Просмотр содержимого документа
«Формирование профессиональных компетенций студентов через использование интерактивных технологий обучения»
«Формирование профессиональных компетенций студентов через использование интерактивных технологий обучения»
Аристова В.А.,
преподаватель ОГАПОУ «БСК»
«РАССКАЖИ мне и я забуду,
ПОКАЖИ мне, и я запомню,
ВКЛЮЧИ меня в действие,
и я пойму!»
Сегодня многие ищут пути, которые способствовали бы повышению эффективности обучения. Многих преподавателей всегда волнует данная актуальная проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Как развить личность студента, его творческое мышление, умение анализировать, делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения? Все эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности студентов, при использовании преподавателем интерактивных методов и приемов обучения. В этом и заключена сущность педагогической деятельности.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания. Мы должны научить студента самостоятельно добывать знания, критически оценивать новую информацию, решать практические задачи.
Цель применения интерактивных технологий
в учебном процессе:
формирование предметных компетенций студентов, развитие способности творчески критически мыслить, активизация роли студента в учебном процессе.
Для выполнения поставленной цели вытекают следующие задачи:
изучить и обобщить передовой опыт проведения уроков с использованием активных и интерактивных методик;
описать технологию применения интерактивных методов обучения для повышения качества образования и для оказания помощи студентам в реализации познавательного творческого потенциала;
ориентировать студентов на восприятие и коллективное решение сложных вопросов на основе максимального умственного напряжения;
учить студентов применять полученные знания на практике.
Какова же роль педагога
при интерактивном обучении?
При интерактивном обучении педагог:
Обеспечивает достижение взаимной связи между студентами при обмене информацией
Индивидуализи-
рует педагогическое взаимодействие
Активизирует индивидуальные умственные процессы студентов
Обеспечивает понимание
информации
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.
В педагогической деятельности мною используются такие методы интерактивного обучения как:
Метод «Микрофон»
Универсальный
Метод
«Круг идей»
Ролевые и риторические игры
Метод проектов
Метод-тренинг
Метод «мозгового штурма»
Универсальный- эвристическая беседа, где на ряд проблемных вопросов я направляю мысли и ответы студентов, учитывая их жизненный опыт и логическое рассуждение, где они делают открытия, получают новые знания, при этом студенты активны и любознательны.
Ролевые и риторические (коммуникативные) игры. Работая в парах или группах, разыгрывается ситуация, обсуждается, указываются положительные и отрицательные моменты; формируются коммуникативные умения и навыки.
Метод проектов - это метод, который расширяет умение работать самостоятельно, учитывая актуальность проблемы, учит ориентироваться в информационном пространстве, расширяет познавательные, творческие умения и навыки.
Метод «мозгового штурма» - это эффективный метод коллективного решения. На доске записывается проблема или тема, выдвигается идеи решения проблемы, которые записываются, группируются, анализируются, совершенствуются и выбираются только те, которые решают проблему.
Метод-тренинг.
Форма групповой работы, студенты садятся полукругом и обращаются друг другу по имени, преподаватель направляет деятельность группы. Этот метод повышает мотивацию обучающихся и раскрывает личность каждого.
Метод «Круг идей» - цепочка ответов на поставленный вопрос.
Метод «Микрофон» - дает возможность каждому высказать свою мысль или позицию, но не комментировать и не оценивать ответ, не перебивать, не выкрикивать. Говорит только тот, у кого символический микрофон.
ВЫВОД:
Интерактивное обучение:
развивает коммуникативные умения;
помогает становлению эмоционального контакта между студентами;