kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Деловая игра как метод формирования профессиональных педагогических компетенций у студентов педагогического техникума на уроках методики преподавания математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Название работы: Деловая игра как метод формирования профессиональных педагогических компетенций у студентов педагогического техникума на уроках методики преподавания математики

Предмет: Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания

В настоящее время в российском образовании активно реализуется компетентностный подход, который направлен на приобретения профессиональных знаний и формирование умений и навыков применения этих знаний в педагогической практике. Приобретение педагогических компетенций предполагает активную самостоятельную деятельность обучающихся, целью которой является наработка опыта практического решения профессиональных задач.

Реализация компетентностного подхода предполагает использование в образовательном процессе активных методов обучения. Активные методы обучения – это методы взаимодействия. При использовании таких методов деятельность обучающихся приобретает продуктивный, творческий, поисковый характер. Одной из форм активных методов обучения является деловая игра. Деловая игра является эффективным средством формирования компетенций будущих учителей.

Большинство исследователей к деловым играм относят игры, моделирующие условия, содержание, отношения, динамику профессиональной деятельности. Такие игры обладают следующими особенностями:

  • активизируют мышление и поведение игроков;
  • высокая степень вовлечения в процесс игры;
  • обязательность взаимодействия игроков между собой и материалами игры.

Методика организации деловой игры включает следующие этапы:

  • подготовительный этап;
  • этап проведения;
  • этап анализа и обобщения.

Одним из важнейших условий применения деловой игры является её использование как метода обучения на профессионально-ориентированных дисциплинах, где обучающиеся осваивают профессиональные компетенции. Обучающиеся в данных условиях находятся максимально приближенно к ситуации настоящего школьного урока, что позволяет им вжиться в отведенную им роль.

Широта кругозора, культура речи, владение содержанием учебных дисциплин, владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания, эмоциональная отзывчивость, мобильность обратной связи в общении, доброжелательный и конструктивный стиль в общении с детьми младшего школьного возраста, профессиональный педагогический потенциал – эти и другие профессионально значимые качества будущие учителя применяют, реализуют, развивают в деловой игре на уроках методики математики.

Еще одно преимущество деловой игры состоит в том, что такая организация учебного процесса способствует раскрытию способностей и талантов обучающихся, которые в более расслабленной атмосфере активизируют имеющиеся у них качества. Так как деловая игра – это вид группового занятия, которое подразумевает взаимодействие «учитель - ученики», что развивает важные качества личности и профессиональные навыки взаимодействия и работы в классе.

Однако эффективность применения данного метода зависит напрямую от преподавателя, который выстраивает образовательный процесс в зависимости от задач, которые должны быть решены в рамках конкретного учебного занятия.

В своей педагогической практике я часто применяю метод деловой игры на уроках методики преподавания математики - с целью обучения после теоретических занятий, на которых обучающиеся актуализируют имеющиеся у них знания, знакомятся с содержанием учебного материала начального курса математики, возможными методами, приемами и средствами обучения детей. Затем, на практических занятиях, после изучения теоретического блока, важнейшим этапом в освоении дисциплины является составление и демонстрация обучающимися фрагментов уроков, которые студенты показывают перед группой. При этом каждый студент выступает в роли учителя. За полный курс дисциплины теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания мы проходим все темы, которые составляют содержание предмета математика в начальной школе. И каждый студент пробует составить и показать в условиях, максимально приближенных к реальным, фрагменты урока ознакомления со всеми темами по математике из начальной школы.

На подготовительном этапе обучающиеся оформляют фрагмент урока на заданную тему по математике по шаблону, который включает: тему урока, цель урока, задачи урока (дидактическая, развивающая, воспитывающая), предметные результаты (личностные, предметные, метапредметные), готовят наглядность.

При проведении фрагмента урока важно, чтобы были соблюдены следующие этапы фрагмента: постановка учебной задачи, учебное действие, действие контроля и самоконтроля, действие оценки и самооценки.

