Использование учебно – познавательных компетенций на уроках спецдисциплин и химии
В своем послании «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» от 17.01.2014 г. Президент РК Н. Назарбаев отметил: «Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Развитая страна в ХХI веке – это активные, образованные и здоровые граждане. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации».
В связи с обновлением содержания образования в РК должны произойти изменения и в системе преподавания профессиональных колледжей. Компетентностный подход в обучении связан с необходимостью непрерывного образования и самообразования молодых людей, овладение новыми информационными технологиями, умением сотрудничать и работать в группе. Формирование учебно-познавательных компетенций - ключевой момент новых образовательных стандартов. Компетенция становится сферой отношений, существующих между знанием и действием в жизненной практике. Одной из ключевых компетенций студента является учебно-познавательная компетенция. Формирование учебно-познавательных компетенций является необходимым условием эффективности учебной деятельности студентов в колледже.
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности студента, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего, в учении.
Поэтому в своей работе мы стараемся, чтобы студенты не только получили профессионально - техническое образование, но и обладали знаниями и умениями для полноценного функционирования в обществе, стали компетентными специалистами в своей профессии.
Для формирования учебно – познавательных и профессиональных компетенций мы проводим интегрированные уроки по спецтехнологии и химии. Представленный ниже интегрированный урок направлен на развитие у студентов коммуникативных компетентностей и компетентности разрешения проблем, что позволяет научить их поиску и отбору информации, публично выступать, ставить вопросы, и находить на них ответы, организует деятельность студентов, а не воспроизведение ими информации или отдельных действий в чистом виде.
Открытый интегрированный урок по предметам «Технология сварочных работ», «Материаловедение», «Химия», тема «Коррозия металлов и борьба с ней. Способы защиты металлов от коррозии» был проведен в группе ЭГС-2011. Цель урока: создание условий для обобщения и систематизации знаний по теме урока. На уроке учебная группа ЭГС-2011 была разделена на две команды «Химики», «Технологи», в каждой из которых определен лидер. Урок был начат с психологического настроя студентов, звучания эпиграфа, постановки целей и задач, определения компетенций.
Группам были предложены различные интерактивные творческие задания. Конкурс «Угадай-ка…» заключался в разгадывании кроссвордов, викторин, ребусов, загадок.
В ходе урока проведены химические эксперименты с металлическими гвоздями, указано, как влияет коррозия в разных химических средах. Преподавателями подготовлены буклеты о коррозии металлов и способах защиты от нее. Интересен видеосюжет о видах коррозии, защиты оборудования, машин от разрушения.
На уроке применено новое оборудование – компьютер и интерактивная доска с подиумом, с помощью которых подростки решали интерактивные кроссворды, работами с новейшими компьютерными программами «Флипчарт», где студентам были предложены компетентостно – ориентированные задания «Реставрация», «Виды коррозии». В виде опережающего задания студенты представили красочные презентации «Коррозия металлов».
Очень интересно представлена рефлексия, где ребята смогли оценить себя в течение урока, используя «Листы учета знаний». Оценки за работу на уроке выставляли не только преподаватели, но и лидеры команд, и сами студенты смогли себя объективно оценить.
Урок подготовлен и проведен на высоком методическом уровне, с использованием инновационных педагогических технологий: ИКТ, интерактивного и дифференцированного обучения, понравился студентам и коллегам, присутствующим на уроке.
Ниже предлагается разработка открытого интегрированного урока.
Тема урока: «Коррозия металлов и борьба с ней. Способы защиты металлов от коррозии».
Цель: создание условий для обобщения и систематизации знаний студентов по теме урока.
Задачи:
• способствовать формированию образовательных компетенций студентов через проблемно-исследовательскую деятельность;
• способствовать формированию устойчивой мотивации студентов к саморазвитию через ситуацию успеха;
• создать условия для применения знаний в новой ситуации;
• воспитание толерантного отношения к мнению других;
• создать условия для рефлексии собственной деятельности;
• развивать информационную и речевую культуру.
Компетенции, на формирование которых направлен урок:
• учебно-познавательная компетенция (аспект: нахождение, переработка, использование информации для решения учебных задач);
• коммуникативная компетенция (аспекты устной и письменной коммуникации);
• информационная компетенция (аспект обработки информации).
