Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Активизация познавательной деятельности обучающихся"»
Активизация познавательной деятельности обучающихся
Мастер п/о
ФКП образовательного учреждения № 87
Гребенцов М.К .
Учебно-познавательная деятельность – это направленность учебной деятельности на познавательный интерес.
Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности
Отношение учащихся к учению обычно характеризуется познавательной активностью.
В структуре активности выделяются следующие компоненты:
готовность выполнять учебные задания;
стремление к самостоятельной деятельности;
сознательность выполнения заданий;
систематичность обучения;
стремление повысить свой личный уровень и другие.
Активизация - это постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе.
Главная цель активизации - формирование активности обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
Пути активизации, используемые в педагогической практике, включают разнообразные формы, методы, средства обучения, их сочетания, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучаемых.
Наиболее эффективные методы и приемы для активизации познавательной деятельности учащихся:
Методы :
Приемы:
Метод проблемного обучения
Наглядность и иллюстративность
Метод алгоритмизированного обучения.
Самостоятельная работа учащихся на уроках
Метод эвристического обучения.
Проблемная ситуация
Метод исследовательского обучения.
Эвристическая беседа
Методы опережающих домашних заданий.
Метод глассирования.
Приёмы активизации познавательной деятельности могут включать:
Создание на уроке учебной проблемной ситуации:
Направляет деятельность учеников на максимальное овладение изучаемым материалом и повышает мотивацию.
Метод алгоритмизированного обучения. Ученики самостоятельно составляют алгоритм решения проблемы.
Эвристический приём. Задаются трудные вопросы и с помощью подталкивающих вопросов происходит подведение к ответу.
Сократический приём. Обсуждение спорных вопросов, способствующих развитию у учеников умение доказывать и обосновывать свои убеждения.
Исследовательский приём. Ученики выдвигают гипотезу и на основе проведённых наблюдений, анализа, решения познавательных задач, формируют вывод.
Использование элементов занимательности. Всё необычное, неожиданное вызывает у учеников чувство удивления, помогает им усвоить любой учебный материал.
Создание ситуаций, в которых ученики сами:
задают вопросы друг другу и учителю;
самостоятельно выбирают разноуровневые задания;
отстаивают своё мнение;
выбирают вариант оценивания;
принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
анализируют ответы друг друга;
оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);
консультируют по отдельным вопросам своих одногруппников;
находят несколько вариантов решения проблемы.
4 группы методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся:
I. Эмоциональные: поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.
II. Познавательные: опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, развивающее -развивающаяся кооперация.
III. Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование будущей деятельности
IV. Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие эмпатии, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.
Таким образом, мотивации является основным условием интерактивного обучения, поэтому для любого педагога важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, имеющихся затруднений и проблем, и затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целях реализации личностно- ориентированного развивающего подхода.