Анализ и оценивание фрагмента происходит по следующим критериям:

  • вовлечение учащихся в процесс постановки цели учебной деятельности;
  • вовлечение учащихся в организацию урока (через определение последовательности действий на уроке).
  • учебное содержание соответствует теме урока;
  • уровень сложности материала, его объем соответствует возрастным особенностям;
  • обучающийся владеет понятийным аппаратом, подбирает фактический и иллюстративный материал с точки зрения доступности;
  • фиксирует затруднение в учебном действии;
  • организует чередование форм работы (фронтальной, индивидуальной, парной и групповой);
  • деятельность обучающихся (вариативно-репродуктивная или частично-поисковая);
  • использует целесообразно и эффективно не менее 2-х видов оборудования;
  • эмоциональный комфорт, уважение личного достоинства;
  • большинство учащихся демонстрируют усвоение новых знаний, правильно отвечает на вопросы учителя;
  • большинство учащихся демонстрируют сформированность умений применять усвоенные знания;
  • вовлечение нового знания в систему имеющихся знаний;
  • воспитательный потенциал урока;
  • грамотность устной, письменной речи, использования наглядных пособий.

В деловой игре происходит имитация трудового процесса, упрощенное воспроизведение ситуации урока. При составлении и показе фрагментов урока обучающиеся используют различные методы, средства и приемы, моделируют различные педагогические условия занятия с целью формирования профессиональных компетенций будущего учителя.

Разработка деловой игры для обучающихся по педагогическим специальностям требует создания условий и ситуаций, в наибольшей степени соответствующих содержанию реальной деятельности преподавателя начальных классов, воспитателя дошкольного учреждения.

Базой проведения деловой игры является кабинет методики преподавания математики Сенгилеевского педагогического техникума, оснащенный доской с наборным полотном, мультимедиа проектором, экраном, персональным компьютером, интерактивной доской с сенсорным экраном, наборами наглядных пособий и раздаточных материалов.

При проектировании и проведении деловых игр на занятиях по методике преподавания математики необходимо учитывать ряд особенностей: важно, чтобы подведение к новому материалу, объяснение и закрепление было обязательно построено на использовании наглядных методов обучения и проводилось в форме конструктивного диалога с «учениками», опираясь на имеющиеся знания; обучающимся поначалу сложно выстроить беседу, студенты очень волнуются выступать перед группой, путаются в формулировке вопросов, использовании наглядности, много время тратят на организацию, переключение интерактивных средств, скудно используют математическую терминологию. Задача методиста в начале использования деловых игр – помочь обучающимся, на этапе анализа и обобщения отметить недочеты, подсказать, как лучше можно было провести фрагмент урока или его элемент. При проведении такой работы систематически обучающиеся исправляют свои недочеты, более уверенно выступают в роли учителя и усваивают техники ведения уроков математики.

Деловая игра содержит такие элементы как: цель игры, сценарий игры, комплект ролей и функций игроков, правила игры, система оценивания игры, методическое обеспечение.

При проектировании деловых игр на уроках методики преподавания математики учитывались такие её принципы: как имитационное и игровое моделирование реальной производственной ситуации соответствует будущей профессиональной деятельности; полное погружение участников в созданную проблему; постепенное вхождение в будущую профессиональную деятельность; диалоговое общение с использование профессиональной лексики.

Важно отметить, что систематическое использование такого метода обучения на уроках методики преподавания математики как деловая игра является основой для подготовки к демонстрационному экзамену – государственной аттестации выпускников, на котором студенты показывают в том числе и фрагменты урока из начальной школы, демонстрируя свои профессиональные компетенции.

 

В целом, применение деловой игры как метода формирования профессиональных педагогических компетенций в условиях педагогического техникума, позволяет более полно воспроизводить практическую деятельность учителя. В результате использования деловой игры в подготовке специалистов среднего звена повышается способность обучающихся решать сложные, разнообразные учебно-производственные задачи. Участники деловых игр активнее включаются в познавательную деятельность, успешнее осваивают учебные дисциплины, быстрее и эффективнее принимают решения в сложных ситуациях, что приводит в дальнейшем к умению прогнозировать и предвидеть ход событий.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра как метод формирования профессиональных педагогических компетенций у студентов педагогического техникума на уроках методики преподавания математики»

Название работы: Деловая игра как метод формирования профессиональных педагогических компетенций у студентов педагогического техникума на уроках методики преподавания математики

Предмет: Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания



В настоящее время в российском образовании активно реализуется компетентностный подход, который направлен на приобретения профессиональных знаний и формирование умений и навыков применения этих знаний в педагогической практике. Приобретение педагогических компетенций предполагает активную самостоятельную деятельность обучающихся, целью которой является наработка опыта практического решения профессиональных задач.

