kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по химии на тему "Рудничный газ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка применяется на уроке или внеклассном мероприятии.Деловая игра способствует активизации познавательной деятельности обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по химии на тему "Рудничный газ"»

ГПОУ НТТТ






Методическая разработка урока деловой игры по химии Пресс - конференция «Рудничный газ»











Выполнила: преподаватель

Стежко Т.М.






















Новокузнецк, 2022


Методическая разработка урока-деловой игры по химии

Пресс-конференция «Рудничный газ»


Цели урока:


1.Обучающая: расширение и углубление знаний обучающихся о строении и свойствах метана; о причинах и факторах взрыва газа на угольных предприятиях; формирование представления у обучающихся о метанообильности шахт; о соблюдении правил техники безопасности как одной из составляющей в предупреждении взрыва газа и гибели работающих.

2.Воспитательная: воспитание ответственности и бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих; формирование интереса к профессии.


3.Развивающая: Расширение кругозора обучающихся; развитие умений работать в группе, выступать перед аудиторией.


Тип урока: обобщения и систематизация знаний.


Вид урока: деловая игра.


Методы урока: словесные, наглядные.


Форма обучения: групповая.


КМО: ТСО; дополнительная литература, экономическая карта Кемеровской области, коллекция ископаемых углей.


Предварительная подготовка: Обучающимся присваиваются роли: «химика», «историка», «геолога», «почвоведа», «начальника научно-технической информации», «руководителя шахты», «эколога», «спасателя»; также набирается группа «корреспондентов СМИ».

Преподаватель дает задание подготовить доклады, презентации, раздает литературу. «Журналистам «нужно продумать вопросы для специалистов.



Ход урока:


1.Орг. момент(2 мин.): приветствие обучающихся, сообщение целей и задач деловой игры; инструктаж о форме работы;


2.Изучение нового материала в виде деловой игры (35 мин.):

1)Вводное слово преподавателя.

2)Предоставление слова специалистам в определенной последовательности

(метод жеребьевки):


3)Вопросы журналистов к специалистам(5 мин).


Задачи преподавателя:

- в заключение каждого выступления сделать вывод, внести коррективы.

-соблюсти регламент каждого выступления(4-5 мин.).

-поддерживать деловую атмосферу.


3.Итог урока(3 мин.):

-преподаватель раздает каждой группе обучающихся листы с заранее подготовленными табличками (в которую внесены фамилии обучающихся):


Фамилия имя.

Работа в ходе подготовки:

Работа на заседании (доклад):

Ответы на вопросы журналистов:

Итоговый балл:

1.





2.





3.







-группа оценивает сообща работу каждого по 5-бальной шкале.

-подводятся итоги.

-выставляются оценки преподавателем.






















План-конспект урока.

Вводное слово преподавателя:

Угольная промышленность является отраслью международной специализации. Уголь добывают в 50 странах мира,а Россия по его добыче входит в первую пятерку стран-лидеров.

Хочется отметить, что угольные месторождения Кузбасса играют важную роль в топливно-энергетическом балансе страны.

Угольная промышленность-ведущая отрасль народного хозяйства Кемеровской области. На ее долю приходится 28% промышленного производства области.

На угольных предприятиях стран СНГ ежегодно происходят десятки вспышек и взрывов метана и угольной пыли с катастрофическими последствиями для работающих и громадными разрушениями для предприятий. Не обходят катастрофы и наш край-Кузбасс.

Слушая и читая сообщения о взрывах и погибших, все больше задумываешься о работающих шахтерах, специалистах, руководителях. Что нужно сделать, чем можно помочь, что предложить и рекомендовать по предупреждению таких аварий, особенно катастроф или это рок, своеобразная расплата за нарушение целостности недр, за всевозможные нарушения правил техники безопасности работающими?

Из прошлого и современного обобщенного трагического опыта установлено, что взрывы метана и угольной пыли из всех аварий на шахтах являются наиболее сложными и опасными. В результате часто возникают пожары, обрушения, завалы в горных выработках, отравления и другие не менее тяжелые последствия. Иногда, даже не возможно извлечь пострадавших и восстановить выработки в пределах участка, крыла шахты для возобновления горных работ (шахта им. Л.Д.Шевякова в Кузбассе).

С точки зрения выполнения научных разработок отставания от других стран нет, по механизации выемки угля - тоже, реструктуризация осуществляется достаточно высокими темпами. Открытый способ добычи угля стал основным. Системам, способам разработки пластов угля, проветриванию шахт, осуществлению мероприятий по ТБ посвящены сотни, если не тысячи научно-исследовательских работ, книг, статей и других публикаций, в том числе фундаментальных.

