По мере продвижения в занятиях, усложняется мелодический ритмический рисунок мелодий, постепенно подключаются все пальцы рук, мелодии проигрываются от разных звуков (параллельно вводится понятие тональности, лада, тоники, устойчивых и неустойчивых ступеней) и на этом этапе работы можно и нужно заняться игрой с аккомпанементом. Возвращаемся к самым первым простейшим мелодиям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Начальный период обучения в классе фортепиано »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ П.ОКТЯБРЬСКИЙ
РАДИЩЕВСКОГО РАЙОНА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Методическая разработка
«Начальный период обучения в классе фортепиано».
Составитель:
Сафронова Ирина Евгеньевна, преподаватель I квалификационной категории
МОУ ДОД ДШИ п.Октябрьский
2015 г
Начальный период обучения в классе фортепиано.
Цель данной работы – обобщение накопленного собственного опыта работы в музыкальной школе. Еще в самом начале своей работы в школе я столкнулась с проблемой формирования игрового аппарата и навыка чтения нот, работы по нотам. Получалось так, что ученик с еще несформированным аппаратом, едва научившись читать нотную запись, вынужден играть по нотам.
Получилось так, что ученик с еще несформированным аппаратом, едва научившись читать нотную запись, вынужден играть по нотам. Он сталкивается с необходимостью смотреть, соображать, находить руками нужную клавишу, думать о ритмическом рисунке.
Чтобы осуществить мгновенное действие этой цепочки, у ученика должен уже быть накоплен навык игры, координация слуха и рук, глаз и рук, и в итоге получаем цепь: глаза – руки – слух. Но, поскольку нет связи глаза – руки, слух – руки, то нет и цепочки слух – глаза – руки.
И, как следствие, из-за сложности этого процесса – зажатость, страх перед игрой по нотам, нелюбовь к игре по нотам. Каждый даже молодой неопытный педагог знает, насколько важно развить слух ученика, насколько необходим навык чтения нот для успешного обучения ребенка музыке.
Эту проблему каждый решает по-своему. На эту тему написано множество интересных работ. Но по своему опыту знаю, что каждый педагог из любой работы берет то, что приемлемо именно для него, то, что наиболее соответствует именно его представлениям о фортепианной педагогике.
Так получилось и со мной в решении данной проблемы. Мне пришлось проработать труды Артоболевской, Гнесиной, побывать на уроках опытных и компетентных педагогов. Что-то я придумала и нашла сама на своих уроках. Так и сложилась моя собственная методика работы с самыми маленькими. Цель моего реферата – поделиться опытом с коллегами.
Сотрудничество с родителями ребенка – необходимое условие успешной работы с учеником. Родители – организаторы домашней работы ребенка. Ребенок не в состоянии организовать собственное время, выбрать оптимальный режим работы. Поэтому родители, выяснив расписание всех занятий, выбирают наиболее удобное время, в которое ребенок способен плодотворно и продуктивно заниматься. Необходимо объяснить родителям, что нет необходимости ( особенно в начальный период) в многочасовом непрерывном сидении за инструментом. Сначала достаточно 20-30минут в день, постепенно(к концу первого года обучения) доводя время занятий до 1часа. Но и это время должно быть раздроблено на небольшие отрезки по 10-20минут, в соответствии с психофизическими возрастными нормами.
В возрасте от 7-8 лет наиболее продуктивное время занятий без перерыва – 10-15минут, затем необходим отдых, перемена рода деятельности, переключение внимания, легкие физические нагрузки, отдых, в некоторых случаях, исходя из физических данных малыша – даже сон. Затем – возврат к занятиям, без нажима и насилия, дабы не создавать негативного восприятия занятий музыкой. Разумеется, организовать такой режим способен только взрослый человек, хорошо знающий свое дитя.
Для того, чтобы не идти вразрез с требованиями педагога и знать, чем ребенок занимается на уроке как помочь ему дома, очень целесообразно присутствие родителей на уроке(хотя бы в период начальных занятий) и, конечно же, необходима постоянная связь педагога и родителей. Педагог должен быть проинформирован о состоянии здоровья ребенка, вовремя предупрежден о его заболеваниях и возможных ограничениях в занятиях. Если ребенок заболел, то его место в постели, а не на уроке, во избежание осложнений, не говоря уже о том, что во время болезни восприятие информации ребенком ухудшается или просто невозможно.
И так, приступаем!
Конечно же – знакомство с инструментом и сразу же – музыка. Разумеется, в доступной для данного ученика форме: попевки, знакомые мелодии, сложность которых зависит от данных ребенка. Нет необходимости и смысла начинать с изучения нотной записи. Ребенок еще не готов воспринять эту информацию.
Сразу отметить присутствие длинных и коротких, высоких и низких звуков. Обратить внимание, что в каждой мелодии можно услышать ровные шаги – метр. А длинные короткие звуки – ритм. Похлопать и потопать под собственное пение и аккомпанемент педагога, и тем самым дать доступное понятие метра и ритма.
Высота, тембр звука позволяет перейти к знакомству с октавами. С первого же урока и последующих занятий необходимо хорошо освоить и изучить клавиатуру, название нот, клавишей, расположение октав.
