Особенности научного познания, два уровня научного знания.Рассматриваются методы научного познания.Происхождение научных революции, научное мышление и современный человек.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
осуществлятькомплексныйпоиск, систематизациюиинтерпретациюинформации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Универсальные учебные действия
Знать:сущность и особенности научного познания, познакомиться с основными особенностями методологии научного мышления, методами научного познания.
Уметь:осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Понятия, идеи
научная теория;
эмпирический закон;
гипотеза;
научный эксперимент;
моделирование;
научная революция;
дифференциация;
интеграция.
Изучение нового материала
Основные особенности методологии научного мышления.
Дифференциация и интеграция научного знания.
Вспомните.Как связаны чувственное и рациональное в познавательной деятельности людей? Какое знание считается истинным? В чём выражается объективность истины? С какими законами развития природы, открытыми учёными, вы познакомились на уроках физики, биологии?
Особенности научного познания
Найдите лишнее высказывание
«Не рой яму другому – сам в неё попадешь»
«Пришельцы с других планет живут среди нас»
«Каждый человек обладает определенным набором генов – носителей наследственности»
«Каждый человек стремится к материальному достатку»
«У каждого человека есть своя аура»
Прочитайте пункт «Особенности научного знания» на стр. 248 и выпишите особенности
Особенности научного познания
Получениеновогодля человечествазнания.
Объективностьполучаемого знания
Использованиеспециальных методовпознавательной деятельности.
Воспроизводимостьполученного результата в одних и тех же условиях,проверяемостьзнания.
Массавеществ , вступивших в химическую реакцию, равна массевеществ , образовавшихся в результате реакции
Научное познание -вид познавательной деятельности, направленной на получение объективных, знаний о природе, обществе и мышлении.
Научное познание -познание, имеющее целью открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.
- вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
«Наука как знание существует само по себе - «знание ради знания»- это миф или реальность?
Два уровня научного знания
Эмпирическое познание–процесс накопления и фиксацияопытныхданных; исследование реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов.
Теоретическое познание -
Главная задача-описание предметов и явлений, накопление знаний.
процесс выявления законов и создание научных теорий; сущностноеопосредованноепознание; имеет дело с идеальными объектами.
Главная задача–
Форма получаемого знания:
объяснение изучаемых явлений.
Научный факт
Эмпирический закон
Форма получаемого знания:
Гипотеза
Закон
Теория
Методы эмпирического познания
Методы теоретического познания
Наблюдение – целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта
Гипотеза – научное предположение, нуждающееся в проверке.
Измерение - сравнение объектов по каким-либо общим свойствам и сторонам.
Теория – целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности
Описание – фиксация сведений об объектах с помощью средств языка.
Моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданной для их изучения.
Эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях
Анализ –
Синтез –
Индукция –
Дедукция –
Аналогия -
13
13
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (от лат. differentia — разность) означает разделение, расчленение целого на части, формы и т. п.
ИНТЕГРАЦИЯ (от лат. integration — восстановление) фиксирует обратный процесс — сближение и связь различных частей, процессов, явлений.
Интеграции научного знания, по оценкам специалистов, препятствуетдефицит объединяющих научных идей; бурный рост специализированного научного знания, который не позволяет ученым стать специалистами по целому ряду научных дисциплин (иными словами, век энциклопедистов безвозвратно прошёл).
КАК ПРОИСХОДЯТ НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
Ярким примером такой революции является смена научной картины мира, происшедшаяв начале XX в.Исследования А. Эйнштейна, М. Планка и других выдающихся учёных коренным образом изменили представления о пространстве, времени, материи. И всё же, существенно обогатив их, физика прошлого века не отменила прежних представлений, но указала на ту область, в пределах которой они справедливы.
АльбертЭйнштейн , (14.03.1879 – 18.04.1955) — великий физик; один из основателей современной физической теории; создатель Специальной и Общей теорий относительности
МаксПланк (1858-1947) ( Макс Карл Эрнест Людвиг) — немецкий физик, один из основоположников квантовой теории, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1913) и почётный член АН СССР (1926).
НАУЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ И СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК
далёк от профессиональной научной деятельности, но постоянно пользуется плодами науки, воплотившимися в массе современных вещей (бытового комфорта);
всё более укрепляется авторитет науки, методологии (принципов, подходов) научного мышления;
Вместе с тем имеются и сторонники вненаучной картины мира: свойственна установка на практическую пользу, интерес к таинственному и чудесному.
Проверь себя
Каковы основные отличия научного познания от обыденного?
Чем характеризуется эмпирический уровень научных знаний?
Что присуще теоретическому уровню науки?
Соотнесите уровни и методы научного познания.
Что отличает эксперимент от наблюдения?
Какова роль гипотезы в научном познании?
Приведите примеры научного моделирования.
В чём проявляется дифференциация научного знания? Каковы её причины?
Что затрудняет интеграцию научного знания в современных условиях?
Как развивается научная революция?
Текст “О законе всемирного тяготения” (О каких методах идет речь?)
“Повседневные наблюдения убеждают нас в том, что все тела притягиваются к Земле. Но тела притягиваются не только к Земле, но и друг к другу. В этом можно убедиться на следующем опыте. (Далее идет описание эксперимента.)
В 1667 г., анализируя материалы астрономических наблюдений, Ньютон применил сформулированные им законы динамики к движению Луны. Ему было известно, что Луна обращается вокруг Земли почти по круговой орбите. Но движение по круговой орбите возможно только тогда, когда на тело действует какая-то сила, сообщающая ему центростремительное ускорение... Ньютон высказал предположение, что этой силой является сила взаимного притяжения Луны и Земли. Произведя необходимые расчеты, он пришел к выводу, что силу взаимного притяжения Луны и Земли можно вычислить по формуле (приводится формула)...
Ньютон не остановился на этом, а предположил, что по полученной им формуле можно рассчитать силу притяжения любых тел, если их размеры малы по сравнению с расстоянием между ними. Поэтому открытый им закон получил название закона всемирного тяготения...
Два тела (рассматриваемые как материальные точки) притягиваются друг к другу по прямой, их соединяющей, с силами, прямо пропорциональными произведению их масс и обратно пропорциональными квадрату расстояния между ними”.
Проверь себя
С1. Приведите по три примера ненаучных и научных форм познания.
С2. Среди причин, обусловливающих относительный характер открываемых в познании истин, чаще всего называют ограниченность познавательных возможностей человека: далеко не всё доступно нашему восприятию, имеет свои границы и рациональное познание.
Что ещё придает нашим выводам и суждениям о мире относительный характер? Укажите три таких "ограничителя".