kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование учебно – познавательных компетенций на уроках спецдисциплин и химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование учебно – познавательных компетенций на уроках  спецдисциплин и химии

В своем послании «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» от 17.01.2014 г. Президент РК Н. Назарбаев отметил: «Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Развитая страна в ХХI веке – это активные, образованные и здоровые граждане. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации». 

В связи с обновлением содержания образования в РК должны произойти изменения и в системе преподавания профессиональных колледжей.  Компетентностный подход в обучении связан с необходимостью непрерывного образования и самообразования молодых людей, овладение новыми информационными технологиями, умением сотрудничать и работать в группе. Формирование учебно-познавательных компетенций - ключевой момент новых образовательных стандартов. Компетенция становится сферой отношений, существующих между знанием и действием в жизненной практике. Одной из ключевых компетенций студента является учебно-познавательная компетенция. Формирование учебно-познавательных компетенций является необходимым условием эффективности учебной деятельности студентов в колледже.

Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности студента, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего, в учении.

Поэтому в своей работе мы стараемся, чтобы студенты не только получили профессионально - техническое образование, но и обладали  знаниями и умениями для полноценного функционирования в обществе, стали компетентными специалистами в своей профессии.

Для формирования учебно – познавательных и профессиональных компетенций мы проводим интегрированные уроки по спецтехнологии и химии. Представленный ниже интегрированный урок направлен на развитие у студентов коммуникативных компетентностей и компетентности разрешения проблем, что позволяет научить их поиску и отбору информации, публично выступать, ставить вопросы,  и находить на них  ответы, организует деятельность студентов, а не воспроизведение ими информации или отдельных действий в чистом виде.

Открытый интегрированный урок по предметам «Технология сварочных работ», «Материаловедение», «Химия», тема «Коррозия металлов и борьба с ней. Способы защиты металлов от коррозии» был проведен в группе  ЭГС-2011. Цель урока: создание условий для обобщения и систематизации знаний по теме урока. На уроке учебная группа ЭГС-2011 была разделена на две команды «Химики», «Технологи», в каждой из которых определен лидер. Урок был начат с психологического настроя студентов, звучания эпиграфа, постановки целей и задач, определения компетенций.

Группам были предложены различные интерактивные творческие задания. Конкурс «Угадай-ка…» заключался в разгадывании кроссвордов, викторин, ребусов, загадок.

В ходе урока проведены химические эксперименты с металлическими гвоздями, указано, как влияет коррозия в разных химических средах. Преподавателями подготовлены буклеты о коррозии металлов и способах защиты от нее. Интересен видеосюжет о видах коррозии, защиты оборудования, машин от разрушения.

На уроке применено новое оборудование – компьютер и интерактивная доска с подиумом, с помощью которых подростки решали интерактивные кроссворды, работами с новейшими компьютерными программами «Флипчарт», где студентам были предложены компетентостно – ориентированные задания «Реставрация», «Виды коррозии». В виде опережающего задания студенты представили красочные презентации «Коррозия металлов».

Очень интересно представлена рефлексия, где ребята смогли оценить себя в течение урока, используя «Листы учета знаний». Оценки за работу на уроке выставляли не только преподаватели, но и лидеры команд, и сами студенты смогли себя объективно оценить.

Урок подготовлен и проведен на высоком методическом уровне, с использованием инновационных педагогических технологий: ИКТ, интерактивного и дифференцированного обучения, понравился студентам и коллегам, присутствующим на уроке.

Ниже предлагается разработка открытого интегрированного урока.

Тема урока: «Коррозия металлов и борьба с ней. Способы защиты металлов от коррозии».

Цель: создание условий для обобщения и систематизации знаний студентов по теме урока.

Задачи:

•  способствовать формированию образовательных компетенций студентов через проблемно-исследовательскую деятельность;

•  способствовать формированию устойчивой мотивации студентов к саморазвитию через ситуацию успеха;

•  создать условия для применения знаний в новой ситуации; 

•  воспитание толерантного отношения к мнению других;

•  создать условия для рефлексии собственной деятельности;

•  развивать информационную и речевую культуру.

Компетенции, на формирование которых направлен урок:

•  учебно-познавательная компетенция (аспект: нахождение, переработка, использование информации для решения учебных задач);

•  коммуникативная компетенция (аспекты устной и письменной коммуникации);

•  информационная компетенция (аспект обработки информации).