Тип урока: занятие обобщения и систематизации знаний (ЗОСЗ)
Оборудование и реактивы: интерактивная доска, презентация «Коррозия металлов и борьба с ней», презентации обучающихся, флипчарты «Реставрация», «Виды коррозии», КОЗ, видеоролик «Коррозия металлов и борьба с ней», буклет «Коррозия металлов и борьба с ней», ПСХЭ Д.И. Менделеева, электрохимический ряд напряжений металлов, листы учета знаний; штатив для пробирок, пробирки, железные гвозди, цинк, медная проволока, вода, раствор хлорида натрия.
Ход урока:
- Мобилизующее начало урока.
- Постановка цели и задач урока.
III. Повторение и обобщение понятий, и усвоение соответствующей системы знаний.
IV. Выполнение студентами индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера.
Проверка выполнения работ, корректировка. Заполнение листов учета.
1. Проблемная ситуация. Тайна яхты «Зов моря».
2. Задание: «Найдите лишнее».
Студентам предложены различные картинки с видами коррозии. Нужно навести карандаш на интерактивной доске, те картинки, которые лишние, исчезнут.
3. Компетентностно - ориентированное задание «Реставрация». (флипчарт – на интерактивной доске выберите Инструмент Перо, цвет и ширину, напишите правильные ответы, затем сотрите ластиком для самопроверки ).
4. Компетентностно - ориентированное задание «Виды коррозии».
(флипчарт – на интерактивной доске виды коррозии спрятаны за картинкой Замок, вытяните маркером и распределите соответственно по видам).
5. Задание: «Угадайка».
С растворами каких, из указанных солей (KCl, AgNO3, CuSO4, Hg(NO3)2, Al2(SO4)3, ZnCl2), может реагировать Fe? Нужно навести карандаш на интерактивной доске (кликнуть клавишей мыши), те растворы солей, с которыми железо не реагирует, исчезнут.
6. Химический эксперимент.
Эксперимент «Влияние различных электролитов на процесс коррозии» (проводится за 4-5 дня до урока). Анализ результатов проблемного эксперимента, формулирование выводов.
Проблема: Почему в одних случаях коррозия усиливается, а в других замедляется? Объясните процессы, происходящие в каждой пробирке.
7. Задание: «Помогите сварщику».
Помогите сварщику определить металлы наиболее стойкие к коррозии.
8. Интерактивный кроссворд «Коррозия металлов».
9. Задание: «Вспомните определения».
10. Опережающее творческое задание: презентации студентов «Коррозия металлов».
Выводы по уроку.
V. Подведение итогов урока.
Заполнение листов учета знаний. Подведение итогов работы групп.
VI. Рефлексия.
Отметьте свое состояние и настроение после урока на «дереве состояния».
VII. Домашнее задание:
• По материаловедению: §§ 30-31, с.96-104, Л.В.Мускат «Материаловедение», 6.1.-6.4. с.201-209, Ф.Д.Гелин, Э.И.Крупицкий, И.П.Позняк «Материаловедение»;
• По химии: § 5.7 Н.Н.Нурахметов и др. Химия 10 класс, ЕМН.
• Составить интерактивные кроссворды по теме урока.
Мы стремимся активизировать сам процесс обучения, который должен иметь прикладной характер. Это вопрос важный и перспективный. Таким образом, можно добиться повышения мотивации к обучению. Компетенции, которые мы сегодня развиваем в студентах – это не просто знания и умения, это владение такими формами поведения и индивидуальными характеристиками, которые необходимы для успешной деятельности на том или ином поприще. За поведением этим, конечно, стоят и знания, и умения, но не только они. Не менее важное значение имеют личностные черты, установки, ценности, убеждения, эмоции, способность ладить с людьми и самооценка.
В рамках компетентностного подхода обучение химии и спецпредметам становится комплексным, многофакторным. Студентам передаются знания и навыки, которые нужны для развития учебно – познавательных, профессиональных и коммуникативных компетенций. Ведется также психологическая подготовка, формируются нужные установки, развиваются определенные личностные качества, нарабатываются конкретные алгоритмы эффективной деятельности; компетентностный подход является
целевым. Студент не просто специалист - электрогазосварщик, а человек, который будет хорошо уметь выполнять совершенно конкретный круг работ. Молодые специалисты, обученные в рамках компетентостного подхода, чувствуют себя на рынке труда гораздо увереннее, и легче адаптируются, получив работу.