kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка на тему " Методы и приемы формирования мотивации учащихся в классе фортепиано"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность исследования формирования мотивации в младшем школьном возрасте определяется тем, что именно в период обучения ребёнка в начальной школе, когда учебная деятельность является ведущей, важно создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации определённую форму, т. е. сделать её устойчивым личностным образованием школьника

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему " Методы и приемы формирования мотивации учащихся в классе фортепиано"»

Тема урока: « Комплекс упражнений для начинающего пианиста».

Цель урока: демонстрация упражнений для овладения правильными приемами игры на фортепиано, а также показ уровня знаний и умений учащегося.

Задачи урока:

1.Образовательные задачи:

- показать необходимость применения упражнений для развития исполнительской техники

- освоение приемов технического развития и игровых навыков исполнения на фортепиано

- расширить багаж музыкальных впечатлений

2. Развивающие задачи:

- понимание исполнительских задач и способов их решения

- развитие двигательно-игровых навыков

- формировать умение самостоятельно работать над техническими задачами в музыкальных произведениях

3.Воспитательные задачи:

- формировать интерес к данному виду работы

- формировать умение преодолевать трудности в обучении

- воспитание чувства ответственности за результат своей работы

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: индивидуальный урок.

Методы проведения урока: словесный, наглядно-зрительный, практический.

Средства обучения: фортепиано, стул и подставка, ноты, карандаш.



Обучающийся: Щедрова Василина, 2 класс фортепианного отделения.

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент (2-3 минуты)

2. Основной этап (30 минут)

3. Заключение ( 5 минут)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Педагог приветствует участников открытого урока, сообщает о порядке работы в режиме урока, знакомит с ученицей, проверяет готовность к уроку.

2. Основной этап

УЧИТЕЛЬ:

«Во все предшествующие времена вопрос о необходимости играть упражнения не обсуждался. Считалось само собой разумеющимся многочасовое и многолетнее их изучение.

Сборники упражнений создавали и крупные пианисты, и крупные педагоги, и пианисты – педагоги меньшего масштаба. Но музыкальная молодежь и мы - ее наставники обращается к этим изданиям нечасто. Никто сейчас не учится играть по Ганону или по Брамсу. Используются лишь отдельные упражнения из сборников.

Однако, работа над упражнениями совершенно необходима для двигательно – технического развития ученика. Какие задачи фортепианной техники решаются с их помощью?

1. Игра упражнений позволяет обращать значительную часть внимания на ловкость, точность, беглость движений и на выполнение простейших красочных звучаний.

2. Упражнения помогают выработке устойчивой ритмики и хорошему усвоению основных приемов игры.

3. Посредством упражнений вырабатывается техническая выносливость.

4. Игра основных технических формул не только двигает вперед технику, но помогает развитию музыкально–технических представлений и свободной ориентировке на клавиатуре.

При организации работы ученика над упражнениями следует иметь в виду:

1. Ученик должен быть приучен играть упражнения каждый день.

2. Ежедневные упражнения должны быть разнообразны, должны охватывать все виды технической фактуры.

3. Целесообразно делать упражнение максимально коротким.

4. Каждое упражнение должно через некоторое время быть заменено новым, более сложным.

5. Упражнения нужно играть красивым звуком. Некоторую часть упражнений нужно играть в разнообразной окраске и с разными штрихами.

6. Всякого рода дополнительные упражнения должны быть индивидуальзированы и изобретаться педагогом. Можно использовать и готовые сборники упражнений.

7. Некоторые упражнения нужно уметь играть долго, без перерыва, развивая этим выносливость руки и пальцев.

8. Все упражнения должны быть четко организованны ритмически. Однако, не следует дробить упражнение, оно должно звучать объединено.

9. Каждое упражнение должно заключать в себе известную трудность. Вместе с тем оно должно быть посильным.

10. Каждое новое упражнение всегда закрепляется нотным текстом.

11. Правильно организованное упражнение достигает результатов в короткий срок.

12. Упражнение должно соответствовать поставленной задаче. Оно строится, чтобы преодолеть встретившуюся конкретную трудность.

Практическую часть урока начинаем с подготовительных упражнений. Выполним их.

Упражнение «Вдох – выдох».

Цель упражнения: регулировка дыхания во время занятия.

1. Положение ног оптимальное, руки опущены вниз.

2. Из этого положения, не отрывая локти от корпуса, поднять вверх предплечья, пальцы сложены в кулак.

3. Выводим локти вперед, поднимая при этом плечевые части рук над головой. Достигнув высокого положения, разводим руки широко в стороны и активным движением откидываем назад сверху вниз, сводя лопатки до предела. Все движения соединяем по единой дугообразной линии, делая «вдох».

4. Зафиксировав положение опущенных назад рук по единой возвращающейся линии – локти движутся назад вверх над головой – активным броском возвращаем их в исходное положение, фиксируя локти по бокам, делаем «выдох».

4. Отрегулируем стул так, чтобы предплечья были параллельны клавишам.

Упражнение «Солнышко».

Цель упражнения: определение правильного расстояния до клавиатуры.

1. Сидя за инструментом, «рисуем» руками перед собой большой круг воображаемого солнца.

2. Руки проходят между коленями и инструментом.

А теперь сделаем несколько оздоровительных упражнений.

Цель первого упражнения: создать условия для предохранения позвоночника от непроизвольных перенапряжений при игре.

1. Сидя на стуле, максимально наклоняем верхнюю часть корпуса вперед, руками опираемся посредством ладоней на колени.

2. Несколько выпрямляем корпус и возвращаем в исходное положение. При этом нужно плотно опираться на ладони.

3. Полностью выпрямляем верхнюю часть корпуса и возвращаем ее в исходное положение.

Цель второго упражнения: укрепление мышечных групп шейной области и предупреждение перенапряжения в зонах шейных мышц.

1. Опустим голову, коснемся подбородком груди. Плавно поворачиваем голову влево и вправо, доводя подбородок до передней границы плеча.

2. Положение головы прямое. Поворачиваем голову в левую и правую стороны по дугообразной линии.

3. Теперь откинем голову несколько назад. Плавно наклоняем голову последовательно в сторону левого и правого плеча.

Еще одно оздоровительное упражнение оставим для завершения урока.

Теперь делаем упражнения на подготовку рук к игре на инструменте.

Цель этих упражнений: ощутить синхронность движения рук и корпуса, ощутить руки как единую двигательную систему.

Упражнение 1.

1. Исходная позиция – руки опущены.

2. Активным движением наклоняем верхнюю часть корпуса вперед. При наклоне руки свободно падают и провисают за счет минимальных усилий мышечных групп области лопаток.

3. Почувствовав максимальное расслабление мышечных групп плечевого пояса и состояние провисших рук, делаем вращательные движения рук на 360 градусов.

Упражнение 2.

1. Исходная позиция – вытянутые руки поднять перед собой.

2. Наклоняем корпус и активно отводим вытянутые руки назад до предела, сближая лопатки.

3. Активно выпрямляем корпус, вынося руки перед собой.

Переходим к упражнениям для программы.

(ученица исполняет этюд К.Черни (Гермера))

Для исполнения гамм в конце этюда требуются четкие, пружинистые, как говорят пианисты, «артикуляционные» пальцы. Выработке быстрых и четких пальцев способствует арочное положение кисти.

Способность всех пальцев работать самостоятельно, выразительно в большой степени зависит и от верного положения первых и пятых пальцев.

Сделаем упражнение для 1-го пальца.

Нужно положить руку на крышку инструмента и быстро «подводить» свободный 1-й палец ко 2-му, затем к 3-му и так далее. Кисть свободна, а 1-й палец должен быстро «нырять» под ладонь.

Цель упражнения: развить свободное, самостоятельное движение 1-го пальца.

Теперь сделаем упражнения для 5-го пальца.

Упражнение 1 (подготовительное).

Цель его: почувствовать, как мышца 5-го пальца становится по вялой, то твердой.

1. Повернем ладонь вверх, 5-й палец показывает прямо вверх и напрягается. Он становится упругим. Мышца, проходящая вдоль боковой поверхности пятого пальца, сжимается. Проверим эту мышцу пальцами другой руки.

2. Несколько раз расслабляем и вновь напрягаем пятый палец.

Цель 2-го упражнения: укрепление 5-го пальца. Сыграем нотный пример, выполняя условия упражнения.

1. Нажимая аккорд, слегка приподнимаем мостик.

2. Погружаем 5-й палец в клавиши, используя вес руки. Для этого держим его прямым, как карандаш.

Какие трудности встречаются еще в финале этюда? Конечно, это - подкладывание и перекладывание.

А теперь поучим одним из предложенных вариантов с разными штрихами.

Следующее упражнение – в ритмическом варианте. Посмотрим на нотный пример и сыграем «перебежками» наши гаммы.





Есть еще один давно забытый вариант исполнения гаммы – игра «гаммы в гамме». Гамму нужно играть 7 раз подряд, выделяя при каждом повторении легким акцентом каждую из ступеней. Поиграем и наш отрывок этим упражнением.

Цель этого упражнения: выравнивание звучания гаммы.

А теперь необходимо научиться играть гаммы быстро.

Упражнение 1.

Цель: выучить исходный импульс гаммы.

1. Поставим 1,2,3 пальцы на клавиши до, ре, ми.

2. Не извлекая звука, подвигаем 1-м пальцем в вертикальном направлении вверх и вниз в быстром темпе. Затем теми же движениями, но с игрой ноты до.

3. Зарядившись энергией, быстро играем ноты до, ре, ми близко к клавишам. Сделаем паузу, ощущая дно клавиши ми.

Упражнение 2.

Цель: быстрые переносы с одной позиции на другую.

Используем эти упражнения в финальном отрывке.

А последний такт этюда проучим приемом наращивания звуков.

Цель: быстрое исполнение пассажа. Сыграем упражнение, затем поучим так текст.

А теперь посмотрим на 1 такт этюда. Что мы видим здесь? Мы видим двойные ноты. Трудность исполнения в том, что нужно взять два звука одновременно, но при этом еще и выделить один из звуков.

Сделаем подготовительные упражнения для двойных нот:

Цель: ощутить терцию как соединение двух голосов.

1. Играем терции хорошо опертым звуком медленно.

2. Играем терции разными пальцами.

Теперь играем упражнением 1 такт этюда и проверим результат.

Но теперь возникает следующая проблема - пальцы, играющие шестнадцатые, становятся вялыми и нечеткими, так как вес лежит на длинной ноте.

Воспользуемся упражнением на развитие и укрепление мышечных групп основных фаланг пальцев.

Цель упражнения: укрепление основных фаланг, регулирование их напряжения и расслабления, развитие их самостоятельности и независимости при любых видах двигательных действий на инструменте.

1. Исходная позиция: положить ладонь на стол, все пальцы развести в стороны.

2. Активно поднимаем до предела, последовательно каждый палец и возвращаем его в исходное положение свободным броском.

3. Можно придерживать основание пальцев свободной рукой. Ощущения при подъеме – максимальное напряжение в зоне основных фаланг, при бросках – максимальное расслабление.

Сделаем упражнение «плоские пальцы».

Цель упражнения: ощутить кончик пальца, или, как говорят музыканты, «подушечку».

1. Подушечка 2-го пальца правой руки лежит на первой косточке 2-го пальца левой руки.

2. Слегка нажимаем клавишу пальцем правой руки вниз и отпускаем.

3. Повторяем движение каждым пальцем обеих рук.

Сыграем этим упражнением мелодию пьесы.

Плавному соединению звуков в пьесе также помогают специфические движения кисти.

Сделаем упражнение «пружинящее запястье».

Цель упражнения: ощущение пружинящего запястья.

1. Подкладываем боковую часть указательного пальца левой кисти под правое запястье и поднимаем правую руку.

2. Свободно покачаем правую кисть от запястья.

Поучим этим упражнением вступление пьесы и далее, где есть подобное в тексте.

Какие сложности есть еще? Сложно выделять верхний голос в двойных нотах и в аккордах. Специальных упражнений здесь нет. Но можно посоветовать следующее: взять аккорд (интервал) и тут же отпустить все звуки, кроме мелодического.

Цель такого упражнения - умение услышать мелодию и закрепить слабые пальцы (четвертый – пятый), которыми приходится вести мелодию.

Чтобы полностью осознать, как управлять «мягкой посадкой», сначала можно устроить «крушение при посадке», ударяя по клавишам, а затем используем торможение для осознания прекрасного звука.

И заключительное упражнение урока – упражнение для глаз.
Цель: восстановить работу глазных мышц после урока, а также настроить себя на позитив.

1. Поднимем вперед руку, сожмем пальцы в кулак, 1-й палец смотрит вверх.

2. Концентрируем взгляд на ноготь 1-го пальца, смотрим 30 секунд .

3. Затем концентрируем взгляд через ноготь 1-го пальца вдаль на 30 секунд.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Василина, твою работу на уроке я оцениваю на «отлично». Ты старательно выполнила все мои указания, была внимательна и активна.

А сегодня наш урок подходит к концу. Сделаю некоторые выводы по теме.

Нужно упражнение, которое безукоризненно удается. Метод повторения требует особой тщательности и законченности. Иначе тренировка превращается во вредное повторение ошибок.

Совершенно очевидно, что упражнение должно быть максимально коротким, так как только таким путем достигается сосредоточенность внимания на самом существенном.

Упражнение, разумно составленное и талантливо найденное, требует меньше труда от исполнителя и доставляет меньше неудовольствия и домашним, и соседям, живущим рядом.

Чем дальше, тем тоньше становятся качества игры, которые надо развить. И тем инициативней, вдохновенней должны стать методы, которыми достигаются ступени высокого пианистического совершенства.

АНАЛИЗ УРОКА

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности ученицы. Все этапы урока были взаимосвязаны между собой. В течение урока ученица была активна, внимательна, заинтересована. Практические задания выполнялись творчески, осмысленно. Задачи, поставленные на уроке перед ученицей, были выполнены. Работа ученицы оценена на «отлично». Прозвучало пожелание продолжить работу над произведениями с учетом поставленных на уроке задач.













СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бернстайн С. 20 уроков клавиатурной хореографии: Пер с англ. – СПб.: Композитор, 2001. – 152 с., нот.

2. Корыхалова Н. П. Играем гаммы [Текст] / Н. П. Корыхалова. – СПб.: Композитор, 2003. – 84 с., нот.

3. Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой [Текст] /Е.Я. Либерман – М.: 2003. – 148 с.

4. Мазель В. Х. Музыкант и его руки [Текст] / В. Х. Мазель. – СПб.: Композитор, 2002. – 180 с.

5. Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство [Текст] / С. Е. Фейнберг. – М.: Классика – XXI, 2001. – 340 с.

6. Щапов А. П. Фортепианная педагогика [Текст] / А. П. Щапов – М.: Советская Россия, 1060. – 172 с., нот.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Новосёлова Гульнара Закиевна

Дата: 03.12.2017

Номер свидетельства: 442002

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства