«Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на основе современных образовательных технологий»
«Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на основе современных образовательных технологий»
В свете ФГОС вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Так как в стандартах представлены основные личностные, метапредметные и предметные качества, которые необходимо развивать у обучающихся для их полноценной социализации, то современное обучение и воспитание должно строиться на деятельностном подходе.
Одним из способов достижения этих целей и является формирование и развитие у учащихся познавательного интереса, и такая организация учебного процесса, результате которой будет формироваться человек, способный к дальнейшему самообразованию и саморазвитию, использующий свои таланты для пользы социуму.
Познавательный интерес лежит в основе познавательной деятельности.
Познавательная деятельность - это единство трех категорий: чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.
Познавательная деятельность важна тем, что она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся на этапе обучения в школе и впоследствии во взрослой жизни.
В ходе познавательной деятельности в разной степени может проявляться познавательная активность ученика.
Управление активностью учащихся в педагогике традиционно называют активизацией. В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. При выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего, стремится к продуктивному результату.
Психологи утверждают, что познавательная активность школьника – качество не врожденное и не приобретенное. Она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, друзей, семьи, труда или других социальных факторов. На уровень активности сильно влияют отношения учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого ученика (успехи в учебе и положительные эмоции повышают познавательную активность). По этой причине у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность меняется, в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс. Только подлинное сотрудничество учителя и ученика обеспечивает на уроке активную учебную деятельность класса.
Основные задачи активизации познавательной деятельности обучающихся:
1) возбуждение познавательного интереса учащихся к учению, положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу, желания учиться, воспитание чувства долга и ответственности за учение;
2) формирование и развитие системы знаний как основы учебных успехов;
3) развитие умственной и особенно мыслительной активности как условия учебных и познавательных умений, познавательной самостоятельности учащихся;
4) формирование и развитие системы умений и навыков учащихся, без которых не может быть самоорганизации их деятельности;
5) усвоение приемов самообразования, самоконтроля, рациональной организации и культуры умственного труда учеников.
В качестве действенного способа активизации познавательной деятельности учащихся в своей педагогической практике использую ряд методических приемов из различных технологий, которые опираются на сенсорное воспитание, позволяющее создавать яркие, запоминающиеся образы изучаемых объектов, процессов, способов универсальных действий.
Для формирования образа изучаемого объекта использую метод сенсорного воздействия через органы чувств: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. Важным условием является комплексность воздействия. Для этого подбираю серию методических приемов из разных технологий таким образом, чтобы они максимально создали запоминающийся образ.
Для зрительного восприятия использую приемы: демонстрация яркого запоминающегося видеофрагмента, необычного эксперимента, несущего в себе элемент непознанного явления, определенных предметов с неизвестными свойствами. Например, эксперимент «Уголь из сахара», светящиеся в темноте растворы, легко меняющие цвет при встряхивании или помешивании, разложение дихромата аммония («вулкан»)
Для слухового восприятия использую фрагменты из литературных или музыкальных произведений, высказывание или крылатую фразу известных людей.
Для восприятия свойств объекта через обоняние использую прием определения вещества по запаху на основе ассоциации с известными другими хорошо знакомыми запахами. Например, запах аммиака легко ассоциируется с хорошо известным медицинским препаратом – нашатырным спиртом, который есть у каждого в домашней аптечке.
Для создания образа объекта через осязание использую прием «тактильных ощущений», когда информация поступает через кожные рецепторы. Например, эффекты выделения или поглощения тепла в термических реакциях легко запоминаются, если ученик самостоятельно проводит такие реакции, соприкасаясь руками с моментально замерзающей или нагревающейся пробиркой. Или прием «Что в черном ящике».
В отдельных случаях возможно восприятие свойств объекта через вкусовые ощущения. Например, горький вкус солей магния и бария в морской воде, сладкий вкус моносахаров на примере глюкозы или фруктозы, вкус кислот через использование кисло-сладких фруктов.
Все возникающие ощущения помогают в комплексе сформировать яркий образ изучаемого предмета или явления. Чтобы изучаемый предмет стал в дальнейшем объектом для познания, а не просто яркой картинкой, подкрепляем познавательный процесс ученика постановкой проблемной задачи, задания или ситуации. Такая задача может быть сформулирована самими учениками исходя из результатов своих комплексных ощущений.
Технология проблемного обучения.
Проблемное обучение пронизывает весь курс химии. Каждый урок становится проблемным. Ставится проблема, учащиеся подводятся к её решению.
Пример изучения тем курса органической химии:
Тема
Проблема
Теория химического строения
Состав органических соединений. Какова валентность углерода в них? (Обычные представления о валентности приходят в противоречие с составом соединений)
Глюкоза
Формула глюкозы. Какие функциональные группы имеются в ее строении? Если в молекуле глюкозы имеется альдегидная группа, то почему она не реагирует с фуксинсернистой кислотой?
Аминокислоты
Какие свойства можно предположить у вещества строения ? Как действует раствор этого соединения на индикатор?
Технология разноуровневого обучения.
Эффективная организация образовательного процесса невозможна без использования индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. В обучении химии дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено спецификой предмета: у одних учащихся усвоение химии сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению предмета. Проблему прочности знаний по химии можно решить технологией уровневой дифференциации.
При организации процесса обучения учащихся необходимо ориентироваться на введение трех стандартов:
обязательная общеобразовательная подготовка (её уровень должен достичь каждый ученик): усвоение ЗУН в рамках учебной программы;
повышенная подготовка, определяющаяся заданной глубиной овладения содержанием учебного предмета;
обучение на уровне углубленного изучения предмета для интересующегося, способного ученика. Обучение происходит на индивидуальном и максимально возможном уровне сложности.
Технология игрового обучения.
Технология игрового обучения способствует повышению интереса учащихся к различным видам учебной деятельности и познавательной активности. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В обучении химии довольно часто используются игровые технологии, проводятся уроки – игры.
Информационно- коммуникационные технологии.
Использование информационных и коммуникационных технологий открывает новые перспективы и возможности для обучения химии. ИКТ можно использовать на различных этапах урока: для проведения химической разминки, на этапе объяснения нового материала, для коррекции знаний, умений, навыков. Использование компьютерных программ на уроке по химии позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно: смоделировать химический процесс, провести опасную реакцию.
Учащиеся имеют возможность принимать активное участие в создании уроков, чему способствует поиск и систематизация информации, тем самым, формируют навыки самостоятельной работы, а так же навыки владения информационными компьютерными технологиями. При подготовке к урокам они используют Интернет-ресурсы, образовательные сайты как информационное поле, позволяющее получить дополнительную оперативную, актуальную информацию по теме урока.
Компьютерные технологии дают возможность увеличить плотность урока, качество изученного материала, повысить темп урока, логику рассуждений, эффективно провести проверку усвоенных знаний, развивать творческие компетентности обучаемых.
Технологии метода проектов
Среди инновационных педагогических средств и методов, обеспечивающих индивидуализацию профильного обучения, особое место занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Проект (лат. projectus – брошенный вперед) предполагает разработку замысла, предварительного, предположительного поиска ответа на вопрос, решения проблемы разным способом. Метод проектов реализует главный смысл и назначение обучения – создает условия для сотрудничества в сообществе исследователей, тем самым помогает обучаемому стать талантливым учеником.
В практике обучения химии проектная деятельность реализуется через:
урок как таковой или практическое занятие;
внеурочную деятельность, предметную деятельность;
научно-практичную деятельность учащихся, защиту рефератов;
Вовлечение учащихся в создание творческих работ Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процесс её выполнения, и её результат – всё требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий учащиеся выполняют такие, как составление кроссвордов, викторин, сообщения и доклады учащихся, которые иллюстрируются презентациями. Учащиеся, самостоятельно создавая презентации, осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Доклады и рефераты, которые сдают учащиеся, как правило, не звучат на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно или включить в урок (в объяснение учителя), представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что займет мало времени и даже из опыта можно сказать, что учащиеся с удовольствием на перемене просмотрят новые презентации. Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию. Еще одна явная польза от такого рода домашних заданий. Любую творческую задачу, какой бы привлекательной внешне она ни казалась ученикам, нельзя вводить в обучение до той поры, пока у них нет необходимых умений для её выполнения. Требуется и подготовка восприятия самого задания, и элемент научения тому, как его выполнить. Только при этом условиях творческое задание может явиться стимулом формирования подлинного познавательного интереса.
Вся вышеупомянутая работа ведется с применением личностно-ориентированной технологии обучения:
– Использую разнообразные формы и методы организации учебного процесса, позволяющие раскрыть субъективный опыт учащихся;
– Создаю атмосферу заинтересованности каждого школьника в работе класса;
– Предлагаю учащимся на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения этих заданий;
– Стремлюсь выявить реальные интересы учащихся и спланировать на основе этого организацию учебного процесса;
– Веду индивидуальную работу с каждым учащимся, помогаю им самостоятельно спланировать свою деятельность, самостоятельно оценивать результаты работы, исправлять допущенные ошибки;
– Предоставляю возможность каждому ученику проявлять на уроках инициативу, творческие способности, создаю условия для самовыражения учащихся.
Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот поэтому в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Также немаловажно создавать на уроке благоприятный психологический климат, атмосферу сотрудничества, комфорта, заинтересованности.
То, что я хочу познать - это яблоня,
То, что я познаю – это ветвь яблони,
То, что я передам ученику – это яблоко,
То, что он возьмет от меня - это семечко.
Но из семечка может вырасти яблоня!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на основе современных образовательных технологий»»
«Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на основе современных образовательных технологий»
Учитель биологии и химии
МБОУ «Урмышлинская ООШ»
Фарзиева Милеуша Рудиковна
Лениногорск, 2016
В свете ФГОС вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Так как в стандартах представлены основные личностные, метапредметные и предметные качества, которые необходимо развивать у обучающихся для их полноценной социализации, то современное обучение и воспитание должно строиться на деятельностном подходе.
Одним из способов достижения этих целей и является формирование и развитие у учащихся познавательного интереса, и такая организация учебного процесса, результате которой будет формироваться человек, способный к дальнейшему самообразованию и саморазвитию, использующий свои таланты для пользы социуму.
Познавательный интерес лежит в основе познавательной деятельности.
Познавательная деятельность - это единство трех категорий: чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.
Познавательная деятельность важна тем, что она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся на этапе обучения в школе и впоследствии во взрослой жизни.
В ходе познавательной деятельности в разной степени может проявляться познавательная активность ученика.
Управление активностью учащихся в педагогике традиционно называют активизацией. В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. При выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего, стремится к продуктивному результату.
Психологи утверждают, что познавательная активность школьника – качество не врожденное и не приобретенное. Она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, друзей, семьи, труда или других социальных факторов. На уровень активности сильно влияют отношения учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого ученика (успехи в учебе и положительные эмоции повышают познавательную активность). По этой причине у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность меняется, в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс. Только подлинное сотрудничество учителя и ученика обеспечивает на уроке активную учебную деятельность класса.
Основные задачи активизации познавательной деятельности обучающихся:
1) возбуждение познавательного интереса учащихся к учению, положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу, желания учиться, воспитание чувства долга и ответственности за учение;
2) формирование и развитие системы знаний как основы учебных успехов;
3) развитие умственной и особенно мыслительной активности как условия учебных и познавательных умений, познавательной самостоятельности учащихся;
4) формирование и развитие системы умений и навыков учащихся, без которых не может быть самоорганизации их деятельности;
5) усвоение приемов самообразования, самоконтроля, рациональной организации и культуры умственного труда учеников.
В качестве действенного способа активизации познавательной деятельности учащихся в своей педагогической практике использую ряд методических приемов из различных технологий, которые опираются на сенсорное воспитание, позволяющее создавать яркие, запоминающиеся образы изучаемых объектов, процессов, способов универсальных действий.
Для формирования образа изучаемого объекта использую метод сенсорного воздействия через органы чувств: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. Важным условием является комплексность воздействия. Для этого подбираю серию методических приемов из разных технологий таким образом, чтобы они максимально создали запоминающийся образ.
Для зрительного восприятия использую приемы: демонстрация яркого запоминающегося видеофрагмента, необычного эксперимента, несущего в себе элемент непознанного явления, определенных предметов с неизвестными свойствами. Например, эксперимент «Уголь из сахара», светящиеся в темноте растворы, легко меняющие цвет при встряхивании или помешивании, разложение дихромата аммония («вулкан»)
Для слухового восприятия использую фрагменты из литературных или музыкальных произведений, высказывание или крылатую фразу известных людей.
Для восприятия свойств объекта через обоняние использую прием определения вещества по запаху на основе ассоциации с известными другими хорошо знакомыми запахами. Например, запах аммиака легко ассоциируется с хорошо известным медицинским препаратом – нашатырным спиртом, который есть у каждого в домашней аптечке.
Для создания образа объекта через осязание использую прием «тактильных ощущений», когда информация поступает через кожные рецепторы. Например, эффекты выделения или поглощения тепла в термических реакциях легко запоминаются, если ученик самостоятельно проводит такие реакции, соприкасаясь руками с моментально замерзающей или нагревающейся пробиркой. Или прием «Что в черном ящике».
В отдельных случаях возможно восприятие свойств объекта через вкусовые ощущения. Например, горький вкус солей магния и бария в морской воде, сладкий вкус моносахаров на примере глюкозы или фруктозы, вкус кислот через использование кисло-сладких фруктов.
Все возникающие ощущения помогают в комплексе сформировать яркий образ изучаемого предмета или явления. Чтобы изучаемый предмет стал в дальнейшем объектом для познания, а не просто яркой картинкой, подкрепляем познавательный процесс ученика постановкой проблемной задачи, задания или ситуации. Такая задача может быть сформулирована самими учениками исходя из результатов своих комплексных ощущений.
Технология проблемного обучения.
Проблемное обучение пронизывает весь курс химии. Каждый урок становится проблемным. Ставится проблема, учащиеся подводятся к её решению.
