Методическая разработка интегрированного урока-погружения ««Решение задач с прикладным содержанием»
Методическая разработка интегрированного урока-погружения ««Решение задач с прикладным содержанием»
Введение
«Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило».
Антуан де Сент-Экзюпери
Одной из главных задач образования является подготовка ребёнка к современной жизни. И подготовка эта происходит через формирование у него необходимых компетенций. В настоящее время большое число будущих специалистов, с одной стороны, нуждается в серьезной математической подготовке, которая давала бы возможность математическими методами исследовать широкий круг новых проблем. Хорошее владение математическим аппаратом требует базовой подготовки, осуществляющейся за школьными партами. С другой стороны, важно знать и отчетливо понимать каким образом математический подход дает возможность изучать явления реального мира, как и где это можно применять и что это дает. Несмотря на то, что физика и математика очень близкие друг другу науки, их связь и целостность традиционно не воспринимается обучающимися. Из года в год выпускники, сдающие государственную итоговую аттестацию в форме ЕГЭ по математике и физике, испытывают трудности при решении тех или иных заданий, где нужно использовать знания другого предмета.
Одним из способов формирования компетенций выпускников является интеграция выше названных учебных дисциплин, которая способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей явлений и процессов. Самая эффективная в настоящее время форма реализации связей между предметами – это интегрированные уроки. Методическую разработку такого урока мы и хотим предложить.
В нашей школе ежегодно проводится образовательное событие «Ломоносовские дни», программа которого включает в себя уроки-погружения. В течение всего учебного дня обучающиеся имеют возможность заниматься теми вопросами, которые им интересны, углубляться по тем направлениям, которые необходимы им для разработки собственного проекта или для качественной подготовки к сдаче ЕГЭ по выбранному предмету. Обучающиеся 9-11 классов, интересующиеся физикой и в обязательном порядке сдающие математику, на нашем занятии имели возможность с учителем математики глубоко поработать с заданиями В12 ЕГЭ (задачи с прикладным содержанием), тем более, что в учебниках математики такого типа задачи практически не встречаются, а учитель физики помогал понять физический смысл (глубину) предлагаемых задач. Не так важно учить детей, как важно создать ситуацию, в которой ребенок просто не мог бы не учиться сам и делал бы это с удовольствием, а активная мыслительная и практическая деятельность обучаемых в учебном процессе - важный фактор повышения эффективности усвоения и практического освоения изучаемого материала.
Чтобы повысить интерес ребят каждая задача не только была решена математически и проанализирована с точки зрения физики, но и достоверность теоретического результата была проверена на практике с использованием необходимого физического оборудования. Таким образом, обучающиеся имели возможность увидеть «вживую» смысл «сухих» расчетов.
Методическая разработка предназначена для учителей математики и физики. Занятие предусматривает значительный объем самостоятельной практической работы в течение 90 минут (2 урока), задания имеют творческий, поисковый характер, и нацелены на развитие у учащихся познавательных интересов, умения анализировать найденную информацию, выделять главное, а также умения работать в команде.
Классы: 9 – 11 (группы детей, сдающие на ГИА и ЕГЭ математику и физику)
Дисциплина: физика, математика.
Тип урока: интегрированный урок комплексного применения знаний, урок-практикум.
Цели урока
Образовательные: актуализация имеющихся знаний, выработка умений при решении задач с прикладным содержанием самостоятельно применять знания в комплексе, активизация познавательной деятельности обучающихся, подготовка к ЕГЭ.
Развивающие: создание условий для развития логического мышления, наблюдательности, умения правильно обобщать данные, сравнивать их и делать выводы.
Воспитательные: создание условий для воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, формирование умения работать в команде, умения критически относиться к мнению одноклассников.
Задачи урока: развить умения обобщать, синтезировать знания из смежных учебных предметов, обеспечить преемственность знаний, их формирование на более высоком продуктивном уровне.
Межпредметные связи: решение школьниками математических задач с физическим содержанием и освоение способов их решения.
Метапредметные связи: формирование у школьников
ценностно-смысловых компетенций (понимание цели урока, важности изучаемой темы);
информационных компетенций (работа с компьютером, умение самостоятельно подбирать необходимый материал);
коммуникативных компетенций (умение работать в группах, выслушивать, общаться, лояльно относиться к людям с другой точкой зрения).
Ход урока
Организационный момент. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели. Вступительное слово учителя математики.
- Сегодня наш урок проходит в рамках традиционного общешкольного образовательного события «Ломоносовские дни» и поэтому в кабинете собрались те старшеклассники, которые наряду с обязательным предметом математика на ГИА и ЕГЭ выбрали еще и физику как профильный предмет для дальнейшего поступления в образовательные учреждения. Все ваши усилия, конечно, направлены на получение высоких баллов по результатам аттестации. НО зачастую, вместо стандартно сформулированных математических задач, в экзаменационных материалах появляются задания, напоминающие таковые в учебниках физики: брошенные вертикально вниз или вертикально вверх камни, перегревающиеся приборы, законы излучения звезд и т.д. Как вы уже догадались, сегодня мы будем решать задачи прикладного содержания (В 12). Давайте сразу же и приступим к решению следующих задач:
Актуализация имеющихся знаний. (самостоятельная работа по вариантам с последующей проверкой. Приложение 1)
1 вариант
2 вариант
1. Мяч бросили под углом к плоской горизонтальной поверхности земли. Время полeта мяча (в секундах) определяется по формуле . При каком наименьшем значении угла (в градусах) время полeта будет не меньше 3 секунд, если мяч бросают с начальной скоростью м/с? Считайте, что ускорение свободного падения м/с.
3. Для получения на экране увеличенного изображения лампочки в лаборатории используется собирающая линза с главным фокусным расстоянием см. Расстояние от линзы до лампочки может изменяться в пределах от 30 до 50 см, а расстояние от линзы до экрана – в пределах от 150 до 180 см. Изображение на экране будет четким, если выполнено соотношение . Укажите, на каком наименьшем расстоянии от линзы можно поместить лампочку, чтобы еe изображение на экране было чeтким. Ответ выразите в сантиметрах.
5. По закону Ома для полной цепи сила тока, измеряемая в амперах, равна , где – ЭДС источника (в вольтах), Ом – его внутреннее сопротивление, – сопротивление цепи (в Омах). При каком наименьшем сопротивлении цепи сила тока будет составлять не более от силы тока короткого замыкания ? (Ответ выразите в Омах.)
2. Высота над землeй подброшенного вверх мяча меняется по закону , где – высота в метрах, – время в секундах, прошедшее с момента броска. Сколько секунд мяч будет находиться на высоте не менее трeх метров?
4. Камнеметательная машина выстреливает камни под некоторым острым углом к горизонту. Траектория полeта камня описывается формулой , где м, – постоянные параметры, – смещение камня по горизонтали, – высота камня над землeй. На каком наибольшем расстоянии (в метрах) от крепостной стены высотой 8 м нужно расположить машину, чтобы камни пролетали над стеной на высоте не менее 1 метра?
6. К источнику с ЭДС В и внутренним сопротивлением Ом, хотят подключить нагрузку с сопротивлением Ом. Напряжение на этой нагрузке, выражаемое в вольтах, даeтся формулой . При каком наименьшем значении сопротивления нагрузки напряжение на ней будет не менее 50 В? Ответ выразите в Омах.
Ребята решают самостоятельно задачи, готовые ответы выписывают на доске. Вопросы учителя по результатам выполненной работы: - Надо ли понимать смысл задания В12, если не собираешься стать физиком? Собираешься - не собираешься стать экономистом? Стоит ли задумываться о смысле входящих в уравнения и неравенства величин, если в части В по математике проверяется лишь численный результат?
Расширение, обобщение знаний с помощью межпредметных связей (математика-физика). Работа в группах
Слово учителя физики о необходимости понимания физического смысла явлений, о которых говорится в только что решенных математических задачах.
Ребята разбиваются на 3 группы, выбирают задачи по предложенным темам «Электричество», «Механика» и «Оптика». Постановка целей:
Каждой группе необходимо: 1. Придумать название и девиз группы.
2. Дать физическое обоснование выбранной математической задаче, а именно: а) изобразить схематично действующие на тело силы; б) составить уравнения в векторной форме и проекциях; в) сделать обоснованный вывод предлагаемой в задаче формулы; г) выразить неизвестную величину и найти ее значение. (Физическое обоснование математических задач. Приложение 2)
3. Подтвердить полученный результат экспериментально. (Оборудование для экспериментов на стр 8)
Отчеты групп (презентации), обсуждение итогов, демонстрация проведенных экспериментов.