После того, как ребенок запомнил расположение ноты «до» и научился находить ее по всей клавиатуре, надо начинать играть. Сначала простейшие попевки на 1-2-3нотах. Затем постепенно усложнять мелодию и ритм, предварительно перед игрой пропевая мелодию и прохлопывая ритм. Если ребенок легко исполняет эти задания, можно попробовать на слова знакомой уже песни придумать свою мелодию, но преподаватель сначала должен показать, как это делается. Необходимо сразу же воспитывать навык транспонирования: попросить играть мелодию от разных звуков, предварительно введя понятия «вверх» и «вниз», повышения и понижения звуков, т.е. диез и бемоль, так как при игре мелодии от разных звуков неизбежно использование черных клавишей.
Перед началом игры на каждом уроке необходимо повторить и закрепить знание клавиатуры. Играем в игру: преподаватель называет звук и октаву, ученик – находит на клавиатуре (в том числе и черные клавиши).
Сначала играем только 3-им пальцем, но обеими руками поочередно. Недопустимо заниматься так называемой « постановкой рук», т.е. фиксацией внимания ребенка на движениях пальцев и рук. Это неминуемо ведет к зажиму и напряжению в руках. Надо обращаться к слуховым впечатлениям ребенка, попросить «подвигать» рукой, «пропеть» пальцем звук, погладить клавишу кончиком, потереть ее, «присосаться» к поверхности клавиши, взять ее глубоко. Все движения и ощущения, формирование игрового аппарата должны происходить на основе слуховых ощущений и впечатлений.
По мере продвижения в занятиях, усложняется мелодический ритмический рисунок мелодий, постепенно подключаются все пальцы рук, мелодии проигрываются от разных звуков (параллельно вводится понятие тональности, лада, тоники, устойчивых и неустойчивых ступеней) и на этом этапе работы можно и нужно заняться игрой с аккомпанементом. Возвращаемся к самым первым простейшим мелодиям.
Сначала это аккомпанемент -Т на сильную долю, затем можно разнообразно усложнять аккомпанемент функционально и ритмически, по мере усложнения мелодий. Освоение новых приемов исполнения, штрихов происходит по мере усвоения предыдущих навыков.
Количество и сложность материала подаваемого на уроке, зависит только от индивидуальности ученика, от его способности усваивать материал. Спешка и перегрузка ученика информацией недопустима, нельзя создавать ситуацию неуспеха для ребенка, ибо он должен получать удовольствие и радость от занятий и иметь право на обучение в том темпе, который обуславливает его природа.
Весь период игры по слуху готовит ученика к переходу к игре по нотам, и переход этот должен быть плавным и безболезненным для ученика. Как подготовить этот переход? Опыт работы многих педагогов, да и наш собственный, показывает, что чтение нот и игра – два совершенно разных и довольно сложных навыка. И попытка выработать умение играть, не развив в достаточной степени навык игры и навык чтения нот, приводит к стрессовой ситуации, ставит перед ребенком невыполнимую задачу, что в конечном итоге отбивает желание учиться музыке. Поэтому развиваем у ребенка каждый из этих навыков параллельно. Как только ребенок научился играть самые первые попевки и понял, что все песенки состоят из разных звуков, показываем ему, как эти звуки можно записывать: так же , как звуки речи – буквами, так и звуки музыки – нотами. Знакомим ученика с нотным станом, со скрипичным ключом, затем - с басовым, учимся читать ноты (сначала - на линейках, затем – между линейками).
В помощь – стишок:
МИ, СОЛЬ, СИ, РЕ, ФА – на линеечках сидят;
ФА, ЛЯ, ДО, МИ – все в окошечко глядят.
Для наглядности рисуем это в тетради.
Объ ясняем, что короткие звуки называются- четверть, а длинные- половинки.
Чтение нот начинаем, разумеется, с простейших песенок. Чтение должно быть ритмическим: голосом читаем звуки, ладошками прохлопываем ритм, обращая внимание на то, что на короткий звук – 1хлопок, на длинный – 2хлопка.
По мере усвоения и закрепления навыка, усложняем мелодический и ритмический рисунок, знакомимся с новыми длительностями: восьмая, целая; длительность с точкой, позже – шестнадцатые.
Далее переходим от записи в 1 строчку, к записи в 2 строчки для игры двумя руками. При этом запись для правой руки прохлопываем при чтении правой рукой, запись для левой руки – левой рукой. Хлопаем по коленкам. Это помогает выработке и развитию не только чувства ритма, но и координации зрения, рук и слуха.
Научившись свободно читать нотный текст, ребенок, как правило. Сам начинает играть по нотам. О чем радостно сообщает педагогу на уроке. С этого момента усложняется и чтение нот с листа. Самые простые пьесы читаются и играются, более сложные – читаются и прохлопываются.
По мере продвижения вперед, играется и читается то, что ранее читалось и прохлопывалось. Вся работа по чтению нот ведется параллельно с игрой по слуху, игрой с аккомпанементом, и продолжается в течение всего обучения на фортепиано на более сложном материале.
Таким образом, формируется навык уверенного чтения с листа, необходимый любому музыканту, помогающий успешной работе с нотным текстом.
Урок строится так, чтобы успеть проделать все виды работ, переключая внимание ребенка на разные виды деятельности, не давая утомляться ученику, способствуя развитию (плавному и постепенному) всех необходимых навыков, и, главное, прививая ребенку любовь к музыке и музицированию, развивая в нем эстетические чувства.