Изучение нового материала | Преподаватель задает вопрос. Что такое наука? (Страница №2 ЭОР) Наука — это – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Научным называется познание, имеющее целью открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи. Основными характеристиками научного познания являются: (Страница №2 ЭОР) • исследование существенных, типичных, устойчивых свойств, - связей и отношений; •объективность, т.е. стремление к «чистоте» исследования, без привнесения чего-либо, принадлежащего субъекту; научное познание призвано только к поиску истины; • строгая доказательность, опытная проверяемость, воспроизводимость результатов исследования; •систематичность знания, т.е. формирование целостной развивающейся системы понятий, теорий, гипотез и др., закрепленных в языке, часто искусственном (например, язык математики, ^химии); язык науки — это язык строгих понятий, а не образов; Преподаватель задает вопрос, какие виды наук существуют? (Страница №2 ЭОР) •целенаправленное использование материальных (инструменты, приборы и оборудование) и идеальных (приемы и методы) средств получения знания; •использование достижений познания для управления реальными процессами («внедрение в практику»). Научная деятельность носит творческий характер. Творчество — это создание чего-либо принципиально нового, того, чего раньше не было. Научное творчество заключается в создании новых теорий, научных дисциплин, обнаружении новых явлений, введении новых понятий и терминов и т.п. Можно сказать, что ученый добывает знание, новое для всего человечества. В силу того, что творческая деятельность представляет собой движение в сфере неизвестного, решающую роль в ней играют внелогические факторы: интуиция, воображение, вера. Вера как психическое состояние есть ожидание осуществления желаемого. На первый план в качестве компонента познания вера выходит в ситуациях неопределенности, выбора гипотез, теорий, научных традиций и проявляется в: • доверии какой-либо определенной идее, теории, научной школе, принятии без доказательств некторых положений (аксиом и постулатов); • уверенности в истинности выдвинутой гипотезы, когда истинность еще не доказана, в правильности пути научного поиска, собственной позиции; • верности научному сообществу, что служит основой сотрудничества в исследовательском коллективе и научной школе. выделяют два уровня научного познания: 1) эмпирический — преобладает чувственный опыт, рациональное познание имеет место, но подчинено чувственному; 2) теоретический — преобладает рациональное познание, при подчиненном положении чувственного; однако при создании (формулировании) теории используются только формы рационального познания. Граница между эмпирическим и теоретическим познанием условна и подвижна. Эти уровни взаимосвязаны: эмпирическое познание поставляет данные для осмысления связей и закономерностей изучаемого объекта, а рациональное ориентирует на поиск новых данных. Если говорить о развитии отечественной науке, то благодаря разработкам советских ученных были сделаны серьезные открытия в области космонавтики Преподаватель задает вопрос, что вы знаете о достижениях нашей страны в области космонавтики? (Страница №3 ЭОР) Космос (греч. kosmos — строй, порядок, мир, Вселенная) первоначально у древних греков (начиная с Пифагора 6 в до н. э.) — Вселенная как стройная организованная система в противоположность хаосу беспорядочному нагромождению материи. От греков термин "Космос." перешёл в современную науку как синоним Вселенной. Включает межпланетное, межзвёздное, межгалактическое пространство со всеми находящимися в нём объектами. Мечты о полетах в космос (Страница №4 ЭОР) Впервые в реальность полёта к дальним мирам человечество поверило в конце 19 века. Именно тогда стало понятно, что если летательному аппарату придать нужную для преодоления гравитации скорость и сохранять её достаточное время, он сможет выйти за пределы земной атмосферы и закрепиться на орбите, подобно Луне, вращаясь вокруг Земли. Загвоздка была в уровне развития техники, что не позволяло исполнить задуманное. Наконец, в начале 20 века был сконструирован макет аппарата, который должен был преодолеть земное притяжение и полететь в космос – это была ракета. Первую ракету, способную вывести объект за пределы земного притяжения, спроектировал Циолковский в 1903 году. Основные этапы жизни проецируются на экране (Страница №5 ЭОР) Дальше идет краткий рассказ о космической эпохи (1957 – 2014). (Страница №6 ЭОР) Проектирование основных вех, снимков и картинок космической эпохи на экран. Рассказ о первом человеке (Ю.А.Гагарин) в космосе и первой женщине (Терешкова В.В.) в космосе (Страница №7,8 ЭОР). Проектирование фотографий и биографии на экран. | Анализируя данные ЭОРа обучающиеся, формулируют основные определения, понятия и записывают их. Обучающиеся подымают руку и отвечают. 1) Естественные – науки о природе: физика, химия, биология и т.д. 2) Гуманитарные – науки об обществе: история, социология, политология и т.д. 3) Абстрактные – науки об идеальных объектах, т.е. объектах, созданных человеческим сознанием: математика, логика. Обучающиеся подымают руку и рассказывают о эре космонавтике, первых попытках освоения и первом человеке в космосе. Обучающиеся слушают и записывают основные моменты. Обучающийся рассказывает о жизни и творчестве К.Э. Циолковского заранее подготовленный доклад. Остальные слушают и задают вопросы по теме. |