Развитие способности обучаться или использование активных методов обучения в учебно-познавательной деятельности».
Развитие способности обучаться или использование активных методов обучения в учебно-познавательной деятельности».
Доклад
«Развитие способности обучаться или использование активных методов обучения в учебно-познавательной деятельности».
«Учение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты и игры».
В.А.Сухомлинский.
Портрет выпускника – гражданина России по ФГОС выглядит так: Патриот. Уважает ценности иных культур. Креативный, мотивированный. Уважает других людей, готов сотрудничать. Способен принимать самостоятельные решения. Из последнего предложения вытекает: обладающий знаниями, умениями, навыками, опытом творческой деятельности; умеющий разрешить проблемы в реальных жизненных ситуациях; отличающийся личностными качествами. В чем состоит миссия каждого учебного заведения в воспитании гражданина России? Воспитать высоконравственного, творческого, компетентного, успешного выпускника, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, отвечающего требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального и поликультурного состава российского общества. Чему учить и как учить в наше время, чтобы прийти к такому результату, – вопросы, которые задает себе каждый современный учитель. Долгие годы считалось, что главная задача педагога – передать обучающимся знания, обеспечить и проконтролировать их усвоение. В традиционной системе образования основной упор в процессе обучения делался на накопление знаний и только после – на их практическое применение, причём чаще всего – не в реальной, а в сугубо учебной ситуации. Школа рассматривалась только как подготовка к будущей взрослой жизни. «Модернизация российского образования, осуществляемая в настоящее время, предполагает переход от знаниевой парадигмы к компетентностной.
В компетентностной парадигме образование ставит своей целью овладение набором компетенций, необходимых для успешной адаптации в постоянно меняющемся современном обществе». При этом получение знаний становится не самоцелью, а средством достижения поставленной цели. А формирование компетенций происходит в процессе практической деятельности. Приоритетная цель образования - развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения, в общем, научить учиться. В требованиях к условиям реализации основных профессиональных образовательных программ Федеральных государственных образовательных стандартов сказано: «…образовательное учреждение должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий…». Эффективность обучения предусматривает применение инноваций, то есть использование активных методов обучения, позволяющих усваивать и закреплять знания на практике, перерабатывать информацию, приобретать навыки и умения. Активные методы обучения – это способы и приемы педагогического воздействия, побуждающие к мыслительной активности, проявлению творческого, исследовательского подхода в процессе учебы. К эффективным формам учебной работы относятся различные формы и методы обучения: создание проектов, подготовка публичных выступлений, дискуссионное обсуждение проблем, обучение в сотрудничестве, создание проблемных ситуаций, подготовка тематических видеофильмов и презентаций и т.д. Переход от информационно-объяснительного обучения к инновационно-действенному связан с применением в учебном процессе новых компьютерных и различных информационных технологий, электронных учебников, видеоматериалов, обеспечивающих свободную поисковую деятельность, а также предполагает развитие личностной ориентации. В этом может помочь использование проблемной и игровой технологии, технологии коллективной и групповой деятельности, методы анализа конкретных ситуаций, метод проектов, обучение в сотрудничестве, креативное обучение, инновационную образовательную проектную деятельность, нестандартные уроки (лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-диспут и т.п.). Итак, на сегодня основная деятельность преподавателя профессионала заключается в следующем: он демонстрирует универсальные и предметные способы действий, инициирует пробные действия обучающихся, консультирует, корректирует действия, ищет способы включить в работу каждого. Следовательно, больше разнообразных видов деятельности, включающих все предметы в широкий общеучебный и жизненный контекст (компетентностный подход), меньше готовых знаний (выучивание правил, формул и таблиц наизусть), тренировки навыков (доведение навыков до автоматизма) – это основные отличия от традиционной концепции.
Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность преподавателю продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся в организации учебно-познавательной деятельности.
Я проработала в школе 17 лет, и 11 лет в НПО. Мне хорошо знакома традиционная система образования, в своей педагогической практике я прибегала к использованию и нестандартных форм обучения, и инновационной образовательной деятельности, которые тоже были результативны. Но время не стоит на месте, ФГОС провозгласил новые развивающие цели, достичь которые можно через продуктивную деятельность, направленную на формирование универсальной учебной деятельности (УУД). Появляются новые учебники, содержание которых отвечает принципу минимакса (макс – предлагаем, мини – спрашиваем). Меняются критерии выбора учебно-методического комплекса (УМК), теперь он должен отвечать определенным стандартам, быть дифференцированным, ориентированным на развитие личности, развивать творческие способности и самостоятельность. Учитель должен реагировать на самые слабые дуновения ветра перемен, а его урок стать лакмусовой бумагой, зеркалом, в котором отразятся и его культура, и интеллект, и эрудиция, и его творческие способности. Творчество – это удел избранных или нет? Как распознать творчески одаренного ребёнка? Сколько лет работаю в учебных заведениях, ответ на этот вопрос для меня всегда один и тот же. Бесталанных детей нет, творчество присуще каждому, и любой ребёнок творчески одарён. Только дар этот надо не пропустить, создать условия, чтобы ученику захотелось творить и, конечно, сделать это вовремя. Если учитель работает в этом направлении, то постепенно желание что-нибудь «сотворить» входит у учеников в привычку, и самые нестандартные, непонятные, на первый взгляд, задания не ставят в тупик, а лишь стимулируют желание выполнить их по-своему, оригинально, не так, как у всех. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. В настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Приведу некоторые из них.
Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего, с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождении единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов.Таким образом, можно сделать вывод, что активные методы получают отражение во многих технологиях обучения, направленных на перестройку и совершенствование учебно-воспитательного процесса. Активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с аудиторией, оказывают большое влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности. В результате этого развиваются творческие способности, устная речь учащихся, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируется мышление. Использование преподавателями активных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Стаж работы: общий – 33 года, педагогический – 28 лет.
Тел. 8-928-561-85-54.
Доклад
«Развитие способности обучаться или использование активных методов обучения в учебно-познавательной деятельности».
«Учение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты и игры».
В.А.Сухомлинский.
Портрет выпускника – гражданина России по ФГОС выглядит так: Патриот. Уважает ценности иных культур. Креативный, мотивированный. Уважает других людей, готов сотрудничать. Способен принимать самостоятельные решения. Из последнего предложения вытекает: обладающий знаниями, умениями, навыками, опытом творческой деятельности; умеющий разрешить проблемы в реальных жизненных ситуациях; отличающийся личностными качествами. В чем состоит миссия каждого учебного заведения в воспитании гражданина России? Воспитать высоконравственного, творческого, компетентного, успешного выпускника, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, отвечающего требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального и поликультурного состава российского общества. Чему учить и как учить в наше время, чтобы прийти к такому результату, – вопросы, которые задает себе каждый современный учитель. Долгие годы считалось, что главная задача педагога – передать обучающимся знания, обеспечить и проконтролировать их усвоение. В традиционной системе образования основной упор в процессе обучения делался на накопление знаний и только после – на их практическое применение, причём чаще всего – не в реальной, а в сугубо учебной ситуации. Школа рассматривалась только как подготовка к будущей взрослой жизни. «Модернизация российского образования, осуществляемая в настоящее время, предполагает переход от знаниевой парадигмы к компетентностной.
В компетентностной парадигме образование ставит своей целью овладение набором компетенций, необходимых для успешной адаптации в постоянно меняющемся современном обществе». При этом получение знаний становится не самоцелью, а средством достижения поставленной цели. А формирование компетенций происходит в процессе практической деятельности. Приоритетная цель образования - развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения, в общем, научить учиться. В требованиях к условиям реализации основных профессиональных образовательных программ Федеральных государственных образовательных стандартов сказано: «…образовательное учреждение должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий…». Эффективность обучения предусматривает применение инноваций, то есть использование активных методов обучения, позволяющих усваивать и закреплять знания на практике, перерабатывать информацию, приобретать навыки и умения. Активные методы обучения – это способы и приемы педагогического воздействия, побуждающие к мыслительной активности, проявлению творческого, исследовательского подхода в процессе учебы. К эффективным формам учебной работы относятся различные формы и методы обучения: создание проектов, подготовка публичных выступлений, дискуссионное обсуждение проблем, обучение в сотрудничестве, создание проблемных ситуаций, подготовка тематических видеофильмов и презентаций и т.д. Переход от информационно-объяснительного обучения к инновационно-действенному связан с применением в учебном процессе новых компьютерных и различных информационных технологий, электронных учебников, видеоматериалов, обеспечивающих свободную поисковую деятельность, а также предполагает развитие личностной ориентации. В этом может помочь использование проблемной и игровой технологии, технологии коллективной и групповой деятельности, методы анализа конкретных ситуаций, метод проектов, обучение в сотрудничестве, креативное обучение, инновационную образовательную проектную деятельность, нестандартные уроки (лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-диспут и т.п.). Итак, на сегодня основная деятельность преподавателя профессионала заключается в следующем: он демонстрирует универсальные и предметные способы действий, инициирует пробные действия обучающихся, консультирует, корректирует действия, ищет способы включить в работу каждого. Следовательно, больше разнообразных видов деятельности, включающих все предметы в широкий общеучебный и жизненный контекст (компетентностный подход), меньше готовых знаний (выучивание правил, формул и таблиц наизусть), тренировки навыков (доведение навыков до автоматизма) – это основные отличия от традиционной концепции. Сравним:
3.Учитель объясняет новую тему («сиди и слушай!»).