Рефлексия урока
Учащимся предлагается заполнить листы рефлексии: «Сегодня я узнал….», «Особенно было интересно….», «Я приобрел…..», «Меня удивило…….», «Есть предложение…….»
Подведение итогов урока, выставление отметок.
Творческое домашнее задание. Представить результаты экспериментов графически в программе MicrosoftExel.
Материально-техническое обеспечение урока: интерактивная доска, мультимедиапроектор, ноутбук, компьютерное обеспечение, презентации, раздаточный материал, оборудование для опытно-экспериментальной работы: баллистический пистолет, металлический шарик, измерительная лента, мяч, секундомер, преграда высотой 3 метра, собирающая линза, экран, лампа 3 В, источник тока, соединительные провода, ключи.
Список использованной литературы
Физика, 10 класс (Г. Я. Мякишев, Б. Б, Буховцев, Н. Н. Сотский) 2008
Физика, 11 класс (Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин) 2010
Физика, 9 класс (А. В. Перышкин, Е. М. Гутник) 2009
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка интегрированного урока-погружения ««Решение задач с прикладным содержанием» »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белоярская средняя общеобразовательная школа № 1»
Верхнекетского района Томской области
Методическая разработка
интегрированного урока-погружения
««Решение задач с прикладным содержанием» 9-11 классы (14-17 лет)
Номинация «Урок»
Авторы Желнирович Надежда Викторовна, учитель математики
Федотова Александра Николаевна, учитель физики
27 ноября 2013 года
п. Белый Яр Верхнекетского района Томской области
Оглавление
1.
Введение
Стр. 3
2.
Тема, цели, задачи урока
Стр.5
3.
Ход урока
Стр. 6
4.
Материально-техническое обеспечение
Стр. 8
5.
Список использованной литературы
Стр. 9
6.
Приложение 1
Стр. 9
7.
Приложение 2
Стр. 10
Введение
«Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило».
Антуан де Сент-Экзюпери
Одной из главных задач образования является подготовка ребёнка к современной жизни. И подготовка эта происходит через формирование у него необходимых компетенций. В настоящее время большое число будущих специалистов, с одной стороны, нуждается в серьезной математической подготовке, которая давала бы возможность математическими методами исследовать широкий круг новых проблем. Хорошее владение математическим аппаратом требует базовой подготовки, осуществляющейся за школьными партами. С другой стороны, важно знать и отчетливо понимать каким образом математический подход дает возможность изучать явления реального мира, как и где это можно применять и что это дает. Несмотря на то, что физика и математика очень близкие друг другу науки, их связь и целостность традиционно не воспринимается обучающимися. Из года в год выпускники, сдающие государственную итоговую аттестацию в форме ЕГЭ по математике и физике, испытывают трудности при решении тех или иных заданий, где нужно использовать знания другого предмета.
Одним из способов формирования компетенций выпускников является интеграция выше названных учебных дисциплин, которая способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей явлений и процессов. Самая эффективная в настоящее время форма реализации связей между предметами – это интегрированные уроки. Методическую разработку такого урока мы и хотим предложить.
В нашей школе ежегодно проводится образовательное событие «Ломоносовские дни», программа которого включает в себя уроки-погружения. В течение всего учебного дня обучающиеся имеют возможность заниматься теми вопросами, которые им интересны, углубляться по тем направлениям, которые необходимы им для разработки собственного проекта или для качественной подготовки к сдаче ЕГЭ по выбранному предмету. Обучающиеся 9-11 классов, интересующиеся физикой и в обязательном порядке сдающие математику, на нашем занятии имели возможность с учителем математики глубоко поработать с заданиями В12 ЕГЭ (задачи с прикладным содержанием), тем более, что в учебниках математики такого типа задачи практически не встречаются, а учитель физики помогал понять физический смысл (глубину) предлагаемых задач. Не так важно учить детей, как важно создать ситуацию, в которой ребенок просто не мог бы не учиться сам и делал бы это с удовольствием, а активная мыслительная и практическая деятельность обучаемых в учебном процессе - важный фактор повышения эффективности усвоения и практического освоения изучаемого материала.
Чтобы повысить интерес ребят каждая задача не только была решена математически и проанализирована с точки зрения физики, но и достоверность теоретического результата была проверена на практике с использованием необходимого физического оборудования. Таким образом, обучающиеся имели возможность увидеть «вживую» смысл «сухих» расчетов.
Методическая разработка предназначена для учителей математики и физики. Занятие предусматривает значительный объем самостоятельной практической работы в течение 90 минут (2 урока), задания имеют творческий, поисковый характер, и нацелены на развитие у учащихся познавательных интересов, умения анализировать найденную информацию, выделять главное, а также умения работать в команде.
Методическая разработка интегрированного урока «Решение задач с прикладным содержанием»
Классы: 9 – 11 (группы детей, сдающие на ГИА и ЕГЭ математику и физику)
Дисциплина: физика, математика.
Тип урока: интегрированный урок комплексного применения знаний, урок-практикум.
Цели урока
Образовательные:актуализация имеющихся знаний, выработка умений при решении задач с прикладным содержанием самостоятельно применять знания в комплексе, активизация познавательной деятельности обучающихся, подготовка к ЕГЭ.
Развивающие:создание условий для развития логического мышления, наблюдательности, умения правильно обобщать данные, сравнивать их и делать выводы.
Воспитательные: создание условий для воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, формирование умения работать в команде, умения критически относиться к мнению одноклассников.
Задачи урока: развить умения обобщать, синтезировать знания из смежных учебных предметов, обеспечить преемственность знаний, их формирование на более высоком продуктивном уровне.
Межпредметные связи: решение школьниками математических задач с физическим содержанием и освоение способов их решения.
Метапредметные связи: формирование у школьников
ценностно-смысловых компетенций (понимание цели урока, важности изучаемой темы);
информационных компетенций (работа с компьютером, умение самостоятельно подбирать необходимый материал);
коммуникативных компетенций (умение работать в группах, выслушивать, общаться, лояльно относиться к людям с другой точкой зрения).
Карта урока
Этапы урока
Время, мин
Форма работы
Деятельность учеников
Деятельность учителя
Организационный момент
2
Приветствуют учителя
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
Мотивационная беседа с последующей постановкой цели
3
Фронтальная
Организует диалог с обучающимися.
Актуализация знаний.
20
Индивидуальная
Решают задачи прикладного содержания. Самостоятельная работа.
Консультирует в случае возникновения вопросов.
Расширение, обобщение знаний с помощью межпредметных связей (математика-физика)
30
Работа в группах. Поисковая опытно-экспериментальная деятельность.
Распределяют между собой обязанности, действуют согласно поставленным целям, спорят, обсуждают, доказывают друг другу.
Обеспечивает процесс выполнения работы, контролирует занятость всех обучающихся, сопровождает мыслительный процесс школьников
Отчеты групп (презентации), обсуждение итогов,
20
Работа в группах. Поисковая опытно-экспериментальная деятельность.
Озвучивают результаты своей работ, демонстрация проведенных экспериментов
Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями
Рефлексия урока
5
Индивидуальная
Заполняют опросные листы
Подведение итогов урока, выставление отметок
5
Участвуют в диалоге
Выясняет чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументирует оценку знаний учащихся.
Творческое домашнее задание
5
Сообщает домашнее задание и разъясняет способы его выполнения.
Ход урока
Организационный момент. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели. Вступительное слово учителя математики.
- Сегодня наш урок проходит в рамках традиционного общешкольного образовательного события «Ломоносовские дни» и поэтому в кабинете собрались те старшеклассники, которые наряду с обязательным предметом математика на ГИА и ЕГЭ выбрали еще и физику как профильный предмет для дальнейшего поступления в образовательные учреждения. Все ваши усилия, конечно, направлены на получение высоких баллов по результатам аттестации. НО зачастую, вместо стандартно сформулированных математических задач, в экзаменационных материалах появляются задания, напоминающие таковые в учебниках физики: брошенные вертикально вниз или вертикально вверх камни, перегревающиеся приборы, законы излучения звезд и т.д. Как вы уже догадались, сегодня мы будем решать задачи прикладного содержания (В 12). Давайте сразу же и приступим к решению следующих задач:
Актуализация имеющихся знаний. (самостоятельная работа по вариантам с последующей проверкой. Приложение 1)
1 вариант
2 вариант
1. Мяч бросили под углом к плоской горизонтальной поверхности земли. Время полeта мяча (в секундах) определяется по формуле . При каком наименьшем значении угла (в градусах) время полeта будет не меньше 3 секунд, если мяч бросают с начальной скоростью м/с? Считайте, что ускорение свободного падения м/с.
3. Для получения на экране увеличенного изображения лампочки в лаборатории используется собирающая линза с главным фокусным расстоянием см. Расстояние от линзы до лампочки может изменяться в пределах от 30 до 50 см, а расстояние от линзы до экрана – в пределах от 150 до 180 см. Изображение на экране будет четким, если выполнено соотношение . Укажите, на каком наименьшем расстоянии от линзы можно поместить лампочку, чтобы еe изображение на экране было чeтким. Ответ выразите в сантиметрах.
5. По закону Ома для полной цепи сила тока, измеряемая в амперах, равна , где – ЭДС источника (в вольтах), Ом – его внутреннее сопротивление, – сопротивление цепи (в Омах). При каком наименьшем сопротивлении цепи сила тока будет составлять не более от силы тока короткого замыкания ? (Ответ выразите в Омах.)
2. Высота над землeй подброшенного вверх мяча меняется по закону , где – высота в метрах, – время в секундах, прошедшее с момента броска. Сколько секунд мяч будет находиться на высоте не менее трeх метров?
4. Камнеметательная машина выстреливает камни под некоторым острым углом к горизонту. Траектория полeта камня описывается формулой , где м, – постоянные параметры, – смещение камня по горизонтали, – высота камня над землeй. На каком наибольшем расстоянии (в метрах) от крепостной стены высотой 8 м нужно расположить машину, чтобы камни пролетали над стеной на высоте не менее 1 метра?
6. К источнику с ЭДС В и внутренним сопротивлением Ом, хотят подключить нагрузку с сопротивлением Ом. Напряжение на этой нагрузке, выражаемое в вольтах, даeтся формулой . При каком наименьшем значении сопротивления нагрузки напряжение на ней будет не менее 50 В? Ответ выразите в Омах.
Ребята решают самостоятельно задачи, готовые ответы выписывают на доске. Вопросы учителя по результатам выполненной работы: - Надо ли понимать смысл задания В12, если не собираешься стать физиком? Собираешься - не собираешься стать экономистом? Стоит ли задумываться о смысле входящих в уравнения и неравенства величин, если в части В по математике проверяется лишь численный результат?
Расширение, обобщение знаний с помощью межпредметных связей (математика-физика). Работа в группах
Слово учителя физики о необходимости понимания физического смысла явлений, о которых говорится в только что решенных математических задачах.
Ребята разбиваются на 3 группы, выбирают задачи по предложенным темам «Электричество», «Механика» и «Оптика». Постановка целей:
Каждой группе необходимо: 1. Придумать название и девиз группы.
2. Дать физическое обоснование выбранной математической задаче, а именно: а) изобразить схематично действующие на тело силы; б) составить уравнения в векторной форме и проекциях; в) сделать обоснованный вывод предлагаемой в задаче формулы; г) выразить неизвестную величину и найти ее значение. (Физическое обоснование математических задач. Приложение 2)
3. Подтвердить полученный результат экспериментально. (Оборудование для экспериментов на стр 8)
Отчеты групп (презентации), обсуждение итогов, демонстрация проведенных экспериментов.
Рефлексия урока
Учащимся предлагается заполнить листы рефлексии:«Сегодня я узнал….», «Особенно было интересно….», «Я приобрел…..», «Меня удивило…….», «Есть предложение…….»
Подведение итогов урока, выставление отметок.
Творческое домашнее задание. Представить результаты экспериментов графически в программе MicrosoftExel.
Материально-техническое обеспечение урока: интерактивная доска, мультимедиапроектор, ноутбук, компьютерное обеспечение, презентации, раздаточный материал, оборудование для опытно-экспериментальной работы: баллистический пистолет, металлический шарик, измерительная лента, мяч, секундомер, преграда высотой 3 метра, собирающая линза, экран, лампа 3 В, источник тока, соединительные провода, ключи.
Список использованной литературы
Физика, 10 класс (Г. Я. Мякишев, Б. Б, Буховцев, Н. Н. Сотский) 2008
Физика, 11 класс (Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин) 2010
Физика, 9 класс (А. В. Перышкин, Е. М. Гутник) 2009