Пример изучения тем курса органической химии:
Тема
Проблема
Теория химического строения
Состав органических соединений . Какова валентность углерода в них? (Обычные представления о валентности приходят в противоречие с составом соединений)
Глюкоза
Формула глюкозы . Какие функциональные группы имеются в ее строении? Если в молекуле глюкозы имеется альдегидная группа, то почему она не реагирует с фуксинсернистой кислотой?
Аминокислоты
Какие свойства можно предположить у вещества строения ? Как действует раствор этого соединения на индикатор?
Технология разноуровневого обучения.
Эффективная организация образовательного процесса невозможна без использования индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. В обучении химии дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено спецификой предмета: у одних учащихся усвоение химии сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению предмета. Проблему прочности знаний по химии можно решить технологией уровневой дифференциации.
При организации процесса обучения учащихся необходимо ориентироваться на введение трех стандартов:
обязательная общеобразовательная подготовка (её уровень должен достичь каждый ученик): усвоение ЗУН в рамках учебной программы;
повышенная подготовка, определяющаяся заданной глубиной овладения содержанием учебного предмета;
обучение на уровне углубленного изучения предмета для интересующегося, способного ученика. Обучение происходит на индивидуальном и максимально возможном уровне сложности.
Технология игрового обучения.
Технология игрового обучения способствует повышению интереса учащихся к различным видам учебной деятельности и познавательной активности. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В обучении химии довольно часто используются игровые технологии, проводятся уроки – игры.
Информационно- коммуникационные технологии.
Использование информационных и коммуникационных технологий открывает новые перспективы и возможности для обучения химии. ИКТ можно использовать на различных этапах урока: для проведения химической разминки, на этапе объяснения нового материала, для коррекции знаний, умений, навыков. Использование компьютерных программ на уроке по химии позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно: смоделировать химический процесс, провести опасную реакцию.
Учащиеся имеют возможность принимать активное участие в создании уроков, чему способствует поиск и систематизация информации, тем самым, формируют навыки самостоятельной работы, а так же навыки владения информационными компьютерными технологиями. При подготовке к урокам они используют Интернет-ресурсы, образовательные сайты как информационное поле, позволяющее получить дополнительную оперативную, актуальную информацию по теме урока.
Компьютерные технологии дают возможность увеличить плотность урока, качество изученного материала, повысить темп урока, логику рассуждений, эффективно провести проверку усвоенных знаний, развивать творческие компетентности обучаемых.
Технологии метода проектов
Среди инновационных педагогических средств и методов, обеспечивающих индивидуализацию профильного обучения, особое место занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Проект (лат. projectus – брошенный вперед) предполагает разработку замысла, предварительного, предположительного поиска ответа на вопрос, решения проблемы разным способом. Метод проектов реализует главный смысл и назначение обучения – создает условия для сотрудничества в сообществе исследователей, тем самым помогает обучаемому стать талантливым учеником.
В практике обучения химии проектная деятельность реализуется через:
урок как таковой или практическое занятие;
внеурочную деятельность, предметную деятельность;
научно-практичную деятельность учащихся, защиту рефератов;
Вовлечение учащихся в создание творческих работ Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процесс её выполнения, и её результат – всё требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий учащиеся выполняют такие, как составление кроссвордов, викторин, сообщения и доклады учащихся, которые иллюстрируются презентациями. Учащиеся, самостоятельно создавая презентации, осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Доклады и рефераты, которые сдают учащиеся, как правило, не звучат на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно или включить в урок (в объяснение учителя), представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что займет мало времени и даже из опыта можно сказать, что учащиеся с удовольствием на перемене просмотрят новые презентации. Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию. Еще одна явная польза от такого рода домашних заданий. Любую творческую задачу, какой бы привлекательной внешне она ни казалась ученикам, нельзя вводить в обучение до той поры, пока у них нет необходимых умений для её выполнения. Требуется и подготовка восприятия самого задания, и элемент научения тому, как его выполнить. Только при этом условиях творческое задание может явиться стимулом формирования подлинного познавательного интереса.
Вся вышеупомянутая работа ведется с применением личностно-ориентированной технологии обучения:
– Использую разнообразные формы и методы организации учебного процесса, позволяющие раскрыть субъективный опыт учащихся;
– Создаю атмосферу заинтересованности каждого школьника в работе класса;
– Предлагаю учащимся на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения этих заданий;
– Стремлюсь выявить реальные интересы учащихся и спланировать на основе этого организацию учебного процесса;
– Веду индивидуальную работу с каждым учащимся, помогаю им самостоятельно спланировать свою деятельность, самостоятельно оценивать результаты работы, исправлять допущенные ошибки;
– Предоставляю возможность каждому ученику проявлять на уроках инициативу, творческие способности, создаю условия для самовыражения учащихся.
Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот поэтому в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Также немаловажно создавать на уроке благоприятный психологический климат, атмосферу сотрудничества, комфорта, заинтересованности.