4.Учитель проверяет, как поняли «повтори!»).
1.Учитель создает ситуацию. Ученики называют тему, вопрос.
2.Ученики сами вспоминают знания, которые пригодятся.
3.Ученики сами открывают новые знания (в диалоге с учителем, в учебнике).
4.Ученики делают вывод по теме.
«Успешный ученик тот – кто читает весь учебник и выполняет все задания – «от корки до корки».
Задания и тексты в учебнике даны с избытком – для выбора.
На контрольных спрашивается только малая часть того, что есть в учебнике.
В учебнике всегда есть один правильный ответ!
В учебнике излагается одна «правильная» точка зрения.
Часто в учебнике нет готового ответа, его надо создать самим, опираясь на текст.
Почти на любой творческий вопрос может быть несколько правильных ответов.
«Если не успел что-то сделать на уроке – дома с родителями разберешься».
Домашнее задание – это способ развития самостоятельности.
Об успехах ученика судят по отметкам, которые поставил учитель.
Все делятся на отличников, хорошистов, троечников и двоечников.
Оценка может быть и без отметки (без «5»,«4»,«3»,«2»)!
Дети будут оценивать себя сами!
Каждый может быть лучшим в чем-то своем!
На чем же следует акцентировать внимание на уроках?
Не заставляйте обучающегося заучивать учебник и искать готовые ответы!
Текст нужно понять и уметь использовать!
Не требуйте, чтобы обучающийся читал и выполнял все, что есть в учебнике!
Нужно учиться выбирать главное и интересное!
Нельзя останавливать обучающегося словами: «Мал еще, взрослые лучше знают!»
Поддержите обучающегося, если он высказывает и аргументирует свою точку зрения.
Не надо делать за обучающегося домашнее задание и другие дела, которые он может сделать сам.
Поддержите стремление обучающегося быть самостоятельным.
Не судите об успехах обучающегося по одним отметкам.
Поддержите любой успех обучающегося, его продвижение к лучшему.
Но по каким бы стандартам ни учился ребенок, наши любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив и успешен в учебе.
Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность преподавателю продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся в организации учебно-познавательной деятельности.
Я проработала в школе 17 лет, и 11 лет в НПО. Мне хорошо знакома традиционная система образования, в своей педагогической практике я прибегала к использованию и нестандартных форм обучения, и инновационной образовательной деятельности, которые тоже были результативны. Но время не стоит на месте, ФГОС провозгласил новые развивающие цели, достичь которые можно через продуктивную деятельность, направленную на формирование универсальной учебной деятельности (УУД). Появляются новые учебники, содержание которых отвечает принципу минимакса (макс – предлагаем, мини – спрашиваем). Меняются критерии выбора учебно-методического комплекса (УМК), теперь он должен отвечать определенным стандартам, быть дифференцированным, ориентированным на развитие личности, развивать творческие способности и самостоятельность. Учитель должен реагировать на самые слабые дуновения ветра перемен, а его урок стать лакмусовой бумагой, зеркалом, в котором отразятся и его культура, и интеллект, и эрудиция, и его творческие способности. Творчество – это удел избранных или нет? Как распознать творчески одаренного ребёнка? Сколько лет работаю в учебных заведениях, ответ на этот вопрос для меня всегда один и тот же. Бесталанных детей нет, творчество присуще каждому, и любой ребёнок творчески одарён. Только дар этот надо не пропустить, создать условия, чтобы ученику захотелось творить и, конечно, сделать это вовремя. Если учитель работает в этом направлении, то постепенно желание что-нибудь «сотворить» входит у учеников в привычку, и самые нестандартные, непонятные, на первый взгляд, задания не ставят в тупик, а лишь стимулируют желание выполнить их по-своему, оригинально, не так, как у всех. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. В настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Приведу некоторые из них.
Многие психологи связывают способностик творческой деятельности, прежде всего, с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождении единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов.
Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук выделяет следующие творческие способности:
1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним.
3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
4. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
5. Способность памяти выдавать нужную информацию вовремя.
6. Гибкость мышления.
7. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
8. Лёгкость генерирования идей.
9. Творческое воображение.
Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей, можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение, особые свойства памяти, внимания и качества творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.
Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения на уроках. Используя в своей педагогической практике разнообразные методы обучения, я стараюсь систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учить их рассуждать, самим делать выводы, находить новые нестандартные подходы в решении проблем. Чтобы добиться эффективности в этом процессе, использую разнообразные методы, приёмы и типы уроков.Например, интегрированные уроки. Интегрированный подход позволяет учителю расширить границы предметности, указать ученику путь поиска решения проблем, используя все знания, выходящие далеко за рамки отдельного предмета, способствует развитию креативности. Интегрированные уроки увлекают новизной, возможностью включения в школьный курс альтернативных идей и нестандартных подходов.
В рамках филологической составляющей уроки литературы можно интегрировать с любым предметом школьного курса. В своей практике я соединяю литературу с английским языком, музыкой, мировой художественной культурой, историей. (Интегрированные уроки на тему: «У.Шекспир – бриллиант мировой художественной литературы», «Колокола», «Поэзия родной природы», «Поэзия А.С.Пушкина в картинах Тропинина» и другие).
В своей практике я использую такие типы нестандартных уроков, как урок-концерт, урок-путешествие, урок-диспут, урок-конференция. («Мне дали имя при крещенье - Анна», Урок-портрет о жизни и творчестве Владимира Высоцкого, «Тема России в творчестве поэтов Серебряного века» и др.). «Нестандартные уроки» приносят ученикам радость, создают дополнительный стимул для занятий по предмету, делают процесс обучения творческим, интересным, разнообразным, эффективным.
К.Э. Циолковский писал: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому не известные». Обучение приёмам сопоставления и анализа, умениям находить главное и делать выводы помогает развитию творческой стороны интеллекта обучающегося, формирует его изобретательский и исследовательский талант. Реализовать эти задачи помогает работа над исследовательскими проектами: «Мотив сна в творчестве Тютчева», «Христианские мотивы в творчестве Ф. М. Достоевского» и другими.
На уроках русского языка я использую творческие пятиминутки. Они настраивают на работу, активизируют мышление, помогают быстро и эффективно повторить необходимый материал или привлечь интерес к новой теме урока.
В подростковом возрасте особенно актуальны проблемы самосознания и самоопределения. Возможность анализировать свои внутренние ощущения ребята получают, работая над этюдами и эссе. Сначала эта работа даётся многим с большим трудом, трудно писать без шаблонов и штампов, выбирать собственные переживания, связанные с заданной темой и переосмыслить их. Но постепенно они понимают, о чём писать, и размышления о небе и звёздах, о животных и цветах со временем «перерастают» в эссе о людях и обществе, о том, что значит быть человеком, о мире взрослых и детей. Обретая способность погружаться в себя и анализировать свои переживания, ребята открывают «целый мир новых чувств, начинают воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного «я».
Важнейшим психологическим процессом, отличающим творческую индивидуальность, является процесс воображения и фантазии, поэтому почти на каждом уроке я стараюсь использовать задания. А идей для проектов, развивающих воображение учеников, великое множество.
Возможность развития эмоционально-чувственного восприятия, нестандартного видения литературного материала, написания собственных творческих работ разных жанров помогает развитию продуктивного, творческого воображения. Ученик творит – значит, развивает свою самостоятельность, индивидуальность, учится мыслить нетрадиционно.
Какой бы профессии не обучались мои студенты, способность нестандартно мыслить, творчески подходить к решению проблем поможет им состояться в жизни. Ведь на любом рабочем месте необходим не просто исполнитель, необходима творческая личность, способная выдвигать и претворять в жизнь новые идеи.
Обычно активные методы обучения применяются в комплексе с традиционными методами, охватывают все виды аудиторных занятий со студентами.
Таким образом, можно сделать вывод, что активные методы получают отражение во многих технологиях обучения, направленных на перестройку и совершенствование учебно-воспитательного процесса. Активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с аудиторией, оказывают большое влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности. В результате этого развиваются творческие способности, устная речь учащихся, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируется мышление. Использование преподавателями активных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов.
А напоследок хочу поделиться рецептом приготовления хорошего урока, который недавно вычитала в интернете. Улыбнитесь!
Рецепт приготовления хорошего урока
Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, которые лишены разочарования, злопамятности и злости. После того, как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на 5 или 6 уроков, которые вам приходится проводить каждый рабочий день. Добавьте в каждый урок по одной порции: мудрости, терпения, храбрости, работоспособности, оптимизма, преданности своему делу, вольнодумия и свободомыслия, доброты, отдыха и заботы о здоровье, доброго юмора, такта, веры в каждого ученика.
Количество ингредиентов – на усмотрение готовящего. Для того, чтобы придать остроты уроку, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте урок профессионализмом учителя. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится! Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к учительскому труду и творчеству.
Литература.
1. Годфруа Ж. Психология. М, 1992.
2. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978.
3.Осмоловская И.М. Инновации и педагогическая практика. Народное образование. — 2010. — №6.
4.Скрипко Л.Е. Внедрение инновационных методов обучения: перспективные возможности или непреодолимые проблемы? Менеджмент качества. — 2012. — №1.
5. Соколова Н.Ю. Как активизировать познавательную деятельность
Учащихся. Педагогика. – 2008 – №7.
6. Федеральная целевая программа развития образования на 2011—2015 URL: http://old.mon.gov.ru/dok/prav/obr/8311/