«Игровые приёмы работы в донотный и начальный периоды обучения с детьми 5-6 лет в классе фортепиано»
«Игровые приёмы работы в донотный и начальный периоды обучения с детьми 5-6 лет в классе фортепиано»
Донотный период - самый ответственный в воспитании ученика-музыканта, но и самый интересный и увлекательный. Первые шаги начинаются со знакомства с инструментом и как пройдёт это знакомство, так и будет заниматься ребёнок. Это может быть с желанием или с неохотой. В работе даётся план-конспект урока. сочиненный преподавателем с огромным опытом работы с начинающими. Автор подробно описывает методы работы в донотный период, формирование мотивации, как правильно объяснить маленькому ученику новый материал, как увлечь его процессом обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Игровые приёмы работы в донотный и начальный периоды обучения с детьми 5-6 лет в классе фортепиано»
автор:
преподаватель фортепианного отделения
ГОАУ ДОД «ОДШИ»
Шильникова Марина Николаевна
Ульяновск
2016 г.
«Игровые приёмы работы в донотный и начальный периоды обучения с детьми 5-6 лет в классе фортепиано»
Вступительное слово
Донотный период обучения – первые шаги в музыкальном воспитании ребёнка.
Обучение игре на инструменте начинается с так называемого донотного периода. (На первом этапе исключить раздел – знакомство с нотной грамотой).
Донотный период самый ответственный в обучении музыке и самый интересный. В этот период формируются в обучении следующие понятия: понятие ритмической пульсации, звуковысотности, постановки аппарата, координации движений, развитие эмоций, включённость в процесс обучения.
Первые шаги в музыкальном воспитании ребёнка начинаются со знакомства с инструментом. Этот урок следует проводить в рояльном классе. Нужно объяснить ребёнку, что рояль не относится к какой-либо инструментальной группе. Рояль – это «король» всех инструментов. Дальше можно рассказать стишок:
«Мы сегодня увидали городок внутри рояля,
Целый город костяной, молотки стоят горой.
Блещут струны ярче солнца – всюду мягкие суконца,
Что ни улица – струна в этом городе видна».
О.Мандельштам
В начале обучения важно не только научить малыша играть, но и познакомить его с музыкальным миром, заинтересовать, понять о чём музыка говорит, вложить как можно больше музыкальных впечатлений. Дети 1 класса очень любят пьесу Галынина «Зайчик». В этом небольшом произведении сочетаются множество пианистических навыков: игра стаккато, аккордами, быстрая смена рук.. Дети не замечают этих трудностей, они увлечены образом прыгающего зайчика. Лиса нападает. Зайчик вырывается и убегает. Смена образа (заяц-лиса) определяет штрихи, динамику. Яркий пример такой образной пьесы – «Медведь» Г. Галынина. Она помогает при изучении басового ключа. Играя пьесу Рубаха «Воробей», где мы изображаем воробья и кошку, впервые знакомимся со штрихом стаккато. Пьеса А. Гедике «Ригодон» - не только танец, но уже и простейшая полифония. Мы представляем праздничный бал. Сначала танцуют все гости. А в середине – принц и принцесса, разговаривают друг с другом, «соединяются» (момент кульминации – аккорд), продолжая танец с придворными. Тот же образ можно использовать в вальсе из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского.
2.План-конспект урока
Тема урока: «Игровые приёмы работы в донотный и начальный периоды с детьми 6 лет в классе фортепиано».
Цель урока: найти индивидуальный подход к каждому ребёнку. Независимо от степени его одарённости можно найти соответствующий подход, подобрать ключи для вхождения в страну музыки.
Задачи урока:
Образовательная: приобщение детей к искусству, общемузыкальное развитие.
Развивающая: воспитание творческой восприимчивости, музыкального слуха, памяти, концентрации.
Воспитательная: способствовать воспитанию коммуникативных качеств у ребёнка, что поможет ему в общении с окружающими.
Тип урока: изучение нового материала.
Организационный момент 1-2 минуты.
Проверка готовности к уроку, наличие учебника, нотной тетради, дневника учащегося музыкальной школы. Настрой ученика на учебную деятельность.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут, закрепят/ другие ученики в ходе урока, приобретение умения применять в самостоятельном знакомстве с искусством, психическая готовность, мотивационная готовность (способность ребёнка переключаться в учебную деятельность и противопоставить игровой деятельности учебно-познавательную).
Необходимое оборудование и материалы: инструмент, нотная тетрадь, цветные карандаши, альбом.
Мотивация учащихся:
− заинтересованность изучаемым материалом (использование системы творческих заданий);
− желание детей познать новое и применить это на практике (метод творческих проектов).
Педагог, занимающийся с детьми 4-7 лет должен быть большим знатоком детской психологии. Дошкольный возраст отличается многими специфическими характерными чертами:
1.Дети этого возраста не способны надолго сосредоточиться на какой-либо одной проблеме. Урок надо составлять так, чтобы интерес не ослабевал.
2.Огромная восприимчивость к чувственным впечатлениям окружающего мира.
3.Ребёнок легко воспринимает новое, но так же легко забывает выученное на уроке. Нужно обязательно возвращаться к пройденному, даже если ребёнок хорошо его усвоил.
4.Иной темп мышления.
5.Мышление в конкретных образах.
Сопутствующие цели:
− приобщение к любительскому музицированию «игре для себя»;
− пробуждение интереса к прекрасному;
− воспитание музыкального вкуса;
− любить и понимать музыку, иметь хороший музыкальный вкус;
− уметь рассказывать своим друзьям о музыке и композиторах, поддерживать беседу на музыкальные темы;
− развивать и расширять образное мышление.
Эти пожелания родителям и должны стать руководством к действию педагогов. Во время всего периода обучения в школе искусств.
Методы и приёмы реализации поставленных задач:
− развитие музыкальных способностей (слух, ритм, память);
− формирование первоначальных навыков владения инструментом (посадка, постановка рук, изучение клавиатуры, способы звукоизвлечения, воспитание аппликатурной дисциплины);
− приобщение ребёнка к различным видам музыкальной деятельности (самостоятельное исполнение несложных песенок, игра в ансамбле с педагогом, пение под аккомпанемент, подбор по слуху, чтение с листа, ритмические упражнения и т.д.);
− сохранить любовь к музыке и развить интерес к музыкальным занятиям (учить слушать и сопереживать музыку, способствовать осмысленному её восприятию).
Опрос по домашнему заданию:
Шестой год жизни характеризуется активной любознательностью детей. Ребёнок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Педагог играет музыку разного характера и задаёт ребёнку вопросы:
2.Какие ты слышишь звук: высокие, низкие, громкие, тихие.
Педагог просит прохлопать услышанные такты из музыкального произведения.
Объяснение нового музыкального материала:
Шестой год жизни – это период подготовки ребёнка к школе. При обучении шестилеток необходимо учитывать тот жизненный и музыкальный опыт, которым владеет ребёнок к моменту своего прихода в школу.
Дети шестилетнего возраста могут: самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в средствах музыкальной выразительности:
а) слышать динамические оттенки;
б) понимать настроение музыкальных пьес.
Учитель проигрывает на инструменте простые пьесы: сборник Корольковой, пьеска «паровозик», «Скороговорка». И проговаривает как можно охарактеризовать данную музыку, что ты представляешь себе при исполнении данного произведения. Можно предложить нарисовать представленные образы. Очень важна перемена деятельности ребёнка в период занятия. Таким образом снимается усталость.
2.Знакомство с клавиатурой. Чтобы молоток ударил по струнам, нужно нажать клавишу, а клавиши устроены словно живые: как будешь общаться с ними, так тебе рояль и ответит. Если грубо ткнуть жёсткими пальцами – звук будет резким, коротким, как будто роялю больно сделали. А если пальцы слегка округлённые, упругие, а руки лёгкие и ровные, тогда рояль поёт, звук у него ясный и лёгкий, будто радуется, что ты вырастишь хорошим музыкантом. У каждого человека есть имя, так и у каждой клавиши есть своё название. Не следует по порядку учить ноты, так как ученики обычно начинают отсчитывать нужные. Нужно обратить внимание на то, что некоторые нотки расположены парами: по две и по три. Слева от двух нота До, а справа – Ми… Сделать клавиатуру более близкой и понятной поможет сборник Артоболевской «Первая встреча с музыкой». Если сыграть Ми, а потом До, то получится, будто мы позвали «Чижика». Так начинается песенка. Сыграй сам. Так можно позвать чижика по всей клавиатуре. Найди и посчитай, сколь раз? Также можно найти и «фасольку».
3.На первых уроках следует уделять внимание и развитию слуха. Для этого следует познакомить ребёнка с регистрами (в этом помогут картинки), поиграть в угадалки: ученик говорит, куда движется мелодия и какими шагами, а также заниматься подбором на инструменте. За помощью можно обратиться к сборникам Ляховицкой, где предлагается досочинить мелодии, или к Миличу «Маленькому пианисту». Обогащению музыкального кругозора поможет «Музыкальный букварь» Ветлугиной. Он состоит из трёх частей:
1 часть – Музыка – язык чувств (характер у людей: солнце, дождь, гроза и мам);
2 часть – О чём рассказывает музыка (музыкальные портреты: Красная шапочка, серый волк, слон и моська);
3 часть – Как рассказывает музыка (высокие и низкие – птички; длинные и короткие – эхо, качели).
4.Ритмическую организацию развиваем благодаря нашим детским считалкам: «Андрей-воробей», «Солнышко», «Василёк, василёк», «Дин-Дон», «Ходит слон» и много других. Предлагаю выразительно прочитать стихи, а потом прохлопать в ладоши, определить длинные и короткие слоги-хлопки и получить понятие длинных и коротких слогов-звуков. В обучении важно синтезировать речь, слух, ритм, эмоции, включённость.
5.Учимся записывать стишок-считалочку: короткий звук «ТИ», длинный звук «ТА». Детям очень нравятся ритмические задачки, и они с лёгкостью с этим справляются. Освоив понятие длинных и коротких слогов, мы сразу играем на одном звуке, начинаем обучение звукоизвлечения с 3 пальца, играем со словами, затем песенки-считалочки исполняем под аккомпанемент педагога и вот первый восторг – у меня получилось!
Вывод: донотный период – это фундамент, на котором строится всё обучение игре на инструменте.
Весь материал, который осваивает ученик, должен быть доступным, ассоциирован привычными жизненными понятиями. Мир музыки богат и щедр, и эту сказку вы можете дарить, осваивая каждый шаг вместе.
Домашнее задание в донотный период не задаётся.
3.Список рекомендуемой методической литературы
Как научить играть на рояле. Первые шаги. Москва. «Классика XXI»,2005
Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. – Москва, «Таланты-XXI век»,2004
Милич Б. Воспитание ученика- пианиста. –Москва, «Кифара»,2004
Смирнова Т.И. Фортепиано - интенсивный курс.- Москва, 1992
Юдовина- Гальперина Т.Б. За роялем без слёз, или я – детский педагог. - СПб., « Союз художников» , 2002