Тип урока: занятие обобщения и систематизации знаний (ЗОСЗ)

Оборудование и реактивы: интерактивная доска, презентация «Коррозия металлов и борьба с ней», презентации обучающихся, флипчарты «Реставрация», «Виды коррозии», КОЗ, видеоролик «Коррозия металлов и борьба с ней», буклет «Коррозия металлов и борьба с ней», ПСХЭ Д.И. Менделеева, электрохимический ряд напряжений металлов, листы учета знаний; штатив для пробирок, пробирки, железные гвозди, цинк, медная проволока, вода, раствор хлорида натрия.

Ход урока:

  1. Мобилизующее начало урока.
  2. Постановка цели и задач урока.

III.             Повторение и обобщение понятий, и усвоение соответствующей системы знаний.

IV.              Выполнение студентами индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера.

Проверка выполнения работ, корректировка. Заполнение листов учета.

1.                       Проблемная ситуация. Тайна яхты «Зов моря».

2.    Задание: «Найдите лишнее».

      Студентам предложены различные картинки  с видами  коррозии. Нужно навести карандаш на интерактивной доске, те картинки, которые лишние, исчезнут.

3.    Компетентностно - ориентированное задание  «Реставрация». (флипчарт – на интерактивной доске выберите Инструмент Перо, цвет и ширину, напишите правильные ответы, затем сотрите ластиком для самопроверки ).

4.      Компетентностно - ориентированное задание «Виды коррозии».

(флипчарт – на интерактивной доске виды коррозии спрятаны за картинкой Замок, вытяните маркером и распределите соответственно по видам).

5.                       Задание: «Угадайка».

С растворами каких, из указанных солей (KCl, AgNO3, CuSO4, Hg(NO3)2, Al2(SO4)3, ZnCl2), может реагировать Fe? Нужно навести карандаш на интерактивной доске (кликнуть клавишей мыши), те растворы солей, с которыми железо не реагирует, исчезнут.

6.                       Химический эксперимент.

 Эксперимент «Влияние различных электролитов на процесс коррозии» (проводится за 4-5 дня до урока).  Анализ результатов проблемного эксперимента, формулирование выводов.

Проблема: Почему в одних случаях коррозия усиливается, а в других замедляется? Объясните процессы, происходящие в каждой пробирке.

7.                       Задание: «Помогите сварщику».

Помогите сварщику определить металлы наиболее стойкие к коррозии.

8.                       Интерактивный кроссворд «Коррозия металлов».

9.                       Задание: «Вспомните определения».

10. Опережающее творческое задание: презентации студентов «Коррозия металлов».

Выводы по уроку.

V.                      Подведение итогов урока.

Заполнение листов учета знаний. Подведение итогов работы групп.

VI.                   Рефлексия.

Отметьте  свое состояние и настроение после урока  на «дереве  состояния».

VII.                Домашнее задание:

•   По материаловедению: §§ 30-31, с.96-104, Л.В.Мускат «Материаловедение», 6.1.-6.4. с.201-209, Ф.Д.Гелин, Э.И.Крупицкий, И.П.Позняк  «Материаловедение»;

•   По химии: § 5.7 Н.Н.Нурахметов и др. Химия 10 класс, ЕМН.

•   Составить интерактивные кроссворды  по теме урока.

Мы стремимся активизировать сам процесс обучения, который должен иметь прикладной характер. Это вопрос важный и перспективный. Таким образом, можно добиться повышения мотивации к обучению. Компетенции, которые мы сегодня развиваем в студентах – это не просто знания и умения, это владение такими формами поведения и индивидуальными характеристиками, которые необходимы для успешной деятельности на том или ином поприще. За поведением этим, конечно, стоят и знания, и умения, но не только они. Не менее важное значение имеют личностные черты, установки, ценности, убеждения, эмоции, способность ладить с людьми и самооценка.

В рамках компетентностного подхода обучение химии и спецпредметам становится комплексным, многофакторным. Студентам передаются знания и навыки, которые нужны для развития учебно – познавательных, профессиональных и коммуникативных компетенций. Ведется также психологическая подготовка, формируются нужные установки, развиваются определенные личностные качества, нарабатываются конкретные алгоритмы эффективной деятельности; компетентностный подход является

целевым. Студент не просто специалист - электрогазосварщик, а человек, который будет хорошо уметь выполнять совершенно конкретный круг работ. Молодые специалисты, обученные в рамках компетентостного подхода, чувствуют себя на рынке труда гораздо увереннее, и легче адаптируются, получив работу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование учебно – познавательных компетенций на уроках спецдисциплин и химии »

Использование учебно – познавательных компетенций на уроках спецдисциплин и химии


В своем послании «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» от 17.01.2014 г. Президент РК Н. Назарбаев отметил: «Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Развитая страна в ХХI веке – это активные, образованные и здоровые граждане. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации». 

В связи с обновлением содержания образования в РК должны произойти изменения и в системе преподавания профессиональных колледжей. Компетентностный подход в обучении связан с необходимостью непрерывного образования и самообразования молодых людей, овладение новыми информационными технологиями, умением сотрудничать и работать в группе. Формирование учебно-познавательных компетенций - ключевой момент новых образовательных стандартов.

Компетенция становится сферой отношений, существующих между знанием и действием в жизненной практике. Одной из ключевых компетенций студента является учебно-познавательная компетенция. 
Формирование учебно-познавательных компетенций является необходимым условием эффективности учебной деятельности студентов в колледже.

Осуществляется оно по двум основным направлениям: 
• содержание учебного предмета; 
• определённая организация познавательной деятельности. 
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности студента, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего в учении.

Поэтому в своей работе мы стараемся, чтобы студенты не только получили профессионально - техническое образование, но и обладали знаниями и умениями для полноценного функционирования в обществе, стали компетентными специалистами в своей профессии.

Для формирования учебно – познавательных и профессиональных компетенций мы проводим интегрированные уроки по спецтехнологии и химии. Представленный ниже интегрированный урок направлен на развитие у студентов коммуникативных компетентностей и компетентности разрешения проблем, что позволяет научить их поиску и отбору информации, публично выступать, ставить вопросы, и находить на них ответы, организует деятельность обучающихся, а не воспроизведение ими информации или отдельных действий в чистом виде.

Открытый интегрированный урок по предметам «Технология сварочных работ», «Материаловедение», «Химия», тема «Коррозия металлов и борьба с ней. Способы защиты металлов от коррозии» был проведен в группе ЭГС-2011. Цель урока: создание условий для обобщения и систематизации знаний по теме урока. На уроке учебная группа ЭГС-2011 была разделена на две команды «Химики», «Технологи», в каждой из которых определен лидер. Урок был начат с психологического настроя студентов, звучания эпиграфа, постановки целей и задач, определения компетенций.

Группам были предложены различные интерактивные творческие задания. Конкурс «Угадай-ка…» заключался в разгадывании кроссвордов, викторин, ребусов, загадок.

В ходе урока проведены химические эксперименты с металлическими гвоздями, указано, как влияет коррозия в разных химических средах. Преподавателями подготовлены буклеты о коррозии металлов и способах защиты от нее. Интересен видеосюжет о видах коррозии, защиты оборудования, машин от разрушения.

На уроке применено новое оборудование – компьютер и интерактивная доска с подиумом, с помощью которых подростки решали интерактивные кроссворды, работами с новейшими компьютерными программами «Флипчарт», где студентам были предложены компетентостно – ориентированные задания «Реставрация», «Виды коррозии». В виде опережающего задания студенты представили красочные презентации «Коррозия металлов».

Очень интересно представлена рефлексия, где ребята смогли оценить себя в течение урока, используя «Листы учета знаний». Оценки за работу на уроке выставляли не только преподаватели, но и лидеры команд, и сами обучающиеся смогли себя объективно оценить.

Урок подготовлен и проведен на высоком методическом уровне, с использованием инновационных педагогических технологий: ИКТ, интерактивного и дифференцированного обучения, понравился студентам и коллегам, присутствующим на уроке.

Ниже предлагается разработка открытого интегрированного урока.


Тема урока: «Коррозия металлов и борьба с ней. Способы защиты металлов от коррозии».


Предметы: материаловедение, технология сварочных работ, химия

Группа: ЭГС – 2011

Цель: создание условий для обобщения и систематизации знаний студентов по теме урока.

Задачи:

        • способствовать формированию образовательных компетенций студентов через проблемно-исследовательскую деятельность;

        • способствовать формированию устойчивой мотивации студентов к

саморазвитию через ситуацию успеха;

        • создать условия для применения знаний в новой ситуации; 

        • воспитание толерантного отношения к мнению других;

        • создать условия для рефлексии собственной деятельности;

        • развивать информационную и речевую культуру.

Компетенции, на формирование которых направлен урок:

  • учебно-познавательная компетенция (аспект: нахождение, переработка, использование информации для решения учебных задач);

  • коммуникативная компетенция (аспекты устной и письменной коммуникации);

  • информационная компетенция (аспект обработки информации).

Тип урока: занятие обобщения и систематизации знаний (ЗОСЗ)

Межпредметные и внутрипредметные связи:

  • Информатика «Подготовка презентации Power Pоint», программы «АсtivInspire», «Movie Maker».

  • Охрана труда «Требование техники безопасности при сварочных работах».

  • Производственное обучение «Выполнение сварочных работ 2 квалификационного разряда», «Защита металлов от коррозии».

  • Основы рыночной экономики «Эффективность производства».

  • Промышленная экология и защита окружающей среды «Влияние коррозии металлов на здоровье человека».

  • Общая биология «Актуальные проблемы современной экологии».

Оборудование и реактивы: интерактивная доска, презентация «Коррозия металлов и борьба с ней», презентации обучающихся, флипчарты «Реставрация», «Виды коррозии», КОЗ, видеоролик «Коррозия металлов и борьба с ней», буклет «Коррозия металлов и борьба с ней», ПСХЭ Д.И. Менделеева, электрохимический ряд напряжений металлов, листы учета знаний; штатив для пробирок, пробирки, железные гвозди, цинк, медная проволока, вода, раствор хлорида натрия.

Ход урока:

  1. Мобилизующее начало урока.

  2. Постановка цели и задач урока.

  3. Повторение и обобщение понятий, и усвоение соответствующей системы знаний.

  4. Выполнение студентами индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера.

Проверка выполнения работ, корректировка. Заполнение листов учета.

  1. Проблемная ситуация. Тайна яхты «Зов моря».

Один из американских миллионеров, не жалея денег, решил построить самую шикарную яхту. Ее днище было обшито дорогим монель - металлом (сплав 70% никеля и 30% меди), а киль, форштевень и раму руля изготовили из стали. Однако яхта еще до завершения отделочных работ вышла из строя, ни разу не побывав в море. Интересно, что яхте было дано имя «Зов моря». В чем причина недолговечности яхты? Разгадайте тайну гибели дорогой яхты миллионера.

  1. Задание: «Найдите лишнее».

Студентам предложены различные картинки с видами коррозии. Нужно навести карандаш на интерактивной доске, те картинки, которые лишние, исчезнут.

  1. Компетентностно - ориентированное задание «Реставрация». (флипчарт – на интерактивной доске выберите Инструмент Перо, цвет и ширину, напишите правильные ответы, затем сотрите ластиком для самопроверки ).

Уровень 1.

Компетентность: информационная.

Аспект: первичная обработка информации.

Источник информации: текст задания.

Текст задания:  «Реставрация».

Во время урока химии на записи в тетради студента попала вода, и часть текста была испорчена. Восстановите пропавшие слова.  

 1.Коррозия ………………. - это процесс самопроизвольного …………………..металлов и сплавов под влиянием окружающей …………. .

2. По химической природе коррозия – это ……………………… - восстановительный …………

3. В зависимости от среды различают несколько видов коррозии: …………………… и …………………………… .

4. Скорость коррозии тем больше, чем сильнее отличаются …………….. (металл и примеси) по своей …………….. .

5. Коррозия, протекающая в токопроводящей среде, называется …………………..

6. Вещества, замедляющие коррозию, называются ……………………. .

Инструмент проверки:
Каждое пошаговое выполнение – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 6 баллов.

  1. Компетентностно - ориентированное задание «Виды коррозии».

(флипчарт – на интерактивной доске виды коррозии спрятаны за картинкой Замок, вытяните маркером и распределите соответственно по видам).

Уровень 2.

Компетентность: регулятивная.

Аспект: определение проблемы, планирование деятельности,  действия по решению проблемы.

Источник информации: текст задания.

Текст задания:

Металлы и сплавы, постоянно соприкасаясь с различными веществами, могут взаимодействовать с ними, образуя разнообразные соединения. В зависимости от среды, в которой находится металл, коррозию разделяют на химическую и электрохимическую. Установите соответствие видов коррозии и примеров коррозии металлов.

  1. Химическая коррозия.

  2. Электрохимическая коррозия.

  1. Задание: «Угадайка».

С растворами каких, из указанных солей (KCl, AgNO3, CuSO4, Hg(NO3)2, Al2(SO4)3, ZnCl2), может реагировать Fe? Нужно навести карандаш на интерактивной доске (кликнуть клавишей мыши), те растворы солей, с которыми железо не реагирует, исчезнут. Ответ: Это AgNO3, CuSO4, Hg(NO3)2.

  1. Химический эксперимент.

Эксперимент «Влияние различных электролитов на процесс коррозии» (проводится за 4-5 дня до урока). Анализ результатов проблемного эксперимента, формулирование выводов.

В пробирку №1 - вода + железный гвоздь.

В пробирку №2 - раствор хлорида натрия +железный гвоздь.

В пробирку №3- раствор хлорида натрия +железный гвоздь +цинк.

В пробирку №4- раствор хлорида натрия +железный гвоздь обвитый медной проволокой.

Проблема: Почему в одних случаях коррозия усиливается, а в других замедляется? Объясните процессы, происходящие в каждой пробирке.

  1. Задание: «Помогите сварщику».

Помогите сварщику определить металлы наиболее стойкие к коррозии.

Студентам предложены следующие металлы: Os, Nа, Pt, К, Мg,Ir, Ва, Ag.

Нужно навести карандаш на интерактивной доске, металлы, которые устойчивы к коррозии, останутся на слайде, остальные исчезнут.

  1. Интерактивный кроссворд «Коррозия металлов».

  2. Задание: «Вспомните определения».

Интерактивное задание: Нужно навести карандаш на интерактивной доске, правильное определение откроется, а неправильное останется на месте, появится знак вопроса.

1.Протекает с одинаковой скоростью (сплошная коррозия).

2.Охватывает отдельные участки поверхности металла (местная коррозия).

3. Коррозия происходит по границам зерен металла (межкристаллитная).

10. Опережающее творческое задание: презентации студентов «Коррозия металлов».

Выводы по уроку.

  1. Подведение итогов урока.

Заполнение листов учета знаний. Подведение итогов работы групп.

  1. Рефлексия.

Отметьте свое состояние и настроение после урока на «дереве состояния».



  1. Домашнее задание:

  • По материаловедению: §§ 30-31, с.96-104, Л.В.Мускат «Материаловедение», 6.1.-6.4. с.201-209, Ф.Д.Гелин, Э.И.Крупицкий, И.П.Позняк «Материаловедение»;

  • По технологии сварочных работ: В.М.Рыбаков «Ручная дуговая и газовая сварка металлов», §§ 67-71, с.139-153.

  • По химии: § 5.7 Н.Н.Нурахметов и др. Химия 10 класс, ЕМН.

  • Составить интерактивные кроссворды по теме урока.


Мы стремимся активизировать сам процесс обучения, который должен иметь прикладной характер. Это вопрос важный и перспективный. Таким образом, можно добиться повышения мотивации к обучению.

Компетенции, которые мы сегодня развиваем в студентах – это не просто знания и умения, это владение такими формами поведения и индивидуальными характеристиками, которые необходимы для успешной деятельности на том или ином поприще. За поведением этим, конечно, стоят и знания, и умения, но не только они. Не менее важное значение имеют личностные черты, установки, ценности, убеждения, эмоции, способность ладить с людьми и самооценка.

В рамках компетентностного подхода обучение химии и спецпредметам становится комплексным, многофакторным. Студентам передаются знания и навыки, которые нужны для развития учебно – познавательных, профессиональных и коммуникативных компетенций. Ведется также психологическая подготовка, формируются нужные установки, развиваются определенные личностные качества, нарабатываются конкретные алгоритмы эффективной деятельности; компетентностный подход является

целевым. Обучается не просто специалист - электрогазосварщик, а человек, который будет хорошо уметь выполнять совершенно конкретный круг работ. Молодые специалисты, обученные в рамках компетентостного подхода, чувствуют себя на рынке труда гораздо увереннее, и легче адаптируются, получив работу.





6






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Использование учебно – познавательных компетенций на уроках спецдисциплин и химии

Автор: Головко Наталия Юрьевна, Шишук Татьяна Александровна

Дата: 01.07.2015

Номер свидетельства: 222004


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства