Тип занятия: комбинированный.
Форма: урок с использованием мультимедиа презентации.
Учебно-организационная деятельность: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Средства обучения: наглядные (мультимедиа презентация) и печатно-словесные (учебник, дидактические материалы, документы )
Техническое обеспечение занятия: ПК, проектор, экран, колонки,магнитная доска, магниты, фотоаппарат.
Вид контроля: тематический.
Методы контроля: устный опрос, эвристическая беседа, аудиторная самостоятельная работа студентов.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично – поисковый, исследовательский.
Межпредметные связи: история, русский язык, философия, физика, история.
Внутрипредметные связи: темы “Познание мира”, “Основные социальные феномены жизни человека”.
Место проведения: кабинет истории.
Продолжительность: 1 час 30 мин.
I. Организационный момент
Родиной науки считается Древняя Греция, жители которой первыми поняли, что окружающий человека мир вовсе не таков, каким он представляется людям, изучающим его только при помощи органов чувств. Греки первыми совершили переход от познания чувствами к познанию мыслями. Позже наука попала в зависимость от религии, и ее развитие существенно замедлилось. Однако постепенно в результате открытий, сделанных Н. Коперником, Г. Галилеем, Дж. Бруно, наука начала оказывать все более возрастающее влияние на жизнь общества. Возникли научные лаборатории и институты, появилось слово «ученый».
Наш урок будет посвящен науке и образованию.
II. Изучение новой темы
Проблемное задание: Существует миф о науке как о знании, которое существует само по себе – “знание ради знания”. В процессе нашей работы нам предстоит развеять этот миф.
1. Сущность понятия и особенности научного познания.
– Завершите предложение: Наука – это… (работа в группах). (Различные определения понятия “наука”: особый вид деятельности, система знаний, социальный институт)
(Мультимедиа, Работа с терминами
Наука – это теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны и основанные на данных научных исследований.
Научное познание – это объективное, истинное знание, полученное в ходе проверки и перепроверки.
– В чем разница между указанными понятиями?
– Назовите особенности научного познания? (Работа с текстом учебника “Обществознание”, А.Г. Важенин, с. 106-107) [1]
Особенности научного познания: 1) стремление к объективности (изучение мира как он есть); 2) имеет дело с особым набором объектов реальности; 3) наука имеет специальный язык; 4) специфика научных знаний; 5) взаимосвязь и системность научных знаний.
(Мультимедиа, Особенности социального познания, слайд 7)
– Каков главный итог научного познания по определению? (истинное знание)
– Как достигается наукой высокая степень точности и объективности получаемых знаний? (путем проверки и перепроверки в ходе опыта, практики)
(мультимедиа, Формы и методы современного научного познания, слайд 8)
1. Что отличает научное знание от других видов знания? Простое и сложное в науке.
Научное знание в отличие от любого другого, подвергается постоянной проверке. Каждая научная теория должна быть открыта рациональной критике и коррекции новыми открытиями, попыткам ее опровержения. В противном случае теория, даже если она первоначально строилась на прочном фундаменте фактов, превращается в застывшую догму и тормозит развитие науки и общества в целом.
В завершение рассмотрения этого вопроса школьникам предлагается сопоставить на основе выявленных критериев две близкие области знания: астрономию и астрологию.
Отличительный признак научного познания состоит в том, что оно основано на проверенных доказательствах. (Под доказательством имеем в виду конкретные результаты наблюдений, которые другие наблюдатели имеют возможность видеть, взвесить, измерить и т.п.)
Для рассмотрения вопроса о простом и сложном в науке учитель организует обсуждение, предложив школьникам высказать свое мнение о самом простом и самом сложном учебном предмете, излагающем основы наук. (Слайд № 15)
2. Методы научного познания. (Слад № 4 )
Методом получения научного знания выступает научное исследование – процесс научного изучения какого-либо объекта с целью выявления его закономерностей . Исследование опирается на специально сконструированные инструменты и методы.
- Какие инструменты, специально сконструированные для научных исследований, вы знаете? (Слайд № 5 )
Исследование включает применение частных методов ( характерных для отдельных наук) и общих научных методов (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза и др.). (Слайд № 6 )
После знакомства с методами научного исследования школьникам предлагается конкретизировать полученные знания, обратившись к статье из учебника физики (Касьянов В.А.Физика. 10 кл.: Учеб.для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2003. § 3: Эксперимент. Закон. Теория., с.6)
Учитель организует беседу по следующим вопросам: (Слайд № 7 )
Какие способы и методы научного исследования упомянуты в этом параграфе?
Почему эксперимент является критерием правильности научной теории?
Два уровня научного исследования. Учитель сопровождает рассказ анализом схемы. (Слайд № 8)
Эмпирический – от греческого empeiria – опыт.Нахождение новых фактов, обобщение, поиск тенденций происхождения процессов.
Теоретический – формулирование закономерностей, создание теорий, формирование научной картины мира.
Учащиеся знакомятся с алгоритмом поведения исследователя: (Слайд № 9)
На эмпирическом уровне путем чувственного опыта осуществляется поиск новых фактов, явлений изучаемого процесса
Исследователь перед началом работы ставит цель и задачи предстоящей деятельности.
Осуществляется анализ литературы по теме.
Формулируются исходные гипотезы.
Организуется и проводится эксперимент.
Анализируются и обобщаются полученные данные.
Проверяются исходные гипотезы на основе полученных фактов.
Делаются выводы исследования, формулируются новые закономерности.
Внедрение. [4]
Каждому уровню исследования соответствуют определенные методы.
(Слайд № 10)
Учитель предлагает учащимся представить себя учеными и провести мини исследование. [4] Для этого класс делится на 4 группы, каждая из которых получает тему научной работы:
1 группа.
Исследовать роль шпаргалок в учебном процессе. Сделать выводы.
2 группа.
Исследовать проблему того, как люди выбирают профессию.
3 группа.
Исследовать тему “Взрослые и дети”. Почему возникают конфликты поколений?
4 группа.
Исследовать роль отметок в учебной деятельности школьников.
Учащиеся по возможности должны пройти все этапы научной работы: поставить цель и определить задачи, сформулировать гипотезу и организовать эксперимент или полевое исследование, проанализировать и обобщить полученные данные, сделать выводы и сформулировать выявленные закономерности. Полевое исследование или эксперимент проводятся во время перемены между уроками, если в расписании предусмотрена пара уроков, или выносится на домашнее задание.
Второй урок начинается с обсуждения полученных результатов, проверяются гипотезы, делаются выводы.
Организуется обсуждение по проделанной работе. Представители групп докладывают о результатах ,разъясняя основные этапы исследования. Представители других групп задают вопросы.
Игра завершается анализом выполненного задания.
3. Роль науки в современном мире. (Слайд № 11)
Учитель заостряет внимание учащихся на нынешнем противоречивом отношении к науке и научному знанию. С одной стороны, по-прежнему значительны и впечатляющи научные достижения. В то же время в обществе усиливается критика не столько науки, сколько последствий применения ее результатов.
Учащимся для анализа предлагается задание. Необходимо определить положительные и отрицательные последствия использования научного достижения.
В 1997 году мир обошла научная сенсация: английские ученые смогли получить овцу – точную копию генетической матери, обойдя половой процесс и связанную с ним роль случая в наследовании признаков. У родившейся овцы Долли – белая морда финско-дорсетской породы (от генетической матери), хотя она была выношена черномордой шотландской яркой. (Слайд № 12)
При обсуждении задания отмечается, что огромные позитивные возможности, в первую очередь для животноводства и биотехнологий , очевидны: размножение элитных животных, защита скота от генетических и инфекционных заболеваний.
Вместе с тем, ряд ученых считает, что попытки перехода к широкому использованию клонирования, т.е. создания генетического близнеца, и особенно перенос этой практики на людей, чреваты непредсказуемыми последствиями и могут таить многие опасности. Некоторые, к примеру, утверждают, что стремление отдельных людей создать свои точные копии может стать источником серьезных социальных проблем.
На этом же примере учитель показывает, сколь трудоемок процесс научного поиска. Нужно обладать не только современным оборудованием, прекрасной профессиональной подготовкой, но и немалым упорством и верой в успех, чтобы добиться поставленных целей.
В конце урока подводятся итоги. Познание играет важную роль в человеческой жизни, давая возможность узнавать новое о мире. Методом научного познания выступает научное исследование. Процесс научного исследования никогда не заканчивается и требует творчества и воображения.
2. Научное познание
1. Сущность и структура научного познания
Давайте рассмотрим структуру научного познания
1) Субъекты научного познания – исследователь, научный коллектив, общество в целом.
2) Объекты научного познания – человек, общество, природа. Предмет исследования – это какая-то грань объекта. Например, один и тот же объект – человек - может изучаться разными науками. Назовите эти науки (физиология, анатомия, психология, история, литература и т.д.).
Какие науки изучают общество? (история, политология, социология, экономика и т.д.)
3) Средства научного познания – система методов и приемов, которые используются в процессе познания. Об этом пойдет речь на сегодняшнем уроке.
4) Цель научного познания – описание, объяснение и предсказание явлений окружающего мира, а также применение научных знаний в практической деятельности.
2. Этапы и методы научного познания
Процесс познания носит ступенчатый характер. Наша задача – познакомиться с его основными этапами.
1 этап: постановка проблемы. Очень часто подъём на эту ступень связан с какой-то эмоциональной реакцией (удивление, затруднение). Это стимул для рассмотрения ситуации. Данный этап завершается постановкой вопроса.
2 этап: наблюдение. На этом этапе происходит накопление фактов.
Примеры накопления фактов:
1) когда Томас Эдисон создавал свою знаменитую лампочку, он долго не мог найти материал для нити лампы. Ему пришлось провести сотни экспериментов с самыми различными веществами. С каждым из материалов он осуществлял по шесть опытов – по количеству измеряемых параметров. Проводя эксперименты, ученый исписал около 200 записных книжек;
2) Леонардо да Винчи записывал все, что приходило ему в голову, делал многочисленные зарисовки, схемы, чертежи оружия, оборонных механизмов, летательных аппаратов. Всего он сделал около 6000 тысяч набросков, к которым впоследствии неоднократно возвращался. Также он делал вещи, немыслимые для своей эпохи – например, анатомировал трупы – чтобы узнать что-то новое о функциях человеческих органов;
3) физик Генри Кавендиш оставил после своей смерти двадцать пачек рукописей, ведя исследования в самых разных областях физики;
4) Кубик Рубика: для того, чтобы его собрать, требуется перебрать множество комбинаций.
Давайте обратимся к высказыванию № 1: «Найдётся ли такой человек, который, бросая дротик целый день напролёт, не попадёт хотя бы разок в цель?» (Марк Тулий Цицерон, римский оратор).
3 этап: выдвижение рабочей гипотезы (от греч. hypothesis – основание, предположение). Выдвигается какое-то рабочее предположение, которое нуждается в практической проверке.
4 этап: эксперимент – практическая проверка выдвинутой гипотезы. Обычно эксперимент проводится с применением моделирования. Моделирование – это исследование объектов познания при помощи моделей. Модель – это упрощённый образ объекта или явления. В нем выделяются те черты, которые должны быть изучены или усовершенствованы. Могут быть использованы материалы и размеры, которые отличаются от исходных, но позволяют упростить ход исследования.
Виды моделей и принципы их построения
Образные модели – образы, созданные на основе мысленных экспериментов.
1) По принципу упрощения (например, идеальный газ – нет столкновений между молекулами).
2) По аналогии:
· открытие формулы бензола немецким химиком А.Кекуле: зайдя однажды в зоосад, он остановился у клетки с обезьянами, которые сцепились лапами в кольцо. Вернувшись домой, ученый записал «круглую» структурную формулу бензола;
· изобретение кассового аппарата: его изобретатель, американец Джеймс Ритти плыл на пароходе в Европу и случайно зашёл в машинное отделение, где обратил внимание на работу счетчика оборотов винта. Устройство счетчика подсказало идею создания кассы;
· изобретение парашюта: русский инженер Котельников начал эксперименты с обычного увеличенного зонта, однако эта конструкция оказалась слишком тяжёлой. Сокращение ее веса привело к уменьшению надёжности летательного аппарата. Как-то проходя в ветреную погоду мимо конки, изобретатель увидел даму, у которой из раскрывшейся сумки выпала шёлковая шаль, зацепилась бахромой за защёлку, надулась ветром, и образовавшийся купол потащил сумку за собой. Это принцип свободного шёлкового купола был реализован Котельниковым при изготовлении парашюта.
Знаковые (математические) модели - описание объекта или процесса при помощи систем уравнений, графиков, формул. Приведите примеры знаковых моделей.
1) карты, схемы, чертежи, графики;
2) формулы, уравнения, теоремы;
3) периодическая система химических элементов;
4) языки (в том числе ноты, эсперанто, азбука Морзе, семафор, азбука Брайля, дактилология (язык для глухонемых), дорожные знаки, мнемотехника и т.д.)
Физические модели - уменьшение или увеличение технического объекта для изучения основных свойств и функций. Приведите примеры физических моделей(учащиеся приводят свои примеры).
· Для изучения аэродинамики самолёта строят его модель и продувают в аэродинамической трубе.
· Реконструкция исторического прошлого. Например, чтобы подтвердить теорию первоначального заселения островов Полинезии из Америки, известный норвежский исследователь Тур Хейердал в 1947 году совершил плавание из Полинезии в Перу на плоту «Кон-Тики», в 1969-1970 гг. – на папирусных лодках «Ра» из Африки до островов Центральной Америки.
5 этап: теоретическое объяснение результатов, полученных в ходе эксперимента.
Для построения теории проводится структурный анализ результатов, то есть изучение, описание и объяснение как отдельных частей целого, так и их взаимосвязи. Мы рассмотрим методику проведения структурного анализа на примерах из литературы.
1) Анализ (мысленное расчленение объектов, предметов на составные части и мысленное выделение в них отдельных признаков). Например, характерные черты героев «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя: Манилов был мечтателем, Коробочка отличалась подозрительностью, Собакевич – грубой силой, Плюшкин – скупостью и т.п.
2) Синтез – мысленное соединение в целое частей объекта, предмета, либо основных признаков, полученных в процессе анализа. Через характерные черты героев дается типичный образ (например, образ помещика в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»).
3) Сравнение – мысленное установление сходства и различия предметов по определенным признакам. Например: Пьер Безухов и Андрей Болконский, Ольга и Татьяна Ларины.
4) Обобщение – мысленное объединение отдельных предметов в некоторое понятие. Например, роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - это «энциклопедия русской жизни».
При теоретическом объяснении могут использоваться два способа исследования - это индукция и дедукция. Дедукция – это логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным выводам. Индукция – логическое умозаключение от частных фактов к общим выводам, которые впоследствии становятся законами.
Задание: в примерах, приведенных выше, найдите примеры дедукции и индукции (дедукция – анализ и сравнение, дедукция – синтез и обобщение).
Именно на стадии теоретического осмысления формулируются ключевые законы той или иной науки. А знаете ли вы, что такое законы Мерфи? По аналогии с законами в естествознании была предпринята попытка в шутливой форме выявить некоторые закономерности случающихся с нами неприятностей. Эти закономерности получили название законов Мерфи по имени американского инженера-исследователя Эдварда Мерфи, который впервые их сформулировал. Этих законов достаточно много, но мы познакомимся лишь с теми из них, которые имеют отношение к научному познанию. В русском языке эти явления получили название «закон бутерброда» или «закон подлости».
Задание: прочтите законы Мерфи (задание № 2). Попробуйте привести конкретные примеры, подтверждающие эти законы.
6 этап: проверка теоретических выводов на практике. Как правило, она всегда порождает новые вопросы. Это можно продемонстрировать на примере русских народных сказок.
1) Борьба Ивана-Царевича со Змеем Горынычем. Задача Ивана – победить Змея, а для этого надо отрубить ему голову. Герой проводит многочисленные эксперименты - зайдет то слева, то справа; только снесет голову, как на ее месте сразу же вырастает другая. После проверки своей гипотезы на практике Иван задается другим вопросом: как отрубить голову и сделать так, чтобы она больше не вырастала?
2) Задание: проследите все этапы познания на примере борьбы Ивана-царевича с Кощеем Бессмертным.
§ Наблюдение: следил за Кощеем, выспрашивал у других о том, где он находится и как его можно обезвредить.
§ Выдвижение гипотезы: булатом и палицей добраться до Кощея. Неудача заставила Ивана выдвинуть новую гипотезу: «погибель Кощея» заключается не в нём самом, а в другом месте.
§ Построение модели: нужно искать иголку – в яйце – в селезне - в сундуке – на дереве – на острове за тридевять земель.
§ Проверка гипотезы на практике
§ Постановка новых вопросов. Где находится остров? Как свалить дуб? Как открыть сундук? Как догнать зайца, если будет убегать? Как поймать селезня, если он попытается улететь? Не случайно говорят: «Скоро сказка сказывается да не скоро дело делается».
ФУНКЦИИ НАУКИ
Наука выполняет важные функции в современной общественнойжизни. В общем виде можно выделить следующие функции науки: 1) познавательная – состоит в том, чтонаука занимается производством и воспроизводством знания, которое в конечном итоге принимает форму гипотезы или теории, описывающей, объясняющей, систематизирующей добытые знания,способствуя прогнозированию дальнейшего развития, что позволяет человеку ориентироваться вприродном и общественном мире; 2) культурномировоззренческая – не будучи сама мировоззрением, науканаполняет мировоззрение объективным знанием о природе и обществе и тем самым способствуетформированию человеческой личности как субъекта познания и деятельности, при этом наука являетсяобщественным достоянием, сохраняясь в социальной памяти и составляя важнейшую часть культуры; 3)образовательная содержательно наполняет образовательный процесс, т.е. обеспечивает конкретнымматериалом процесс обучения, наука разрабатывает методы и формы обучения, формирует стратегию образования на базе разработок психологии, антропологии, педагогики, дидактики и др. наук; 4)практическая – эта функция приобрела особую роль в ходе научно-технической революции середины XXвека, когда происходит интенсивное «онаучивание» техники и «технизация» науки, т.е. наука становится непосредственной производительной силой, участвуя в создании производства современного уровня, одновременно внедряясь в другие сферы жизни общества – здравоохранение, средства коммуникации,образование, быт, формируя такие отрасли науки как социология управления, научная организация труда идр.