет
Вкус
нет
Текучесть/форма
формы нет, текучая
Способность растворять вещества
растворитель
Что происходит при нагревании
расширяется
Что происходит при охлаждении
сжимается
- В начале урока вы сказали, что жизнь без воды невозможна.
- Сейчас вы прочитаете статью в учебнике на с.49 «Вода и жизнь» (Чтение статьи.)
- Подумайте, что ещё нового вы из нее узнали?Ответы детей
- Мы продолжаем разговор о воде.
У нас остался еще один пункт плана о бережном отношении к воде.
- Многие люди не разумно относятся к воде и расходуют ее.
- Для них нужно поставить знаки, призывающие их беречь воду.
Такие знаки носят название –экологические.
- Почему их так называют?Ответы детей
РАБОТА В ГРУППАХ
- Даю каждой группе конверт. В них различные экологические знаки.
Вам необходимо за короткое время
выбрать знакиохраны воды.
Проверка задания по образцу.
Дети рассматривают знаки и выбирают один правильный.
Каждая группа показывает свой знак и комментирует.
- Какой вывод сделаем?
Вывод: к воде нужно относиться бережно, экономить воду, т.к. без нее все живое погибнет.
7. Рефлексия учебной деятельности.
- Какой момент урока вам больше всего запомнился?
- Где нам могут пригодиться новые знания?
- Мы выполнили план урока?
- Оцените свои знания на конец урока (капельки)
Зелёная – узнал на уроке много;
Желтая – узнал, но не все
Красная – ничего не узнал.
- За что себя можете похвалить
8. Домашнее задание
Составьте свою загадку о свойствах воды
А закончить урок мне хотелось бы словами Антуана Сент-Экзюпери
- «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты есть. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь… Ты самое большое богатство на свете»
-Спасибо за урок!