Методическая разработка урока по теме "Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова"
Методическая разработка урока по теме "Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова"
Методическая разработка урока истории предназначена для обучающихся 7 класса. Технология продуктивного чтения, деятельностный метод помогают сделать урок живым, увлекательным, интерактивным.
В процессе такого урока обучающиеся самостоятельно ставят учебную задачу и изучают учебный материал, коллективно обсуждают результаты своей работы. Эта форма проведения урока способствует также активизации познавательной деятельности обучающихся и формированию у них умений самостоятельной работы с информацией и преобразования ее в таблицу. В ходе урока обучающиеся получат возможность научиться выдвигать предположения о развитии исторических событий начала Смуты на основе произведения художественного стиля, задавать продуктивные вопросы к тексту, самостоятельно формулировать тему урока, использовать для работы различные источники информации, выступать публично, объяснять события и процессы исторической действительности, характеризовать историческую личность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Парабельская гимназия
Урок по теме: «Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова» на всероссийский дистанционный конкурс разработок учебных занятий
«Мастерская гения»
Учителя истории Козловой Светланы Викторовны
Парабель-2014
Тема: Урок для 7 класса по теме «Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова»
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Технология: Деятельностный метод, технология продуктивного чтения.
Триединая цель урока:
Образовательный аспект.
Развивать умение давать оценку исторической личности, а именно Борису Годунову на основе анализа его деятельности - внутренней и внешней политики.
Развивающий аспект.
Совершенствовать умения задавать продуктивные вопросы, выделять главную информацию и второстепенную, структурировать ее, на основе анализа обобщать и делать выводы.
Воспитательный аспект.
Формирование индивидуально-личностного отношения школьников к историческим событиям начала Смуты, государственному деятелю Б.Годунову,
Воспитание патриотизма и гражданственности на примере сопричастности к судьбе своей Родины.
Ожидаемые результат:
В ходе урока обучающиеся смогут:
-выдвигать предположения о развитии исторических событий на основе произведения художественного стиля;
-задавать продуктивные вопросы к тексту;
-самостоятельно формулировать тему урока:
-использовать для работы различные источники информации: художественный текст, текст учебника;
-преобразовывать информацию в таблицу;
-выступать публично, опираясь на структурированную информацию;
-объяснять события и процессы исторической действительности, характеризовать историческую личность и высказывать собственное мнение о роли человека в истории.
Оборудование и ресурсы: медиапроектор, компьютер
Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулин «История России к.16-18 вв. 7 класс». М., «Просвещение», 2012г.
Раздаточный материал: Отрывок из трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»,
схема «Фрагмент родословной Ивана Грозного».
Ход урока.
«Эмоциональный якорь»
Учитель:
Кто сегодня готов поработать на отмету «5»?
Кто сегодня готов поработать на отмету «4»?
Желаю успеха!
Мотивация и актуализация знаний 8 минут.
Двое обучающихся читают по ролям текст - отрывок из трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов», диалог князей Шуйского и Воротынского (Приложение 1)
Учитель задает вопросы по тексту трагедии для выяснения первичного восприятия обучающимися событий к 16-н.17 в. в России в интерпретации А.С.Пушкина.
-О ком ведут речь князья Шуйский и Воротынский? (О Б.Годунове)
-Как князья Шуйский и Воротынский относятся к Б.Годунову? Докажите примерами из текста (Относятся с пренебрежением, ненавистью. Шуйский обвиняет Б.Годунова в смерти царевича Дмитрия; «вчерашний раб, татарин, зять Малюты, зять палача и сам в душе палач», Воротынский: «так родом он незнатен, мы знатнее»)
-От кого и какого решения ждут князья? (От Б.Годунова согласия стать царем)
Постановка учебной задачи.9 минут.
- Итак, в России в конце 16в. сложилась такая ситуация, при которой царскую корону предложили неродовитому Борису Годунову. Какой информации нам не хватает для понимания того, что происходило в России в изучаемый период? Сформулируйте в виде продуктивных вопросов задания на урок.
Задание1.Задайте 2-3 продуктивных вопроса к тексту, опираясь на предложенные конструкции.
1)Специальный (требует выявления и объяснения информации):
Какие выводы можно сделать из….?
2)Начинается с тезиса:
Известно, что Шуйский и Воротынский были родовитыми князьями….
3)Разделительный:
Если….., то почему…….?
Если….., то почему…….или……….?
Верно ли, что…………, чтобы……….?
Обучающиеся озвучивают свои вопросы.
Вопросы обучающихся:
Если Б.Годунов виновен в смерти царевича Дмитрия, то почему ему народ и патриарх предлагают стать царем?
Если Борис Годунов «и страхом, и молитвою народ очаровал», то почему знатные князья Шуйский и Воротынский не хотят видеть Бориса царем?
Если Б.Годунов незнатного рода, то почему «природному, и Рюриковой крови» князю Шуйскому или Воротынскому не предложили стать царем?
Если Б.Годунов вместе с сестрой-царицей на месяц заперлись в монастыре, то почему они это сделали?
Если и народ, и патриарх предлагают Борису Годунову венец, то почему он соглашается «с неудовольствием»?
Верно ли, что Борис Годунов убил царевича Дмитрия, чтобы стать царем?
Какие выводы можно сделать из того, что на царство приглашают неродовитого князя?
Какие последствия могут быть для страны из-за того, что царем в России станет человек не «Рюриковой крови»?)
Учитель: Проанализируйте схему «Фрагмент родословной Ивана Грозного»
и объясните ее (Приложение 2).
(Обучающиеся вспоминают материал 6 класса, устанавливают связь Б.Годунова с царским родом– брат жены царя Федора и отвечают на вопрос №7). 2 минуты.
Формулирование темы урока обучающимися. 1 минута.
Учитель: Определите тему сегодняшнего урока. Постарайтесь сформулировать ее в виде вопроса.
Варианты тем, которые предложили обучающиеся записываются на доске:
Какой была политика Бориса Годунова?
Новый царь.
Каким было правление Бориса Годунова?
Борис Годунов.
Учитель: После того, как вы ответите на поставленные вами вопросы, в конце урока, мы определим, чей вариант темы был наиболее точным.
Самостоятельная работа с проверкой 16 минут.
Учитель: Как вы организуете свою работу, чтобы ответить на поставленные вопросы?
(Обучающиеся предлагают изучить материал по учебнику в парах и индивидуально)
Задание 2. Найдите ответы на поставленные вопросы по тексту учебника, преобразовав его в таблицу. Заголовки таблицы сформулируйте самостоятельно.
Внутренняя политика 1584-1605
Внешняя политика 1584-1605
Проверка выполненного задания.
Обучающиеся отвечают по таблице, остальные ручкой с другой пастой или карандашом корректируют свои ответы, дополняя, исправляя их.
Внутренняя политика1584-1605
О крестьянах
Указ «об урочных летах»1597 г.
О строительстве
Строительство Белого города и Земляного города, надстроена колокольня И.Великого в Москве.
Строительство крепостей на севере (Архангельск), западе (Смоленск) и юге (Воронеж, курск, Белгород) , в Поволжье (Самара, Саратов, Царицын, Астрахань), в Сибири (Тобольск, Тюмень, Тара)
Просвещение
Отправлены дети боярские учиться за границу.
Развитие книгопечатания
О церкви
Первый русский патриарх- Иов в 1589 г.
Внешняя политика1584-1605
Перемирие с Речью Посполитой до 1602 г.
Результаты Русско-Шведской войны 1590-1593гг.: возвращены города Ям, Копорье, Карела, Ивангород.
Территория Западной Сибири окончательно вошла в состав России
Царь Кахетии Александр пожелал перейти под покровительство России
Рассказ (краткий) учителя о голодных летах 1601-1603 гг., восстании Хлопка и появлении Лжедмитрия I(если обучающиеся сами не вышли на эти темы) 3 минуты.
Учитель: Сделайте вывод об итогах внутренней и внешней политики правления Б.Годунова. 1 минута.
(Вывод: Внутренняя и внешняя политика Б.Годунова была успешной и в интересах страны.)
Обучающиеся называют продуктивные вопросы, на которые они ответили в ходе урока.
Учитель предлагает ответить дома на те вопросы, на которые в ходе урока ответов не было найдено. 2 минуты (вопрос №3,6 ?)
Какой вариант формулировки темы сегодняшнего урока, на ваш взгляд, наиболее точный?
(Обучающиеся называют тему и аргументируют свой выбор) 1 минута.
(Тема: Какой была политика Бориса Годунова?)
Рефлексия 1 минута:
Я умею составлять продуктивные вопросы (да/нет).
Я составил(а) продуктивные вопросы и записа(л/ла) их в тетрадь (да/нет).
Я могу сформулировать тему урока по тексту(да/нет).
Я правильно сформулировал(а) тему урока по тексту(да/нет).
Я умею находить необходимую информацию по тексту учебника(да/нет).
Я правильно и полностью заполнил(а) таблицу на уроке(да/нет).
Я продуктивно работа(л/ла) в паре на уроке (да/нет).
Я умею объективно оценить свою работу на уроке(да/нет).
Моя отметка за урок сегодня_________
(Рефлексия позволяет учителю проанализировать сформированность умений: задавать продуктивные вопросы, формулировать тему урока, уметь находить правильно информацию и кратко записывать ее в таблицу, работать в паре, объективно оценивать свою работу на уроке).
Домашнее задание: п.1, вопросы к стихотворению Бальмонта, стр.15.
Согласны ли вы с мнением историка Татищева, что время правления Б.Годунова было худшим из времен, приведите два аргумента в пользу выбранной вами точки зрения.
1 минута
Литература.
М.Ю.Ярославцева «Методика работы с текстовой информацией на уроках истории. М., «Педагогический университет», 2009г.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. М., «Просвещение», 2011
http://rvb.ru/pushkin/01text/05theatre/01theatre/0837.htm А.С.Пушкин. Борис Годунов.