Следовательно, есть какие-то другие причины, факторы, тенденции, которые не учитываются в профилактической работе при осуществлении добычи угля подземным способом.

Так что же такое метан? Каково его строение и свойства? Когда он появился на планете? Как его распознать и избежать опасности в профессиональной деятельности?

На эти и другие вопросы мы попытаемся найти ответы на нашей пресс-конференции, посвященной «гремучему газу».

Сегодня на нашей пресс-конференции присутствуют представители прессы, телевидения и радио. Товарищи корреспонденты, прошу приготовить ваши ручки и тетради, в которых по ходу выступления наших специалистов сделаете записи, чтобы потом осветить их в печати.

Перед вами выступят представители : химик, историк, геолог, почвовед, начальник научно-технической информации, руководитель шахты, эколог, спасатель. В ходе их рассказа вы можете задавать вопросы, интересующие вас. Слово предоставляется представителю химической лаборатории:

Химик: Метан — первый член гомологического ряда насыщенных (метановых) углеводородов. Молекулу метана представляют в виде тетраэдра с атомом углерода в центре. Величина связи С-Н 1,09 Нм.


Представители СМИ: 1.Скажите пожалуйста, какие свойства обуславливает тетраэдрическая форма строения молекулы метана?

2. Всегда ли разлагается молекула метана под действием высокой температуры?

3. С какой кислотой способен взаимодействовать метан?


Физик: Метан — бесцветный газ с лёгким чесночным запахом, горящий слабо светящимся пламенем. При обычной температуре с большинством химических элементов не реагирует. Обладает высокой термической устойчивостью и начинает заметно разлагаться при t 600°С. Растворимость метана в нефти в 10 раз больше, чем в воде.

Удельная теплота сгорания (50,049 МДж/кг) почти в 2,5 раза больше, чем у каменного угля. Плотность метана по воздуху 0,555 (20°С); молекулярная масса 16,04, t плавления -182,49°С, t кипения — 161,56°С, критическое давление 4,58 МПа, критическая температура — 82,4°С, вспышки -187,8°С, самовоспламенения 537,8°С.

Представители СМИ: 1.Способен ли метан самовоспламеняться?

2.Растворяется ли метан в воде?

3. Что означает термин «критическое давление»?

Почвовед: МЕТАН, болотный газ, рудничный газ, CH4 (а. methane; н. Methan; ф. methane, gaz de marais, grisou; и. metano), — природный горючий газ, встречающийся в осадочном чехле земной коры в виде свободных скоплений (залежей), в растворённом (в нефти, пластовых и поверхностных водах), рассеянном, сорбированном (породами и органическим веществом) и твёрдом (газогидратном) состояниях.

Метан является основном компонентом газов природных горючих (до 99,5%), нефтяных попутных (39-91%), болотных (свыше 99%) и рудничных (34-48%) газов; присутствует в газах грязевых вулканов (свыше 95%), спорадически встречается в вулканических газах и в газах магматических и метаморфических пород, а также в микровключённых газах.

Большое количество метана растворено в водах океанов, морей, озёр, газы которых иногда представляют промышленный интерес (озеро Киву, Центральная Африка). Среднее содержание метана в водах Мирового океана порядка 10-2 см3/л, общее — 14•1012 м3. Количество метана, растворённого в пластовых водах, на несколько порядков выше его промышленных запасов.

Значительное количество метана сорбировано породами (при давлении 40 МПа глины сорбируют 2600 см3/кг метана). В угленосных толщах метан находится в свободном и сорбированном состояниях (240-260 трлн. м3). Метаморфизм углей сопровождается выделением огромных объёмов метана, в несколько раз превышающих запасы известных газовых месторождений. Содержание сорбированного газа преобладает над свободным, сорбционная ёмкость углей по метану увеличивается со степенью метаморфизма (углефикации) углей. В геологических закрытых угленосных бассейнах за счёт газов угольных пластов могут сформироваться газовые залежи. Метан присутствует также в атмосферах Земли (около 6•1012 м3), Юпитера, Сатурна, Урана; в газах поверхностного грунта Луны.

Представители СМИ: 1.Что значит «Сорбированное состояние» газа?

2. В каком состоянии присутствует метан в атмосфере?

3. Наносит ли вред здоровью человека атмосферный метан?


Историк: Основной источник метана — природный газ, известен человечеству за много столетий до н.э. Древние римляне были знакомы с горючими свойствами газов, выделяющихся из трещин Земли ("вечные огни"). На месте таких выходов греки построили храм "богу небесного и земного огня" и назвали гору Химерой в честь огнедышащего фантастического чудовища. Огни Химеры горели свыше 3 тысяч лет.

Многочисленные горящие источники издавна известны в Иране, Азербайджане, Ираке и других местах. Обилие их в Иране привело к созданию там в 7 веке религии огнепоклонничества, распространившейся и в другие места. Широко были известны "огнедышащие грязевые горы" — грязевые вулканы.

В 15 веке отмечены случаи взрывов рудничного газа. Болотный газ был известен ещё раньше. Однако после описания англичанина Г. Кавендиша (1766) водорода как "горючего воздуха" некоторое время все горючие газы отождествлялись с водородом. А. Вольта (1776) установил отличие болотного газа от водорода и газов перегонки растительных масел. К. Бертолле (1785) доказал, что болотный газ состоит в основном из метана и содержит примесь азота. Количественное соотношение углерода и водорода в болотном газе определено Дж. Дальтоном (1805). Синтез метана осуществил Л. Мельзенс (1845) по схеме CCl CH4, использовав в качестве восстановителя амальгаму калия. П. Бертло получил метан непосредственно из сероуглерода, пропуская его пары вместе с сероводородом над медью, а также перегонкой формиата бария (1858).

Представители СМИ: 1.Когда появился метан на нашей планете?

2. Каким образом возник метан в Иране и Ираке?

3. Какой ученый впервые искусственным путем синтезировал метан?

Специалист по взрывам: С воздухом метан образует взрывчатые смеси . Особую опасность представляет метан, выделяющийся при подземной разработке месторождений полезных ископаемых в горных выработках, а также на угольных обогатительных и брикетных фабриках, сортировочных установках.

При содержании в воздухе до 5-6% метан горит около источника тепла (температура воспламенения 650-750°С), при содержании 5-16% — взрывается, свыше 16% — может гореть при притоке кислорода, снижение при этом концентрации метана взрывоопасно.

После контакта с источником тепла воспламенение происходит с некоторым запаздыванием. На этом свойстве основано создание предохранительных взрывчатых веществ и взрывобезопасного электрооборудования. На объектах, опасных по метанообильности, вводится газовый режим.

Представители СМИ: 1. При каких условиях метан может взорваться?

2.Какое влияние на взрыв метана оказывает угольная пыль?


Руководитель угольного предприятия: Иногда специалисты шутят, “если есть метан – искра всегда найдется”. Но так только кажется, на самом деле все сложнее, причин и факторов, оказывающих влияние на скопление - загазирование и взрывы метана несколько десятков (главные, сопутствующие, косвенные, прочие). Рассмотрим основные причины и тенденции.

Основной особенностью метана является его необычная характеристика и отсутствие у работников ощущения опасности метана. Многие виды опасности, такие как обрушения угля, породы, режущие и движущиеся части машин и оборудования, мы видим каждый день, естественно опасаемся их, при необходимости принимаем соответствующие меры, чтобы обезопасить себя, не заходить в опасную зону.

Однако имеется ряд видов опасности, которые визуально нельзя рассмотреть, например, радиацию, электромагнитные и другие излучения, так как они не имеют явных признаков – цвета, запаха, вкуса. Эта особенность оказывает отрицательное влияние в профилактической работе.

В угольных шахтах к таким видам опасности следует отнести метан. С тем, чтобы избежать этого воздействия необходимо не только хорошо знать характеристику метана, но и чувствовать, ощущать интуитивно, помнить постоянно о его присутствии, опасности скопления, проявлении в виде взрыва. Наличие такого чувства помогает, с одной стороны, пунктуально соблюдать требования Правил безопасности и принимать своевременно соответствующие меры, аналогично осуществляемых по предупреждению обвалов и обрушений, с другой – своевременно покинуть опасную зону.

Многие работники, как показывают проверки и расследования аварий, к сожалению, метан знают не очень хорошо. Только немногие (примерно 2-3%) работающие на шахте четко представляют, имели возможность непосредственно встречаться с этим видом аварий, и то, чаще всего, в процессе восстановительных работ при ликвидации последствий взрывов метана.

В связи с специфическими особенностями шахт и адаптацией работающих к условиям среды, громадная постоянная опасность от наличия метана и угольной пыли работниками не ощущается, однако, от этого среда не становится менее опасной. Отсутствие этого ощущения, если хотите – “страха” (не патологического) является тем человеческим фактором, сопутствующей, косвенной причиной несоблюдения и нарушения ПБ и взрывов.

По этому поводу кто-то из академиков прошлого поколения сказал примерно следующее: “…Шахта – это очень серьезно, к осуществлению горных работ необходимо относится с уважением и большой ответственностью, если не хочешь иметь больших неприятностей. Руководители, ИТР, работающие в шахте должны знать и помнить о специфике среды и относиться к принятию решений, осуществлению мер безопасности очень серьезно и ответственно.”

Если кто из руководителей сомневается, что многие работающие неудовлетворительно знают характеристику метана, взрывчатости угольной пыли и взаимодействия этих компонентов при взрыве достаточно попросить 10 человек ИТР добычных и подготовительных участков рассказать о свойствах метана, в том объеме, каком они инструктируют рабочих. И вы убедитесь, что объем этих знаний в лучшем случае достигает 1/10 от требуемого согласно ПБ, Инструкций. Отсюда действия, поступки работников, основанные на “смелости незнания опасности” и адаптации к ней.

Второй негативной особенностью метана является постоянная тенденция осложнения проветривания шахт, в связи с увеличением глубины, увеличением дебита метана, удлинением протяженности и сопротивления сети горных выработок и других факторов.

Ретроспективный анализ причин взрывов метана при ведении горных работ на 1-3 горизонтах показывают, что при переходе работ с первого на второй горизонт (а иногда со 2-го на 3-й) по указанным причинам недооценки негативных факторов допускаются взрывы.

Вывод может быть один, необходимо своевременно, критически оценивать изменившиеся горные и газовые условия (до взрыва), а не после взрыва. Обобщенный опыт показывает, что у многих взрывов имеется инкубационный период “созревания” и он бывает достаточно длительный с явно выраженными признаками опасности.

Интенсивное выделение метана в процессе после производства взрывных работ из отбитого угля, обнаженного массива, груди забоя и бортов выработки. Замерять концентрацию метана и определять кратковременное загазирование после взрывных работ через 3-5 минут можно с помощью специальной аппаратуры с дистанционным набором проб воздуха над отбитым углем в забое выработки.

При загазировании и нарушении требований ПБ при взрывных работах неоднократно происходили загорания, вспышки и взрывы метана от высокотемпературных продуктов взрыва или выгорания ВВ.

Из практики известны случаи взрывов метана во время или после внезапных выбросов, в том числе спровоцированных выбросов и ликвидации их последствий.

Неправильное разгазирование ранее отперемыченных выработок в результате быстрого вытеснения из них метана высокой концентрации в действующие выработки.

Плановые остановки главных и вспомогательных вентиляторов в результате ревизии, ремонта, демонтажа и переноса оборудования, реверсии воздушной струи.

Т.О, причин взрыва метана предостаточно, но в большинстве случаев, решающую роль играет человеческий фактор.

Представители СМИ:1.Какая из причин взрыва метана является наиважнейшей на ваш взгляд?

2.какие из угольных предприятий Кемеровской области являются метанообильными?

3.Каким образом происходит замер уровня метана в шахте?

Начальник отдела технической информации: Метан широко используется как топливо и сырьё для промышленности. Хлорированием метана производят метилхлорид, метиленхлорид, хлороформ, тетрахлорид углерода.

При неполном сгорании метана получают сажу, при каталитическом окислении — формальдегид, при взаимодействии с серой — сероуглерод.

Термоокислительный крекинг и электрокрекинг метана — важные промышленные методы получения ацетилена.

Каталитическое окисление смеси метана с аммиаком лежит в основе промышленного производства синильной кислоты, метан используется как источник водорода при промышленном получении аммиака, а также водяного газа, применяемого для промышленного синтеза углеводородов, спиртов, альдегидов и др.

Важное производное метана — нитрометан.

Представители СМИ: 1.Возможно ли в будущем использование метана в быту?

2.Не наносит ли метан вред здоровью человека?

3. Где используется метилхлорид?

Благодарю всех участников нашей пресс-конференции. Сейчас вам будет предложен фильм от взрыве метана.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка по химии на тему "Рудничный газ"

Автор: Стежко Татьяна Михайловна

Дата: 25.01.2022

Номер свидетельства: 598862


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства