Просмотр содержимого документа
«Научное знание и познание»
Научное знание и познание
Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.
Знание — результат процесса познавательной деятельности (познания)
Знаниясредство преобразования действительности
ориентация
планирование и
в окружающем мире
реализация деятельности
объяснение и
выработка других новых знаний
предвидение событий
Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний. Знания - важнейшее средство преобразования действительности. Они представляют собой динамическую, быстро развивающуюся систему, рост которой в современных условиях по темпам опережает рост любой другой системы. Использование знаний в практической преобразовательной деятельности людей предполагает наличие особой группы правил, показывающих, каким образом, в каких ситуациях, с помощью каких средств и для достижения каких целей могут применяться те или иные знания.
Научное знание — система знаний о законах природы,
общества, мышления
Научные знания - это знания, получаемые в результате изучения природы, общества и человека методами науки. Научное знание, как особый тип знания, генерируется в процессе научной деятельности, благодаря которой наука представляет собой динамичный функционирующий организм, существующий в той мере, в какой имеет место порождение знания, его созидание, производство. В любой области науки оно представляет огромную массу взаимодействующих между собой различных типов знаний.
Особенности научного знания
общезначимость
систематичность
достоверность
Особенностями научного знания являются: 1) общезначимость – научные знания не зависят от индивидуальных особенностей познающего субъекта, места и времени получения знаний; 2) систематичность - научные знания получают выражение в теориях и учениях, обладающих признаком целостности; 3) достоверность – научные знания содержат объективную истину о предмете научного познания; 4) рациональность – научные знания доказательны с позиций рационального, логического мышления
рациональность
Источники знаний
Рационализм
Эмпиризм
Выделяют 2 источника знаний:
Эмпиризм – эмоциональный опыт, непосредственно дающий знания об окружающем мире;
Рационализм – сведения, получаемые посредством мышления, не опираясь на эмоции.
Эмпирическое знание воспринимается через органы чувств. Содержит ряд особенностей: логичность, систематичность, воспроизведение визуальной структуры объекта.
Рациональное знание образуется путём мышления. Особенности заключаются в чувственном отрешении, отвлечённости, обобщённости.
логичность
систематичность
воспроизведение визуальной
чувственное отрешение
отвлечённость
обобщённость
структуры объекта
Формы чувственного познания
ощущение
восприятие
представление
Формы чувственного познания:
Ощущение – воспроизведение характерных признаков предмета в реальности;
Восприятие – эмоциональный образ;
Представление – характеристики объекта, запечатлённые в сознании.
Формы рационального познания
понятие
суждение
умозаключение
индуктивное
дедуктивное
по соответствию
Формы рационального познания:
Понятие – утверждение общесуществующих параметров объекта;
Суждение – утверждение или отрицание свойств объекта;
Вывод (умозаключение) – образование оригинального суждения из совокупности старых.
Выделяют 3 типа умозаключения:
Индуктивное;
Дедуктивное;
По соответствию.
Некоторые учёные выделяют ещё один источник познания – интуицию.
Интуиция – познание истины путём некого предчувствия, отсутствует опора на логические и обоснованные доказательства.
Знания – совокупность чувственного и рационального познания, а интуиция – форма сопряжения чувственного и рационального.
Дедуктивное умозаключение , прежде всего, основано на анализе формальной (логической) структуры посылок и следствия, индуктивное умозаключение основано на анализе их содержания.
Интуиция – форма сопряжения чувственного и рационального