Реализация компетентностного подхода предполагает использование в образовательном процессе активных методов обучения. Активные методы обучения – это методы взаимодействия. При использовании таких методов деятельность обучающихся приобретает продуктивный, творческий, поисковый характер. Одной из форм активных методов обучения является деловая игра. Деловая игра является эффективным средством формирования компетенций будущих учителей.

Большинство исследователей к деловым играм относят игры, моделирующие условия, содержание, отношения, динамику профессиональной деятельности. Такие игры обладают следующими особенностями:

  • активизируют мышление и поведение игроков;

  • высокая степень вовлечения в процесс игры;

  • обязательность взаимодействия игроков между собой и материалами игры.

Методика организации деловой игры включает следующие этапы:

  • подготовительный этап;

  • этап проведения;

  • этап анализа и обобщения.

Одним из важнейших условий применения деловой игры является её использование как метода обучения на профессионально-ориентированных дисциплинах, где обучающиеся осваивают профессиональные компетенции. Обучающиеся в данных условиях находятся максимально приближенно к ситуации настоящего школьного урока, что позволяет им вжиться в отведенную им роль.

Широта кругозора, культура речи, владение содержанием учебных дисциплин, владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания, эмоциональная отзывчивость, мобильность обратной связи в общении, доброжелательный и конструктивный стиль в общении с детьми младшего школьного возраста, профессиональный педагогический потенциал – эти и другие профессионально значимые качества будущие учителя применяют, реализуют, развивают в деловой игре на уроках методики математики.

Еще одно преимущество деловой игры состоит в том, что такая организация учебного процесса способствует раскрытию способностей и талантов обучающихся, которые в более расслабленной атмосфере активизируют имеющиеся у них качества. Так как деловая игра – это вид группового занятия, которое подразумевает взаимодействие «учитель - ученики», что развивает важные качества личности и профессиональные навыки взаимодействия и работы в классе.

Однако эффективность применения данного метода зависит напрямую от преподавателя, который выстраивает образовательный процесс в зависимости от задач, которые должны быть решены в рамках конкретного учебного занятия.

В своей педагогической практике я часто применяю метод деловой игры на уроках методики преподавания математики - с целью обучения после теоретических занятий, на которых обучающиеся актуализируют имеющиеся у них знания, знакомятся с содержанием учебного материала начального курса математики, возможными методами, приемами и средствами обучения детей. Затем, на практических занятиях, после изучения теоретического блока, важнейшим этапом в освоении дисциплины является составление и демонстрация обучающимися фрагментов уроков, которые студенты показывают перед группой. При этом каждый студент выступает в роли учителя. За полный курс дисциплины теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания мы проходим все темы, которые составляют содержание предмета математика в начальной школе. И каждый студент пробует составить и показать в условиях, максимально приближенных к реальным, фрагменты урока ознакомления со всеми темами по математике из начальной школы.

На подготовительном этапе обучающиеся оформляют фрагмент урока на заданную тему по математике по шаблону, который включает: тему урока, цель урока, задачи урока (дидактическая, развивающая, воспитывающая), предметные результаты (личностные, предметные, метапредметные), готовят наглядность.

При проведении фрагмента урока важно, чтобы были соблюдены следующие этапы фрагмента: постановка учебной задачи, учебное действие, действие контроля и самоконтроля, действие оценки и самооценки.

Анализ и оценивание фрагмента происходит по следующим критериям:

  • вовлечение учащихся в процесс постановки цели учебной деятельности;

  • вовлечение учащихся в организацию урока (через определение последовательности действий на уроке).

  • учебное содержание соответствует теме урока;

  • уровень сложности материала, его объем соответствует возрастным особенностям;

  • обучающийся владеет понятийным аппаратом, подбирает фактический и иллюстративный материал с точки зрения доступности;

  • фиксирует затруднение в учебном действии;

  • организует чередование форм работы (фронтальной, индивидуальной, парной и групповой);

  • деятельность обучающихся (вариативно-репродуктивная или частично-поисковая);

  • использует целесообразно и эффективно не менее 2-х видов оборудования;

  • эмоциональный комфорт, уважение личного достоинства;

  • большинство учащихся демонстрируют усвоение новых знаний, правильно отвечает на вопросы учителя;

  • большинство учащихся демонстрируют сформированность умений применять усвоенные знания;

  • вовлечение нового знания в систему имеющихся знаний;

  • воспитательный потенциал урока;

  • грамотность устной, письменной речи, использования наглядных пособий.

В деловой игре происходит имитация трудового процесса, упрощенное воспроизведение ситуации урока. При составлении и показе фрагментов урока обучающиеся используют различные методы, средства и приемы, моделируют различные педагогические условия занятия с целью формирования профессиональных компетенций будущего учителя.

Разработка деловой игры для обучающихся по педагогическим специальностям требует создания условий и ситуаций, в наибольшей степени соответствующих содержанию реальной деятельности преподавателя начальных классов, воспитателя дошкольного учреждения.

Базой проведения деловой игры является кабинет методики преподавания математики Сенгилеевского педагогического техникума, оснащенный доской с наборным полотном, мультимедиа проектором, экраном, персональным компьютером, интерактивной доской с сенсорным экраном, наборами наглядных пособий и раздаточных материалов.

При проектировании и проведении деловых игр на занятиях по методике преподавания математики необходимо учитывать ряд особенностей: важно, чтобы подведение к новому материалу, объяснение и закрепление было обязательно построено на использовании наглядных методов обучения и проводилось в форме конструктивного диалога с «учениками», опираясь на имеющиеся знания; обучающимся поначалу сложно выстроить беседу, студенты очень волнуются выступать перед группой, путаются в формулировке вопросов, использовании наглядности, много время тратят на организацию, переключение интерактивных средств, скудно используют математическую терминологию. Задача методиста в начале использования деловых игр – помочь обучающимся, на этапе анализа и обобщения отметить недочеты, подсказать, как лучше можно было провести фрагмент урока или его элемент. При проведении такой работы систематически обучающиеся исправляют свои недочеты, более уверенно выступают в роли учителя и усваивают техники ведения уроков математики.

Деловая игра содержит такие элементы как: цель игры, сценарий игры, комплект ролей и функций игроков, правила игры, система оценивания игры, методическое обеспечение.

При проектировании деловых игр на уроках методики преподавания математики учитывались такие её принципы: как имитационное и игровое моделирование реальной производственной ситуации соответствует будущей профессиональной деятельности; полное погружение участников в созданную проблему; постепенное вхождение в будущую профессиональную деятельность; диалоговое общение с использование профессиональной лексики.

Важно отметить, что систематическое использование такого метода обучения на уроках методики преподавания математики как деловая игра является основой для подготовки к демонстрационному экзамену – государственной аттестации выпускников, на котором студенты показывают в том числе и фрагменты урока из начальной школы, демонстрируя свои профессиональные компетенции.



В целом, применение деловой игры как метода формирования профессиональных педагогических компетенций в условиях педагогического техникума, позволяет более полно воспроизводить практическую деятельность учителя. В результате использования деловой игры в подготовке специалистов среднего звена повышается способность обучающихся решать сложные, разнообразные учебно-производственные задачи. Участники деловых игр активнее включаются в познавательную деятельность, успешнее осваивают учебные дисциплины, быстрее и эффективнее принимают решения в сложных ситуациях, что приводит в дальнейшем к умению прогнозировать и предвидеть ход событий.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Дмитриева Анна Александровна

Дата: 12.11.2022

Номер свидетельства: 617232


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства