kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока "Особенности научного мышления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Особенности научного мышления

Тип Урока:  Комбинированный

Цели урока:

  1. Обучающие:
  • сформировать представление о роли науки в современном мире;
  • раскрыть особенности научного знания, отличие его от других видов знания;
  • сформировать представление об основных формах и методах научного познания.
  1. Развивающие:
  • сформировать некоторые умения проводить научное исследование;
  • формировать познавательные умения (формулировать проблему, выдвигать гипотезу, делать выводы, задавать вопросы, применять знания, планировать деятельность.)
  • формировать коммуникативную, информационную, социокультурную компетенции.
  1. Воспитывающие:
  • воспитывать интерес и положительное отношение к научной деятельности гордость за достижения отечественной и мировой науки;(на примерах достижений отечественных ученных)
  • возбуждать готовность и интерес к самостоятельному решению поставленных задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Особенности научного мышления" »

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА

по обществознанию

участники: студенты младших курсов колледжа

Преподаватель истории и обществознания

В.Л.Истомин.

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский колледж сервиса и связи»



Тема: Особенности научного мышления


Тип Урока: Комбинированный


Цели урока:

  1. Обучающие:

  • сформировать представление о роли науки в современном мире;

  • раскрыть особенности научного знания, отличие его от других видов знания;

  • сформировать представление об основных формах и методах научного познания.

  1. Развивающие:

  • сформировать некоторые умения проводить научное исследование;

  • формировать познавательные умения (формулировать проблему, выдвигать гипотезу, делать выводы, задавать вопросы, применять знания, планировать деятельность.)

  • формировать коммуникативную, информационную, социокультурную компетенции.

  1. Воспитывающие:

  • воспитывать интерес и положительное отношение к научной деятельности гордость за достижения отечественной и мировой науки;(на примерах достижений отечественных ученных)

  • возбуждать готовность и интерес к самостоятельному решению поставленных задач.


Оборудование:

  • Человек и общество: Учебник для учащихся 10-го класса общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н.Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2006.

  • Электронный образовательный ресурс по теме «Наука» (по возможности подключенный к сети интернет)

  • Компьютер и медиапроектор.















Ход урока.

Этап

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Приветствие обучающихся настраивание на хорошую плодотворную работу

Приветствие преподавателя

Проверка домашнего задания

Устный опрос по предыдущей теме «Истина и ее критерии»:

    1. Что такое истина?

    2. Основные виды истины?

    3. Критерии истины?

    4. Что такое заблуждение?

    5. Истоки человеческих заблуждений

    6. Работа с терминами и понятиями (истина, заблуждение, относительность знаний, абсолютная истина, относительная истина)

Проверка письменного домашнего задания. Ответы на письменные вопросы.

  1. В чем причина относительности наших знаний?

  2. Раскройте сущность понятия «истина». Как вы понимаете древнее изречение: «Платон мне друг, но истина дороже»?

  3. Привести примеры великих заблуждений из истории Древнего мира.



    1. Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, дают пояснения терминам и понятиям, дополняют.

2. Обучающиеся независимо друг от друга, дают ответы на письменные вопросы, пользуясь домашними записями.


Изучение нового материала

Преподаватель сообщает тему и план урока (записывает на доске)

Тема: Особенности научного мышления.

План: 1) Наука и основные характеристики научного познания

2) Творчество как важнейший элемент научного познания

3) Достижения отечественной научно-технической мысли

4) Закрепление пройденной темы

5) Домашнее задание.

Обучающиеся записывают тему и план в тетради.

Изучение нового материала




Преподаватель задает вопрос. Что такое наука? (Страница №2 ЭОР)

Наука — это – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

Научным называется познание, имеющее целью открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.

Основными характеристиками научного познания являются: (Страница №2 ЭОР)

• исследование существенных, типичных, устойчивых свойств, - связей и отношений;

•объективность, т.е. стремление к «чистоте» исследования, без привнесения чего-либо, принадлежащего субъекту; научное познание призвано только к поиску истины;

• строгая доказательность, опытная проверяемость, воспроизводимость результатов исследования;

•систематичность знания, т.е. формирование целостной развивающейся системы понятий, теорий, гипотез и др., закрепленных в языке, часто искусственном (например, язык математики, ^химии); язык науки — это язык строгих понятий, а не образов;

Преподаватель задает вопрос, какие виды наук существуют? (Страница №2 ЭОР)

•целенаправленное использование материальных (инструменты, приборы и оборудование) и идеальных (приемы и методы) средств получения знания;

•использование достижений познания для управления реальными процессами («внедрение в практику»).

Научная деятельность носит творческий характер.

Творчество — это создание чего-либо принципиально нового, того, чего раньше не было. Научное творчество заключается в создании новых теорий, научных дисциплин, обнаружении новых явлений, введении новых понятий и терминов и т.п. Можно сказать, что ученый добывает знание, новое для всего человечества. В силу того, что творческая деятельность представляет собой движение в сфере неизвестного, решающую роль в ней играют внелогические факторы: интуиция, воображение, вера.

Вера как психическое состояние есть ожидание осуществления желаемого. На первый план в качестве компонента познания вера выходит в ситуациях неопределенности, выбора гипотез, теорий, научных традиций и проявляется в:

• доверии какой-либо определенной идее, теории, научной школе, принятии без доказательств некторых положений (аксиом и постулатов);

• уверенности в истинности выдвинутой гипотезы, когда истинность еще не доказана, в правильности пути научного поиска, собственной позиции;

• верности научному сообществу, что служит основой сотрудничества в исследовательском коллективе и научной школе.

выделяют два уровня научного познания:

1) эмпирический — преобладает чувственный опыт, рациональное познание имеет место, но подчинено чувственному;

2) теоретический — преобладает рациональное познание, при подчиненном положении чувственного; однако при создании (формулировании) теории используются только формы рационального познания.

Граница между эмпирическим и теоретическим познанием условна и подвижна. Эти уровни взаимосвязаны: эмпирическое познание поставляет данные для осмысления связей и закономерностей изучаемого объекта, а рациональное ориентирует на поиск новых данных.

Если говорить о развитии отечественной науке, то благодаря разработкам советских ученных были сделаны серьезные открытия в области космонавтики

Преподаватель задает вопрос, что вы знаете о достижениях нашей страны в области космонавтики? (Страница №3 ЭОР)

Космос (греч. kosmos — строй, порядок, мир, Вселенная) первоначально у древних греков (начиная с Пифагора 6 в до н. э.) — Вселенная как стройная организованная система в противоположность хаосу беспорядочному нагромождению материи. От греков термин "Космос." перешёл в современную науку как синоним Вселенной. Включает межпланетное, межзвёздное, межгалактическое пространство со всеми находящимися в нём объектами.

Мечты о полетах в космос (Страница №4 ЭОР)

Впервые в реальность полёта к дальним мирам человечество поверило в конце 19 века. Именно тогда стало понятно, что если летательному аппарату придать нужную для преодоления гравитации скорость и сохранять её достаточное время, он сможет выйти за пределы земной атмосферы и закрепиться на орбите, подобно Луне, вращаясь вокруг Земли.

Загвоздка была в уровне развития техники, что не позволяло исполнить задуманное. Наконец, в начале 20 века был сконструирован макет аппарата, который должен был преодолеть земное притяжение и полететь в космос – это была ракета. Первую ракету, способную вывести объект за пределы земного притяжения, спроектировал Циолковский в 1903 году.

Основные этапы жизни проецируются на экране (Страница №5 ЭОР)

Дальше идет краткий рассказ о космической эпохи (1957 – 2014). (Страница №6 ЭОР)

Проектирование основных вех, снимков и картинок космической эпохи на экран.

Рассказ о первом человеке (Ю.А.Гагарин) в космосе и первой женщине (Терешкова В.В.) в космосе (Страница №7,8 ЭОР). Проектирование фотографий и биографии на экран.

Анализируя данные ЭОРа обучающиеся, формулируют основные определения, понятия и записывают их.
























Обучающиеся подымают руку и отвечают.

1) Естественные – науки о природе: физика, химия, биология и т.д.

2) Гуманитарные – науки об обществе: история, социология, политология и т.д.

3) Абстрактные – науки об идеальных объектах, т.е. объектах, созданных человеческим сознанием: математика, логика.




































Обучающиеся подымают руку и рассказывают о эре космонавтике, первых попытках освоения и первом человеке в космосе.




Обучающиеся слушают и записывают основные моменты.












Обучающийся рассказывает о жизни и творчестве К.Э. Циолковского заранее подготовленный доклад. Остальные слушают и задают вопросы по теме.

Закрепление пройденной темы.

Проектирование задания для самостоятельной работы. (Страница №9 ЭОР). Преподаватель объясняет задание.

В случае затруднений тут же можно открыть нужный параграф учебника. (Страница ЭОР № 10,11)

Обучающиеся читают и самостоятельно выполняют в тетрадях работу.

Домашнее задание.

Учеб. Под ред. Л.Н.Боголюбова 10-11 класс. Глава 2, §9

Письменные вопросы:

  1. В чем причина относительности наших знаний?

  2. Раскройте сущность понятия «истина». Как вы понимаете древнее изречение: «Платон мне друг, но истина дороже»?

  3. Заблуждение и его причины?

  4. Подберите конкретные примеры следующим высказываниям:

«Заблуждения, включающие в себя некоторую долю правды, самые опасные» (А.Смит)

«Нет ничего опаснее для новой истины, чем старые заблуждения» (И.В. Гете)

  1. Что такое Абсолютная истина? Какую роль она играет в познании?

Преподаватель рекомендует интернет ресурсы в помощь студентам. Для лучшего выполнения домашнего задания (Страница №12 ЭОР).

Обучающиеся записывают задания в тетрадях.









Приложение 1.

    1. Стартовая страница Электронного образовательного ресурса.


Приложение 2.

Электронный образовательный ресурс: База данных

Процессы информатизации современного общества характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий. Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

В последнее время производство и продвижение ИКТ, в частности электронных образовательных ресурсов, крайне важно, поэтому задача их разумного выбора и распределения в зависимости от форм, целей и ступеней обучения. Использование ЭОРов позволяет формировать полноценные занятия с использованием дополнительных материалов, источников информации и контрольно измерительных материалов, посредством стандартных программ, установленных на стационарных компьютерах, в частности текстовый редактор Word. Ответственность и профессионализм в работе с ЭОРами гарантирует преподавателю большую результативность учебных процессов.

Можно сказать, что внутри информационного общества рождается качественно новый тип преподавателя. В отличие от старого он не «преподает» знания «на тарелочке», а ориентирует учащегося в информационных потоках, не дает заблудиться в «море информации»; не разжевывает непонятное, а указывает, где следует найти ответы. Надо сказать, что информационные технологии, какими бы совершенными они ни были, не снимают, тем не менее, воспитательных задач с системы образования. Новый тип преподавателей ориентирован, скорее, на самостоятельную, активную и дисциплинированную личность.

Электронный ресурс, представленный в виде базы данных по теме «Наука». Основу составляет материал о том, что такое наука, подкрепленный документами и трудами отечественных изобретателей, для самостоятельной работы студентов, а также текстовыми заданиями и дополнительными сведениями о развитии отечественной науки в эпоху освоения космоса. Помимо этого в ресурсе представлены ссылки на полнотекстовые базовые учебники по предмету и полезные интернет ресурсы, для повторения пройденного материала.

База данных позволяет формировать различную информацию для занятий, преподносить основной материал, направлять познавательную деятельность студентов, для изучения новой темы и структурирования собственных знаний по предмету.


Директор ГПОУ «СКСиС» Л.И. Рябова



Заместитель директора

по учебно-методической работе М.Н. Скопина


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока "Особенности научного мышления"

Автор: Истомин Владимир Леонидович

Дата: 28.09.2015

Номер свидетельства: 234313


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства