1 класс, 3 четверть по теме: «Музы не молчали»
(программа по музыке «Музыка. Начальная школа»
Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т.С. Шмагина)
Форма урока – комбинированный урок.
Тип урока- расширение и углубление знаний
Цель урока: познакомить детей с боевыми подвигами русских воинов, которые нашли своё отражение в музыке и изобразительном искусстве.
Задачи урока:
Образовательные: прививать эмоционально-позитивное отношение к понятию «Родина» через русскую музыку, песни о русских полководцах, солдатах-воинах.
Развивающие: способствовать развитию музыкального мышления, умения анализировать, сравнивать. Способствовать развитию вокально –хоровых навыков. развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся.
Усвоить понятия: герои, богатырь, симфония, ритм, марш.
Воспитательные: способствовать формированию интереса и любви к музыкальному искусству на основе эмоционального восприятия музыки русского народного песенного творчества; способствовать формированию чувства патриотизма, гордости, уважения к культуре своего народа. Содействовать духовному развитию учащихся, уважению к ценностям отечественной культуры. Воспитывать у учащихся чуткое отношение к памяти о великих русских полководцах, русских воинах, солдатах.
Методы:
— метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; (понимание художественной, нравственно-эстетической значимости данных сочинений);
— метод эмоциональной драматургии; (сценария урока- последовательность учебных задач, содержание и объем звучащей музыки, кульминация урока, «последействие», эмоциональный тонус);
— метод возвращения к пройденному (ретроспективы в обучении);
— метод художественного контекста (выхода за пределы музыки), (изучение конкретных музыкальных произведений в связи с художественными творениями других видов искусства литературы, изобразительного искусства, кино, театра).
Технологии: личностно – ориентированного обучения;
информационно-коммуникативные технологии (интернет-ресурсы, презентации); здоровьесберегающие технологии;
игровые технологии.
Оборудование: фортепиано, барабан, трещётки, кубыз, ложки, фонохрестоматия, мультимедийный проектор, экран, компьютер, СD диски.
Музыкальный материал:
- Песня «Будущий солдат» автор Д. Трубачев;
- П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»;
- Песня «Катюша» М. Блантер
- Главная тема из I части «Богатырская» симфония А.П.Бородина;
- Песня «Мама» («Зореньки краше…»)
- «Солдатушки, бравы ребятушки» - русская народная песня
Универсальные учебные действия (УУД).
Регулятивные:
1. Оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя.
2.Постановка и выполнение целей.
Познавательные:
1. Извлечение необходимой информации из прослушанного произведения.
2. Действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки.
3. Формирование устойчивого интереса к музыкальным занятиям.
Коммуникативные:
1.Умение аргументировать свою позицию, сотрудничество при выработке общего решения в совместной деятельности, участвовать в коллективном обсуждении - размышление о музыке.
Личностные результаты:
1. Познание разнообразных явлений (историй) в жизни человека через музыкальные произведения, эмоциональный отклик на музыку патриотического содержания.
2.Реализация творческого потенциала через индивидуальное и коллективное интонирование.
Прогнозируемый результат:
- Определять на слух характер музыки и передать её настроение.
- Называть произведение, в котором музыка рассказывает о Родине, героях войны.
- Раскрыть образы русских героев-воинов.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Дети входят в класс под музыку песни «Будущий солдат» автор Д. Трубачев
Муз.приветствие учащихся.
Распевание.
2.Актуаизация знаний.
В.: О ком это песня, которая встретила вас?
В.: В каком характере звучала? (бодро, бойко, маршевом, боевом, мужественном)
В.: Что ещё можно делать под музыку? (маршировать)
Исполнение песни «Будущий солдат» автор Д. Трубачев.
Определите произведение русского композитора, которое вошло в сборник «Детский альбом» и посвящён маленькому племяннику Володи
(Слайд) (П.И.Чайковского «Марш деревянных солдатиков»)
У.: Какой музыкальный инструмент исполняет этот марш? (Фортепиано).
В.: Как звучит музыка? (легко, быстро)
В.: Кто может маршировать? (Игрушки)
В.: Какие инструменты можно использовать для марша? (барабан и труба).
Пластическое интонирование. Звучит “Марш деревянных солдатиков” “дети аккомпанируют в оркестре” (имитируют барабаны и трубы)
(Слайд с темой урока) (Под музыку военного марша, учитель читает стихотворение)
Есть день такой в календаре,
Он красною отмечен датою,
Прекрасный праздник в феврале,
День воина, российского солдата.
И в этот день мы поздравляем
Мужскую половину человечества,
Стихи и песни посвящаем
Своим защитникам Отечества!
3.Постановка задачи.
В.: Как вы думаете ребята, кому будет посвящён наш сегодняшний урок? (Этот урок приурочен к празднованию Дня защитников Отечества).
В этот день мы отдаем дань уважения и благодарности тем, кто мужественно защищал родную землю от захватчиков, а также тем, кто в мирное время несет нелегкую и ответственную службу.
Вместе с этим особое внимание мы уделяем мальчикам и юношам, тем кому в будущем предстоит встать на защиту Отечества.
Известно выражение: «Когда говорят пушки, музы - молчат».
В.: Кто такие музы? (Слайд) (Напоминаю, что в древнегреческой мифологии, музы - это богини, добрые феи, покровительницы искусств. Музы вдохновляли художников, музыкантов, поэтов. В народе говорят, если человек сочиняет стихи, пишет музыку, то музы наградили его божьим даром).
В.: Т.е. когда стреляет оружие, то стихи и музыка должны отходить на второй план? Вы согласны? (Это не так. Ведь сколько стихов, песен написано именно в военный период! Во все времена музы не молчали, а воспевали силу, отвагу русских витязей, храбрость богатырей, воинов в своих песнях, картинах, скульптуре, кинофильмах о защитниках нашего родного Отечества. Это своеобразная память о военной славе наших далёких предков и современников).
Тема урока: «Музы не молчали»
В.: В связи с этой темой составим план, что мы с вами будем делать на уроке?
4.Изучение новой темы.
Сегодня Муза приглашает нас с вами раскрыть образ русских воинов, поговорить о славных боевых подвигах в музыке и изобразительном искусстве.
В.: Какие песни военных лет вы знаете? («Катюша», «Священная война», «Тёмная ночь», «Синий платочек» и т.д)
(Слайд) Исполнение 1 куплета песни «Катюша» М. Блантер
В.: Каких героев вы знаете? ((3 Слайда)
Муза знакомит нас со скульптурными памятниками известных полководцев России – Петру I и Александру Васильевичу Суворову
(Слайд) Герой В.О.В. А.Матросов, также повторил подвиг А.Матросова, закрыл грудью амбразуру танка - Минигалей Губайдуллин. Ну и конечно мы не можем не вспомнить имя поэта, национального героя Башкортостана – Салава?та Юла?ева.(Слайд)
Память о полководцах, русских воинах, солдатах, сохраняется в народных песнях и в образах, которые создали разные композиторы. Это тоже своеобразные музыкальные памятники защитникам нашей Родины. (Слайд) Подвиг русских богатырей прославил в своей симфонии композитор XIX века Александр Порфирьевич Бородин.
Обратить необходимо внимание на новое слово «CИМФОНИЯ» - это большое многочастное музыкальное произведение для симфонического оркестра. В симфонии не поют, а играют на муз.инструментах. В переводе с греческого языка это слово означает «созвучие», «согласие».
Если бы вы были композиторами, какую бы музыку вы написали к «Богатырской» симфонии? (По настроению, характеру? (сильная, маршевая, громкая, исполнитель - симф.оркестр)
Послушайте и сравните свои ответы,
звучит главная тема из I части симфонии «Богатырская» А.Бородин.
- Исполнитель? (Симфонический оркестра)
- Какой характер музыки? (Музыка сильная, мужественная, военная).
- Какое название вы дали бы симфонии?
Симфонию Бородина замечательный русский музыкальный критик В. В. Стасов назвал «Богатырской».
- Если бы вы были художниками какую картину нарисовали? (картину сражения, войны, сильных людей-богатырей).
«Богатырская» тема с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве.
У.: Возьмём сказки. Какие герои- богатыри вам знакомы? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и т.д.)
(Слайд) Можно сравнить «Богатырскую» симфонию с картиной знаменитого художника В.Васнецова «Богатыри»? (да)
У.: Что вы видите на картине? (Люди сильные, могучие. Илья Муромец на чёрном коне. Добрыня Никитич – степенен и твёрд. Алёша Попович моложе своих товарищей. Илья Муромец богат - силой, Никита – умом, Алеша – ловкостью)
У.: Как они настроены? (Воинственно, на время успокоились, но всё же готовы к бою так как крепко держат свои оружия: лук со стрелами, копьё, меч)
У.: Что общего между музыкой и картиной? (Тема мужественная, воинственная, сильная)
Вокально-хоровая работа
Солдатам во все времена приходится трудно, они защищают свою Родину, вдали от родных и близких, только лишь в минуты затишья они могут вспомнить о дорогих сердцу людях, ведь только мысль не имеет границ и времени. Вспомним о самом дорогом, родном человеке - мама.
(Слайд) Исполнение песни «Мама» («Зореньки краше…)
(Слайд) Послушайте народную песню и определите современная или старинная песня
Видео песни «Солдатушки, бравы ребятушки» исп. группа «Непоседы»
В.: Современная ли эта песня или старинная? (Это старинная строевая песня- история времён Отечественной войны 1812 года, она дошла до наших дней и стала одной из любимых песен. И костюмы старинные) (Слайд) Посмотрите изображение участников Бородинского сражения Отечественной войны 1812 года, в которой русский народ сражался против французских войск Наполеона.)
- Какие старинные слова здесь звучат? (Держава, пики, сабли, востры)
- В каком характере? (маршевый, боевой, строгий, чеканный)
- Как исполняли? Здесь поёт один человек или происходит диалог? (В песне звучит вопрос солиста-запевалы, а ответ- хора. Песня построена в форме диалога.)
- -Какая здесь мелодия?
(Слайд) Разучивание песни «Солдатушки, бравы ребятушки»
(Слайд) 5.Рефлексия
- Кого сегодня вспомнили на уроке? (защитников Родины, которые воспеты в музыке, изобразительном искусстве)
- Что исполняли? (песню «Бравый солдат», «Катюша», «Мама», «Солдатушки, бравы ребятушки»)
- Что слушали? (А.Бородин «Богатырская симфония», П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»)
(Слайд) Наш урок подходит к концу, но нам нельзя забывать ту войну, тех героев и ту музыку, которая родилась во время войны. Музыку, которая звучала, когда гремели пушки. Она звучала всем смертям назло. И мы с вами говорим: «Музы не молчали». И сейчас композиторы обращаются к теме войны, откликаются на любые самые трагические события, происходящие в нашей стране.
Но жизнь продолжается и память людская – хранитель истории.
(На фоне песни Газманова О. «Москва, звонят колокола»)
Пускай назад история листает
Страницы легендарные свои
И память, через годы пролетая,
Ведет опять в походы и бои.
Сегодня будет день воспоминаний
И в сердце тесно от высоких слов.
Сегодня будет день напоминаний
О подвиге и доблести отцов.
Д/З: (по выбору) найти стихи, песни, нарисовать рисунок к песне «Солдатушки, бравы ребятушки»
Урок закончен, всем спасибо за работу на уроке.
Выход под музыку «Солдатушки, бравы ребятушки»