Научно-исследовательская деятельность в работе с одаренными детьми
Научно-исследовательская деятельность в работе с одаренными детьми
Сегодня происходящие изменения в жизни нашего динамично развивающегося общества требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для решения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирования у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Именно эти дети – наша будущая интеллектуальная и творческая элита, и именно от них будет зависеть дальнейшее развитие и место нашей страны на мировой арене. И в этой связи Лицей «Дубна» реализует личностно-ориентированное обучение:
1. признание способности ребенка к саморазвитию, обеспечение личностного
самоопределения и как следствие: овладение учащимися ключевыми компетенциями
2. смена позиции педагога на сопровождающую по отношению к деятельности ученика
3. приоритет продуктивного компонента содержания образования, который важен для передачи ученику технологий его образовательной деятельности, но не готовой информации и знаний
Мы считаем, что важную роль в развитии и реализации творческих способностей играет научно — исследовательская деятельность, т.к. именно она позволяет
развивать интерес к познанию мира;
развивать умения самостоятельно, и творчески мыслить, использовать их на практике;
способствовать мотивированному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.
Важно грамотно ответить на вопрос - что такое исследовательская деятельность в современном ее понимании? Это, в первую очередь, умение работать с информацией, умение добывать ее из различных источников, анализировать, сравнивать, делать выводы. Это умение получать информацию не только из книг, журналов, сети Интернет и других официальных и неофициальных источников, но и из окружающего мира, который таит в себе огромный объем «скрытой» от нас информации. Такое умение получать новую информацию из окружающего нас мира и работать с ней необходимо сегодня человеку в повседневной жизни. Это связано с трансформацией социальной действительности, которая предлагает нам уже не мир готовых решений, а динамичный, постоянно развивающийся мир, требующий от нас умения самостоятельно искать оптимальные пути решения все новых и новых проблем.
Мы преподаватели должны четко понимать цель исследовательской деятельности наших учащихся. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
И так, научное исследование - процесс выработки новых научных знаний, в его основе - интеллектуально-исследовательская деятельность. В нее входят собственно интеллектуальные операции и собственно исследовательские действия. К ним относятся, например, такие умственные действия как сравнение, анализ, синтез, обобщение или более сложные: систематизация, моделирование, выдвижение гипотезы, постановка целей и задач исследования. Можно выделить несколько этапов научно-исследовательской деятельности:
1. Определение объектной области, объекта и предмета исследования
2. Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности
3. Изучение научной литературы, первоисточников, сбор информации и уточнение темы
4. Формулирование гипотезы
5. Формулирование цели и задач исследования
Здесь происходит проектирование научного исследования. Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности обучающимся необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов.
Поскольку проведение исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над исследованием, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Для этого используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание во время урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.
Мы также всегда должны помнить, что задачи исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития учащихся. Интерес к работе и посильность ее выполнения являются залогом успеха.
Крайне важна оценка труда. Здесь надо понимать, что самой значимой оценкой для ребенка является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.
Из опыта работы
В Дубне ежегодно проходит городская научно-практическая конференция школьников, на которой представлены секции различной направленности: математической, естественно-научной, технической, общественно-экономической, гуманитарной. Цель конференции: выявление и развитие одаренных детей, реализация их интеллектуальных и творческих способностей в процессе научно-исследовательской деятельности.
Учащихся лицея "Дубна" принимают активное участие на научно-практической конференции в секции английского языка. Направленность работ данной секции определяется номинациями, которые определяются исходя из тематики работ учащихся. Например, номинации прошлых лет: "Наука. Психология", "Мир спорта", "Проблемы молодежи. Образование", "Люди и события", "Литературоведение. Языкознание", "Проблемы современного мира". "Культура. Искусство". Таким образом, юный исследователь не ограничивается узкой лингвистической областью, а может исследовать совершенно не связанные с ней направления. Единственным условием участия в секции английского языка является написание и защита работы на английском языке. С нашей точки зрения, это достаточно оправданно, ведь учащегося могут интересовать не только предметы гуманитарного, но и естественно-научного цикла. Предоставляя возможность исследовать ту проблематику, которая на данный момент интересна самому учащемуся, позволяет ему не только расширить свое представление о данной области, использовать языковые средства изучаемого языка, но и приобрести важный опыт создания научной работы, который пригодится во время обучения в высшем учебном заведении.
Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Они подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и находиться в области их самоопределения. Главное - получаемый результат должен быть социально и практически значимым.
Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы:
Проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
Экспериментальные- творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
Описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время, по-видимому, появилось еще одно лексическое значение термина “экология”, обозначающее общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.
Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.
В заключении хочется напомнить, что самым решающим звеном в этой работе является учитель. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над исследованием позволяет вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную творческую работу.
Cписок литературы:
1. http://festival.1september.ru/articles/597912/ Статья " Научно-практическая деятельность учащихся"
3. http://festival.1september.ru/articles/521036/ Статья "К вопросу об организации научно-исследовательской деятельности школьников в условиях многопрофильного общеобразовательного учреждения", Иванихин В.Г.
4. http://www.openclass.ru/blogs/73636 Статья "Научно-исследовательская деятельность школьников", Орехова В.И, 2009
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская деятельность в работе с одаренными детьми »
Научно-исследовательская деятельность в работе с одаренными детьми
Сегодня происходящие изменения в жизни нашего динамично развивающегося общества требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для решения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирования у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Именно эти дети – наша будущая интеллектуальная и творческая элита, и именно от них будет зависеть дальнейшее развитие и место нашей страны на мировой арене. И в этой связи Лицей «Дубна» реализует личностно-ориентированное обучение:
1. признание способности ребенка к саморазвитию, обеспечение личностного
самоопределения и как следствие: овладение учащимися ключевыми компетенциями
2. смена позиции педагога на сопровождающую по отношению к деятельности ученика
3. приоритет продуктивного компонента содержания образования, который важен для передачи ученику технологий его образовательной деятельности, но не готовой информации и знаний
Не вызывает сомнения, что важную роль в развитии и реализации творческих способностей играет научно — исследовательская деятельность, т.к. именно она позволяет
развивать интерес к познанию мира;
развивать умения самостоятельно, и творчески мыслить, использовать их на практике;
способствовать мотивированному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.
Важно грамотно ответить на вопрос - что такое исследовательская деятельность в современном ее понимании? Это, в первую очередь, умение работать с информацией, умение добывать ее из различных источников, анализировать, сравнивать, делать выводы. Это умение получать информацию не только из книг, журналов, сети Интернет и других официальных и неофициальных источников, но и из окружающего мира, который таит в себе огромный объем «скрытой» от нас информации. Такое умение получать новую информацию из окружающего нас мира и работать с ней необходимо сегодня человеку в повседневной жизни. Это связано с трансформацией социальной действительности, которая предлагает нам уже не мир готовых решений, а динамичный, постоянно развивающийся мир, требующий от нас умения самостоятельно искать оптимальные пути решения все новых и новых проблем.
Преподаватели должны четко понимать цель исследовательской деятельности наших учащихся. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
И так, научное исследование - процесс выработки новых научных знаний, в его основе - интеллектуально-исследовательская деятельность. В нее входят собственно интеллектуальные операции и собственно исследовательские действия. К ним относятся, например, такие умственные действия как сравнение, анализ, синтез, обобщение или более сложные: систематизация, моделирование, выдвижение гипотезы, постановка целей и задач исследования. Можно выделить несколько этапов научно-исследовательской деятельности:
1. Определение объектной области, объекта и предмета исследования
2. Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности
3. Изучение научной литературы, первоисточников, сбор информации и уточнение темы
4. Формулирование гипотезы
5. Формулирование цели и задач исследования
Здесь происходит проектирование научного исследования. Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности обучающимся необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов.
Поскольку проведение исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над исследованием, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Для этого используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание во время урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе
Всегда нужно помнить, что задачи исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития учащихся. Интерес к работе и посильность ее выполнения являются залогом успеха.
Крайне важна оценка труда. Здесь надо понимать, что самой значимой оценкой для ребенка является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.
Из опыта работы
В Дубне ежегодно проходит городская научно-практическая конференция школьников, на которой представлены секции различной направленности: математической, естественно-научной, технической, общественно-экономической, гуманитарной. Цель конференции: выявление и развитие одаренных детей, реализация их интеллектуальных и творческих способностей в процессе научно-исследовательской деятельности.
Учащихся лицея "Дубна" принимают активное участие на научно-практической конференции в секции английского языка. Направленность работ данной секции определяется номинациями, которые определяются исходя из тематики работ учащихся. Например, номинации прошлых лет: "Наука. Психология", "Мир спорта", "Проблемы молодежи. Образование", "Люди и события", "Литературоведение. Языкознание", "Проблемы современного мира". "Культура. Искусство". Таким образом, юный исследователь не ограничивается узкой лингвистической областью, а может исследовать совершенно не связанные с ней направления. Единственным условием участия в секции английского языка является написание и защита работы на английском языке. С нашей точки зрения, это достаточно оправданно, ведь учащегося могут интересовать не только предметы гуманитарного, но и естественно-научного цикла. Предоставляя возможность исследовать ту проблематику, которая на данный момент интересна самому учащемуся, позволяет ему не только расширить свое представление о данной области, использовать языковые средства изучаемого языка, но и приобрести важный опыт создания научной работы, который пригодится во время обучения в высшем учебном заведении.
Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Они подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и находиться в области их самоопределения. Главное - получаемый результат должен быть социально и практически значимым. Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы:
Проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
Экспериментальные- творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
Описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время, по-видимому, появилось еще одно лексическое значение термина “экология”, обозначающее общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.
Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.
В заключении хочется напомнить, что самым решающим звеном в этой работе является учитель. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над исследованием позволяет вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную творческую работу.
Cписок литературы:
1. http://festival.1september.ru/articles/597912/ Статья " Научно-практическая деятельность учащихся"2. http://window.edu.ru/library "Научно-исследовательская работа школьников: памятка учителю (гуманитарное направление)", Ляпин Д.А., 2008 3. http://festival.1september.ru/articles/521036/ Статья "К вопросу об организации научно-исследовательской деятельности школьников в условиях многопрофильного общеобразовательного учреждения", Иванихин В.Г. 4. http://www.openclass.ru/blogs/73636 Статья "Научно-исследовательская деятельность школьников", Орехова В.И, 2009 5. Водопьянова Т. М. Работа с одарёнными детьми средствами научно-исследовательской деятельности / Т. М. Водопьянова // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 73-76.